Чем младше ребенок тем темпы его физического и психического развития
© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2015
© Волков Б.С, Волкова Н.В., текст, 2015
От авторов
Б.С. Волков и Н.В. Волкова начали писать книги по дошкольной и школьной психологии еще в 1990-е гг. Среди первых книг – «Детская психология в вопросах и ответах». У современных читателей есть потребность в подобных книгах, но уже на уровне сегодняшнего времени: переработанных и обновленных. И такие книги появились. Это «Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах» и «Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах».
В Интернете имеется до 30 разных наименований книг этих авторов. Среди них: «Дошкольная психология», «Возрастная психология» в 2 частях (практикум), «Психология младшего школьника», «Психология подростка», «Психология юности и молодости», «Конфликтология», «Основы профессиональной ориентации», «Как помочь школьнику учиться», «Психология общения в детском возрасте», «Практические вопросы детской психологии», «Учим общаться детей раннего возраста», «Учим общаться детей 3–7 лет», «Психология педагогического общения», «Психология возраста», «Методология и методы психологического исследования», «Готовим ребенка к школе». «Развиваем у дошкольников способности к рефлексии» и др.
Многие книги удостоены дипломов. Они стали лауреатами Всероссийского конкурса на лучшие научные и учебно-методические пособия в 1993 и 1996 гг.
Б.С. Волков – заслуженный работник высшей школы РФ. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ему в 2001 г. присвоено ученое звание профессора общей и педагогической психологии.
Н.В. Волкова – заслуженный учитель школы РФ, удостоена звания «Лауреат премии Мэрии Москвы в области образования».
Пособие «Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах» подготовлено в соответствии с новыми образовательными стандартами на метапредметной основе. Издание побуждает размышлять, осмысливать психологические особенности развивающегося ребенка, которые нужно учитывать при обучении и воспитании.
Необходимо, чтобы ребенок осмысливал учебный материал, связывал с жизненной деятельностью, т. е. осуществлял не только теоретический, но и практический подход. Эту задачу помогут решить предлагаемые в пособии многочисленные рефлексивные вопросы и ситуации, которые чаще решаются неоднозначно. К примеру, внучка Таня дерзко ответила бабушке, когда та пришла в детский сад раньше обычного времени и невольно оторвала девочку от игры. Чем вызвана грубость? Она может быть связана со многими причинами: и с досадой из-за неоконченной игры, и с отношением к бабушке, которое сложилось в семье, и с нездоровьем ребенка, и с его перевозбуждением, и с полученным ранее замечанием воспитателя, и с другими причинами.
Для решения задачи требуется рассмотреть во взаимосвязи ряд обстоятельств и условий, в том числе противоречивых. При этом надо ориентироваться не только на те психологические особенности, которые уже четко определились у ребенка, но и на особенности психики, только начинающие развиваться.
Ежедневно педагогу приходится взаимодействовать с детьми разной индивидуальности, неповторимых характеров. На все нюансы поведения детей взрослый должен правильно реагировать. Это дело нелегкое. Надо знать, как, в какой мере, чем руководствоваться, как организовать свое поведение. Нужны знания психологии и педагогики, чтобы проявить педагогический такт, основанный на любви и уважении личности ребенка.
Наша практика показывает, что студенты педагогических учебных заведений, даже хорошо знающие теоретический курс психологии и педагогики, часто испытывают трудности при анализе и оценке, интерпретации реальных педагогических ситуаций, затрудняются принять решение, адекватное сложившейся обстановке.
Авторы надеются, что данное издание и его продолжение – книга «Психология детей от трех до семи лет в вопросах и ответах» – поможет решать жизненные задачи воспитания и обучения детей.
Глава 1. Основные закономерности психического развития ребенка
Детская психология – одно из важнейших направлений современной психологической науки – теснейшим образом связана с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психики человека.
Для решения задач этого пособия нужно знать о сущности психического сознания, об особенностях, закономерностях общей и возрастной психологии. Важно иметь в виду следующее:
● развитие психики – с самого начала социальный процесс;
● психика развивается в процессе активной деятельности;
● деятельность ребенка по отношению к среде всегда опосредована его отношениями со взрослыми.
При выполнении заданий используются:
● термины, такие как ведущая деятельность, сензитивный период, зона ближайшего развития, госпитализм, факторы и движущие силы психического развития ребенка и др.;
● теории, раскрывающие суть психического развития.
