Чем отличается развитие ребенка от образования
Часть I. развитие и обучение. В чем разница?
Примерно с начала 90-х годов прошлого века в книжных магазинах нашей страны появилось много литературы, в которой очень доступно была изложена идея необходимости раннего развития ребенка. Эта идея выросла на утверждении, что мозг трехлетнего ребенка способен вместить программу средней школы.
Может-то может. Но возникает два вопроса: «как?» и «зачем?» Ответов на них в книгах не было. И началось… Один за другим стали открываться центры раннего детского развития. Родители, обеспокоенные тем, как быстрее развить своего ребенка, стали доверчиво отправлять своих чад в эти центры. Каждое такое заведение, в конкурентной борьбе за клиента, стало предлагать постоянно растущий ассортимент образовательных услуг, живописно рассказывая, каким гением вырастет каждый прошедший через их руки ребенок. Время шло, а количество гениев на душу населения почему-то не росло.
Каждый родитель желает своему ребенку только самого лучшего. Не очень-то разбираясь в тонкостях раннего развития и обучения, привыкшие доверять специалистам (на то они и специалисты!), родители искренне надеялись, что к моменту поступления в школу их малыши будут являть собой образцы одаренности и развитости в различных областях. Маленький, недавно научившийся ходить малыш бойко читает, пишет и складывает двузначные числа в уме – мечта многих современных мам и пап.
Но так ли однозначны эти интеллектуальные достижения?
Это звучит немного странно, но обсуждение сего-дняшней темы не состоялось бы без одного события, произошедшего более двадцати пяти лет назад. Именно тогда наше государство решило увеличить отпуск, предоставляемый матерям по уходу за ребенком, и продлило его до трех лет.
Мамы, в большинстве своем до сих пор сдававшие годовалых детишек в ясли, оказались сидящими дома в совершенно новой для себя роли воспитателя – и безо всякой «информационной поддержки». Что делать с ребенком до года, подробно рассказывали в детской поликлинике. А дальше? Во что играть с малышом, что ему читать, о чем говорить на прогулке, как учить самостоятельно есть и проситься на горшок – все это в семьях, разумеется, знали. Но многим такого «бытового» общения казалось мало, «ясельные» подходы выглядели устаревшими, а ежедневную жизнь с малышом хотелось как-то разнообразить.
И вот тут книжки, пропагандирующие идею раннего детского развития, оказались как нельзя стати. Конечно, их читали очень немногие, а собственноручно изготовляли пособия и строили детские спортивные комплексы и вовсе единицы, но благодаря этим энтузиастам загадочное «раннее развитие» поселилось в нашей стране.
В это же время в нашу страну стали завозить зарубежные пособия, а отечественные производители освоили выпуск их аналогов и начали делать кубики, рамки и вкладыши, карточки и таблицы. А в конце 1990-х в Москве, Питере и нескольких крупных городах стало реальным записать ребенка в Монтессори-садик, отыскать группу, где с двухлетками читали бы по кубикам Зайцева или по карточкам Домана, а еще рисовали, изучали окружающий мир, пели и танцевали.
Сегодня вы без труда найдете студию развития для малыша от года до трех буквально во дворе своего дома, доступную информацию о «методиках» – в Интернете, а в любом «Детском мире» – все необходимые пособия.
С одной стороны, это здорово, что для получасового детского «притопа» и общения с такими же мамами не надо ездить через весь город. И что наряду с пирамидками и матрешками наших детей буквально с рождения окружают пазлы и шнуровки, лото и домино – когда-то «пособия», теперь они стали просто игрушками. Нынешним молодым мамам трудно себе представить (а не очень юные мамы хорошо помнят!), что еще совсем недавно с полуторагодовалым ребенком было не принято рисовать красками, делать аппликацию, лепить из пластилина, играть в кукольный театр, слушать классическую музыку и рассматривать шедевры живописи.
