Чем моложе ребенок тем темпы его развития
Закономерности возрастного развития изучает особая отрасль психологии – возрастная психология. Предмет ее исследования – возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности растущего и развивающегося человека. Психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования.
Развитие психики следует рассматривать «не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качетвенные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям» (С.Л. Рубинштейн).
1. Чем ребенок моложе, тем выше темпы его физического и психического развития
. В дошкольном возрасте:
– активно развиваются все психические процессы;
– появляются тонкие переживания;
– рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);
– складываются интересы;
– развиваются способности, закладываются основы характера.
2. Чем выше темпы развития ребенка, тем более он раним, тем легче можно повредить его физическое и психическое здоровье. Возрастает необходимость квалифицированного и продуманного воспитания на основе единства требований к ребенку тех, кто его окружает, воспитывает.
Становление психики не простое сцепление случайностей, а процесс закономерный. Люди стремились изучить эти закономерности. В философии известны два противоположных подхода к проблеме развития: метафизический и диалектический.
МЕТАФИЗИКИ | ДИАЛЕКТИКИ |
Рассматривают развитие как увеличение (уменьшение) данного изначального свойства. Ребенок — как взрослый в миниатюре | Рассматривают развитие как результат единства и борьбы противоположностей. Развитие — это не столько количественные изменения, сколько возникновение новых форм и качеств |
3. Развитие отдельных органов и психических функций происходит не изолированно друг от друга, а взаимосвязанно и обусловленно. Одни органы влияют на развитие других. Так, развитие двигательного анализатора влияет на сердечно-сосудистую систему, головной мозг; предметные действия — на развитие восприятия, мышление и др.
Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций протекают не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности. Каждая функция мозга имеет строго определенное время начала и время завершения своей эволюции. Так, развитие воображения не совпадает с развитием функций волевых действий. В подростковый период рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, сердце увеличивается быстрее, чем сосуды; сила растет, а координация движений ухудшается и др.
Есть периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, определенного рода влияниям окружающей действительности. 4. Эти периоды называют сензитивными 3-6 лет: восприятие, мышление, воображение и т.д.; 5-6 –чтение; 6-7 – учебные навыки и др..Сензитивность возрастных периодов: это чувствительность детей к обучению и направленность активности.
Каждая функция имеет ограниченное время для своего развития. Задача той или иной функции — помочь ребенку устанавливать связь со средой, обеспечивать себе жизнеспособность в ней, познавать окружающий мир. Функция развивается по мере ее привлечения и активизации.
Функции входят в свои фазы развития в разное календарное время с индивидуальными различиями для каждого ребенка.
В сензитивный период можно достичь предельного развития той иной функции, иначе эта возможность будет «похоронена» в детстве. Природой определено календарное время индивидуально для каждого ребенка. Это значит, что, скажем, какая-то функция у этого ребенка войдет в свою наиболее интенсивную фазу развития в возрасте двух лет и, постепенно замедляя темп, завершит эту фазу до 9—11 лет.
Несмотря на то, что различные органы, системы, психические функции развиваются с присущими им особыми закономерностями, рост и развитие являются единым целостным процессом.
Деятельность развития органов, систем психических функций регулируется центральной нервной системой (ЦНС) и ее высшим отделом — корой головного мозга.
В целом развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит:
Источник
Задержка роста у детей – состояние, когда у ребенка по какой–то причине или причинам снижаются темпы роста, характерные для его пола и периода жизни. При этом важно знать, что многие эндокринные, соматические, генетические и хромосомные заболевания сопровождаются задержкой роста, поэтому и возникают сложности в выявлении причины низкорослости и назначении адекватной терапии.
Но наиболее часто отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.
Критические периоды развития и снижение темпов роста
Рост считается одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.
Особенность детского организма – его интенсивный рост.
В течение второго месяца внутриутробного развития длина эмбриона увеличивается примерно на 1 см в сутки, в последние месяцы беременности скорость роста уменьшается до 1,5 мм в сутки. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз.
С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.
Выделяют три стадии темпов роста ребенка:
- I стадия – младенческий период (до двух лет), который характеризуется очень быстрым ростом. Его темпы, прежде всего, определяют благоприятное развитие плода во время беременности. За первый год ребенок вырастает примерно на 25 см, за второй год – на 10–12 см. В первые годы жизни процессы роста регулируются действием тиреоидных гормонов, которые обеспечивают окончательное созревание органов и систем и, прежде всего, ЦНС. В то же время высокий уровень гормонов щитовидной железы активно стимулирует секрецию гормона роста, то есть оказывает выраженный ростовой эффект.
