Чем чревато раннее развитие ребенка
=Чем опасно раннее развитие детей. Тренинги и развивающие занятия для самых маленьких
Не секрет, что сегодня развивать своё чадо принято чуть ли не с пелёнок. Однако специалисты предостерегают – интеллектуальные гонки могут привести к проблемам со здоровьем
Зерно истины в методиках раннего развития, безусловно, присутствует – основы интеллекта закладываются в ранние годы.
– К трём годам развитие клеток мозга завершается на 70%, а к семи годам – на 90%, – рассказывает Евгений Мухин, д.м.н., профессор Научного центра неврологии РАМН. – После этого врождённые способности, не получив необходимой подпитки и должного импульса, «засыпают».
Пик развития умственных и творческих способностей, по мнению специалистов, приходится на период от 1,5 до 3 лет. В этом возрасте развивающие занятия с ребёнком приносят наиболее ощутимый результат. Многочисленные наблюдения детей, обучавшихся с «пелёнок», показали, что большинство из них в начальной школе были отличниками. Среди их сверстников, не прошедших «курса», такой успеваемостью мог похвастаться один из десяти.
Однако успешность занятий с малышами зависит от многих факторов. Главный из них – правильная дозировка. Многие честолюбивые родители стремятся «впихнуть» в своего ребёнка максимум знаний. И поначалу это приводит, казалось бы, к блестящим результатам – малыши приветствуют гостей на английском, трогательно декламируют сонеты Шекспира и уверенно считают – кто до ста, кто до тысячи. Но это не говорит о сверхспособностях малыша.
– Запоминание у детей носит механический характер и больше похоже на цирковой номер (как считающие собачки в цирке), чем на обучение, – уверена Марина Степанова, д.м.н., профессор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. – Вызубренный материал они понять и тем более проанализировать не в состоянии. В голове у ребёнка возникает чудовищная путаница.
Полученные знания в лучшем случае оказываются бесполезными, в худшем – приводят к тревожности детей, появлению у них психосоматических заболеваний (бронхиальная астма, дерматиты, экземы) и неврозов. Специалисты заметили и другую закономерность – большинство маленьких «гениев», так же как и их старших коллег, отличает полная неприспособленность к быту. Родители, озабоченные «продвинутостью» ребёнка, не считают нужным тратить время на то, чтобы обучить его необходимым навыкам самостоятельности.
Проблемы могут возникнуть и в школе, в которой он сразу попадает в положение «выскочки». Оказавшись на голову выше остальных, он будет скучать на уроках, за что его будут недолюбливать и одноклассники, и учителя.
– Чтобы занятия пошли на пользу, они должны проходить в игровой форме – так дети лучше усваивают и запоминают информацию. Ваша цель – не замучить ребёнка зубрёжкой, а разбудить его интерес к окружающему миру. Тогда он сам захочет узнать о нём как можно больше, – считает М. Степанова.
Самые популярные методики раннего развития
Система Монтессори
Задача методики – создать благоприятные условия для саморазвития ребёнка. Основательница методики Мария Монтессори взяла за основу принцип, когда ребёнок сам знает, в каком направлении «двигаться». Главный принцип Монтессори-групп – «помоги мне сделать это самому», т.е. инициатива к любому действию должна исходить от ребенка, а учитель только помогает и направляет малыша. Ведь если мы постоянно все будем делать за детей (кормить с ложки, завязывать шнурки и т.д.), то сами они никогда этому не научатся.Задача педагога или родителя – организация процесса обучения при помощи монтессори-материалов. Все пособия красивые, интересные и приятные на ощупь. Располагаются они от простого к сложному, от конкретного к абстрактному и всегда находятся в полном доступе для ребят. Таким образом, малыш сам выбирает, когда и чем будет заниматься. Существуют занятия в группах «мама+малыш», которые посещают родители с детьми от 1 года до 3 лет. А ребята с 3 до 6 лет уже обучаются в группах самостоятельно.
Плюс. Огромный выбор материалов, которые дают полное представление о форме, цвете, структуре окружающего мира.
Минус. Нет места ролевым и спонтанным играм. Подходит лишь «вдумчивым» детям, которые способны подолгу изучать один предмет.