А с другой стороны, это и многое другое, входящее в понятие «раннее развитие», все чаще происходит с нашими детьми при участии педагогов, а не родителей. «Владение методиками» – непременное требование к няне для годовалого-двухлетнего ребенка. Дело в том, что совпали две тенденции. Для сегодняшних мам опять же почти нереально быть дома с детьми до трех лет – по экономическим и карьерным причинам. Тем временем занятия с малышами становятся уделом профессионалов из «сферы услуг», сложившейся вокруг идей «раннего развития».
А спад родительского энтузиазма, наступивший (как это всегда бывает) после «развивающего бума», некоторых приводит к убеждению, что с маленькими детьми вообще ничем «таким» заниматься не надо – они сами вырастут, а к школе их и в детском саду подготовят (туда теперь стараются отдать пораньше, чтобы еще и говорить научили заодно).
Есть, правда, и другая тенденция – когда мамы предпочитают развивать малыша, следуя за его потребностями и интересами, вплетая в повседневные дела изучение цветов и форм, явлений природы и занятий людей…
Всё почти по Толстому: все успешно пережившие «раннее развитие» счастливы одинаково; каждый столкнувшийся с проблемами несчастлив по-своему.
А все потому, что небесспорна сама идея, на которую опираются теоретики и практики. Коротко она звучит так: в первые три года жизни мозг ребенка способен усваивать и перерабатывать информацию, как никогда в дальнейшем. А значит, обучение младенцев может быть более эффективным, чем, например, семилетних детей.
Чему и как предлагается учить, описано многократно. А вот на вопрос «зачем все это делается?» разумного ответа так и нет. Говорят об объемах знаний, которые можно получить, если начать пораньше, о том, что возможности человеческого мозга недооценены и используются недостаточно. Считают раннюю привычку к интеллектуальному труду прививкой от опасных или бесполезных соблазнов современного мира (от наркотиков до компьютерных игр и телесериалов). Наконец, убеждают сделать жизнь малыша красочной, с открытиями и радостью познания.
Но – ведь она такая и есть! Причем безо всяких пособий. Об этом позаботилась природа, снабдив ребенка способностью накапливать и систематизировать представления об окружающем мире, а мать – способностью чувствовать потребности малыша (в том числе и в информации) и откликаться на них. Жизнь рядом с мамой, ее эмоциональная реакция на все события и даже обыденное отношение к «неживым» предметам (к обстановке дома, деревьям в парке, облакам на небе) – это и есть первые университеты для малыша. А если мама еще приобщит к совместным бытовым делам да расскажет по ходу дела все, что знает сама об овощах в супе, о травах на лугу, о звездах на небе…
Именно так наши предки примерно к трем годам осваивали всю сумму представлений и навыков, которая была необходима для участия в жизни общества и физического существования. Сейчас, конечно, городской ребенок наблюдает и изучает другое: не как доят корову, а как управляются с бытовой техникой, например. Но биологически человек остался тем же самым, а потому, резко меняя и суть информации, и способ ее получения, мы рискуем вторгнуться в развитие малыша, плохо представляя себе последствия.
В первые годы жизни мозг еще продолжает формироваться, и воздействие на его зоны максимально эффективно. Поэтому действительно механически малыша можно научить практически всему. Только будет ли от этого польза? Прочитанное он скорее всего не поймет, а складывать и вычитать ему пока не очень жизненно необходимо, как и английский или другой иностранный язык. Пригодится, конечно, в дальнейшем, но сохранятся ли ранние навыки, например, в младшем школьном возрасте, неизвестно. Я вообще не советую учить ребенка читать до возникновения у него такого желания и интереса к такому виду деятельности. Интерес к чтению как к процессу обеспечивает и интерес к тому, чтобы понять прочитанное, тогда как научение детей механическому складыванию букв потом может привести к тому, что, читая, малыш не будет улавливать смысла.
