Чем кормить ребенка для развития речи
Бесспорно, очень важно, чтобы ребенок был сыт, а его диета — сбалансированной. Однако важны также текстура и консистенция пищи, которую ест ребенок.
Для того чтобы говорить, произносить слова и звуки, необходимо управлять мышцами, находящимися в ротовой полости, а также уметь контролировать дыхание. Умение жевать твердую пищу, передвигая ее во рту, — это определенная степень способности координации мышц.
Ребенку, который в возрасте после одного года все еще продолжает питаться только протертой пищей, трудно координировать работу мышц рта и ротовой полости, и это может отразиться на его способности произносить звуки. Многие логопеды предлагают делать специальную артикуляционную гимнастику, которая, несомненно, важна для детей с трудностями в артикуляции. Однако не стоит забывать о том, что дети едят не меньше 3—4 раз в день, а еда — это не только необходимые для развития ребенка калории и витамины, но еще и важная тренировка для артикуляционного аппарата. Давайте ребенку возможность, грызть и жевать, например, сырые овощи, кусочки фруктов, сухофрукты, сухарики и. д.
? Различия в развитии речи мальчиков и девочек?
Исследования показывают, что девочки в среднем начинают говорить чуть раньше мальчиков. Есть данные, что первенцы в семье иногда заговаривают чуть раньше, чем вторые или третьи дети, однако нередко происходит и наоборот. В некоторых семьях дети начинают говорить чуть позже, чем в других, в том числе по сравнению с родителями и другими родственниками ребенка.
Если малыш в первые месяцы жизни обращает мало внимания на звуки и речь взрослых, стоит обязательно проверить его слух. Даже минимальные нарушения слуха, которые возникают, например, вследствие перенесенных отитов, могут повлиять на развитие речи в будущем. Некоторые устаревшие медикаменты, которые до сих пор используются, чтобы справиться с инфекцией, плохо действуют на слуховой нерв ребенка и могут привести к его поражению.
Обязательный слуховой скрининг (проверка слуха) всех новорожденных является стандартной процедурой во многих развитых странах, но не в России. Если вы сомневаетесь в том, хорошо ли слышит ваш ребенок, обязательно проверьте его слух у сурдолога или аудио-лога — это безвредная процедура может быть очень полезной. Известно, что раннее выявление нарушений слуха и, в случае необходимости, слухопротезирование помогают ребенку начать говорить. Если же нарушения слуха будут выявлены только после 2—3 лет, то при серьезных потерях слуха вероятность того, что ребенок сможет эффективно использовать вербальную речь, существенно снижается.
Исследования показывают, что дети, матери которых находились в состоянии депрессии после рождения ребенка, начинают говорить позже и хуже, чем их сверстники. Это неудивительно, ведь речь — это коммуникация, а в случае, если взрослый находится в депрессии или переживает стресс, эта коммуникация нарушается. Если мама малыша находится в депрессии, то помощь должна оказываться не только маме (см. главу 9). Необходима также помощь в развитии отношений и диалога мамы и ребенка.
Если вас волнует развитие речи малыша, обратите внимание на то, как строится его общение со взрослыми — насколько его попытки вступать в коммуникацию находят ответ, получает ли он возможность ответить, и т. д.
Когда имеет смысл бить тревогу? Что еще важно для развития речи?
Очень важно наблюдать за развитием речи малыша. Как мы уже говорили, речь начинает развиваться не тогда, когда ребенок начинает использовать слова, а гораздо раньше.
Когда и кому нужен логопед?
Раньше бытовало мнение, что логопед в основном занимается пра- вильной постановкой звуков, следовательно, ребенку, который пока еще не говорит, логопед не нужен.
Во многих странах логопеды начинают работать с очень маленьки- ми детьми, например помогают нормализовать кормление (сосание и
Глава 14. Развитие речи у детей
Телевизор помогает или препятствует развитию речи?
глотание в отделении интенсивной терапии или реанимации новорожденных, где находятся недоношенные дети и дети с различными нарушениями здоровья).
