Чем главное отличие развитие ребенка и детеныш животного

Чем главное отличие развитие ребенка и детеныш животного thumbnail

Сравнение психики ребенка и животного

Определение 1

Психика— это индивидуальное свойство человеческого или животного организма, заключающееся в его способности к самостоятельному восприятию окружающего мира, построению объективной реальности и регуляции своего поведения и деятельности.

Замечание 1

Психика, как явление, присущее живым существам обнаружена исследователями как у человека, так и у животных. Животные, как и люди эмоциональны, способны чувствовать и думать.

Раньше считалось, что у животных нет психики, однако последние исследования доказывают обратное, более того, ученые и психологи уверены в том, что психика животного практически ничем не отличается от психики человека. То есть животное испытывает такие же чувства и эмоции, как человек, практически ничем не уступая.

Ученый и биолог Ч. Дарвин впервые заговорил о том, что животное испытывает схожие психические чувства, что и человек, именно после его заявлений исследователи начали изучать возможные сходства и различия между животными и человеком в этом вопросе.

Также Дарвин говорил о том, что у животных и человека схожи не только эмоции, но и практическое мышление, то есть в целом животные не уступают человеку в этом вопросе.

В дальнейшем ученые стали изучать поведение животных в разных обстоятельствах, а также поведение одного конкретного животного и поведение в группе. Результаты показали, что поведение животных и их эмоциональный настрой очень схожи с поведением и эмоциями человека, что говорит о том, что психика и тех и других имеет множество схожих черт.

Также психологи и ученые пришли к выводу, что вся психология животных основана на двух основных утверждениях:

  1. Психика животного зависит от генетики. Психика, как и генетическая память, передается животному от родителей. Чем устойчивее психика была у предков, а также, чем выносливее они были, тем крепче психологическая устойчивость животного. Например, если наблюдать за домашними кошками, то можно заметить, что одни более пугливы, другие менее, одни более приспособлены к уличной жизни (могут драться, не боятся резких звуков, идут на контакт с людьми), тогда как другие могут существовать только в уютной квартире;
  2. Психика животного формируется под воздействием стихийных обстоятельств и факторов внешней среды. Если животное привыкло жить в сытости и достатке, например, домашняя собака, то ее психика более слабая, чем у собаки, которая выросла на улице и терпела голод, холод.

Закалка психики у животных, как и у людей, начинается с самого детства, с условий места обитания. Сложно сравнивать психику льва, который вырос в зоопарке и льва, выросшего в диких джунглях, это будут две разные особи.

Из всего вышесказанного следует, что воспитывать человека и животное необходимо с детства, так как их психика начинает формироваться именно в детском возрасте. Для подтверждения этого обстоятельства в качестве примера можно привести собак, которые воспитывались на улице и собак, которые воспитывались кинологами. Уличные собаки и собаки кинологов будут отличаться тем, что психика обученной собаки куда устойчивее, чем психика необученной собаки. Обученная собака, чтобы среагировать, ждет команды и проявляет агрессию только в необходимом случае, тогда как уличная собака слабоуправляемая, и психика ее не поддается анализу.

Важным различием психики человека и психики животных является то, что человек в отличие от животного с возрастом начинает самостоятельно управлять своей психикой, , сознательно ее регулировать,.

Психическое развитие ребенка и животных: сходства и отличия

Психическое развитие ребенка и животного нельзя назвать одинаковым, несмотря на множество сходств, это обусловлено следующим:

  • Ребенок, в отличие от животного, по мере своего взросления начинает познавать мир. Для познания мира ребенок обладает предметностью, осмысленностью, константностью и т.д. С помощью этих свойств ребенок способен накапливать, обрабатывать, анализировать и хранить информацию в своей памяти. Эту информацию в дальнейшем он использует для своего развития. Надо заметить, что у человека довольно большие резервы памяти, все, что происходит с человеком за жизнь, он способен запоминать, со временем информация теряется, но из сознания не уходит;
  • Животные в отличие от человека не обладают столь большим резервом памяти, поэтому они не способны запоминать много и сразу, однако небольшой объем памяти у них есть. Обычно самые яркие воспоминания у животных из детства, это запахи, место обитания. Также важно заметить, что животные не могут поделиться своим опытом с другими животными или передать своим потомкам, что и останавливает их в психологическом развитии. Когда животное умирает, его память и опыт умирают вместе с ним, лишь малая часть его памяти или памяти предков передается новому поколению.

Когда человек взрослеет, он начинает активно развиваться, если сравнивать человека и животного на самой ранней стадии – стадии рождения, то их психологическое мышление и инстинкты в целом очень схожи, однако, по мере взросления между ними возникает разница, которая усиливается с течением времени.

При решении несложных практических задач человек и животное ведут себя почти одинаково. Например, если напугать животное или человека, то действия и того и другого будут схожими – испуг, бегство, паника и т. д. Однако, когда практическая задача усложняется, животное начинает явно проигрывать, так как человек применяет логическое мышление, которое отсутствует у животного.