Кубики Зайцева
Обучение чтению с 2 лет. Материалы – кубики, таблицы и музыкальные записи, под которые ребёнок пропевает «склады» – части слов. Его методика – это не только обучение чтению, он также разработал пособия для изучения чисел, есть также «Любимые картины», «Дорожные знаки», «Читай и пой» (обучение чтению через пение), «Тысяча +» (обучение математическим действиям, работе с квадратом числа, дробями), «Пишу красиво» (обучение каллиграфии). Возраст:начинать занятия по кубикам Зайцева можно в любом возрасте. Но если речь идет о занятиях в группе, то лучший возраст 4–5 лет.Плюс. Помогает освоить чтение детям с задержкой психического развития, аутизмом и психоневрологическими проблемами. Пропевание «складов» улучшает качество речи здоровых детей, расширяет их словарный запас.Минус. Специалисты считают, что обучать детей чтению нужно не раньше чем в 5-6 лет. У детей, научившихся читать по Зайцеву, в школе возникают трудности с разбором слова по составу и при фонетическом разборе.
Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика изначально ориентирована на личность ребенка и состоит в развитии его природных способностей. Вальдорфцы считают, что детство – прекрасный возраст, который надо постараться продлить. Поэтому основной упор делается на развитие художественных, музыкальных и театральных способностей. Обучение во многом построено на принципе подражания и повторения за педагогом. Большое значение придается эмоциональному состоянию ребенка. Но раннее развитие интеллекта считается недопустимым, т.е. обучение чтению и письму здесь начинается крайне поздно. В вальдорфском детском саду большое внимание уделяют ручному труду: все дети учатся вышивать, готовить, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже выращивать овощные культуры. Игрушки здесь необычные: в большинстве своем сделаны руками ребят или представляют собой предметы из натуральных материалов, как правило, некрашеное дерево или глина, т.к. это развивает фантазию и творческие способности малыша. Часто в таких группах есть свой живой уголок, где ребята учатся ухаживать за братьями нашими меньшими. В вальдорфских садиках постоянно проводятся праздники и ставятся театральные представления. Возраст: группы в детском саду не разделены между собой по отдельным возрастам, а представляют собой смешанную, разновозрастную группу от 3 до 6 лет. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.
Метод Гленна Домана
Разработан врачом-нейрохирургом для детей с поражениями центральной нервной системы. Основной принцип – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребёнку предлагаются карточки с изображением предметов разных тематических серий. Их показывают 1-2 секунды. Предполагается, что ребёнок подсознательно запоминает изображение.
Плюс. Идеально подходит для детей с поражениями ЦНС. Помогает заучить большой объём информации.
Минус. Известны случаи, когда большой объём информации приводил к нервным срывам. Карточки с подписями не дают полного представления о всех предметах и явлениях.
Система Никитиных
Набор заданий как спортивных, так и развивающих, расположенных в порядке возрастания сложности. Ни способ, ни порядок решения их объяснять нельзя. Если ребёнок не выполняет задания – нужно подождать, пока он подрастёт.
Плюс. Позволяет рационально организовать время, способствует закаливанию и спортивной подготовке детей.
Минус. Отсутствует индивидуальный подход, нет упражнений на развитие речи, отсутствуют ролевые игры.
Советы специалистов
Заниматься с малышом нужно обязательно, но, чтобы уроки пошли на пользу, придерживайтесь следующих правил.
– Помните, что развитие должно не опережать, а соответствовать возможностям ребёнка. Лучше придерживайтесь «расписания уроков» (см. ниже) и не пытайтесь перепрыгивать возрастные «ступеньки».
– Оптимально начать обучение ребёнка с посещения невролога. Консультация поможет выявить проблемы в развитии и выбрать занятия, которые их скорректируют.
– Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН считают, что групповые развивающие занятия лучше не начинать раньше 3 лет.
– Ни в коем случае нельзя пытаться ускорить интеллектуальное развитие за счёт физического и наоборот. Отменять из-за занятий прогулки нельзя ни в коем случае!
– Любые «уроки» должны проходить в форме игры. Так дети лучше запоминают информацию.
– Главный критерий успешных занятий – хорошее настроение ребёнка и умение применять полученные знания на практике.
Расписание уроков
6 месяцев – пора читать книжки с яркими картинками. Подойдут яркие игрушки разных цветов, фактуры и звучания.
1 год – с ребёнком нужно как можно больше разговаривать.
2 года – активное формирование речи, поэтому необходимы выходы «в свет» и знакомство с другими детьми. Рекомендуются лепка и рисование.
