Чем обусловлена роль словарной работы в умственном нравственном эстетическом развитии ребенка

Чем обусловлена роль словарной работы в умственном нравственном эстетическом развитии ребенка thumbnail

Автор разработки: учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории – Накипова Л.Н.

Роль словарной работы в умственном и нравственном развитии ребенка

В школе особенно трудно приходится именно учителю русского языка и литературы, так как часы, отведенные на эти предметы, сокращаются, а значит – ослабевает само преподавание русского языка. К тому же неблагоприятная языковая среда, создаваемая средствами массовой информации, обескультуривает современного школьника. Поэтому перед учителем стоит сложная задача: дать не только знания по русскому языку, но и в целом поднять уровень воспитанности учащегося. В этой трудной работе надо акцентировать особое внимание на богатстве и духовной полноте русского языка, русского слова.

При подготовке к каждому уроку русского языка я обращаюсь к словарной работе. Именно такой подход позволяет повысить интерес к слову, к его корню, лексическому значению. От того, какие слова будут выбраны учителем на рассмотрение на уроке, зависит и конечный результат. Воспитательные возможности слова ведут к тому, что обучающийся начинает задумываться о серьезных жизненных вопросах. Разве не к этому стремится каждый учитель?

Многое зависит от темы урока. Но работа со словом может быть использована на каждом занятии, причем, я думаю, это может быть любой урок: история, природоведение, обществознание, математика и т. д., потому что каждый учитель обращается к терминологии и тоже проводит словарную работу. Такая форма подачи материала способствует усвоению лексики, обогащению и уточнению словаря, устранению нелитературных слов и выражений, является одним из путей повышения языковой культуры. Особенности словарной работы в том, что она нужна в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.

Рассматривают 5 аспектов в изучении слова:

1) орфоэпический (слово должно прозвучать);

2) лексико–семантический (его надо растолковать, подобрать однокоренные слова, синонимы, антонимы);

3) орфографический (усвоить написание);

4) синтаксический (научиться использовать в контексте);

5) этимологический (исторический).

На словарную работу отводится от 3 до 7 минут на уроке, используются словари разного вида. Результатом такой работы становится орфографическая зоркость, наблюдательность, самоанализ.

Цель словарной работы: формирование таких метапредметных компетенций, как учебно- познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая.

Задачи: усовершенствование ууд.

При работе со словом можно придерживаться следующего алгоритма:

1. Четко произношение и записывание слова на доске, постановка ударения, подчеркивание «опасных» мест.

2. Определение с учащимися лексического значения слова, подбор синонимов, антонимов.

3. Выделение корня, других морфем.

4. Запись однокоренных слов.

5. Использование слова в контексте, создание синтаксических конструкций (или выполнение задания творческого характера).

К примеру, возьмем слово благодарить.

  1. БЛАГОДАРИТЬ

  2. Слово имеет два корня –благ- и –дар- (безударные гласные -а- проверяются,-о- – соединительная гласная). Стоит рассмотреть лексическое значение слова «благо» -добро, благополучие.

Выясняется, что БЛАГОДАРИТЬ – значит дарить добро, благополучие.

  1. Благодарить – выражать благодарность .

Благодарность-чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу (по Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова).

  1. Благодарить – благодарность, благодарный, благодарственный…

  2. Творческое задание:

Обдумать и записать ответ на вопрос:

О каком человеке говорят БЛАГОДАРНЫЙ? (Благодарный человек – это…)

Слово благодарный относится к категории добрых слов, а доброе слово согревает душу, пробуждает радость. Таких слов в русском языке множество.

В старших классах можно, например, предложить слово ИНТЕЛЛИГЕНТ.

  1. ИНТЕЛЛИГЕНТ

  2. Заимствованное слово [от латин. intelligens — понимающий].

  3. 1.Лицо, принадлежащее к интеллигенции. 2.То же, как человек, социальное поведение которого характеризуется безволием, колебаниями, сомнениями (презрит.). Вот она, психология российского интеллигента: на словах он храбрый радикал, на деле он подленький чиновник. Ленин. Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.

  4. Интеллигенция – 1.общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, творческим трудом, развитием культуры; 2. В узком смысле понятие, присущее только русскоязычной среде, – люди высокой нравственности и культуры.

  5. Творческое задание:

Сформулируйте понятие ИНТЕЛЛИГЕНТ, или

объясните на примере какой-либо исторической личности это понятие. (Д.С. Лихачев – русский интеллигент). Можно использовать знания из истории, обществознания. Метапредметные связи помогают полнее раскрыть многие понятия и объяснить лексическое значение слов.

Слово интеллигент имеет отношение исключительно к русской культуре. На западе используют синоним интеллектуал. Интеллигент – это обладатель чистого сердца, человек честный и одухотворенный, образованный, деятельный. Учитель тоже должен быть интеллигентом и воспитывать подрастающее поколение на личном примере.

В заключение хочется сказать, что словарная работа на уроке не только развивает у учащегося образное мышление, но и имеет большое нравственное значение. Такой способ подачи материала показывает неограниченные возможности языка и раскрывает богатство и духовную полноту русского слова.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам пять месяцев

Список литературы:

  1. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп. – М.: Оникс [и др.], 2009. – 1359 c.

  2. Ушаков, Дмитрий Николаевич. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. – М.: Альта-Принт [и др.], 2008. – 1239 c.

