Чем моложе ребенок тем выше темпы его физического и психического развития

Чем моложе ребенок тем выше темпы его физического и психического развития thumbnail

Проблема психического развития детей, подростков, становление личности человека является одной из центральных проблем возрастной психологии.

Развитие человека не завершается с окончанием школьной жизни, юности. Изменения психики имеют место на протяжении всей жизни человека.

С рождения ребенок развивается очень интенсивно. И чем моложе он, тем. выше темпы его физического и психического развития. (Схема 1, 2.)

Схема 1

УВЕЛЙЧЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА С ВОЗРАСТОМ
Возраст Рост (см.) Прирост
    К пяти годам — рост удваивается
   
 
+ 25  
    + 12
 
 
    +6 К 14-15 годам — рост утраивается
 

 

+ 4
 
+ 3
 

Схема 2

УВЕЛИЧЕНИЕ ВЕСА ГОЛОВНОГО МОЗГА С ВОЗРАСТОМ
 
Возраст
 
Вес головного мозга
 
Прирост
 
Увеличение за 1 год
 
       
    + 501
 
+ 501
 
    + 310
 
+ 52
 
    + 200
 
+ 30
 
Взрослый
 
1200-1400
 
   

Очень интенсивно идет развитие ребенка в первые три года. Трехлетний малыш способен к самообслуживанию:

умеет вступать во взаимоотношения;

усвоил речь и хорошо ее чувствует;

заявляет о своей личности;

Демонстрирует, на что способен. «Я сам!»

Дети в 3 года должны:

показывать свои глаза, нос, рот;

повторять предложение, включающее до 6 слов. Например, «Я очень люблю свою добрую маму»;

повторять по памяти 2 числа;

называть предметы, изображенные на рисунке;

называть свою фамилию.

Именно в дошкольном возрасте:

активно развиваются все психические процессы;

появляются тонкие переживания;

рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);

складываются интересы;

развиваются способности, закладываются основы

характера.

Следует помнить, что чем выше темпы развития ребенка, тем более он раним, тем легче можно повредить его физическому и психическому здоровью. Возрастает необходимость квалифицированного и продуманного воспитания на основе единства требований к ребенку, тех кто его окружает, воспитывает.

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХИКИ не простое сцепление случайностей, а процесс закономерный. Люди стремились изучить эти закономерности. В философии известны два противоположных подхода к проблеме развития: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ и ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ.

МЕТАФИЗИКИ ДИАЛЕКТИКИ
Рассматривают развитие как увеличение (уменьшение) данного начального свойства.
Ребенок – как взрослый в миниатюре.
 
Рассматривают развитие как результат единства и борьбы противоположностей. Развитие рассматривается не только как количественные изменения, сколько возникновение новых форм и качеств.

Неравномерность в скорости роста и развития отдельных частей тела ребенка приводит к изменению его пропорций. Так, рост мозга и размеры головы с возрастом относительно уменьшаются. У новорожденного голова составляет 1/4 длины тела, а у взрослого только 1/8. Новорожденный имеет относительно большую голову, туловище, маленькие руки и совсем маленькие ноги. С возрастом происходит изменение абсолютной и относительной длины конечностей, главным образом, длины ног. Увеличение длины ног — своеобразный барометр физического развития.

В первые годы жизни у ребенка интенсивно развивается мозговая часть черепа. В результате укороченное лицо, выпуклый лоб, пухлые щеки, круглые глаза, нос пуговкой — это общие для многих видов животных и человека сигнальные символы детеныша. У взрослых людей по отношению к ребенку срабатывает инстинкт покровительства, заботы. (Рис. 1.)

С подросткового возраста интенсивно развиваются все части скелета, в том числе и лицевые части черепа. И едва заметный нос становится довольно примечательным. «Фотокарточка» резко изменяется.

Есть этапы развития человека с максимальным ростом (количественные изменения). И есть этапы с максимально преимущественным развитием (качественные изменения функций, когда происходит дифференцировка тканей в структуре отдельных органов и систем. Накапливается энергия для следующего периода роста (количественных изменений).