Также разность развития проявляется и в эмоциональной сфере – при рождении и животное и человек уже наделены определенными эмоциями: радость, грусть, тоска и т. д. Однако по мере развития эмоции животного практически не меняются, они естественные и отражают тоже самое, что и отражали при его рождении. У человека эмоции в связи с взрослением начинают интерпретироваться и часто можно видеть, что человек изображает грусть, когда ему совсем не грустно, то есть человек может управлять эмоциями или подавлять их вовсе.

Следовательно, на начальном этапе жизни психика животного и человека схожи, однако в процессе развития и того и другого между ними возникает и увеличивается разница, так как развитие человека происходит гораздо быстрее.

Источник

Человек развивается не только с момента зачатия, он развивается также в процессе истории человечества. Психология современного человека коренным образом отличается от человека средних веков или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным развитием человечества (филогенезом) занимаются другие науки – история, культурология, антропология.

Предметом детской психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза.

Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие, совершенно необходимо детскому психологу. Так, за последние десятилетия с появлением новых информационных технологий существенно изменились условия взросления детей и их психология. Вместе с тем онтогенез имеет свои глубоко специфические закономерности, не зависящие от социокультурного развития.

Качественные изменения в психической жизни (то есть развитие) происходят не только в детстве, а на протяжении всего онтогенеза. И в жизни взрослого человека возможны качественные переломы в его взглядах на мир, появление новых потребностей и новых форм деятельности. Все эти изменения имеют свои психологические механизмы и закономерности. Они составляют предмет особой научной дисциплины – психологии развития, или генетической психологии. Конечно, детская и генетическая психология имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно и эффективно психическое развитие человека происходит в детском возрасте. Генетическая психология во многом строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психологии. В свою очередь, детская психология использует закономерности психического развития человека, полученные в психологии развития. Но детская психология ограничивается ранним возрастом (от 0 до 7 лет) и стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ребенком на протяжении детства.

Детская психология во многом опирается на понятия и методологию общей психологии. Выделение таких аспектов психической жизни ребенка, как деятельность, сознание, самосознание, личность и других, стало возможным благодаря тому, что они были определены и описаны в общей психологии. Вместе с тем общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без фактов детской психологии. Особенности психической жизни взрослого нельзя понять без анализа их происхождения. Психика взрослого человека очень сложна, в ней одновременно существуют в свернутом, сжатом виде множество процессов и тенденций, изучить и проанализировать которые невозможно без обращения к их генезису. Детская психология в этом отношении обладает неоспоримым преимуществом: здесь все только начинается, и все процессы зарождения новых форм деятельности, сознания, мышления можно проследить в открытом, развернутом виде. Поэтому детскую психологию можно рассматривать как своеобразный генетический метод общей психологии, который позволяет проследить становление сложнейших форм психической жизни взрослого человека.

Вместе с тем детская психология является самостоятельной фундаментальной наукой, дающей научную основу для таких прикладных наук, как педагогическая психология, педагогика и практическая детская психология. Предметом педагогической психологии является разработка и обоснование методов обучения и воспитания детей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза, которые дает детская психология. Только понимание возможностей (и границ этих возможностей) ребенка на разных этапах детства позволяет педагогическому психологу разработать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обучения и воспитания детей. Вместе с тем педагогическая психология дает неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического развития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии. Поэтому детская и педагогическая психология являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дошкольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей.

Трудно переоценить значение детской психологии для практической работы с детьми. Важнейшим условием успешной работы воспитателей и педагогов в яслях, в детском саду, в различных учебно-воспитательных центрах является знание закономерностей психического развития ребенка, понимание интересов каждого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Знание детской психологии помогает воспитателю устанавливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодолевать отклонения в их психическом развитии, выбирать адекватные для них формы общения и обучения.

В последнее время все более широкое распространение получает профессия практического детского психолога. В задачу этого специалиста входит диагностика и коррекция психического развития детей, а также работа с «трудными» детьми и их родителями. Главной и необходимой основой для этой профессии является знание детской психологии. Только понимание возрастных норм и закономерностей психического развития позволяет практическому психологу выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка, их соответствие возрастной норме, проводить диагностику психического развитии отдельных детей и выбирать адекватные и эффективные методы коррекции.

Резюме

Детская психология – это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте.

Детство – период наиболее интенсивного и эффективного развития человека.

Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике ребенка, как смена различных, качественно своеобразных возрастных этапов психической жизни, каждый из которых имеет свои специфические особенности. В отличие от этого, рост ребенка является процессом количественных накоплений, то есть увеличением того же качества.

Психическое развитие ребенка человека отличается от развития детенышей животных. Оно происходит не как развертывание врожденных биологических задатков и не как накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно-исторического опыта и через превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные, индивидуальные способности ребенка.

Детская психология, являясь самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, с другой – она является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии.

Вопросы и задания

1. Что изучает детская психология и каков ее главный предмет?

2. Чем отличается детский возраст от других, более поздних возрастов?

3. Что дает ребенку природа? В чем главное отличие человеческого мозга от мозга животных?

