Чем выше темп развития ребенка тем

Рекомендации для родителей

Темп развития и будущее ребенка

       Многие родители придают исключительно большое значение самому темпу развития ребенка, ревниво следя за тем, чтобы      OH  буквально  ни в чем не отставал от сверстников, а по

возможности и опережал их. Что ж, когда речь идет о задержках развития, повышенное внимание к темпу вполне оправданно. Если ребенок не переходит вовремя к ролевой игре, не овладевает предметным рисованием, не усваивает простейших математических представлений, это должно насторожить родителей, должно побудить их выяснить причину задержки развития. Такими причинами могут оказаться как неблагоприятные условия и особенности воспитания (педагогическая запущенность), так и дефекты нервной системы (умственная отсталость, нарушение слуха).

Сложнее обстоит дело, если речь идет об опережении среднего темпа, о необычайно раннем развитии. Предположим, ребенок уже до 3 лет овладевает чтением и счетом, у него появляются интересы, обычно этому возрасту не свойственные, — к технике, к математике, к географии, и он начинает делать быстрые успехи в этих областях, усваивая уже в дошкольном возрасте умения и навыки, входящие в школьную программу. Часто родители таких детей теряются. Одни пытаются затормозить раннее развитие, опасаясь, что оно повредит здоровью ребенка; другие, напротив, всячески способствуют ему в приятной надежде вырастить гения; третьи просто пускают все «на волю волн».

Первое, что следует сказать: необычно быстрый темп развития сам по себе никаких оснований для беспокойства не дает. Единственное, чего следует опасаться,— весьма вероятной в подобных условиях односторонности, ухода ребенка в какую-то одну область в ущерб остальным. И конечно же, нельзя захваливать малыша, выставлять его напоказ.

Что касается прогноза, то он может быть разным. В одних случаях за ускоренным темпом развития скрываются действительно незаурядные способности. В других (это бывает чаще) темп развития постепенно замедляется и ребенок становится самым обыкновенным, сохраняя, впрочем, достаточно высокий общий уровень умственного развития.

Необычно высокий темп развития часто представляется окружающим чем-то вроде чуда (между прочим, «вундеркинд» — слово немецкое, по-русски это звучало бы как «чудо-ребенок»). Взрослым кажется, что ребенок сам неведомо как овладевает грамотой или математикой. Однако на самом деле его, конечно, всему этому учат именно взрослые, хотя часто стихийно, неосознанно и несистематически. Другое дело, что здесь проявляется разный уровень обучаемости. То, что от обычного ребенка требует длительных усилий, «вундеркинд» схватывает с полунамека.

«Детская талантливость (в живописи, в поэзии, в музыке), — писал К. И. Чуковский, большой знаток творчества детей, — очень часто иссякает с годами, и я знаю немало двенадцатилетних поэтов, которые через 7—8 лет, утратив поэтический дар, становились отличными конструкторами, моряками, геологами».

Это в такой же мере относится к успехам детей в области математики, физики, биологии.

Один из наших выдающихся математиков, многие годы отдавший воспитанию одаренных детей, академик А. Н. Колмогоров отмечает, что «ранние детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже при их культивировании старшими».

Советский психолог Н. С. Лейтес, который посвятил специальное большое исследование детям, проявлявшим, казалось бы, выдающиеся умственные способности, приходит к выводу, что «опережение ребенком своего возраста еще не дает надежных оснований для суждения о его будущих возможностях, а отсутствие раннего развития не исключает вероятности последующего подъема».

Когда ребенок, подававший большие надежды, не оправдывает их, вряд ли можно говорить об исчезновении уже появившегося таланта. Просто впечатление талантливости, больших способностей возникает из-за того, что дети в каком-то отношении опережают сверстников, но потом темп развития снижается и то, что было удивительным для ребёнка, выглядит совершенно заурядно для взрослого человека.

Да, «раньше» и «лучше» не одно и то же. Возможно, способствуя раннему обучению, используя высокий темп развития, мы и получаем выигрыш в сроках усвоения специальных знаний, в формировании соответствующих способностей (часто, впрочем, недолговечный). Но не проигрываем ли в том, что раньше времени, не успев обогатить личность ребенка, уходят из его жизни детские виды деятельности— игра, рисование, конструирование?

И об этом следует помнить честолюбивым родителям.

                         Воспитатель К.У.          