Рост и развитие до 18-летнего возраста

На 1-м году жизни Происходит усиленный рост. Конец 1-го года является переломным.
С 1,5 до 3-х лет Рост замедляется и усиливается дифференцировка структур органов и систем. Малыш округляется. В 3 года – наступает переломный период.
С 3 до 7 лет Рост органов и систем усиливается, а дифференцировка несколько замедляется. Ребенок усиленно растете. К 7 годам развитие органов в основном заканчивается. Теряются специфические детские черты и начинают приобретаться качества, присущие структуре взрослого человека.
С 7 до 10-12 лет Замедление роста и усиление дифференцировки органов и систем. Происходит накопление энергии для последующего роста и полового созревания.
С 11-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков Наступает интенсивный рост организма и отдельных его частей. Подросток сильно вытягивается. Происходит процесс полового созревания.
С 16-18 лет Замедляется рост и усиливается дифференцировка органов и систем организма. Развиваются формы и черты личности взрослого человека.

В психическом развитии так же проявляются количественно-качественные изменения, Быстро увеличивается словарный запас ребенка, влияя на развитие других психических процессов.

1 г. 10 слов Количественные изменения в ведут к изменениям качественным
1,5 г 20. слов

2 г. 200 слов Ребенок овладевает грамматическим строем речи (суффиксы, изменения слов по числам, родам, падежам)
3 г. 1500 слов
6 л. 4500 слов

То же самое происходит и с другими психическими процессами.

Развитие отдельных органов и психических функций происходит не изолированно друг от друга, а взаимосвязано и обусловлено. Одни органы, развиваясь, влияют на развитие других. Так, развитие двигательного анализатора влияет на развитие сердечно-сосудистой системы, головной мозг; предметные действия — на развитие восприятия, мышление и др.

Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций протекает нс параллельно и но с одинаковой степенью интенсивности. Каждая функция мозга имеет строго определенное время начала и время завершения своей эволюции. Так, развитие воображения нс совпадает с развитием функций волевых действий. В подростковый период рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, сердце растет быстрее, чем сосуды; сила растет, а координация движений ухудшается и др.

Л.С. Выготский и его последователи доказали, что развитие человека на протяжении всей жизни происходит постоянно, но дискретно. Есть периоды жизни, формируются новообразования. А есть периоды относительного затишья, когда происходит постепенное накопление знаний и умений, их количественный прирост, который позднее переведет сознание в новое качественное состояние. И тот и другой периоды очень важны. Интенсивность познания мира, вхождение в него различна на разных этапах жизни человека.

Вспомним слова Л.Н. Толстого о том, что в первые 5 лет ребенок приобретает столько, сколько не может приобрести за последующие 20.

Каждый период человек может прожить по-разному, с большей или меньшей пользой для своего дальнейшего развития.

Здесь важно помнить о закон, который А.В. Запорожец назвал амплификацией развития. Разъясняя его значение, психолог подчеркивал, что процесс развития связан с сензитивными периодами.

Это периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Эти периоды называют СЕНЗИТИВНЫМИ. Наступление сенситивного периода определяется функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций. (Схема 3.)

Схема 3. Сензитивные периоды

Каждая функция имеет ограниченное время для своего развития. Задача той или иной функции — помочь ребенку устанавливать связь со средой, обеспечивать себе жизнеспособность в ней, познавать окружающий мир. Функция развивается по мере ее привлечения и активизации.

Функции входят в свои фазы развития в разное календарное время с индивидуальными различиями для каждого ребенка.

С. Л. Рубинштейн: «У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития».

Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единство с ними. При этом чем ребенок старше и чем процессы сложнее, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия.

В сензитивный период можно достичь предельного развития той или иной функции. Иначе эта возможность будет «похоронена» в детстве. Природой определено календарное время индивидуально для каждого ребенка. Это значит, что, скажем, какая-то функция в этом ребенке войдет в свою наиболее интенсивную фазу развития в возрасте с двух лет и, постепенно замедляя темп, завершит эту фазу к 9 — 11 годам

Несмотря на то, что различные органы, системы, психические функции развиваются с присущим особыми закономерностями, весь процесс роста и вития является единым и целостным процессом

Темп общего развития и в частности полового созревания в значительной мере зависит от типа конституции и телосложения.

Так, у подростков астенического типа половое созревание происходит значительно медленно и наступление зрелости отодвинуто к дальней границе возрастного диапазона.

У подростков мышечного и так называемого дигестивного типов, напротив, половое созревание завершается в среднем на 1,5 — 2 года раньше.

На темп созревания влияют и половые особенности детей. Целый ряд показателей (гормоны и др.) свидетельствуют о более раннем наступлении зрелости удевочек (в среднем на 1,5 — 2 года), чем у мальчиков.