Овладение терминами поможет найти общие подходы при решении любого типа задач; научит ориентироваться в ситуациях, содержащихся в упражнениях.
Выполнение задач и упражнений способствует уяснению и закреплению знаний об основных методологических принципах исследований, их построении, организации, проведении и интерпретации.
1.1
Вопрос. Почему маленьких детей должны воспитывать люди с высшей квалификацией?
Ответ. Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития и тем более он раним. Не зная особенностей развития, можно легко навредить его физическому и психическому здоровью. Необходимо квалифицированное и продуманное воспитание на основе единства требований к ребенку тех, кто его окружает, воспитывает.
1.2
Вопрос. Что имел в виду Л.Н. Толстой, говоря, что «от рождения ребенка до четырех лет – целая вечность, а от четырех лет до меня, старца, – лишь шаг»?
Ответ. Л.Н. Толстой имел в виду, что в первые годы ребенок приобретает столько знаний, сколько он не получит за последующие 20 лет.
Очень интенсивно развивается человек в свои первые три года. Трехлетний ребенок владеет следующими навыками:
● умеет вступать во взаимоотношения;
● усвоил речь и хорошо ее чувствует;
● заявляет о своей личности;
● демонстрирует то, на что способен («я сам»).
Дети в три года должны уметь:
● показывать свои глаза, нос, рот;
● повторять предложение, включающее до шести слов (например: «Я очень люблю свою добрую маму»);
● повторять по памяти два числа;
● называть предметы, изображенные на рисунке;
● называть свою фамилию.
Особенности дошкольного возраста:
● активно развиваются все психические процессы;
● появляются тонкие переживания;
● рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);
● складываются интересы;
● развиваются способности, закладываются основы характера.
1.3
Вопрос. В чем состоят закономерности психического развития?
Ответ. Сформулируем их ниже.
Неравномерность. Чем младше ребенок, тем выше и неравномернее темпы его физического и психического развития. Различные психические функции, свойства и образования развиваются по-разному: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада.
О неравномерности психического развития судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем больше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Е.Ф. Рыбалко).
Динамика развития познавательных функций на протяжении детского, подросткового и юношеского периода такова, что по мере взросления резко уменьшается перепад в развитии функций, но увеличивается частота колебаний. Иначе говоря, сложная система как бы сама себя стабилизирует, поддерживает свою целостность и при этом функции динамично развиваются.
Гетерохронность. Согласно гетерохронности фазы развития отдельных органов и функций не совпадают во времени. Это вызвано особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов. По мнению П.К. Анохина, гетерохронность – закономерность, заключающаяся в неравномерном «развертывании» наследственной информации. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем – более молодые.
Немецким педагогом и психологом Э. Мейманом показано: чем нужнее та или иная функция, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.
Неустойчивость развития. Понятие тесно связано с неравномерностью и гетерохронностью. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости – динамизм системы – возможен на основе частых мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций – с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.
Сензитивность развития. Сензитивные периоды развития – время повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к обучению и воспитанию.
Б.Г. Ананьев понимал сензитивность как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения, и как следствие – действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга.
Сензитивные периоды ограничены во времени. Поэтому если сензитивный период развития той или иной функции упущен, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
Кумулятивность психического развития. Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, определенным образом трансформируясь. Такое накопление подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Например, подобным образом происходит последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая его форма возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.
Дивергентность и конвергентность. Две противоречивые и взаимосвязанные тенденции, когда дивергенция – многообразие признаков, появляющихся в процессе психического развития, а конвергенция – сужение многообразия, усиление избирательности.
1.4
Вопрос. Что такое психологическое новообразование?
Ответ. Его можно охарактеризовать следующим образом:
● психические и социальные изменения (от психических процессов до свойств личности), возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;
● обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка в дальнейшем.
Психологические новообразования существенным образом меняют психологическую картину возраста.
Основные новообразования становятся условиями и способами развития в следующий возрастной период. Например, наглядно-действенное мышление – необходимое условие развития мышления образного.
1.5
Вопрос. Как определяется наступление сензитивного периода развития ребенка?
Ответ. Функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций. Время начала сензитивного периода у каждого ребенка индивидуально. Его можно определить по направлению деятельности ребенка. Именно в самом начале сензитивного периода эффективность обучения детей наибольшая.
1.6
Ситуация. Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые воспитанники старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют примитивнее младших детей, которые начали посещать детский сад гораздо раньше.
Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование.
Решение. Причина в том, что упущен сензитивный период развития игры. Вероятно, в семье ребенка не учили играть.
1.7
Ситуация. Петя (2,7 года) много болел, подолгу находился в больнице, почти не разговаривал. Впоследствии маме пришлось потратить много сил, чтобы сын стал нормально говорить.
Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей.
Решение. Основная причина – упущен сензитивный период освоения речи (от 1,5 до 3 лет), наиболее благоприятный для усвоения речи ребенком.
Источник
Кочкина Ольга
Особенности физического и психологического развития ребенка в раннем возрасте
Физическое развитие. В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Увеличивается рост и вес ребенка,меняются пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более репкой диафрагма, увеличивается сердце. Совершенствуется работа дыхательной системы (увеличивается се объем, органов пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу). Укрепляется иммунная система, при сохранении высокой ранимости организма ребенка по отношению к различным заболеваниям, постепенно растет сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным условиям внешней среды. На протяжении второго – третьего годов жизни в связи с интенсивным развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура малышей. На втором году жизни ребенказаметно меняются пропорции его тела: увеличивается длина рук и ног, объем груди становится больше объема головы. К 3 годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия могут привести к формированию неправильной осанки. Параллельно с развитием костной системы развивается мышечная система: увеличивается объем мышц и уменьшается количество в них жировой ткани, улучшаются их иннервация и кровоснабжение. К концу раннего возраста становятся ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы – мальчики отличаются большей силой мышц, их большим объемом. К 2 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. К этому возрасту дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, что делает возможным привитие ребенку навыков опрятности. Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, особенно на втором году жизни малыша, приводят к его быстрому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования достигают 4–4,6 часов, многие переходят на одноразовый сон. К 2 годам работоспособность нервной системы повышается, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов. На третьем году жизни нервная система ребенка становится более выносливой, однако вследствие повышенной возбудимости подкорковых
структур, несовершенства и слабости регулирующей функции коры головного мозга поведение ребенка раннего возраста отличается ярко выраженной эмоциональностью. К концу раннего возраста деятельность центральной нервной системы становится более совершенной,усиливается ее регулирующая функция: ребенок уже способен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосредоточенно и целенаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять свое поведение некоторым правилам. На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память,активно идет формирование второй сигнальной системы: расширяется словарный запас ребенка, он все лучше понимает речь взрослого. У детей, которые начинают говорить на втором году жизни, к концу раннего возраста свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитиемдвигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, четко связывают слово с движением. Большое значение для совершенствования речевого центра и артикуляционного аппарата имеет развитие мелкой моторики: движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на двигательный анализатор. Развитие движений в раннем возрасте. В конце первого – начале второго года жизни ребенок овладевает самостоятельной ходьбой.В первые месяцы второго года жизни стремление малыша к постоянному движению сочетается с недостаточной координацией движений: он не уверен, часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие. Овладевая ходьбой, ребенок двигается в быстром темпе, поскольку при этом ему легче удержать равновесие. Первые шаги малыша коротки и неравномерны. Он пока еще не умеет самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить препятствия, поэтому двигаются от предмета к предмету «короткими перебежками». Ему еще трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши. Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора годам ребенок уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие. В этом возрасте он уже может целенаправленно,по просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как мишка», «прыгать как зайчик» и т. п.На втором – третьем году совершенствуются основные движения малыша: он начинает все лучше координировать свою двигательную активность. К концу второго года ребенок может:
• пройти по дорожке, нарисованной на полу, или по доске шириной 20–25
см;
• перешагивать чередующимся шагом через препятствие, положенное на пол (веревку, палку, или приподнятое на 5–10 см; • подниматься и спускаться по наклонной доске, приподнятой на 10–15 см от пола; • подниматься на невысокие горки, спускаться с них; • подлезать под скамейку, веревку и пр. ; • перелезать через перекладину; • подниматься и спускаться по лестнице и др. На третьем году жизни ходьба еще более совершенствуется. Дети передвигаются свободно, могут менять ритм и направление движения.К 3 годам они могут: • бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу; • кружиться на месте; • ходить на четвереньках по дорожке; • подниматься по лестнице и спускаться по ней; • влезать на стул, скамейку, спускаться с них; • бросать и ловить брошенный с небольшого расстояния мяч; • подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед, • спрыгивать с невысоких предметов (10–15 см); • перепрыгивать через ручейки, канавки и др. По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, тащить их за тесемку, возить перед собой игрушку на палочке, игрушечную детскую коляску, играть с мячом (катать его, подбрасывать, перекатывать, догонять) и пр. ; может встать на носочки, нагнуться и заглянуть под диван, чтобы достать игрушку рукой или с помощью палочки. Влияние двигательной активности на развитие детей. Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья; является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костномышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.