 Урайский специализированный Дом ребёнка.

Новожилова Алевтина Леонидовна.

Источник

Кравченко Лариса Владимировна, педагог-психолог; Додуева Надежда Петровна, заведующий. МКДОУ «Сказка», город Бородино Красноярский край.
Внедряя ФГОС в практику нашего дошкольного учреждения, мы активно занимаемся преобразованием развивающей предметно-пространственной среды, учитывая при этом возрастные особенности детей. Данный семинар позволил нам систематизировать и уточнить имеющиеся знания (теоретические и практические) о возрастных особенностях детей дошкольного возраста и активно использовать их в дальнейшем при сопровождении детей и проектировании развивающей среды в возрастных группах.

Дата публикации: 22.06.2015

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС».

За два дня до проведения семинара педагоги получили задание: подробно ознакомиться с возрастными характеристиками детей своей возрастной группы.

Читайте также:  Книги по психологическому развитию ребенка

Перед началом самого семинара всем педагогам было предложено разделиться на 6 рабочих групп (в соответствии с возрастом детей): ранний возраст, младший, средний, старший, подготовительный возраст. Специалистам было предложено объединиться в одну группу.

Семинар включал две части: теоретическая и практическая.

1 часть – это установочный доклад с презентацией «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»:

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Л.С. Выготский установил четыре основных закона – особенности детского развития:

1.Цикличность

Собственно возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом.

2. Неравномерность развития.

Разные стороны личности, развиваются неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе.

3. «Метаморфозы».

Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка

То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать.

Так же Л.С. Выготским была разработана возрастная периодизация развития человека. В соответствии с данной периодизацией дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет).

В основу периодизации развития человека Л.С. Выготский положил понятие «Критического возраста», т.к. психическое развитие понималось им как процесс качественных преобразований (кризисов) в виде ломки отживших структур и формирования новых.

(В психологическом словаре) «Возрастные кризисы» – это условное обозначение выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного периода возрастного развития к другому.

В детском развитии Л.С. Выготский выделил 3 критических точки: 1год, 3 года, 7 лет.

Если мы посмотрим на линию развития ребенка, то увидим, что развитие ребенка протекает неравномерно. Процесс идет то быстрее, то медленнее, причем включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад. Поскольку нервная система малыша пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми, что проявляется через капризы, негативизм (т.е. на лицо признаки плохого поведения). А на самом деле это сигнал взрослому об изменении своего отношения к ребенку и обогощение его деятельности с ним новым (усложненным) содержание, т.к. он вырос и требует дальнейшего развития.

Пример: кризис 3-х лет, «Я сам!». Его признаки – упрямство, строптивость, своеволие, капризность. Вот как его чаще описывают: ребенок еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Л.С. Выготский говорил о том, что негативизм, характерный для всех кризисных этапов, несет в себе позитивный заряд, стимулирующий дальнейшее развитие.

В каждом возрасте есть центральные новообразования, объединяющее вокруг себя развитие других психических процессов.

2-3 года:

* Возникновение речи

* Появление 3- наглядно-действенного мышления

4 года:

* Усвоение первичных нравственных норм

* Самооценка

* Появление элементов партнерского общения

4-5лет:

* Контролирующая функция речи

* Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре

* Появление элементов произвольности

* Появление внеситуативно-личностной формы общения со взрослым

5-6лет:

* Предвосхищение результата деятельности

* Активная планирующая функция речи

* Внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками

Читайте также:  Рекомендации родителям по развитию ребенка в младенческом возрасте

6-7лет:

* Внутренний план действий

* Произвольность всех психических процессов

* Возникновение соподчинение мотивов

* Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе

* Возникновение первой целостной картины мира

* Появление учебно-познавательного мотива.

Знание закономерностей развития ребенка в норме является той основой, на которой строится предположение о наличии в развитии ребенка нарушений и принятии мер по их коррекции.

2 часть семинара предполагает три практических задания, позволяющих закрепить теоретические знания педагогов и использовать их при сопровождении детей в образовательном процессе в условиях ФГОС:

Задание 1 . Игра «Практикант».