УСКОРЕНИЕ (АКСЕЛЕРАЦИЯ)
Физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков
ЗАМЕДЛЕНИЕ (РЕТАРДАЦИЯ)
 
ЭПОХАЛЬНАЯ
Присущая всем в отдельной возрастной группе
ВНУТРИГРУППОВАЯ
Присуще отдельным детям и подросткам в определенной возрастной группе (до 13-20%)
 
Физического развития детей и функциональных систем организма детей и подростков (до 13-20%)
 
   

Таким образом, от 26 до 40% детей имеют динамику биологического созревания, отклоняющуюся от средних нормативных данных.

Можно утверждать, что каждому человеку присущ свой собственный темп индивидуального развития.

Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах возрастного развития.

Психофизиологическое созревание, определяющее очередность возрастных изменений в ЦНС и в некоторых других системах организма (эндокринной, опорно-двигательной) обеспечивает условия для возникновения и реализации психических функций.

В обеспечении высших психических функций и самого созревания человека большую роль играет кора больших полушарий головного мозга. Причем, с работой «задних» отделов коры связана функция приема и окончательной переработки информации. С работой же «передних» отделов коры связана организация на этой основе сложных форм поведения.

Появление нового формально-логического — теоретического мышления не ведет к исчезновению более раннего — эмпирического. Оба типа мышления сохраняются и сосуществуют.

Функции полушарий головного мозга

ЛЕВОЕ ПРАВОЕ
Полушарие головного мозга
ВЕРБАЛЬНО-ЗНАКОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ в ее экспрессивной форме. Чтение. Счет.
 
ОПЕРИРОВАНИЕ ОБРАЗАМИ. ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. Различение музыкальных тонов, мелодий. Распознавание сложных объектов (в частности человеческих лиц).
 
Базируется словесно-логическое мышление
 
Базируется эмпирическое мышление
 
Обеспечивает процедурный (операциональный) акт мыслительной деятельности. Отвечает за правильность и последовательность мыслительных операций.
 
Следит за добротностью осмысливаемого материала. Отвечает за соответствие логики действительности. Спасает людей от сомнительных выводов, построенных на шатких основаниях.
 

Созревание правого полушария идет более быстрым темпом, и поэтому в ранний период развития его

вклад в обеспечение психического функционирования превышает вклад левого полушария.

Для ребенка до 9— 10 лет как существа «правополушарного» характерна непроизвольность его психических процессов, большая эмоциональность при небольшой осознанности поведения. Их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер.

Различия в темпах роста правого и левого полушария проявляется еще во внутриутробном периоде и связаны с действием половых гормонов. Уже на 6 неделе развития мужского зародыша начинается секреция полового гормона — тестостерона. А он влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга. Высокое содержание тестостерона в этот период замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским. Тестостерон у мальчиков способствует относительно большему развитию правого полушария. Это способствует развитию пространственных и математических способностей, которые значительно чаще отмечаются у мужчин.

Психологи Стенфордского университета Э. Мак-Коба и К. Жаклин отмечают, что 1-й ребенок от рождения наделен более высоким уровнем половых гормонов, чем дети, выношенные во 2-й и 3-й беременностях. А между количеством прогестерона у ребенка и его умственным развитием есть прямая связь. Также выяснили, что у первенцев-мальчиков больше тестостерона, чем у младших братьев.

Различие познавательной деятельности мужчин и женщин зависит от особенностей развития левого и правого полушарий. При начальном обучении должна быть ориентация на максимальное использование возможностей правого полушария по переработке информации, а не на развитие знаково-символической функции мышления.

Но отдельные зоны каждого полушария имеют собственную возрастную динамику созревания. Одни зоны раньше созревают в правом полушарии, другие — в левом.

Во всех возрастах правое и левое полушарие функционируют вместе. В раннем возрасте в силу незрелости морфологических путей, связывающих оба полушария, могут функционировать автономно. По мере созревания — взаимодействуют вместе и функционируют как единое целое.



Источник

Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2015

© Волков Б.С, Волкова Н.В., текст, 2015

От авторов

Б.С. Волков и Н.В. Волкова начали писать книги по дошкольной и школьной психологии еще в 1990-е гг. Среди первых книг – «Детская психология в вопросах и ответах». У современных читателей есть потребность в подобных книгах, но уже на уровне сегодняшнего времени: переработанных и обновленных. И такие книги появились. Это «Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах» и «Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах».