Своевременный «приход» к чтению (сначала ребенок интересуется буквами, а затем открывает для себя, как их складывать в слова) можно считать своеобразным тестом соответствующего возрасту развития мозга. Это вовсе не означает, что ребенка надо останавливать, если он заинтересовался буквами в книжке в три года или в четыре. Если такое происходит, значит, для данного конкретного малыша чтение – зона ближайшего развития. Хочет уметь понимать написанное – покажите ему, как это делается. Но не форсируйте события. Если мы торопим обучение, то, сами того не ведая, организуем дисбаланс – «подгоняем» определенные зоны мозга раньше, чем надо, в ущерб другим.
Я не вижу ничего плохого в том, чтобы выучить с малышом буквы. Их можно показывать ему хоть с года, называя соответствующий звук, – так же, как вы показываете зверей на картинках, различные предметы дома и на улице и т. п. Кстати, хорошее соотнесение звука и его графического изображения (знака), которое обеспечивает этот подход, скорее всего станет профилактикой дисграфии (устойчивого письма с ошибками) у вашего ребенка.
Вывод в том, что дошкольника, а особенно малыша до трех-четырех лет, пока рано учить «наукам». Вот учить надевать носочки или выбрасывать огрызки в мусорное ведро – да, а наукам – нет. Потому что этот возраст не предназначен для направленного обучения интеллектуальным вещам. Он безумно познавательный, и малыш развивается со скоростью космической ракеты, но делает это по всем жизненным сферам. Ему и навыки самообслуживания нужны, и речь, и умение общаться, и множество всего исследовать и попробовать. Сосредоточение на чем-то одном, как ни странно, отвлекает его от познания окружающего мира.
Поэтому если хотите развивать – развивайте, конечно, но предоставляя возможности, а не очерчивая красными флажками узкую тропу одного знания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
РАЗВИТИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ – ЭТО ПРИНОСЯЩЕЕ РАДОСТЬ ОБУЧЕНИЕ ИЛИ УСЛОВИЕ КУЛЬТУРЫ?
РАЗВИТИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ – ЭТО ПРИНОСЯЩЕЕ РАДОСТЬ ОБУЧЕНИЕ ИЛИ УСЛОВИЕ КУЛЬТУРЫ?
Детская социализация, которую можно охарактеризовать как обучение в его наиболее совершенной форме, пробуждает рефлекторное мышление. Этот процесс инстинктивен и происходит спонтанно, сам по
Развитие и обучение
Развитие и обучение
Будучи историческим существом, человек вместе с тем и даже прежде всего естественное существо: он — организм, который носит в себе специфические черты человеческой природы. И для психического развития человека существенно, что он рождается с
Обучение и развитие
Обучение и развитие
В связи с этим выдвигается второй вопрос — о взаимоотношении развития и обучения. Ребенок не развивается сначала и затем воспитывается и обучается, он развивается, обучаясь, и обучается, развиваясь.Поэтому, в частности, распространенное в литературе
Поиск денег на обучение. Инвестиции в собственное развитие. «Вжик-вжик…» Драка
Поиск денег на обучение. Инвестиции в собственное развитие. «Вжик-вжик…» Драка
У М.Е. в его книге «Психологические гамбиты» проработана интересная мысль. В жизни надо играть гамбитными вариантами, т. е. уметь стратегически пожертвовать пешкой, чтобы в конце поставить
Часть 1. Нормальное развитие.
Часть 1. Нормальное развитие.
Запомните одно, и тогда Вы займете правильную позицию: что бы Вы ни думали о нем как о личности, что бы ни сделали или не сделали его последователи, Фрейд был прав. Вот вам талисман, который следует всегда иметь при себе и пользоваться им в тех
Часть I. Развитие контакта.
Часть I. Развитие контакта.