Исследования показывают, что уровень двигательной активности детей раннего возрастазависит от ряда факторов: времени года, суток, а также от пола ребенка и его индивидуальных особенностей. Летом потребность в движениях увеличивается, что связано с изменениями в обмене веществ.Меняется потребность в движении и на протяжении суток: наиболее активны дети в первой половине дня с 9 до 12 часов, а во второй – с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Одни дети отличаются повышенной двигательной активностью, у других она выражена средне или слабо. Это может быть связано как с особенностями темперамента ребенка, так и с условиями его жизни. Например, в семьях, где физическому развитию детей уделяется должное внимание, они растут более подвижными, ловкими и выносливыми, чем там, где родители предпочитают держать малышей в манеже, ограничивают их активность во время прогулок из-за излишнего стремления к соблюдению чистоты и опасения травм. Развитие действий с предметами. На протяжении всего раннего возраста развиваются и совершенствуются действия детей с предметами, связанные с бытовой деятельностью, с навыками самообслуживания, с игровой деятельностью. Уже в конце первого года жизни дети питаются повторять некоторые бытовые действия,которые совершают с ними взрослые: есть ложкой, пить из чашки, пользоваться расческой и пр. В первой половине второго года жизни малыши уже могут самостоятельно есть, пользоваться салфеткой, задвигать стульчики по окончании еды, вытирать руки и лицо после умывания, с помощью взрослого снять колготки, ботинки и пр.Пока еще эти действия далеки от совершенства: малыш может пронести ложку мимо рта или выронить еду на пол, облиться соком, причесываться тыльной стороной расчески, надевать штанишки задом наперед, плохо вытереть руки и т. п. Подобные недочеты связаны и с недостаточным осознанием ребенком этого возраста смысла самих действий, и с несовершенством движений, двигательных умений. На третьем году действия детей по самообслуживанию становятся более осознанными и ловкими. Малыши могут самостоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь взрослому расставить на столике посуду, вытереть салфеткой стол, застелить постель и пр. Бытовые действия способствуют не только социализации ребенка, усвоению им принятых в обществе норм и правил, но и развивают двигательные способности, такие, как координация движений рук и пальцев. Развитию движений служат занятия детей с различными предметами, которыми пользуются взрослые, а также с игрушками. Дети любят листать книжки, выдвигать и задвигать ящики шкафов, открывать и закрывать
кастрюли, «писать» папиной ручкой и т. п. Игры с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами, сюжетными игрушками, действия с использованием предметов-орудий (палка, сачок для вылавливания плавающих игрушек, совки и лопатки для игры с песком и снегом, занятия рисованием, лепкой также включают в себя самые разнообразные движения, которые способствуют развитию мелкой моторики. Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития. Нормально физически развивающийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и любознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых. Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении должно быть предметом особого внимания педагогов. Итоги В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. В этот период увеличивается рост и вес ребенка, меняются пропорции его внутренних органов, совершенствуется работа дыхательной системы, органов пищеварения, укрепляется иммунная система, развиваются скелет и мускулатура. К концу раннего возраста деятельность центральной нервной системы становится более совершенной, усиливается ее регулирующая функция. На втором–третьем году совершенствуются основные движения малыша, он все лучше координирует свою двигательную активность, овладевает разнообразными действиями с предметами, бытовыми навыками. Психическое развитие. Каждый возраст характеризуется особыми и неповторимыми взаимоотношениями между ребенком и окружающим его миром, которые реализуются в разных формах его жизнедеятельности, но прежде всего – через ведущую деятельность, свойственную тому или иному возрасту, и общение с другими людьми. Ведущей называется такая деятельность, в рамках которой происходят основные психологические изменения в личности ребенка, возникают и дифференцируются другие виды деятельности, формируются или перестраиваются отдельные психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени развития. Вместе с тем становление ведущей деятельности ребенка не может быть полноценным в отрыве от общения с окружающими его людьми, прежде всего – взрослым, так как именно через них осуществляется трансляция подрастающему поколению общечеловеческого, культурного опыта. Поэтому, характеризуя тот или иной возраст, следует, прежде всего, заострять внимание на содержании соответствующей ему ведущей деятельности и общения, а также на обусловленных ими центральных линиях