Логопеды также помогают семьям, в которых появились дети с особыми потребностями (дети с нарушениями зрения и слуха, дети с генетическими синдромами, например синдромом Дауна, дети с двигательными нарушениями и повреждениями мозга) или аутизмом. В данном случае задача логопеда (специалиста по коммуникации или раннему развитию) состоит в том, чтобы с самого начала нормализовать процесс взаимодействия с малышом, помочь родителям распознавать сигналы их ребенка. В дальнейшем логопед будет не только способствовать развитию речи ребенка, но и учить родителей и ребенка использовать дополнительные средства коммуникации (жесты, картинки или специальные речевые устройства).
Мы уже рассматривали формирование нейронных связей в мозге новорожденного ребенка. Для того чтобы эти связи сформировались правильно и оставались устойчивыми, необходимо неоднократное повторение опыта, полученного малышом. Не случайно пословица гласит: «Повторение — мать учения». Если у ребенка есть трудности в развитии речи либо из-за его состояния существует риск появления таких трудностей, то участие логопеда является очень важным. При этом не стоит рассчитывать на то, что занятий с логопедом, даже если это очень высококвалифицированный специалист и встречи с ним проводятся несколько раз в неделю, будет достаточно для того, чтобы речь малыша развивалась хорошо и правильно.
Ребенок учится всему в непосредственном общении с родителями и окружающим миром. Поэтому задача логопеда при работе с детьми раннего возраста состоит скорее не в том, чтобы собственно «позаниматься с ребенком», а в том, чтобы показать его близким, как строить общение, как включать развивающие задания в повседневную жизнь ребенка. Важной задачей логопеда также является оценка развития речи ребенка: есть ли трудности и если есть, то какие, и как с ними справляться.
Логопед также может подсказать родителям, как заниматься с ребенком простой и забавной артикуляционной гимнастикой. Это далеко не всегда сложные манипуляции с использованием резиновых перчаток и шпателя, которые очень не нравятся маленьким детям. Артикуляционная гимнастика может включать обучение ребенка жеванию твердой пищи, которая его привлекает, имитацию выражения лица взросло-
го (надувание щек, складывание губ в трубочку и т. д.), высовывание языка, слизывание капелек варенья с уголков губ («как делает киска») и многое другое. Специалист также может подсказать, в какие игры играть с малышом, как работать над развитием правильного дыхания (дуть в трубочку, дудку, дуть на воду или кусочки ваты, выдувать мыльные пузыри и т. д.).
Маленькие дети лучше всего учатся, когда играют. Поэтому наиболее полезны для них занятия, проводимые в приятной игровой форме, а также включение этих занятий в обычную жизнь ребенка (во время еды, купания, прогулки). Помните, по-настоящему эффективными являются только те занятия, которые включены в повседневную жизнь ребенка и семьи, когда все взрослые, окружающие ребенка, знают, в чем заключаются задачи развития и какие формы коммуникации лучше использовать с ребенком.
Телевизор помогает или препятствует развитию речи?
Представить современную жизнь без телевизора довольно трудно. Телевизор теперь есть практически в каждой семье, а чаще всего в доме не один, а несколько телевизоров (например, в комнате и на кухне).
Раньше считалось, что детям вредно смотреть телевизор «из-за глаз», то есть это может негативно отразиться на их зрении. Однако, к счастью, современные экраны уже не столь вредны для глаз ребенка и практически не оказывают вредного воздействия на зрение. Но есть другая опасность. Ребенок в раннем возрасте только учится выделять важные для него сигналы из окружающего мира. Слишком много шума и мелькания могут приводить
Глава 14. Развитие речи у детей|
Двуязычные семьи
к сенсорной перегрузке и к тому, что ребенку будет трудно сосредото- чивать внимпние на общении с близкими людьми. А это,-в свою очередь, может негативно сказываться на развитии речи и внимания малыша.