«В дошкольное учреждение направляется студент для прохождения практики. Заведующий знакомит его с учреждением: они проходят по коридорам, двери в группы приоткрыты. Практикант наблюдает жизнь детей разного возраста и манеру поведения воспитателя догадываясь, что за возрастная группа”

Каждой рабочей группе педагогов необходимо наглядно представить ребенка (детей) своей возрастной группы (ТО, ЧТО УВИДЕЛ ПРАКТИКАНТ), отражая особенности его (их) поведения, общения и манеру поведения воспитателя с данной категорией детей.

На работу в группе дается 5 минут. Группа представляет свой материал, а все остальные участники определяют возраст детей. Высказывают свое мнение.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова.

Каждой рабочей группе в течение 2 минут предлагается поработать с высказыванием и вставить пропущенные слова. Затем группа зачитывает готовое высказывание, которое сверяется с правильным ответом (ответ загорается на слайде).

Задача1. Чем младше ребенок, тем …….. (ниже, выше) темпы его физического и психического…….(благополучия, развития).

Ответ. Чем младше ребенок, тем ВЫШЕ темпы его физического развития.

Задача2. Чем выше темпы развития ребенка, тем …… (труднее, легче) повредить его физическому и …… (психическому, социальному) здоровью.

Ответ. Чем выше темпы развития ребенка, тем легче повредить его физическому и психическому здоровью.

Задача3. Рост и развитие отдельных органов, систем и психических процессов протекает ……..(одновременно, не параллельно) и не с одинаковой степенью интенсивности.

Ответ. Рост и развитие отдельных органов, систем и психических процессов протекает не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности.

Задача4. Есть периоды развития, в которых организм бывает особенно………(нейтрален, чувствителен) к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называют ………(удачными, сензитивными).

Ответ. Есть периоды развития, в которых организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называют сензитивными.

Задача5. Сензитивность возрастных периодов – это …..(чувствительность, безразличность) детей к обучению и …….(хаотичность, направленность) активности.

Ответ. Сензитивность возрастных периодов – это чувствительность детей к обучению и направленность активности.

Задача6. Обучение оказывает ….(пагубное, наибольшее) влияние на те психические функции, которые …..(только начинают, заканчивают) развиваться.

Ответ. Обучение оказывает наибольшее влияние на те психические функции, которые только начинают развиваться.

Задание3. Определите возраст играющих детей, назовите основные признаки, по которым вы определили его.

Каждой рабочей группе (без учета возраста их детей) выдается описание игры. В течение 3 минут они работают с заданием, представляют его, правильный ответ загорается на слайде.

Задача№1.

Игра в «Магазин». Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Алеша, Света, Нина. У каждого своя роль. Двое – продавцы, один – кассир, другой – принимает товар, двое – сгружают его, покупатель – Нина. Она выбирает продукты, платит деньги, складывает покупку в сумку.

Ответ. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). В игре участвуют 7 человек, каждый из которых выполняет действия, связанные с ролью

Задача№2. Шура построила из трех кирпичиков кроватку и положила в нее куклу. Оле понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кубик у Шуры. Шура расплакалась.

Ответ. 3года. Оля играет одна, она не подчиняется правилам игры. В этом возрасте игры детей непродолжительны.

Задача№3. Сеня взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет.

Ответ. 4 года. Мальчик играет один, игровые действия его разнообразны, в игре ребенок использует предметы-заместители, следовательно, развивается символическая функция сознания.

Задача№4. Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машины. В это время Дима, повернувшись спиной к Саше, въехал со своими машинами в гараж Саши.

Ответ. Дошкольники 3-4 лет. Так называемая «игра рядом».

Задача№5. Саша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама и забрала его домой. Игра распалась.

Ответ. Дошкольники 4-5 лет. Кратковременное объединение играющих. Содержание игры связано с общей тематикой.

Задача№6. Дети играли в «морское путешествие». Петя был капитаном, Саша – боцманом, Наташа – врачом, четверо детей – матросами. Капитан Петя вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоину. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Петю к себе в кабинет. Петя предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправить пробоину.

Читайте также:  Детская презентация на тему развитие ребенка

Ответ. Дети 6-7 лет. Длительное объединение играющих, много разнообразных ролей, новых сюжетов. В игре дети умело согласовывают свои действия, используя новую ситуацию и изменение ролевых функций.

Итог семинара: Знакомимся и относимся к цитате В.С.Мухиной:

«Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание».