4. Чем отличается развитие ребенка от его роста?

5. Каково главное условие человеческого развития?

6. В чем главное отличие в развитии ребенка и детенышей животного?

7. С какими науками связана детская психология? Что дают ей философия, психология развития и общая психология?

8. Зачем воспитателю или практическому психологу нужно знать детскую психологию?

Глава 2

Методы детской психологии

Прежде всего нужно различать методы и методики исследования.

Метод (от греч. methodos – «путь к чему-либо») – это общий подход, способ исследования. Метод определяется предметом изучения и общими представлениями о нем. Например, если ученый исследует психическое развитие ребенка и при этом исходит из представления о том, что это развитие определяется природными, биологическими факторами, его главным методом будет «очищение» своего предмета, устранение по возможности всех влияющих извне социальных воздействий. Если же он, напротив, полагает, что это развитие определяется влияниями социальной среды, он будет специально организовывать эти внешние воздействия и анализировать характер их влияния на особенности психики ребенка. Таким образом, разные взгляды на предмет порождают разные стратегии исследования, или разные методы.

Источник

Локомоторные движения у шимпанзе развиваются быстрее, чем у ребёнка, но в той же последовательности (поднимание головы 3мес/3мес; самостоятельное хождение 64мес/25 мес). Но при этом ребёнок выхаживается родителями, а шимпанзе рождается в стае. Важно воспитывать: наследника одного из немецких князей Каспара Хаузера с детства до 17 лет держали в темнице и с ним никто не разговаривал;в результате на свободе он с трудом ходил и сумел сказать только 1 фразу. Были проведены эксперименты по воспитанию шимпанзе в домашних условиях. Супруги Келлог воспитывали шимпанзе Гуа совместно с сыном. Дети вместе играли. Шимпанзе хуже научалась подражать ранее неизвестным движениям. Дети дружили. Гуа любила играть с детьми, но не любила, когда на неё показывали пальцем и смеялись(проявляла агрессию). Смех – с 8 месяцев. Эмоциональные выражения радости, облегчения. Кашель, смех, храп ночью. Гуа неспособна произнести “папа”. Вначале Гуа лучше понимала слова, потом Дональд(сын)перегнал её. Научили носить одежду, чистить зубы, включать свет, сидеть на стуле. Ладыгина – Котс взяла на 2 года полуторагодовалого шимпанзе Иони. Игры, в основном деструктивного характера. Экспериментальные игры(с водой). Собирание предметов и объединение их по разным признакам. Разглядывание мира через цветную клеёнку. Мучил маленьких животных, не любил детей, тараканов давил рукой через тряпку. Когда рядом никого не было, практически не играл – нужна компания. Тоже эмоции радости. Ладыгина – Котс позже наблюдала за своим сыном и отметила сходство изменений мимики. Иони понимал ряд предложений типа “иди в клетку”, “иди ко мне”, “горячо”. Воспитание шимпанзе сводится к выработке условных рефлексов и навыков. Подражание. Рисование на бумаге не продвигается дальше линий.

Исследования, проведенные рядом советских зоопсихологов(Ладыгина – Котс, Фабри и др. ), показали, что как низшие, так и высшие(человекообразные)обезьяны осуществляют в ходе манипулирования практический анализ объекта(расчленение, разбор его, выделение и обследование отдельных деталей и т. п. ). Однако у человекообразных обезьян значительно сильнее, чем у низших, выражены синтетические(“конструктивные”)действия, т. е. воссоздание из частей, целого путем сближения, соединения, наслаивания предметов, их скручивания, завертывания, переплетения и т. д. Конструктивные действия встречаются в природных условиях у шимпанзе при гнездостроении. В противоположность гнездостроительной внегнездовая конструктивная деятельность встречается редко и развита весьма слабо. Проявляется она в условиях неволи в запутывании, обматывании или переплетений, напр. , прутиков или веревок или в скатывании шариков из глины. При этом показательно, что такое манипулирование не направлено на получение определенного рез – та деят – ти, наоборот, чаще всего переходит в деконструирование, т. е. разрушение рез – та деятельности(расплетение, раскручивание, расчленение и т. д. ). Минимальное развитие у шимпанзе орудийной деятельности, т. е. употребление предмета как вспомогательного средства для достижения какой – либо биологически значимой цели, Ладыгина – Котс объясняет тем, что и в естеств. условиях такая форма обращения с предметами встречается крайне редко. Действительно, несмотря на интенсивное изучение поведения человекообразных обезьян в естест. условиях, осуществленное рядом исследователей за последние годы, известны лишь отдельные случаи орудийных действий. К таким наблюдениям относятся описанные Лавик – Гудолл случаи извлечения термитов из их построек с помощью веточек или соломинок или собирания влаги из углублений в стволе дерева с помощью жеваного комка листьев. В действиях с веточками наибольший интерес представляет то обстоятельство, что прежде чем пользоваться ими как орудиями, шимпанзе(как в описанных ранее опытах Ладыгиной – Котс)отламывают мешающие листья и боковые побеги.

Источник