“Могу ли я получить помощь с другой стороны?”Конечно.”Вы имеете в виду от Бога?”Да, но прежде, чем делать какие-то выводы, лучше прочитайте несколько глав.”Любой может?”Любой.”Прямо
Часть IV. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения
Часть IV. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения
Завершающая часть нашего изложения посвящена возможности обучения людей конструктивным стратегиям поведения в конфликтах и стратегиям преодоления конфликтных ситуаций.
9. Обучение: развитие мозга и интеллекта
9. Обучение: развитие мозга и интеллекта
— Мне вот так и не удалось по-настоящему углупиться! Не хватило меня на это, — сказал Деликатес со вздохом, — Так я и остался при высшем образовании…
Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»
Учиться нужно, но нужно бы не только учиться,
Разница в развитии, разница в поведении
Разница в развитии, разница в поведении
Пол ребенка определяется набором хромосом в оплодотворенной яйцеклетке. Даже в материнской утробе развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Без специальных аппаратов и тестов опытные наблюдатели по внешнему виду будущей
9 Личностное развитие, гендерная разница, или Почему слоны – отличные уравнители
9
Личностное развитие, гендерная разница, или Почему слоны – отличные уравнители
Одни девочки милые, другие – нет. Есть девочки, которые представляют собой полную противоположность этому слову и могут поджечь комнату одной правильно поставленной ухмылкой.Такой была
Источник
Как я уже писал раньше, родители – это в первую очередь, воспитатели для своего ребёнка, и ни в коем случае не учителя. Упаси вас Бог стать для своего родного ребенка учителем. То есть, тем, кто учит.
Задача родителя – передать своему сыну/дочери отношение к жизни (желательно, адекватное).
В этом, я вижу свою основную задачу – отучить, как можно больше родителей, перестать быть “учителями”, для своих детей. И стать, уже наконец, родителями.
Давайте рассмотрим такую таблицу (не зря же я ее составлял), в которой, как мне кажется, наглядно представлены основные отличия воспитания от обучения.
Воспитание | Обучение |
1) Передача субъективного отношения, формирование новой личностной позиции | 1) Передача определенного (проверенного) знания, формирование навыка и умения |
2) Более творческий процесс с труднопредсказуемым результатом | 2) Более закономерный и предсказуемый процесс (знания либо усвоятся, либо нет) |
3) Во многом зависит от внешних условий среды и организации процесса | |
4) Отсутствие единых стандартов и правил | 4) Нормативная и правовая база (законопроекты, учебные пособия и т.д.) |
5) Не ограничено временем | 5) Ограничено по времени сроком начала и окончания обучения |
6) Длительные отсроченные результаты | 6) Возможность быстрого овладения знанием или умение |
7) Необходимость учета психологических особенностей личности ученика и личности учителя |
Как видно из приведенной таблицы, воспитание и обучение имеют как принципиальные различия, так и некоторые сходства.
Во-первых, воспитание – это передача своего чаще субъективного отношения, а обучение – передача определенного и проверенного (то есть объективного) знания.
Во-вторых, воспитание – это творческий процесс, при котором воспитатель может использовать различные способы передачи своего отношения, а обучение опирается на конкретные методы.
В-третьих, организация развивающего пространства объединяет и воспитание, и обучение тем, что способствует лучшему восприятию информации.
В-четвертых, для воспитания нужен лишь собственный опыт (который отличается либо объемом, либо качеством от опыта воспитанника) и желание им поделиться. Соответственно, обучение процесс более формальный.
В-пятых, воспитание не ограничено временными рамками, воспитывать можно несколько долгих лет, а можно перевоспитать всего одним словом, поступком или даже жестом. При обучении человек пользуется специальными методами, когда имеет определенную цель. И без этих обучающих методов нельзя достигнуть определенный (нужный) результат.
В-шестых, воспитание не может гарантировать быстрые результаты, поскольку воздействует на эмоциональную сферу человека. Обучение направлено на мышление, логические структуры сознания, оно требует результатов, а также срез знаний в виде тестирования и проверочных работ.