3 года – расширение словарного запаса и работа над правильностью произношения. Пора на групповые развивающие занятия – рисование, лепку, ритмику.
4 года – лучший возраст для начала изучения иностранных языков – знакомства со словами и буквами. Рекомендуются занятия на развитие мелкой моторики – например, собирать конструктор или мозаику.
5 лет – начало обучения чтению и самообслуживанию. Время играть в ролевые игры: одеть, обуть «ребёнка» – куклу, сложить и убрать вещи, посуду.
6 лет – занятия арифметикой, иностранными языками, посещение спортивных секций. Рекомендуется посещение подготовительных курсов при школах.
Источник
Все чаще можно встретить мам с лозунгами «Я не хочу, чтобы мой ребенок был гением». Давайте разберемся в причинах по которым мамы отказываются от таких заманчивых возможностей для своих малышей. Оказывается, эти дальновидные мамы потрудились изучить не только преимущества методик раннего развития, но и побочные эффекты от их применения. С анализом побочных эффектов от развивающих методик дела обстоят удручающе — их, зачастую, невозможно ни увидеть, ни измерить, ни отследить. Только здравая логика и кропотливое изучение результатов научных исследований могут остановить современных родителей от ошибок в применении методик раннего развития.
Содержание
- Понятия «раннего развития» и «раннего обучения»
- Негативные последствия раннего обучения
- Мнения специалистов о негативных последствиях раннего обучения
- Правильные ориентиры для раннего развития
Вред раннего развития | Отличие понятий «раннее развитие» и «раннее обучение»
(вернутся к содержанию)
Для начала обсуждения проблемы необходимо отделить котлеты от мух, потому как некоторые восприняли мои предыдущие посты, как абсолютный отказ от развивающих занятий. Это совсем не так! При подготовке предыдущих постов о раннем развитии я постаралась структурировать свои знания и пришла к выводу, что вред несет не раннее развитие, а раннее обучение. Прошу все мои прежние нападки на раннее развитие относить к раннему обучению и злоупотреблению методиками.
Разберемся в чем же собственно отличие этих понятий:
Раннее развитие — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет, стимулирующая познавательный интерес;
Раннее обучение — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет в результате которой ребенок приобретает знания и умения выполнять те или иные виды деятельности (т.е. обучение прогресс в пределах какой-либо одной стадии развития ребенка).
Ключевая разница этих понятий в преследуемых целях:
- Раннее обучение. Если вы общаетесь с родителями, которые рассказывают о достижениях малыша в запоминании какой-либо информации (букв, цифр, животных и т.п.), чтении или счете — то родители, сами того не ведая, занимаются ранним обучением.
- Раннее развитие. Если молодая мама с восторгом делится о том, что её чадо придумало или освоило новые приемы и правила игры с играми и игрушками, новый способ прокладывания маршрута из комнаты в комнату и т.п.
Собственно, уже на этапе рассмотрения понятий становится ясно насколько более важно развитие, чем обучение. Ведь при развитии мозга ребенка в первую очередь должен сформировать оптимальные алгоритмы, внутренние механизмы и методики для своего будущего обучения и соответственно дальнейшее обучение без них эффективным просто не может быть.
Вред раннего развития обучения | Негативные последствия
(вернутся к содержанию)
- Получение «тепличного» эффекта. Многим знакомый, но малопонятный термин «тепличные дети» становится более ясным после рассмотрения разницы понятий обучение и развитие. «Тепличные дети» — дети с которыми занимались ранним обучением, в ущерб раннему развитию. В итоге у таких людей даже во взрослом возрасте не смогли в полном объеме сформироваться механизмы развития, зато отлично работают механизмы обучения — в большинстве своем такие люди эрудированы, но самый простой нестандартный вопрос оказывается вне зоны их компетенции.
- Побочные эффекты перегрузки центральной нервной системы ребенка: плохой сон, симптомы энуреза, частые соматические заболевания, возможны различные дисфункции, связанные с работой эндокринной системы.
- Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Нарушения, наступающие вследствие неадекватных воспитательных воздействий, носят не только функциональный, но и, с течением времени, функционально-органический (т.е. последствия которые уже не обратить) характер. Проявляется подобная несформированность рядом побочных эффектов: недостаточность саморегуляции, программирования, контроля за протеканием собственной деятельности. На практике это выражается в отсутствии интереса к учебе. Про таких детей говорят: «Может учиться, но не хочет».