- II стадия- период детства, характеризуется относительно постоянным ростом. Регулируется преимущественно гормоном роста. При недостаточности гормона роста нормальные показатели роста (5–7 см/год) могут снижаться до 3–4 см/год.
- III стадия – период полового созревания, он характерен подростковый ростовой скачок, обусловлен увеличением уровня половых гормонов, действие гормона роста также очень важно. Для девочек эта стадия начинается за год до менархе (12–13 лет), у мальчиков в пубертате (14–15 лет). Пубертатный скачок может варьировать в пределах 2–3 лет. Темпы роста могут достигать 8–12 см/год.
При этом необходимо определять нормы ростовых показателей и уровни роста по центильным таблицам.
При выраженных отклонениях от нормы (очень низкий рост – ниже 3-й перцентили или ниже 2 стандартных отклонений (< –2,0 SDS)), а также значительное снижение темпов роста – необходима консультация детского эндокринолога.
Конституциональная задержка роста
В большинстве случаев низкорослость у детей связана с особенностями роста и развития и имеют наследственный характер.
Конституциональная задержка роста и полового созревания или синдром позднего пубертата – это одна из самых распространенных форм задержки роста.
Показатели продукции гормонов соответствуют возрастных норм, костный возраст незначительно (в среднем на 2 года) отстает от хронологического, поэтому позднее закрытие зон роста в данном случае являются благоприятным фактором, улучшающим прогноз в отношении роста во взрослой жизни.
Причины этого состояния до конца не изучены.
Этот вариант низкорослости встречается у детей обоего пола, но чаще у мальчиков. При этом отец и/или ближайшие родственники по отцовской (женской) линии этих детей имеют те же особенности развития.
Длина и масса тела при рождении не отличаются от таковых у здоровых детей.
Наиболее низкие показатели темпов роста имеют место в первые годы жизни, и, следовательно, наиболее выраженная задержка роста наблюдается у детей в возрасте 3–4 лет.
С 4–5 лет темпы развития восстанавливаются (5–6 см в год), но, имея исходно низкий рост, дети остаются в школьном возрасте низкорослыми. При этом отмечается более позднее вступление в пубертат — обычно половое развитие и пубертатный скачок в росте запаздывает у этих детей на 2–4 года, проявляется как отсроченное пубертатное ускорение роста.
Эти подростки резко отстают в своем развитии от ровесников.
В период, когда у сверстников темпы роста значительно увеличиваются (в среднем в 11 лет у девочек и в 13 лет у мальчиков), дети с конституциональной задержкой полового и физического развития продолжают расти с прежней или даже слегка замедленной (до 4 см в год) скоростью.
В большинстве случаев дети не нуждаются в лечении, но требуют обследования и наблюдения детского эндокринолога.
Кроме ежегодного мониторирования темпов роста, определения «костного» возраста, определения ИФР -1 (инсулиноподобного фактора роста), который определяет выделение гормона роста, гормонов щитовидной железы, а после 11-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков – половых гормонов и их регуляторов.
Семейная низкорослость
Это довольно частый вариант задержки роста, который характеризуется наследственной предрасположенностью – родственники детей с подобным вариантом задержки развития имеют низкий рост.
Задержка темпов роста отмечается уже с раннего возраста, а скорость соответствует нижней границе нормы.
При рождении дети имеют нормальные показатели роста и массы тела, но темпы после 3–4 лет составляют не более 2–4 см в год, в редких случаях в допубертатном периоде скорость роста достигает 4–5 см в год.
Принципиальным является то, что «костный» возраст этих детей обычно соответствует или лишь незначительно отстает от хронологического, а вступление детей в пубертат практически соответствует нормальным срокам, но темпы его также находятся на нижней границе нормы.
Конечный рост таких пациентов достигает 151 см у женщин и 163 см у мужчин, что, как правило, укладывается в диапазон допустимых колебаний целевого роста (среднего роста родителей).
Секреция гормона роста у детей не изменена, как и другие функции гипофиза, признаков эндокринной патологии не выявлено.
При молекулярно-генетическом обследовании патологических изменений генов не выявлено.
Но при этом необходимо провести полное обследование ребенка – диагноз «семейная низкорослость» можно ставить только в тех случаях, когда исключены все другие причины, приводящие к задержке роста (дефицит гормона роста, заболевания, которые сопровождаются низкорослостью и другие). Обязательно определяется ИФР-1, патологии эндокринной системы, исключить тяжелые соматические заболевания (сердца, почек, ЖКТ, печени, обменные и генетические патологии).