В Интернете имеется до 30 разных наименований книг этих авторов. Среди них: «Дошкольная психология», «Возрастная психология» в 2 частях (практикум), «Психология младшего школьника», «Психология подростка», «Психология юности и молодости», «Конфликтология», «Основы профессиональной ориентации», «Как помочь школьнику учиться», «Психология общения в детском возрасте», «Практические вопросы детской психологии», «Учим общаться детей раннего возраста», «Учим общаться детей 3–7 лет», «Психология педагогического общения», «Психология возраста», «Методология и методы психологического исследования», «Готовим ребенка к школе». «Развиваем у дошкольников способности к рефлексии» и др.

Многие книги удостоены дипломов. Они стали лауреатами Всероссийского конкурса на лучшие научные и учебно-методические пособия в 1993 и 1996 гг.

Б.С. Волков – заслуженный работник высшей школы РФ. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ему в 2001 г. присвоено ученое звание профессора общей и педагогической психологии.

Н.В. Волкова – заслуженный учитель школы РФ, удостоена звания «Лауреат премии Мэрии Москвы в области образования».

Пособие «Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах» подготовлено в соответствии с новыми образовательными стандартами на метапредметной основе. Издание побуждает размышлять, осмысливать психологические особенности развивающегося ребенка, которые нужно учитывать при обучении и воспитании.

Необходимо, чтобы ребенок осмысливал учебный материал, связывал с жизненной деятельностью, т. е. осуществлял не только теоретический, но и практический подход. Эту задачу помогут решить предлагаемые в пособии многочисленные рефлексивные вопросы и ситуации, которые чаще решаются неоднозначно. К примеру, внучка Таня дерзко ответила бабушке, когда та пришла в детский сад раньше обычного времени и невольно оторвала девочку от игры. Чем вызвана грубость? Она может быть связана со многими причинами: и с досадой из-за неоконченной игры, и с отношением к бабушке, которое сложилось в семье, и с нездоровьем ребенка, и с его перевозбуждением, и с полученным ранее замечанием воспитателя, и с другими причинами.

Для решения задачи требуется рассмотреть во взаимосвязи ряд обстоятельств и условий, в том числе противоречивых. При этом надо ориентироваться не только на те психологические особенности, которые уже четко определились у ребенка, но и на особенности психики, только начинающие развиваться.

Ежедневно педагогу приходится взаимодействовать с детьми разной индивидуальности, неповторимых характеров. На все нюансы поведения детей взрослый должен правильно реагировать. Это дело нелегкое. Надо знать, как, в какой мере, чем руководствоваться, как организовать свое поведение. Нужны знания психологии и педагогики, чтобы проявить педагогический такт, основанный на любви и уважении личности ребенка.

Наша практика показывает, что студенты педагогических учебных заведений, даже хорошо знающие теоретический курс психологии и педагогики, часто испытывают трудности при анализе и оценке, интерпретации реальных педагогических ситуаций, затрудняются принять решение, адекватное сложившейся обстановке.

Авторы надеются, что данное издание и его продолжение – книга «Психология детей от трех до семи лет в вопросах и ответах» – поможет решать жизненные задачи воспитания и обучения детей.

Глава 1. Основные закономерности психического развития ребенка

Детская психология – одно из важнейших направлений современной психологической науки – теснейшим образом связана с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психики человека.

Для решения задач этого пособия нужно знать о сущности психического сознания, об особенностях, закономерностях общей и возрастной психологии. Важно иметь в виду следующее:

● развитие психики – с самого начала социальный процесс;

● психика развивается в процессе активной деятельности;

● деятельность ребенка по отношению к среде всегда опосредована его отношениями со взрослыми.

При выполнении заданий используются:

● термины, такие как ведущая деятельность, сензитивный период, зона ближайшего развития, госпитализм, факторы и движущие силы психического развития ребенка и др.;

● теории, раскрывающие суть психического развития.

Овладение терминами поможет найти общие подходы при решении любого типа задач; научит ориентироваться в ситуациях, содержащихся в упражнениях.

Выполнение задач и упражнений способствует уяснению и закреплению знаний об основных методологических принципах исследований, их построении, организации, проведении и интерпретации.

1.1

Вопрос. Почему маленьких детей должны воспитывать люди с высшей квалификацией?

Ответ. Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития и тем более он раним. Не зная особенностей развития, можно легко навредить его физическому и психическому здоровью. Необходимо квалифицированное и продуманное воспитание на основе единства требований к ребенку тех, кто его окружает, воспитывает.

