Чем характеризуется процесс развития личности нормального и аномального ребенка
Валентина Криничанская
Особенности личности в норме и патологии
Введение
Актуальность: формирование социально адаптированной личности является одной из наиболее важных задач коррекционно-образовательных учреждений. Проблема развития личности умственно отсталых учащихся получает свою теоретическую и экспериментальную разработку в коррекционной психологии на основе общей теории деятельности и развития психики, разработанной Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым. Утвердившееся в психологии положение о том, что важнейшие закономерности психического развития аномальных детей в своей основе совпадают с закономерностями нормально развивающихся, является для коррекционной психологии основополагающим принципом, выражающим суть современного подхода к пониманию возможностей развития личности умственно отсталых детей. Исходя из учета общих закономерностей психического развития аномального и нормального ребенка, коррекционная психология выдвигает задачу дальнейшего изучения недостатков, сохранных сторон психики и, в целом, своеобразия ее развития у умственно отсталых детей. Полученные в исследовании результаты позволяют более эффективно осуществлять учет возможностей психического развития школьников разного возраста и с различными вариантами структуры дефекта в процессе коррекционно-образовательной работы.
Цель: изучить закономерности развития личности аномальных детей и его совпадение с развитием нормально развивающихся детей.
Задачи: рассмотреть мотивации поведения и деятельность личности в различных общественных и социально-психологических условиях, самовоспитание личности и пр.
ГЛАВА 1
1. Личность в норме
1.1. Понятие личности.
Уже более ста лет проводятся исследования в области психологии личности. Все эти годы ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.
Не решенным остается вопрос с чего началось развитие личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.
Термин “личность” используется в психологии, как в широком, так и в узком смысле. Можно указать лишь несколько общих положений о личности, которые принимаются почти всеми авторами. “Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции” (А. Н. Леонтьев).
При попытках определить личность в литературе часто цитируются слова К.Маркса: “…человек есть совокупность всех общественных отношений”. (К. Маркс “Капитал” т. 3, стр. 3)
Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение лично-сти. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом, так как ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений.
1.2. Формирование личности.
Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неод-нозначен и рассматривается приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация разрабатывает представления о развитии “социального индивида” или “личности” в понимании Б. Г. Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным “носителям” (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние, друг на друга.
Формирование личности хоть и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. д. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, то есть мотив неистинный. Знать, что нужно делать, к чему следует стремиться, – не значит хотеть делать это, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.
Психологическая структура личности образуется под воздействием следующих её четырёх подструктур (сторон):
а) социально обусловленных свойств личности;
б) индивидуально приобретённого опыта (знаний, навыков, умений, привычек, уровня личной психологической культуры);
в) индивидуальных особенностей отдельных психологических про-цессов (форм отражения);
г) биологически обусловленных свойств личности (темперамента, инстинктов, свойств).
Итак, личность – устойчивая система социальных качеств, характеризующих индивида, как продукт общественного развития и включения его в систему общественных отношений посредством активной предметно-познавательной деятельности и общения. Личность и общество очень сильно взаимосвязаны между собой, друг без друга они существовать не могут. Личности играют огромную роль в развитии общества, но и вне общества индивид не сможет гармонично развиваться, не сможет проявить свои моральные качества, стремление к познанию, к изменению реальной действительности.
В психологии столько определений личности, сколько психологов занимается ее изучением. Поэтому необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия “личность“.
В процессе формирования и развития личности огромную роль играет самовоспитание, особенно в обществах, основанных на коллективных началах. Самовоспитание закладывает нравственные основы личности, моральные представления, убеждения, привычки, нравственный идеал.
Личность развивается и формируется на всём протяжении жизни: то раннего возраста до старости. В полной мере личность может проявлять свои качества в возрасте, не ранее 25 лет. Именно в это время складываются моральные качества индивида.
ГЛАВА 2
2. Личность в патологии
2.1. Личностные качества УО детей
«Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях» – писал К. Д. Ушинский.
