Части тела человека развитие ребенка

Части тела человека развитие ребенка thumbnail

Дошкольникам необходимо получить хотя бы минимальные сведения об анатомии, уметь называть части своего тела. Данную тему включают в образовательную программу для малышей от 3 до 5 лет.  Картинки для детей “Части тела человека” помогают педагогам детских садов и образовательных центров сделать такие уроки не теоретическими, а наполненными примерами, визуализируют новые знания. Как построить занятие с детсадовцами, какие упражнения, игры способствуют запоминанию нового материала, расскажем в нашей статье.

Дидактическая подготовка занятий

Формирование представлений о теле человека начинается с раннего дошкольного возраста. Познавательные занятия с помощью красочных картинок “Части человеческого тела” проводят в ДОУ и дома с родителями.

Мамы и папы ставят задачи неосознанно, просто стремятся расширить круг познаний малыша. Воспитатели детских садов формулируют цели и задачи к каждому занятию по теме, исходя из очередности урока, возраста дошкольников и новизны материала.

Цели

Среди целей развивающих и обучающих занятий можно выделить следующие:

  1. Дать представление о теле человека, о его частях и строении через игру.
  2. Расширить словарный запас дошкольника.
  3. Сформировать стремление к здоровому образу жизни, бережному отношению к себе и своему здоровью.

На заметку! Планируя занятия по теме “Части тела человека для детей в картинках”  выбирайте четкие, яркие рисунки, где все органы показаны отдельно. Так малыши лучше запомнят и поймут новую информацию.

Задачи

Если тема “Части человеческого тела” раскрывается для детей впервые, то особое внимание обратите на знакомство малышей с лексикой, на активизацию внимания и интереса к анатомии. На последующих занятиях закрепляйте материал, способствуйте самостоятельной деятельности, используйте творческий потенциал дошкольников. Для одного урока достаточно подобрать 3-4 выполнимые задачи.

Образовательные задачи для занятий:

  1. Дать понятие о теле человека, частях туловища, органах чувств и их функциях (выполняется на 1 уроке по теме).
  2. Научить правильно называть, показывать основные органы (обязательная задача для 2 и последующих занятий по теме).
  3. Дать понятие об индивидуальности и схожести строения тела разных людей.

Развивающие задачи:

  1. Научить соотносить слова и действия.
  2. Развивать мышление, память, воображение.
  3. Провоцировать и совершенствовать монологическую, диалогическую речь.
  4. Развивать умение отстаивать свое мнение, использовать доказательства в споре.
  5. Развивать мелкую моторику (пальчиковая гимнастика в качестве разминки, творческие задания).
  6. Развивать артикуляцию.

Воспитательные задачи:

  1. Поддерживать стремление к здоровому образу жизни.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, интерес к другим воспитанникам в группе.
  3. Научить слушать других и не бояться совершить ошибку при ответах на вопросы.
  4. Развивать самостоятельность.

Тело человека строение

Плакат Части тела

Ход занятия

Урок в дошкольном учреждении можно строить по следующему примерному плану:

Этап занятияЧто включает в себяПродолжительность
1.Организационный моментАктивизируем внимание малышей к началу урока. Здороваемся, усаживаем на места, создаем тишину.1-2 минуты
2.Вводная частьМотивируем интерес к происходящему. Можно задать провокационный вопрос (Кто знает, сколько у человека частей тела? И другие). Или рассказать интересную историю про сказочного персонажа, который не смог найти и перечислить все части своего тела. Предложить помочь персонажу.3-4 минуты
3.Постановка задачи и цели занятияОбговариваем с ребятишками, чем сегодня займемся на занятии, что нового и интересного узнаем (с детьми 3-4 лет), создаем проблемную ситуацию с малышами 5-6 лет.1-2 минуты
4.ИгрыВыбирайте игры, направленные на запоминание названий органов, их функции. Игры можно проводить в виде физкультминутки.4 минуты
5.РазминкиПальчиковая гимнастика. Выполняет две задачи: развиваем моторику и изучаем названия каждого пальца3-4 минуты
6.Практическая частьРассматриваем картинки. Находим части нашего тела, у товарища, на кукле. Раскрашиваем, рисуем.10 минут
7.Рефлексия, подведение итоговОцениваем урок: понравилось – не понравилось. Что нового узнали? Краткое повторение основных моментов (лексика). В рефлексию можно включить загадки.2-3 минуты

Детям 2-3 лет пальчиковая гимнастика заменяет игру и разминку. Можно использовать на этапе рефлексии. Учите запоминающиеся стихотворения, показывайте, как разминать пальчики, ладошки сами.