Источник

https://pixabay.com/ru/photos/ребенок-развлечения-семья-любовь-3046494/

Жизнь мы часто представляем себе как длинный путь, который предстоит пройти новому существу, явившемуся на свет. Путь этот начинается стремительным восхождением, которое вскоре замедляется, затем на короткий срок снова ускоряется, пока путник не достигнет вершины. Здесь на вершине странник жизни пребывает более или менее длительное время, затем начинается спуск, который приводит его к концу жизненного пути.
Из трех больших периодов жизни нас здесь интересует только один, – период роста и развития, – детство и юность, когда закладываются основы человеческой личности. Никогда организм человека не отличается такой гибкостью, такой податливостью различным влияниям и, вместе с тем, такой неисчерпаемой способностью улучшаться и совершенствоваться, как в годы детства и юности. И эти свойства тем ярче выражены, чем ближе человек к началу жизни. Поэтому-то в ранние годы жизни и возможности воспитания и ответственность родителей и воспитателей особенно велики.
Один год раннего детства вносит в жизнь ребенка несравненно больше нового, чем в другую пору жизни пять или даже десять лет. Трехлетний ребенок, уже овладевший речью, гораздо больше превосходит своим развитием годовалого, от которого его отделяют всего два года, чем девятилетний от трехлетнего, которые отделены в три раза большим промежутком времени. Эти годы, в пределах которых протекает каждый возраст, не надо принимать слишком буквально. Границы возрастов, приведенные выше, являются лишь приблизительными;
у одних темп роста и развития замедленный, у других ускоренный.
Большую роль играют здесь общественные условия, в которых растет ребенок, и, в особенности, характер воспитания. Пока идут годы, время от времени, так сказать, на ходу, наше тело перевооружается: то, что было слабым, становится сильным, то что было в подчинении, становится
господствующим. Отсюда понятно, что не только тело ребенка, отдельные его органы не так устроены, как у взрослого, отправления их совершаются по-иному, но и неразрывно связанные с телом душевные способности — мысли, интересы, желания, понимание окружающего — совершенно нете, что у взрослого.
Органы движений очень сложно устроены. Они требуют для созревания времени и благоприятных условий. Но когда они до статочно уже созрели, им необходимо быть в действии для того, чтобы крепнуть и совершенствоваться; если же они будут бездействовать, они могут остаться на всю жизнь маломощными. У ребенка 3-7 лет они уже достаточно созрели, они составляют теперь его главную силу, и он их усердно пускает в ход. Ребенок сам, конечно, не понимает смысла своей беспрестанной беготни, но следует признать, что и не все взрослые понимают его. Впереди ребенка ждет длинный и сложный путь, который требует большого запаса знаний. Пуская в ход самое сильное свое орудие — двигательные органы, ребенок многим знакомится на собственном опыте, многое на себе испытывает, обогащает свой ум самыми разнообразными сведениями.
Можно сказать смело, что движения нужны ребенку для его правильного развития, как воздух нужен для дыхания. У ребенка, который мало двигается, который сидит по долгу на одном месте, сердце слабо работает, кровь застаивается, легкие плохо набирают воздух, напряжение всех жизненных процессов понижается, он делается вялым и хилым.
Движения ребенка имеют значение только для его телесного здоровья. Они развивают его ум, расширяют и углубляют его понимание и знание всего, что окружает его. Возьмите, например, движения, которые производит ребенок, когда он ощупывает, хватает, комкает, рвет, бросает, строит. Все движения дают ему богатый запас знаний, которые в практической жизни понадобятся при выполнении различных работ. Но если ребенок будет всегда чувствовать себя слабым, подчиненным существом, из него никогда не вырастет сильный человек, способный не только делать то, что велят другие, но умеющий и сам делать и изобретать новое.
Игры ребенка — это первая школа жизни. Эта школа тем особенно хороша, что ребенок занимается в ней с большой радостью, а радость сама по себе — лучшее укрепляющее средство, более надежное, чем лекарства и курорты. Общая неустойчивость организма дошкольника (особенно его нервной системы) является главной причиной его слабой сопротивляемости заболеваниям, в частности заразным болезням.
К слабым сторонам дошкольника следует отнести недостаток его опыта и незрелость его ума, вследствие чего дошкольник часто не в состоянии хорошо понимать окружающее и правильно ориентироваться в нем. Слабый ум до школьника не в состоянии контролировать его поведение и оно диктуется почти всецело его изменчивыми, быстролетными, прихотливыми чувствами.

Источник