Во всем мире растет число детей, нуждающихся в помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Олигофренопедагогу необходимо знать психологию детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития – естественного и социального. По выра-жению Л. С. Выготского, «оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка». [6. С. 77.]
К числу основных компонентов личности принято относить само-оценку и уровень притязаний.
Уровень притязаний – это стремление к достижению целей той или иной степени сложности. В основе лежит оценка своих возможностей. [5. С. 79.]
Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т. е. оценка самого себя. Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции поведения индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания.
Выяснилось, что ученики младших классов в преобладающем большинстве оценивают себя положительно. Они говорят о себе – «я хороший», «я умный». Нередко уточняют свои ответы, ссылаясь на школьные успехи – «умею читать», «пишу красиво», «примеры решаю». Некоторые дети, давая себе высокую самооценку,приводят факты из домашней жизни: «Слушаюсь маму», «Не обижаю брата».Иногда эти высказывания не вполне адекватны вопросу: «Хорошо кушаю», «Люблю гулять».
Отдельные школьники называют себя плохими,мотивируя это сле-дующим образом: «Не знаю букв», «Разбил чашку».
У умственно отсталого ребенка завышенная самооценка, она связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности. Можно говорить о меньшей зависимости умственно отсталых детей от оценочной ситуации, чем это наблюдается у их нормально развивающихся сверстников. Однако наблюдаемая тенденция не должна исключать дифференцированного подхода к использованию оценки при обнаружении детей данной категории, так как у некоторых из них обнаруживается повышенная и очень хрупкая самооценка, полностью зависящая от внешней оценки. [5. С. 81.]
Специальное исследование Р. Б. Стеркиной по выяснению формирования уровня притязаний у умственно отсталых детей в двух видах деятельности – учебной и практической показало, что формирование уровня притязаний в конкретных видах деятельности зависит от предшествующего опыта ребенка – его успешности или не успешности в этих видах деятельности. В деятельности, обрекающей заранее на неуспех, выбор задач разной степени сложности осуществляется формально, т. е. у детей отсутствовали какие-либо стремления, связанные с достижением успеха в данном виде деятельности. Результаты подобных исследований имеют большое практическое значение для создания адекватной мотивационной основы любой деятельности, особенно требующей от ребенка определенных волевых усилий.
Источник
Нарушение развития ребенка. Аномальное развитиеКаждый ребёнок с задержкой или нарушением развития нуждается в обследовании для установления причины этих явлений и их коррекции. Нарушение развития может быть вызвано не только неврологическими расстройствами, но также слабым здоровьем ребёнка или же неудовлетворением физических или психологических потребностей ребёнка. Во время клинического исследования маленького ребёнка с проблемами развития: • Искомыми клиническими признаками, которые могут способствовать постановке диагноза или направлять исследование, считают: Многие результаты исследования можно предвидеть уже в процессе наблюдения за функциональными навыками. На выбор исследований влияет возраст ребёнка, анамнез и клинические данные. У некоторых детей не удаётся выявить никакой причины нарушений даже после углубленного обследования. Часть жалоб родителей относительно развития их ребёнка оказываются вариантами нормы, в таком случае родителей нужно убедить в необоснованности их подозрений. Если они все же сомневаются, понаблюдайте за развитием ребёнка в течение некоторого времени. При оценке аномального развития используется следующая терминология, хотя она иногда может сбить с толку. Далее следуют общепринятые определения: Термин «физический дефект» в настоящее время стараются не употреблять, поскольку это подразумевает, что личность заслуживает жалости. Термины «трудность» и «неспособность» часто взаимозаменяемы, но трудность используют чаще в образовательном контексте (трудности в обучении). Аномальное развитие (общее или специфическое) подразделяют на категории: Степень тяжести классифицируют так: Другие особенности задержки развития: Аномальное развитие: Появление проблем неврологического развития по возрастам: 2. Перинатальный период: 3. Младенчество: 4. Дошкольный возраст: 5. Школьный возраст: 6. Любой возраст: – Также рекомендуем “Причины задержки развития ребенка. На что обратить внимание?” Оглавление темы “Оценка развития детей”:
|
Источник