Источник

ТЕМА: Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….3

Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка ………………………………………………………4

Заключение……………………………………………………………………………………………….12

Список использованной литературы………………………………………………………….13

Введение

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка.

Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка

Слово есть первый признак сознательной разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира. 

К.С.Аксаков  

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря рассматривается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т. П. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

Читайте также:  Общая характеристика развития личности ребенка

3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Словарная работа связана со всей воспитательной работой ДОУ. Это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.

Словарная работа в каждой группе производится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

Словарная работа ведется как на занятиях, так и в других видах деятельности: на прогулке, во время режимных моментов, в играх детей.  

Значение словарной работы:

  1. словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;
  2. овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;
  3. усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления;
  4. своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Для того, чтобы ребенок не испытывал особых затруднений в установлении речевых контактов, мы должны постоянно обогащать его лексический багаж.  Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни и общении. Работа над словом уточняет представления детей, углубляет их чувства, организует социальный опыт.  

Задачи словарной работы:

  1. обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
  2. уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
  3. активизация словаря, т. Е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
  4. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. Наиболее трудные для детей слова необходимо предлагать им неоднократно, в течении длительного периода и использоваться на многих занятиях.

1-я младшая группа. Детям сообщаются сведения об отдельных предметах домашнего обихода, которые их окружают (одежда, мебель, посуда), их назначении, основных деталях. Дети усваивают элементарные сведения о еде, о частях своего тела в связи с воспитанием гигиенических навыков, учатся выделять некоторые свойства предметов. Каждый ребёнок третьего года должен запомнить своё имя и фамилию, имена и отчества воспитателей, родителей.

2-я младшая группа. Детям сообщается значительно больше сведений об их групповой комнате и других основных помещениях детского сада (кабинет заведующей, кухня и т.д.). Предметы, с которыми знакомят детей, больше детализируются, обобщаются по сходству. Ребёнок должен запомнить свой домашний адрес, возраст, имена и отчества няни, медицинской сестры, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.

Средняя группа. Дети этой группы должны свободно ориентироваться в помещениях детского сада, уметь выделять в предметах качества, сравнивать предметы между собой. Они должны получить сведения о жизни семьи, о труде родителей, родственников дома и на работе.

Старшая группа. При ознакомлении с предметами дети должны больше узнавать о материалах, из которых они сделаны, об их свойствах, правилах обращения с предметами из этого материала. Дети учатся находить в предметах общее и различное, классифицировать их. Узнают о процессах изготовлениях некоторых предметов (одежда, мебель и др.). Каждый ребёнок этого возраста должен помнить адрес своего детского сада, ориентироваться в ближайшем микрорайоне.

Подготовительная группа. Ребёнок седьмого года жизни должен иметь подробные сведения об окружающих предметах, правильно пользоваться ими (посуда, гигиенические принадлежности, постель), свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Дети должны твёрдо усвоить правила поведения в помещении, в общественных местах, на улице.

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:

– овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;

– рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями как анализ, сравнение.

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка что это

– введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.

Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На занятиях воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения.

Приёмы словарной работы:

Называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.

Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.

Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.

Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.

Методы словарной работы:

Выделяются две группы методов:

1. Метод накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря).

2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Рассмотрим подробнее эти методы: 

  1. Рассматривание и обследование предметов. Например, рассматривание новой игрушки, предмета одежды, посуды (внешний вид, из чего сделана, сравнение с другими игрушками, нахождение нового, необычного). Тем самым развивается кругозор детей и идет обогащение активного словаря.
  2. Наблюдение. Например, природного явления, объектов природного окружения, деятельности людей с использованием в речи прилагательных, наречий, глаголов.
  • Осмотры должны быть интересны детям.
  • Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями.
  • Обеспечивать детям активность восприятия: им разрешается потрогать, подержать, поиграть.
  • При первом знакомстве с явлением, требуется полное совпадение во времени восприятия данного явления.
  • При повторном наблюдении целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать подсказ начала слова.
  1. Целевые прогулки и экскурсии (в библиотеку, в музей, в ДХШ).
  2. Рассматривание картин с малознакомым содержанием. Например, рассматривая репродукции картин военной тематики, обогащаем речь детей новыми словами (захватчики, партизаны, мужество, стойкость, героизм, Отечество и т.п.).
  • При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным.
  1. Чтение художественных произведений. Например, при чтении сказки «Лисичка со скалочкой» объяснить детям лексическое значение слова скалочка; приемы работы над словом:
  • Рассматривание предмета.
  • Объяснение значений слов, выражений, словосочетаний.
  • Проговаривание слов детьми.
  • Замена авторских слов словами, близкими по значению.
  • Подбор слов для характеристики героев.
  • Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
  1. Показ видеофильмов, мультфильмов. Например, в процессе просматривания фильма комментируются малознакомые слова, словосочетания («Ледниковый период» – знакомство с вымершими животными, средой их обитания).

 Методы для закрепления и активизации словаря:

  • Рассматривание игрушек (используется во всех возрастных группах).
  • Рассматривание картин (направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь).
  • Дидактические игры и словарные игры.
  • Дидактические упражнения.
  • Загадывание и отгадывание загадок.  

Таким образом, развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Заключение

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.

Список использованной литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред.пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.

Источник