Некоторым родителям проще кормить ребенка, который «уставился» в телевизор. Иногда это действительно так, но, как мы говорили, раньше, кормление — это тоже важная составляющая коммуникации. И желательно, чтобы при кормлении ребенок обращал внимание на того, кто его кормит, а не на то, что происходит на экране телевизора.
Оглянитесь вокруг и подумайте, не мешает ли «вечно бубнящий» телевизор или радио вашему общению с малышом.
Влияние компьютера на развитие речи
Компьютеры становятся неотъемлемой частью современного образа жизни и имеются практически в каждой семье. Мониторы стали более безопасными для зрения человека. Появляются игровые и развивающие программы для самых маленьких. Уже никого не удивишь двухлетним ребенком, ловко водящим компьютерной мышкой, и многие родители задаются вопросами: «Полезен ли компьютер для моего ребенка? Дает ли этот опыт что-то для его развития? Не мешает ли развитию речи?»
Компьютер значительно лучше телевизора для развития ребенка и неплохо расширяет его опыт, если подобрать подходящие по возрасту развивающие компьютерные игры. Однако все хорошо в меру. Нельзя лишать ребенка человеческого общения и полагаться только на компьютер, так же как нельзя полагаться на любую другую игрушку, — какой бы интересной ни была игрушка, она по-настоящему учит чему-либо только тогда, когда вокруг нее строится коммуникация с другими людьми.
Задумайтесь над тем, что сделало компьютер по-настоящему популярным среди взрослых. В первую очередь это, конечно, возможность общаться с другими людьми через Интернет (до появления такой функции компьютер представлял собой нечто среднее между печатной машинкой и игровой приставкой). Поэтому старайтесь делать так, чтобы «общение» ребенка с техникой было лишь еще одним поводом для интересного совместного занятия с вами.
Есть ли лекарства для развития речи?
Станете ли вы принимать таблетки или делать себе уколы, если вам необходимо срочно выучить иностранный язык? Скорее всего, ответ будет отрицательным. То же самое относится и к детям.
Современная медицина имеет очень большие возможности. Современные технологии позволяют восстановить или существенно улучшить утраченные зрение и слух, вылечить многие заболевания, которые раньше казались неизлечимыми. Однако, к сожалению, специальной «волшебной» таблетки для развития речи пока еще не придумано. Есть медикаменты, улучшающие мозговое кровообращение, но для лечения маленьких детей они используются далеко не во всех странах; кроме того, их непосредственное влияние на развитие языка и речи не доказано и подвергается серьезным сомнениям многими исследователями.
Речь — очень сложный процесс, который включает и желание вступать в коммуникацию, и умение произносить звуки, и способность концентрировать внимание, и многое другое. Поэтому таблетку, улучшающую развитие речи, на сегодняшнем уровне развития медицинской науки создать невозможно.
Однако помогать детям, у которых есть трудности в развитии речи, можно, нужно и очень важно! Использование современных методов и технологий обучения приводит к очень хорошим результатам у многих детей, особенно если в процессе участвует не только ребенок, но и вся его семья, а занятия включаются в повседневную жизнь и рутинные активности.
Двуязычные семьи
Исследования показывают, что у детей в двуязычных семьях речь вначале развивается чуть медленнее, чем в одноязычных семьях. Однако к возрасту 3—4 лет такие дети обычно догоняют своих сверстников в развитии речи; кроме того, они успешно используют оба языка.
Исследования также показывают важность использования мамой (или другим ухаживающим взрослым) в разговоре с малышом своего родного языка. Так ей будет проще общаться с малышом, и процесс общения будет происходить максимально естественным образом. В пре-
Глава 14. Развитяеречиудетей
дыдущих главах книги мы рассматривали особенности материнской речи (ее темп, мелодику и т. д.). Говорить так на языке, который не является родным, довольно сложно, и это может отражаться на качестве взаимодействия. Если другие члены семьи общаются на другом язы^е, ребенок все равно освоит этот язык, поскольку все дети учатся тому, что их окружает.
Глава 13.