Это пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Это пальчик — папа,
Это пальчик — мама,
Этот пальчик — это Я,
Вот и вся моя семья!

Малыши загибают пальчики на каждой ручке отдельно, интенсивно трясут кулачками на последних строчках.

Семья пальчиков

Упражнения

Используйте на практическом этапе урока. Понадобятся картинки “Части тела” для детей для наглядности и примера.

  • Составляем человека

Каждому ребенку раздаются изображения одной части человеческого тела. Готовый вариант создается в группе. Старшим устройте соревнования: кто быстрее правильно соберет человека.

  • Где есть пара?

Части тела для детей в картинках перемешайте. В одной кучке должны быть парные части и непарные. Задача: разъединить изображения по признаку парности. Ноги, уши, глаза, руки — в одну, остальные — в другую.

  • Назови ласково

У меня не рука, а рученька, не голова, а головушка… Желательно совместить лексические упражнения с физической разминкой (гладить ножки, ручки, качать головой, вытягиваться телом в рост). Называя слово, дошкольники смотрят на картинки или фото для детей “Части тела человека”.

Важно! Распечатывать изображения в черном и белом варианте нельзя. Картинки для рассматривания должны быть яркими.

Игры

Игровые упражнения проводите в группе, активно. Основная цель игр: дать новую информацию в запоминающейся форме. Положительные эмоции упрощают процесс усвоения и закрепления.

  • Зачем нужны?

Игра в форме вопрос-ответ. Есть несколько вариантов ответов: развернутый или да – нет. Для детей 3-4 лет подойдет следующий вариант вопросов: Ушки нужны, чтобы слышать? ДА! Ножки нужны, чтобы кушать? Нет! И так далее.

Читайте также:  Проблемы современной социокультурной среды развития ребенка

Дошкольникам средней группы задавайте прямой вопрос: Зачем нужны ноги, голова и т.д. По возможности просите обосновать ответ, аргументировать.

  • Робот

Один ребенок встает в центре группы и выполняет несколько заданий от детей. Например, крути головой, помаши рукой. Главное, в постановке задачи роботу дошкольники должны использовать названия частей тела.

  • Угадай сколько

Воспитатель показывает подборку фото на тему ” Органы чувств картинки для детей” и спрашивает. Сколько у человека ушей, ноздрей, языков, глаз?  Просит доказать правильность ответа, показав на себе.

Загадки

Разложите картинки или фото для детей на тему “Части тела” на большом столе. Соберите малышей вокруг него. Загадывайте загадки, ответом будет поднятая карточка с изображением отгадки. Отвечающего обязательно просите называть правильный орган, показывать на себе или соседе.

  • Их никто не сеет, никто не сажает, они сами вырастают! (Волосы).
  • В двух норах воздух бродит, то выходит, то заходит. (Нос).
  • Отворю свой хлевец, покажу друзьям беленьких овец. (Губы, рот, зубы).
  • Если бы не было его, никто не говорил бы ничего. (Язык).
  • Десять братцев в разных домиках живут. (Пальцы).
  • За обедом всего нужней? (Рот).
  • Есть у людей. Есть у зверей. У человека умнее. (Голова).
  • Слышите, журчит водица? Умывайте чаще …. (Лица).

На заметку! Загадки о частях тела человека можно представить в презентации, после которой будет правильный ответ в картинках для детей.

Мое лицо и тело

Строение тела

Раскраски

Черно-белые раскраски помогают малышам понять, как выглядят, где находятся и в каком количестве разные органы. Есть несколько вариантов пособий-помощников и картинок для детей от года до 7 лет о частях человеческого тела:

  1. Аппликация и разукрашка

Родители помогают малышу наклеить волосы из ниток, подобрать цвет глаз.

  1. С подписями на частях тела

Дошкольник учится читать, разукрашивает и называет основные органы.

  1. Соедини линией части тела и одежду

Малыш ручкой или карандашом проводит линии между головой и шапкой, варежками и ладошкой, кольцом и пальчиком.

  1. Раскрась и дорисуй.

Картинки для детей незакончены, на лице и туловище человека есть не все части тела. Ребенку нужно понять, какого органа не хватает, дополнить изображение и разукрасить карточку полностью.

Тема “Части тела: интересные картинки для детей” может стать любимой у дошкольников, если обучать новому педагоги будут весело и интересно. Наполняйте занятия в садике загадками, творчеством, возвращайтесь к изученному на смежных по тематике уроках, например, объясняя одежду, смена сезонов, животные, птицы, тогда материал о теле человека усвоится прочно.