Важно исключить соматотропную недостаточность – гипопитуитаризм – дефицит гормона роста в связи с повреждениями гипоталамических или гипофизарных структур, нарушением периферической чувствительности к действию гормона в результате патологии рецепторного аппарата, синтез биологически неактивного гормона роста.
Это наиболее тяжелая форма низкорослости, которая лечиться введением гормона роста.
Причины задержки роста при врожденной и приобретенной соматотропной недостаточности
Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.
Средовые факторы
Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..
Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.
Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:
- рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
- минимализировать прием лекарственных препаратов;
- следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
- уменьшить двигательные и эмоциональные нагрузки.
Генетические факторы
Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть – генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.
В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.
Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.
Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов (сложная беременность, прием лекарственных средств, прием алкоголя или наркотиков, курение, частые стрессы в период вынашивания малыша). Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.
Внешние факторы после рождения
Наиболее частой причиной приобретенной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.
Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом – сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.
Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.
Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста – глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.
Источник
14
На основе накопленных впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, у ребенка происходит формирование и развитие активной речи. Наиболее эффективно активная речь формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого, который должен развивать у малыша потребность говорить, ясно выражать свои желания, мысли, чувства.
При благоприятных обстоятельствах у ребенка в этом возрасте последовательно происходят развитие активной речи, переход от автономной к связной речи, пробуждение «чувства языка». Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка.
Взрослым, имеющим дело с ребенком раннего возраста, надо:
♦ уметь распознавать, диагностировать особенности психического развития детей от года до 3 лет;
♦ создавать условия для правильного развития ребенка и разрешения кризиса 3 лет;
♦ быть посредником между ребенком и окружающим миром;
♦ повышать собственную педагогическую культуру.
2.1
Вопрос. Каковы основные особенности развития ребенка раннего возраста?
Ответ. Для ребенка в этом возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению.
Физическое и психическое развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Любое отклонение в физическом развитии приводит к нарушениям психического развития. Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития, а следовательно, и его ранимость. Это предъявляет к воспитанию малыша особые требования. Органы и системы организма ребенка развиваются с разной скоростью, но взаимосвязанно. Это обусловлено внутренними и внешними факторами развития ребенка.
Нервная система малыша очень пластична, поэтому условные связи легко образуются, мозг активно развивается, что делает ребенка восприимчивым к обучению.
2.2
Вопрос. Каковы основные приобретения психического развития детей раннего возраста?
Ответ. Основные приобретения психического развития детей раннего возраста – это овладение прямой походкой, предметными действиями и речью.
2.3
Вопрос. В чем значение овладения прямой походкой для развития ребенка?
Ответ. Способность к передвижению прямой походкой позволяет ребенку свободно и самостоятельно общаться с внешним миром, достигать желаемой цели, развивает способность ориентироваться в пространстве. В процессе ходьбы ребенок испытывает эмоциональные переживания, у него совершенствуется мышечное чувство владения собственным телом.
! Эмоционально одобряйте первые шаги ребенка.
2.4
Ситуация. Жене 1 год. Она передвигается, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается.
2
Что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами (напряжением, потерей равновесия, падениями)?
Решение. Родители не должны показывать ребенку своей тревоги, напряженности, страха, недовольства в случае неумелых движений малыша, его падений. Иначе у ребенка может возникнуть страх падения, и он длительное время даже не будет пытаться ходить.
2.5
Вопрос. Что должны делать родители, чтобы развивать самостоятельность ребенка при общении его с внешним предметным миром?
Ответ. Самостоятельность ребенка при общении с внешним предметным миром будет развиваться при условии овладения им ходьбой, предметными действиями и речью.
Родителям необходимо создать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную деятельность, осуществлять ее совместно, постепенно предоставляя малышу все больше самостоятельности. В этом им помогут различные игрушки: пирамидки, матрешки, вкладыши разной величины, цветные наборы, формы, сделанные из разного материала, а также куклы, машинки, наборы строительного материала и др.
2.6
Ситуация. Маленькая Надя (1 год 8 месяцев) играет с куклами своеобразно – все время старается их раздеть, но никогда не одевает.
? В каком периоде развития находится Надя?
Решение. Надя находится в том периоде развития сексуальности, когда дети начинают осознавать отличия и сходство своего тела с другими. Кукла похожа на детей, и девочка ее раздевает, чтобы понять, как кукла устроена. А не одевает просто потому, что это для нее пока достаточно трудно. Позже она научится и одевать своих кукол.
14
Источник