Седьмой аспект заключается в необходимости выстраивать процесс воспитания и обучения, опираясь на индивидуальные особенности, как ученика, так и учителя, что объединяет, и воспитание, и обучение.
***
Легко ли усваивать новые знания? Кажется, что, обладая обычными познавательными способностями, каждый человек способен усваивать любые знания, даже те, которые ранее ему были не знакомы. Для этого не нужно обладать сверхзнаниями или создавать специальные условия. Все просто: сел – прочитал – запомнил. Но, на самом деле, это не так.
Как показывают исследования, человек легче усваивает те знания, которые ему уже знакомы. Проще говоря, мы быстрее усвоим ту информацию, о которой уже имеем некоторое представление, или к которой у нас уже сформировано какое-то (эмоциональное) отношение.
Например, вы приходите на работу и вам дают новый аппарат – осциллограф. И говорят: работайте! Ни инструкций, ни схем, никакой информации об этом приборе нет. Вы с ним наедине.
Ну, допустим, нашли вы к нему инструкцию в интернете. Скачали. Вряд ли вам это поможет – пока разберёшься, что к чему, уже все сроки сдачи работ закончатся.
Вы начинаете спрашивать у коллег, что это за штука и как с ней работать. Если коллеги знают, то в первую очередь, они озвучат своё отношение: «Да, такой сложный прибор, для фиксации различных параметров. Не заморачивайся». Или другое мнение: «Да, это такая классная штука. Если бы не осциллограф, я бы никогда не смог изучать временные параметры электрического сигнала. А какую он выдает фотоленту! Супер!».
На основе этого первого переданного вам отношения от знающего коллеги, вы уже будете формировать собственное отношение. И либо, как при первом совете – не будете заморачиваться, либо, как во втором случае, также загоритесь интересом и проявите больше активности в изучении вопроса.
Зато первое, что приходит в голову, человеку, встречавшимся с осциллографом, и даже работавшим с ним, это отношение, потому что обязательно вспомниться какой-то случай во время работы или первая встреча.
То же самое происходит при обучении, если ребенок уже имеет отношение к предмету, то оно служит основой, на которую лягут новые знания и будут им хорошо усвоены. Если же у ребенка нет отношения к предмету, либо оно негативное, то и знания будут усваиваться с трудом. Как нельзя построить дом без опоры, так же нельзя построить эффективное обучение без воспитательной основы.
Приведу пример. В 8 классе, в школьную программу вводится совершенно новая для учеников наука – химия. Как правило, никто из преподавателей ничего о ней не говорил. А когда начинается курс, то ученикам говорят: «Вот наука – химия, изучайте её». Естественно возникнет множество вопросов. Больше всего вопросов у тех детей, которые о химии не имели никакого представления, а меньше вопросов будет у тех, кто уже знаком с химическими опытами, с применением химии в быту и т.д. Вот и получается, что начальное воспитание (формирование отношения и первичных представлений об этом предмете), помогает улучшать обучение. Сегодня, в детских магазинах продается множество игровых наборов, знакомящих детей с различными науками в виде интересных игр, опытов, исследований. Их также можно назвать методами воспитания, поскольку они формируют отношение ребенка к той или иной науке (физике, химии, математике и т.д.).
Система воспитания опирается на различные методы, их, на современном этапе развития педагогической науки, достаточно много. В семье же, чаще всего, используются такие методы воспитания как:
– пример родителей,
– убеждение,
– упражнение,
– требование,
– принуждение,
– поощрение и наказание.
Как вы понимаете, не все из них являются развивающими, но при этом каждый из них может оказаться наиболее эффективным в определенной ситуации.
В менеджменте, есть такое понятие – стиль управления. Это совокупность приемов, которые использует руководитель, для повышения эффективности трудового коллектива. А эффективным руководителем считается тот, который умеет принимать адекватные решения исходя из возникшей ситуации. Например, в ситуации кризиса (пожар, землетрясение, острый конфликт, угроза жизни или имуществу и т.д.), самый лучший стиль управления это авторитарный.