Анна Ровенская учитель

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Источник

Вопросы о том, как называются и для чего нужны разные части тела, вполне естественны для маленького ребенка. А вот старшего дошкольника уже может заинтересовать и то, что находится у нас внутри, как это работает. И чем больше родители будут стесняться, теряться или отмахиваться, тем меньше доверия к ним будет у малыша, тем легче убить в нем природную любознательность. Конечно, энциклопедические знания им еще совершенно не нужны. Но как рассказать о теле человека и его строении детям, чтобы это было и в меру, и по возрасту?

Для самых маленьких

Начиная примерно с 2 лет, ребенок начнет интересоваться тем, как выглядит его тело: из чего оно состоит. Пока что интерес ограничивается внешним строением. Части тела: для чего нужна каждая из них? Основные малыш наверняка уже знает. Это голова, живот, спина, руки, ноги, глаза, рот, уши, нос, щеки.

Теперь самое время изучить каждую часть отдельно. Например, на голове находятся волосы, лоб, глаза, брови, уши, нос, губы, зубы, рот, подбородок. Соединяет голову с туловищем шея.

Чтобы объяснить малышу назначение основных органов, можно предложить ему игру:

  • Закрой глаза и попробуй что-нибудь увидеть.
  • Закрой ушки и скажи, что слышишь.
  • Зажми носик. Чувствуешь, как пахнет яблоко, апельсин?
  • Попробуй подышать, когда закрыты носик и ротик.
  • Попробуй что-то сказать или скушать, не открывая рта.

Вместе с ребенком нужно сделать выводы этого веселого эксперимента.

Объясните малышу, что все это – органы чувств: они позволяют нам чувствовать запахи, вкус, слышать, видеть.

По такому же принципу можно изучить строение рук (плечо и подмышки, предплечье, локоть, запястье, кисть, ладошка, пальцы) и т. д.

Родители лишь должны помнить, что тело человека для детей в этом возрасте – это, прежде всего, то, что они видят. Сейчас более глубокие знания для самых маленьких детишек ни к чему. Сами они интересоваться вряд ли станут в силу возраста, а ненужная информация будет только лишней нагрузкой.

Объяснять все, чего дошкольник пока не знает, нужно на понятном ему языке, на основании чего-то известного.

В младшей группе детского сада педагоги будут закреплять с малышами эти знания на развивающих занятиях: делать аппликации, рассматривать картинки и собирать их по частям, работать с раскрасками, включать в работу разные части тела на физзанятиях и т. д.

А что внутри?

Такой вопрос назревает обычно у старших дошкольников. Понятно, что анатомию человека в этом возрасте они должны изучать не так дотошно, как изучают ее в школе. Взрослым следует помнить о возрасте ребенка, его уровне представлений о мире, понятийном аппарате, кругозоре. Поэтому рассказывать, как устроен человек, нужно, обязательно учитывая эти факторы.

Вот пример того, какой информации дошколятам будет достаточно:

  • Кожа
Читайте также:  Пособие физического развития ребенка до года

Она находится снаружи, мы ее видим. С ее помощью мы чувствуем боль и разные прикосновения, она защищает нас от разных повреждений, помогает зимой сохранять тепло, а летом охлаждает нас, вырабатывая пот. На коже находится множество крошечных отверстий, через которые пот выходит наружу и охлаждает тело.

  • Глаза

С их помощью мы видим. Без зрения человек становится почти беспомощным, поэтому глазам нужна защита. Мы постоянно моргаем, чтобы они увлажнялись, веки защищают их от повреждений, брови – от попадания пота, реснички – от соринок и пыли. Если же в глаз что-то попадает, из него выделяется слеза, чтобы смыть «чужака».

  • Уши

Они позволяют нам не только слышать. Эти органы – с секретиком, который прячется глубоко внутри уха. Это специальное устройство, которое называется вестибулярный аппарат. Он помогает нам удерживать равновесие при ходьбе, беге, прыжках, езде на велосипеде или роликах.

  • Органы дыхания

При вдыхании человек улавливает запахи. Наш нос может различить около тысячи разных ароматов! Но мы дышим, прежде всего, для того, чтобы наш организм получал кислород, без которого не может существовать. Кислород находится в воздухе. Мы вдыхаем его через нос. Воздух проходит по горлу и попадает в легкие – внутренние органы дыхания. Легкие очищают воздух от всевозможных примесей. Легкие добывают из воздуха кислород и отправляют его в кровь. Когда мы делаем выдох, то выталкиваем этот переработанный воздух без кислорода – углекислый газ.