Приучение к горшку — вопрос деликатный
Когда и как приучать ребенка к горшку — важный вопрос для родителей. Многие из современных родителей росли тогда, когда об одноразовых подгузниках (памперсах) еще никто и не слышал, поэтому часто им трудно использовать опыт своих мам и бабушек.
Некоторым мамам кажется, что их дети начинают проситься на горшок с шести месяцев и даже раньше и что ребенка имеет смысл приучать к горшку чуть ли не самого рождения. Однако это не совсем так.
Когда мочевой пузырь или кишечник младенца переполнен, он испытывает дискомфорт, который выражается в плаче или хныканье. Чувствительная мама, которая все время находится рядом, быстро учится различать значение плача своего малыша: так он плачет, когда голоден, так — когда хочет спать, а так — когда мокрый, и т. д. И маме начинает казаться, что малыш намеренно просится в туалет. На самом же деле это просто означает, что чувствительная мама «ловит» выражение дискомфорта, который проходит после того, как опорожняется мочевой пузырь или кишечник. Самостоятельно контролировать сфинктеры маленькие дети в возрасте до одного года не могут. Они ведь даже не могут пока хорошо контролировать свое тело, чтобы самостоятельно ходить, так что приучение к горшку в младенчестве — это скорее навык мамы, нежели малыша.
Наносят ли детям вред подгузники?
Миф о подгузниках Ns 1. Подгузники Вредны для репродуктивного здоровья.
Сторонники этой идеи считают, что мокрый подгузник, в котором находится ребенок, создает «парниковый эффект», что может навредить репродуктивному здоровью ребенка, особенно мальчика. НИКАКИХ научных подтверждений этому предрассудку нет.
Да, действительно, подгузники нужно регулярно менять! Если малыш целый день находится в одном и том же подгузнике, это действительно вредно, так как на его коже может возникнуть опрелость.
Глава 15. Приучение к горшку — вопрос деликатный
С чего начать приучение к горшку?
Конечно, необходимо учитывать, что все исследования производились лишь с продукцией известных производителей и, наверное, нужно придерживаться простых принципов при покупке подгузников, таких же, каких вы придерживаетесь, покупая все остальное: обращайте внимание на то, сертифицирован ли продукт и насколько известен производитель.
Современные подгузники изготавливают из материалов, которые хорошо впитывают влагу, и если их вовремя менять, никакого вреда ребенку нанести невозможно.
Миф о подгузниках N° 2. Ребенок, который находится в подгузниках, не сможет самостоятельно проситься на горшок или научится это делать слишком поздно.
Все зависит от родителей (или взрослых, их заменяющих). До определенного возраста малыш все равно не сможет самостоятельно пользоваться горшком. Но в возрасте после полутора лет можно предлагать ребенку горшок, например утром или после дневного сна, когда малыш проснулся сухим. Не забывайте сразу же похвалить ребенка, если он сделал то, что от него ожидается. Детям нравится, когда их хвалят, им также нравится делать что-то самостоятельно. Если ребенок все время находится в подгузнике и никогда не видел горшка, ему действительно поначалу будет трудно понять, что с ним делать.
Уходя от использования подгузников, постарайтесь быть стабильными и не слишком навязчивыми. Приучение к горшку занимает время, и это должно быть постепенным. Самое главное — постарайтесь, чтобы это не стало «вашей проблемой», когда вы начнете бегать за ребенком с горшком в руках, а он будет уверен, что раз это так нужно взрослым, нужно все делать наоборот или что это «такая веселая игра».
Источник
Злата Курманова
Здоровое питание и развитие речи ребенка
«Здоровое питание и Развитие речи ребенка».
Для того, чтобы грамотно сопоставить данные проблемы,предлагаю ответить на вопрос: «С чего начинается здоровье ребенка и своевременное развитие его речи?»
Итак, первый и наиболее значимый фактор — это здоровье матери. К детородному возрасту организм женщины должен быть физиологически и функционально готов, соответственно богат необходимыми витаминами и минералами, которыми и будет питаться 9 месяцев ребенок во чреве матери. Здоровое и правильно сбалансированное питание матери до беременности, во время ее и в период кормления грудью — залог здоровья малыша. Конечно, существует много факторов влияющих на рождение здорового ребенка и его развитие от 0-7 лет.