- Уменьшение шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала за счет раннего снижения пластичности мозга не без помощи методик раннего развития обучения.
- Энергетическое обкрадывание участков мозга, текущего сенситивного периода (Как правило, до 4 лет это будут участки, обеспечивающие движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит, скорее всего, останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений.)
Вред раннего развития | Мнения специалистов
(вернутся к содержанию)
Марьяна Безруких директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО, профессор, выдержка из статьи «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму»:
«…Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения…»
Татьяна Волосовец директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, выдержка из статьи «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму»:
«…Врачи сейчас наблюдают общее снижение состояния здоровья у детей, которые живут в очень тяжелом режиме — ходят и на занятия по английскому языку, и на спортивные секции, и на занятия по живописи, и еще куда-нибудь, куда придумают родители. Потом дети приходят в 9 часов вечера домой и падают от усталости. Это приводит и к общесоматическим заболеваниям, и к неврозам и к уничтожению мотивации к обучению как таковой, так как он приходит в первый класс и не хочет учиться, и уже не может учиться»
Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО), из интервью «Нельзя требовать от дошкольников умения читать«:
«…К сожалению, среди родителей (и не только в нашей стране) широко распространено мнение, что самым эффективным способом подготовки детей к школе является прямое обучение тому, чему затем будут детей учить в самой школе — прежде всего, чтению, письму и счету. А вот поощрение детской игры, исследовательской активности детей, детских вопросов, — это основные ценности, лежащие в основе стандарта — никакого отношения к подготовке детей к школе не имеют…
…В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему. А вот если дома или в детском саду, например, есть уголок грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное воображение и словесное творчество, когда ребенок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т.п., то дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы сами собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своем темпе.
Такое учение приносит детям радость и не связано со стрессами и принуждением. Принуждать читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей…«
Ольга Писарик — блогер, чьи профессиональные интересы лежат в области психологии развития, из статьи «О раннем обучении вскользь»:
«…Если раньше нейрофизиологи считали, что за выполнение определённых интеллектуальных задач отвечают определённые области мозга, то теперь понятно, что по мере развития мозга, по мере того, как созревают новые области, нейронные цепи, отвечающие за обработку информации, изменяются. И чем пластичнее мозг, тем больше у растущего ребёнка шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала.
Вы спросите, причём тут раннее обучение? А при том, что преждевременное (без запроса) обучение ребёнка абстрактным вещам вынуждает его при обработке информации задействовать доступные ему нейронные цепи и, в дальнейшем, снижает пластичность мозга. Когда непонятную и не актуальную для себя задачу ребёнок научается решать каким-то определённым образом, его мозгу в дальнейшем сложнее «перепроложить маршрут» на более эффективный. Таким образом, раннее обучение тормозит интеллектуальное развитие ребёнка.
Логику «надо начать пораньше и тогда к 6 годам мы оторвёмся от конкурентов, а к 17-ти у нас будет гений» я сравниваю с логикой садовода, который в условиях средней полосы России в феврале садит картошку в открытый грунт, с тем, чтобы к июню у него уже был невиданный урожай. Всё хорошо в своё время, и в обучении «раньше» не значит — «лучше».»
А.В. Семенович — известный нейропсихолог, профессор МГППУ, из учебного пособия «Ведение в нейропсихологию детского возраста»
«…Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам… Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях. …Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости «истощила» находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации…»
Дарья Иванченко — логопед, выдержка из статьи «Кубики Зайцева»:
«…Примерно в год вступает в свои права предметная деятельность, и берет свое начало развитие наглядно-действенного мышления. Малыш жаждет познания мира через манипулирование предметами и орудийные действия, т.е. применение предметов по назначению. Он берет их в руки, пробует на зуб. В памяти лучше откладывается то, что потрогали, погладили, а потом еще и постучали этим. Дайте ему кубики с буквами, и он примется их грызть, ощупывать и строить башню. И запомнит, что это кубики, из них строят дом. И всё.