  • Кровеносная система

Она похожа на сложный водопровод. Его трубы — сосуды разной толщины. Это артерии, вены, капилляры, которые разносят кислород по всему нашему телу. Чтобы кровь постоянно двигалась, у человека есть специальный насос – сердце. Его часто называют нашим мотором. Сердце разгоняет кровь по всему организму, разнося кислород. А когда кровь возвращается обратно, она уносит за собой вредные вещества. Сердце прокачивает кровь по нашему телу много раз в минуту каждый день и ночь, не останавливаясь ни на секунду! Когда мы используем больше кислорода (бегаем, прыгаем, плаваем, танцуем), сердце работает еще быстрее.

А еще в нашей крови живут специальные стражники – лейкоциты. Они постоянно ищут и уничтожают разные вирусы и бактерии, которые приносят в наш организм болезни.

  • Органы пищеварения

Для чего мы едим? Чтобы получить нужные организму вещества: витамины, белки, углеводы, и многие другие. А чтобы добыть из еды эти вещества, у человека имеется пищеварительная система.

Когда мы кладем еду в рот и жуем, зубы ее измельчают, чтобы можно было проглотить (а язык помогает ему, перемешивая пищу). Слюна начинает разделять (расщеплять) пищу, чтобы из нее легче было достать полезные вещества. Когда мы глотаем, пища попадает сначала в пищевод, а затем – в желудок. В нем находится желудочный сок, который заканчивает расщепление пищи и передает ее на 5 часов в тонкий кишечник, где из нее выжимаются полезные вещества и отправляются в печень. Она их сортирует и распределяет по всем клеткам организма, чтобы они хорошо росли и правильно работали.

Дальше пища попадает в толстый кишечник, там еще 20 часов выжимаются до последней капли все оставшиеся полезные вещества. А то, что останется от такого выжимания, покидает наш организм (мы ходим в туалет).

  • Мышцы

Мышцы – это не только сила. Они помогают нам двигать частями тела. И не только поднимать руки или ходить ногами. Говорить, моргать, улыбаться, смеяться без мышц было бы невозможно.

  • Кости и скелет

Чтобы мышцы могли удерживать наше тело и двигать его частями, им нужна прочная опора. Это – кости. Все кости в нашем организме образуют надежный каркас – скелет. Кости очень прочные, но легкие. От их размера, когда они вырастают окончательно, зависит размер самого человека. Чтобы кости могли двигаться, их соединяют суставы.

Кости черепа защищают наш мозг, ребра – внутренние органы, а позвоночник держит все тело в неизменной форме.

  • Головной мозг

Все эти органы связаны между собой. Но им сложно было бы работать без руководителя. Такой руководитель – мозг человека. Он командует всеми органами и контролирует их работу. А еще благодаря ему человек может думать, помнить, чувствовать, что-то делать.

Наши органы – неутомимые труженики. Они ни на миг не прекращают своей работы, даже когда мы спим.

Что поможет при изучении анатомии?

Показать наглядно, как выглядит печень или легкое, вживую не получится. Здесь могут спасти анатомические атласы в картинках, иллюстрированные детские книги о строении тела человека, плакаты. Можно подключать и тематические обучающие мультики.

Чтобы закрепить изученное, важно, во-первых, не втискивать в голову ребенка всю информацию разом – одного органа для одного занятия достаточно. А во-вторых, лучший помощник в любом обучении – игра. Как можно поиграть в анатомию?

Лучше всего для этой цели подходит, конечно, игра в больничку или доктора. Но можно придумать и другие варианты. Например:

  • подобрать загадки про части тела;
  • найти или сочинить сказку об их приключениях и взаимопомощи;
  • поиграть в тематические онлайн-игры.

А можно поиграть с карточками, на которых изображены части тела:

  • ребенок берет карточку и называет орган ласково (ухо – ушко, рот – ротик);
  • то же самое, но с использованием множественного числа (ухо – уши, рот – рты);
  • то же самое, но нужно ответить на вопрос: много чего? (ушей, ртов).
Читайте также:  Центр развития ребенка солнышко п чернянка

Можно найти или придумать и другие игры, которые помогут закрепить ребенку знания о том, как устроен его организм, какие органы для чего нужны. Главное, чтобы информация, которую он получит, была правдивой, доступной и интересной.

Источник

Дарья Киселёва
НОД по теме «Человек и части его тела» (старшая группа)

Конспект НОД

по теме: «Человек и части его тела».

Тема: «Человек и части его тела».