Авторитарный стиль характеризуется наличием четкого и волевого решения лидера, отсутствием лишних обсуждений, беспрекословным подчинением остальных членов группы приказам лидера. Если же в кризисной ситуации выбрать какой-то другой стиль управления, например, либеральный (попустительский) или демократический, которые предполагают длительные консультации со всеми членами коллектива, обсуждение актуальных вопросов большинством участников, то ценное время может быть упущено и кризис лишь усугубится, принеся большие потери и даже жертвы.
Демократические методы эффективны в ситуациях, когда ситуация в компании, в целом, стабильная, но возник спорный момент или есть несколько точек зрения. В семейной жизни это такие темы, например, как лучше пристегнуть ребенка в автомобильном кресле или сын подросток желает изменить время своего возвращения домой, после прогулок с друзьями.
Попустительский стиль воспитания, также имеет право на существование в тех ситуациях, когда вы точно знаете, что человеку можно доверять. Например, когда нужно, чтобы ребенок школьного возраста сходил в магазин, находящийся рядом с домом или ребенок-дошкольник просит маму не укладывать его спать днем, потому что сегодня единственный выходной у папы, и они хотели вместе пойти в парк.
***
В семье, как и любой другой социальной группе людей, есть лидер и подчиненные. Лидер принимает на себя всю ответственность за сделанный выбор и полученный результат. А тот, кто принимает на себя ответственность, чаще, чем остальные, и является истинным лидером в семье. Лидеры бывают формальными, то есть назначенными, а бывают не формальными, то есть скрытыми.
Формальными лидерами в семье являются родители, поскольку законодательно определено, что родители – это лица ответственные за воспитание и развитие детей. Они несут перед государством ответственность за жизнь и здоровье маленького гражданина. И в случае нарушения закона (как родителем, так и ребенком) с них весь спрос. Это дает им право устанавливать правила поведения внутри семьи.
Но закон, в нашей стране, являющейся светским государством, целенаправленно, не делит супругов между собой на того, кто является формальным лидером, и того, кто должен подчиняться. Потому что каждая российская семья имеет свои особенности (национальные, культурные, внутрисемейные и т.д.).
В одних семьях, принято мужское лидерство, а в других, наоборот, женское. Как показывает практика, супруги об этом почти никогда не говорят друг с другом, подчиняясь общепринятым нормам общества, в котором они живут. А на самом деле, война за лидерство в семье ведется постоянно. Жена может быть настоящим лидером, а муж лишь формальным, и наоборот.
Иногда, выяснение этого факта для супругов становится настоящим открытием. На практике это приводит к тому, что между собой они не могут договориться, например, в методах воспитания, в том какие ценности прививать детям.
Муж говорит: «Я знаю, как надо воспитывать, я же вырос и ничего». Жена ему противостоит: «Нет, так ты не сделаешь из сына/дочки нормального человека». И так далее и тому подобное.
В итоге их дети растут в противоречиях, скандалах, вечных конфликтах, наблюдая самый древний вид спорта – перетягивание каната на себя. Точно такое же поведение, они начинают воспроизводить в своей семье, не понимая, почему так происходит. Дело в том, что впечатления, полученные в детстве, наиболее интенсивны, лучше запоминаются, потому что связаны с эмоциями.
Но выход, даже из таких ситуаций, есть. Чем больше методов находится в арсенале родителей и учителей, тем более эффективным и адекватным оказывается воспитание.
Спасибо за ваше внимание.
Отрывок из книги “Семейное воспитание и развитие личности ребенка: книга для родителей и педагогов”
https://vesbook.ru/catalog/book/semejnoe_vospitanie_i_razvitie_lichnosti_rebenka._kniga_dlja_roditelej_i_pedagogov/
Источник