психического развитии ребенка. Но прежде, чем перейти к их анализу, остановимся на отличительных особенностях психики ребенка в раннем возрасте, которые в значительной мере обусловлены особым характером его отношения к окружающей действительности, и проявляются в его поведении. Особенностью поведения ребенка в этом возрасте является его связанность ситуацией, зависимость от нее. Малышу 1–2 лет интересно все, что его окружает, он тянется ко всему, что находится в поле его зрения. Как образно говорил немецкий психолог К. Левин, лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней, дверь или коробочка – чтобы он закрыл или открыл их, колокольчик – чтобы позвонил в него, круглый шарик – чтобы покатил его. Каждая вещь заряжена для него аффективной притягивающей или отталкивающей силой, которая «провоцирует* его на действие, направляет его. JI.C. Выготский указывал, что такая связанность ситуацией наглядным полем отражает своеобразие деятельности сознания ребенка раннего возраста. Господство наглядной ситуации определяет многие особенности поведения детей в самых разных обстоятельствах. Это касается, например, выполнения ребенком инструкции взрослого. Так, в опытах Л. Р. Лурии перед ребенком раннего возраста размещались игрушки, экспериментатор просил его «взять рыбку», которая была расположена либо дальше других предметов, либо была менее яркой, чем они. Ребенок сразу же фиксировал взором названную игрушку, тянулся к ней, но по пути ему встречалась другая, и он брал ее, а не ту, которую просил взрослый. Таким образом, непосредственно более сильное впечатление может затормозить или прервать начатое ребенком действие. В экспериментах JI.C. Славиной, изучавшей способность ребенка отвлечься от ситуации, сказать не то, что он видит перед собой, обнаружилось,что двухлетний малыш может вслед за взрослым без труда повторить фразы: «Курица идет», «Собака бежит»,но сказать: «Таня идет» в случае, когда Таня сидит перед ним на стуле, он не может. В ответ на просьбу взрослого повторить за ним слова, не соответствующие наглядной ситуации, все дети, участвовавшие в опытах,говорили: «Таня сидит». Только к концу раннего возраста у ребенка возникает способность абстрагироваться от ситуации, говорить не то, что есть на самом деле. Связанность предметной ситуацией определяет и содержание общения ребенка со взрослым. Главные поводы для общения – практические действия, приуроченные к данному месту и времени. Эта особенность взаимодействия ребенка со взрослым, а также практический, «деловой» характер его протекания, послужил основанием для определения общения на данной ступени как ситуативно-делового.
Ситуативность поведения ребенка раннего возраста обусловлена особым строением его сознания, которое характеризуется «единством между сенсорными и моторными функциями. Восприятие в этом возрасте практически неотрывно от действия. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, повертеть в руках, разобрать, собрать и пр. В этом возрасте он еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, планировать ее, сознательно обдумывать что-то.Его мышление протекает в наглядно-действенной форме: действуя с предметами, ребенок во всей доступной ему полноте познает окружающий мир. Своеобразие сенсомоторного единства в этом возрасте заключается в ярко выраженной аффективной окрашенности восприятия ребенком окружающего мира. Отсутствие эмоций или их слабая выраженность являются одним из признаков неблагополучия в развитии. Эмоции малыша чаще и ярче всего проявляются в момент восприятия предметов. Известно, что ребенка раннего возраста можно успокоить, показав ему интересную игрушку, и он тут же отвлечется от того, к чему только что так настойчиво стремился. Лишь к концу раннего возраста сенсомоторное единство начинает «расшатываться» благодаря развитию речи, которая «разбивает ситуационную связанность ребенка»1. Подводя итог, можно сказать, что своеобразие отношения ребенка раннего возраста к действительности состоит в единстве ее эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому окружающему миру. Специфика возраста проявляется в характере ведущей деятельности и общения ребенка со взрослыми. В раннем возрасте ведущей деятельностью выступает предметно-орудийная деятельность и ситуативно-деловое общение. Детям данного возраста свойственны ситуативность и эмоциональность восприятия окружающего мира, действенное отношение к нему.
Источник