Цели: – уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных ча-стей тела; – закрепить признаки сходства и различия между людьми; -учить составлять предложения на наглядном материале ; -работать над обогащением фразовой речи, за счет введения в неё глаго-лов;- активизировать словарь детей ; – воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу; – развивать внимание, правильное дыхание, моторику рук.

Словарь: мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, человек, люди, названия частей тела, верхние, нижние конечности.

Оборудование: картинки, с изображением тела человека; схематическое изображение человека, домика; туалетные принадлежности; простой карандаш.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

На доске ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка.

-Кто нарисован на этих картинках?

-Как можно назвать, одним словом?

-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети.

Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга?

Чем похожи?

2. Сообщение темы занятия.

Работа с картинками с изображением тела человека.

-Как называется самая большая часть тела человека?

-Что относится к туловищу?

-Для чего нужна шея человеку?

-Что находится на голове?

-Для чего нужны нос, рот, уши, глаза?

Отгадайте загадки.

Он бывает самым разным:

добрым, вредным,

гордым, важным, длинным,

маленьким, горбатым,

толстым, тонким, конопатым. (нос).

Всегда он в работе, Когда говорим. А как отдыхает, Тогда мы молчим. (рот).

Два брата в разлуке

Скучают друг о друге,

А сойдутся вместе –

Сердятся и хмурятся. (брови).

Растёт, но не цветок.

Висит, но не фрукт.

Похож на нитку, но живой.

Один выпадает, другой вырастает. (волос).

Створки устрица открыла,

В речке жемчуг свой обмыла,

Засиял он, заблестел,

Как дождинка в ясный день.

А когда настала ночь,

Створки устрица закрыла

И ушла на дно. (глаза).

Горшочек умен, семь дырочек в нем. (голова).

Всегда причёсана, чиста, умна – Всему начало. (голова)

Стоят два брата,

Кафтаны из бархата,

Красные наряды,

Живут рядом,

То сойдутся,

То разойдутся,

Жарко обнимутся –

Крепко подерутся. (губы).

Гладкое поле,

Белая полянка,

Ни травинки, ни былинки,

Да посередке – яма. (живот).

Белые камни

Друг о дружку бьются,

Что меж ними прошло –

Превратилось в порошок. (зубы).

У всех людей и у зверей

Оно вперед сгибается.

И только у кузнечиков

Обратно получается. (колено).

Я пальцы на руке разжал

И ловить снежинку стал.

А на что она упала,

Капелькой прозрачной стала? (ладонь).

Крутая скала

В косогоры вросла,

Над кручей лес

Возрос до небес. (лоб).

Что невозможно укусить,

несмотря на кажущуюся близость части тела? (локоть).

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (ноги).

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (пальцы).

Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык).

Что такое?

Есть у меня яма,

Сколько бы ни наполнял – не наполняется. (рот).

Большая часть – всему опора И шея есть, спина, живот. Скажите, что это такое (туловище)

Всю жизнь ходят, наперегонки, А обогнать друг друга не могут. (ноги, нижние конечности)

Часть тела, не боится делать дело. (руки, верхние конечности)

-Как вы думаете, кто в домике живёт? У кого есть туловище, голова, руки, ноги. -Что не нарисовано на лице у человека?

3. Развитие дыхания.

Гимнастика для развития правильного дыхания.

Мы вдохнём легко и плавно, (вдох) Выдохним протяжно. (выдох) Нос в работе (вдох) Рот в работе (выдох) Дышим все мы славно.

4. Новый материал.

-Как вы думаете, что такое верхние, нижние конечности?

-Как называются руки?

-Как называются ноги?

5. Развитие моторики.

Гимнастика для рук

Очень сложен человек: (указательный палец на лбу, нахмуриться) Двое глаз и двое век. (указательным пальцем показать на глаза, на веки) И-внимательно смотри!- (указательным пальцем от глаз к вискам) Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри) А вот пальчиков-по пять, (растопырить пальцы на обеих руках) Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)

6. Закрепление материала.

Работа с контурной схемой человека, домика.

7. Составление предложений на наглядном материале. Введение в речь глаголов.

Физминутка.

Это глазка. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

Использование туалетных принадлежностей.

-Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым, опрятным?В магазине: мыло, зубная щетка, зубная паста, шампунь, мочалка, расческа, полотенце. – Для чего нужны человеку эти вещи? – Как вы думаете, какие вещи должны быть у каждого человека только свои? – Другой человек этими вещами пользоваться не может. Почему?

8. Итог.

– Какие части тела человека вы запомнили? – Что нужно человеку, чтобы быть чистым, опрятным?

Источник