1.2

Вопрос. Что имел в виду Л.Н. Толстой, говоря, что «от рождения ребенка до четырех лет – целая вечность, а от четырех лет до меня, старца, – лишь шаг»?

Ответ. Л.Н. Толстой имел в виду, что в первые годы ребенок приобретает столько знаний, сколько он не получит за последующие 20 лет.

Очень интенсивно развивается человек в свои первые три года. Трехлетний ребенок владеет следующими навыками:

● умеет вступать во взаимоотношения;

● усвоил речь и хорошо ее чувствует;

● заявляет о своей личности;

● демонстрирует то, на что способен («я сам»).

Дети в три года должны уметь:

● показывать свои глаза, нос, рот;

● повторять предложение, включающее до шести слов (например: «Я очень люблю свою добрую маму»);

● повторять по памяти два числа;

● называть предметы, изображенные на рисунке;

● называть свою фамилию.

Особенности дошкольного возраста:

● активно развиваются все психические процессы;

● появляются тонкие переживания;

● рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);

● складываются интересы;

● развиваются способности, закладываются основы характера.

1.3

Вопрос. В чем состоят закономерности психического развития?

Ответ. Сформулируем их ниже.

Неравномерность. Чем младше ребенок, тем выше и неравномернее темпы его физического и психического развития. Различные психические функции, свойства и образования развиваются по-разному: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада.

О неравномерности психического развития судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем больше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Е.Ф. Рыбалко).

Динамика развития познавательных функций на протяжении детского, подросткового и юношеского периода такова, что по мере взросления резко уменьшается перепад в развитии функций, но увеличивается частота колебаний. Иначе говоря, сложная система как бы сама себя стабилизирует, поддерживает свою целостность и при этом функции динамично развиваются.

Гетерохронность. Согласно гетерохронности фазы развития отдельных органов и функций не совпадают во времени. Это вызвано особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов. По мнению П.К. Анохина, гетерохронность – закономерность, заключающаяся в неравномерном «развертывании» наследственной информации. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем – более молодые.

Немецким педагогом и психологом Э. Мейманом показано: чем нужнее та или иная функция, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

Неустойчивость развития. Понятие тесно связано с неравномерностью и гетерохронностью. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости – динамизм системы – возможен на основе частых мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций – с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

Сензитивность развития. Сензитивные периоды развития – время повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к обучению и воспитанию.

Б.Г. Ананьев понимал сензитивность как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения, и как следствие – действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга.

Сензитивные периоды ограничены во времени. Поэтому если сензитивный период развития той или иной функции упущен, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Кумулятивность психического развития. Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, определенным образом трансформируясь. Такое накопление подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Например, подобным образом происходит последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая его форма возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

Дивергентность и конвергентность. Две противоречивые и взаимосвязанные тенденции, когда дивергенция – многообразие признаков, появляющихся в процессе психического развития, а конвергенция – сужение многообразия, усиление избирательности.

1.4

Вопрос. Что такое психологическое новообразование?

Ответ. Его можно охарактеризовать следующим образом:

● психические и социальные изменения (от психических процессов до свойств личности), возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;

● обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка в дальнейшем.

Психологические новообразования существенным образом меняют психологическую картину возраста.

Основные новообразования становятся условиями и способами развития в следующий возрастной период. Например, наглядно-действенное мышление – необходимое условие развития мышления образного.

1.5

Вопрос. Как определяется наступление сензитивного периода развития ребенка?

Ответ. Функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций. Время начала сензитивного периода у каждого ребенка индивидуально. Его можно определить по направлению деятельности ребенка. Именно в самом начале сензитивного периода эффективность обучения детей наибольшая.

1.6

Ситуация. Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые воспитанники старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют примитивнее младших детей, которые начали посещать детский сад гораздо раньше.

Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование.

Решение. Причина в том, что упущен сензитивный период развития игры. Вероятно, в семье ребенка не учили играть.

1.7

Ситуация. Петя (2,7 года) много болел, подолгу находился в больнице, почти не разговаривал. Впоследствии маме пришлось потратить много сил, чтобы сын стал нормально говорить.

Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей.

Решение. Основная причина – упущен сензитивный период освоения речи (от 1,5 до 3 лет), наиболее благоприятный для усвоения речи ребенком.

Источник