Этот период жизни ребенка стоит назвать основополагающим и максимально сенситивным. И именно в этот период от нас с вами зависит очень многое.
Если мы хотим, чтобы наши дети грамотно и своевременно отражали окружающий мир (а как они это смогут сделать? При участии речи и других психических функций) мы должны заложить основу этому.Встает вопрос: «Каким образом?»
Правильное питание, богатое всеми необходимыми детскому организму веществами. Только при этом условии дети смогут быть соматически здоровыми и готовыми к полноценному развитию, а не ослабленными с достаточным количеством хронических заболеваний, которые будут ослаблять остроту восприятия и опосредования окружающей действительности, тем самым задерживать ход нормального развития ребенка и его речи в частности.
Каждый ребенок проходит основные периоды развития – до года, до 3 лет и до 7. Это своего рода кризисные этапы, которые при правильном воспитании пройдут наиболее спокойно и продуктивно.
До полугода ребенок осваивает две основные свойственные этому возрасту функции артикуляционного аппарата — это сосание и глотание, таким образом он укрепляет мышечную систему органа речи, готовясь к более сложным операциям.
Затем мы радостно наблюдаем процесс лепета и желание ребенка захватывать что бы то ни было губами. Он все тянет в рот- костная система тоже должна укрепляться. Мы постепенно переводим ребенка на более грубую и твердую по консистенции пищу, которая, безусловно, должна быть полезной и правильно подобранной.
Итак, к 1,3 при нормальном развитии у ребенка появляются первые аморфные интонационно окрашенные слова. И в чем же наша задача на данном этапе? Мы должны помочь ребенку соотнести образ предмета со словом его обозначающим. Тем самым расширяя пассивный и активизируя активный словарь, обращая внимание ребенка на все, что происходит вокруг него.
Например, что такое овощи, где они растут и что с ними можно делать. Мы с ранних лет сможем привить ребенку культуру питания, обогатить не только предикативный (предметный) словарь, но и расширить глагольный — морковка растет, мы ее едим, мама готовит из нее суп и салат.
И так, достигая кризиса 3 лет ребенок функционально здоров, а его психические функции, готовы к новым, более сложным операциям.
Когда малыш идет в сад, его речь получает новый пусковой механизм к развитию и более сложному оформлению. Только общение, зона ближайшего и актуального развития дадут возможность правильно использовать накопленный до 3 лет опыт.
Далее мы можем только поддерживать выбранный курс. Чтобы к поступлению в школу, к 7 годам, ребенок смог максимально раскрыться и реализовать свои возможности.
Спешу заострить Ваше внимание на очень интересном факте. Все мы выросли на мудрых русских сказках. А давайте вспомним, сколько русских сказок призывает нас правильно питаться? Это и «Репка», и «Гуси-лебеди» с молочными берегами и яблонями, и каша из топора. А всеми любимый мультфильм про Вини — Пуха, который так любил мед.
Все эти произведения не только развивают наших детей, делая их мир ярким и волшебным, но и прививают им правильное отношение к полезным продуктам и здоровому питанию в целом.
Мы подошли к некоторым выводам. Правильно организованный воспитательный процесс: – прививает детям культуру питания, делая его «здоровым питанием» ; – улучшает психологический контакт союза мать-ребенок; – оптимизирует социальную адаптацию ребенка, будь то быт или общество; – развивает психические функции ребенка, в том числе речь в разных направлениях – активный и пассивный словари, дает соотнесение образа предмета со словом, его обозначающим, что в свою очередь к 7 годам приводит к грамматически, лексически и синтаксически правильно оформленной речи.
Таким образом, все вышесказанное дало нам возможность проследить тесную взаимосвязь двух основных проблем — здорового питания и развития речи ребенка. А самое главное, мы теперь четко понимаем нашу роль в развитии того и другого направления.
Источник