В конце первого года жизни ребенок пробует произносить первые слова, начинает развиваться словесная речь. Малыш говорит еще мало, но знает уже достаточно много предметов. По методике Зайцева предлагается приклеивать карточки со словами к крупным предметам в квартире – холодильнику, шкафу и т.д. Мало того, что обобщение понятий в этом возрасте еще на низком уровне и слово «стул» для некоторых детей будет обозначать лишь стул на кухне. Еще и написанное слово, прикрепленное к этому злосчастному стулу, может подменить само понятие данного предмета мебели! И на просьбу «покажи стул», Ваш малыш будет показывать на распечатку слова. А Вы будете думать, что он читает…»
Ольга Исаенко — детский психолог, кандидат психологических наук, из методического пособия «Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей» издательства Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. :
Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с. С. 356-358:
«…В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.
Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.
За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство,согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.
Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками)…»
Правильные ориентиры для раннего развития
(вернутся к содержанию)
«Нет» — раннему обучению, «Да» — раннему развитию! По мнению многих специалистов, самым важным ориентиром в раннем развитии является восприимчивость к той или иной информации — сенситивные периоды. Для определения восприимчивости малыша к определенной информации можно воспользоваться как родительским чутьем, так и готовыми наработками психологов и педагогов. Одна из наиболее популярных сенситивных периодизаций составлена Марией Монтессори:
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПО МОНТЕССОРИ | ||
Наименование | Период | |
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ | длится в среднем от 0 до 6 лет | Общение, взаимодействие, пение, чтение для ребенка |
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА | длится от 0 до 3 лет, наиболее интенсивно около 2 — 2.5 лет. | Обеспечиваем:
|
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ (развитие всех видов восприятия: тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д.) | Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. | Обеспечиваем обилие сенсорной пищи:
|
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ | длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет |
|
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ | от 1 года до 4 лет | Поощряем двигательную активность. |
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ | в возрасте 2.5 — 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. | Обеспечиваем достойный образец для подражания. |
Вооружившись таблицей сенситивных периодов можно вплотную рассмотреть развивающие методики на предмет интересных и полезных упражнений. Например, демонстрация большого количества карточек по методике Домана, в период, когда мозг малыша требует сенсорного развития, может вызвать сенсорный голод. Гораздо более приемлемо показывать не карточки с изображениями предметов, а сами предметы. Методика предложенная Монтессори заключается в создании оптимальных для развития условий окружающей среды — обеспечения необходимыми игрушками и другим дидактическим материалом.
Несмотря на разнообразные рекомендации методик, следует помнить, что наиболее полноценным видом деятельности для детей раннего возраста являются сюжетно-ролевые игры, так как они, в отличии от большинства других занятий для детей, обеспечивают равномерное качественное воздействие одновременно на множество сенситивных центров. Специалисты рекомендуют уже с полугода приучать ребенка к сюжетно-ролевым играм. Начинать такие игры лучше всего с имитации типовых бытовых ситуаций при помощи игрушек. Показывая, как куклы и плюшевые игрушки, кушают, умываются, одеваются, укладываются спать, играют, танцуют, ходят на горшок, ребенка можно заинтересовать не только навыками самообслуживания, но и играми, в которых максимально развивается фантазия и мышление. Помимо сюжетно-ролевых игр достаточное количество внимания необходимо уделять подвижным играм (догонялки, прятки и т.п.) и чтению книг. Занятия из методик раннего развития могут дополнять основное времяпрепровождение малышей в играх, но ни в коем случае не заменять!
Учитывая все вышесказанное, можно выделить следующие ориентиры для гармоничного раннего развития:
- создание условий для сюжетно-ролевых игр: предоставляем игрушки, регулярно выделяем время для игр, придумывая разные односложные сюжеты;
- создание условий для подвижных игр: предоставляем малышу пространство и игрушки для подвижных игр, регулярно выделяем время для игр;
- чтение и прививание любви к книгам: читаем книжки для самых маленьких и показываем картинки;
- прививание любви к музыке: прослушивание мелодичной музыки (как правило из категории для самых маленьких или классики);
- создание развивающих условий окружающей среды: предоставляем малышу развивающие игрушки (пирамидки, кубики, мозайки и т.п.), рабочее место (детские стол и стул) , мелки, краски, пластилин, сенсорные коробки, дидактические пособия, карточки и т.п., регулярно выделяем время для игр и занятий. Данный пункт является основным элементом методики Монтессори.
- воспитание интереса к творчеству: знакомим малыша с приемами рисования, лепки, аппликации и т.п.
Источник