Церковь о прерывании беременности по медицинским показаниям
Мне, как священнику,
был задан такой вопрос: «Как Церковь относится к аборту по медицинским
показаниям? Дело в том, что я врач-гинеколог и на моей практике были случаи,
когда роды запрещены. Так, например,
когда известно, что женщина не перенесет родов или при некоторых онкологических
заболеваниях-патологиях, неправильном формировании плода (когда ясно, что плод не
выживет). Что Православная Церковь говорит об
этом, и является ли это абортом в полной мере, и соответственно, тяжким грехом»?
На этот вопрос я дал ответ, который, думаю, полезно
опубликовать и на РНЛ:
Аборт – это убийство ребенка собственном матерью еще во чреве, т.е.
чудовищное преступление. Все перечисленные вами медицинские случаи вполне
попадают под это определение. Поэтому данное преступление остается чудовищным
преступлением несмотря на те или иные медицинские показатели. Это общий ответ
на ваш вопрос.
Теперь
поочередно разберем вашу сомнительную аргументацию в пользу абортов, из коей
явно торчат рожки корпоративного интереса. Вот, например, вы утверждаете, что
аборт надо делать «когда плод не выживет». Но ведь в случае аборта он наверняка
не выживет! А что касается предварительных медицинских данных по этому поводу,
то они вполне могут быть и ошибочными. Довольно часто бывает так, что ребенок,
который ошибочно был приговорен врачами к смерти или увечью, рождается вполне
здоровый.
У меня, к
примеру, был такой случай, когда одна моя прихожанка, будучи беременной, пришла
ко мне вся в слезах, ибо гинекологи сказали ей, что ее будущий ребенок будет
инвалидом и вообще скоро умрет. Поэтому, мол, надо делать аборт. Я ее успокоил,
благословил на роды. Теперь этот мальчик уже юноша, мой крестник. А она после
него родила еще одного вполне здорового ребенка.
И потом, даже
если рождается инвалид, который недолго будет жить, для православных матери и
отца он также их дитя; он человек – образ и подобие Божие, который имеет право
на эту, земную жизнь (пусть она будет и короткой), а также имеет право на жизнь
вечную. Коей, как это ни странно выглядит, ему достичь гораздо легче, чем
здоровому ребенку, который проживет долгую жизнь.
Ибо в течение
своей длинной жизни таковой, столкнувшись со множеством соблазнов и искушений,
легко может погубить свою душу. А душа тяжело больного младенца после его
смерти идет в рай, лишь бы за его короткую жизни родители или родственники
успели бы его крестить в Православной Церкви. И ничего удивительного в такой
кажущейся легкости войти в Царство Небесное нет: Господь воздает таковому
преждевременно умершему младенцу за утерянную им земную жизнь и утерянные
земные блага, воздает ему небесной жизнью и небесными благами. Так что не надо
(в том числе и врачам) презирать сих младенцев и обрекать их на смерть телесную
и духовную абортами из-за их телесных недостатков, ибо таковых, как сказал
Господь, – Царство Небесное.
А ведь душа
абортированного ребенка (что бы там не говорили некоторые) идет в ад, поскольку
он не крещен, и крещение над ним произвести невозможно. Вот и сравните разницу
между адом для абортированного младенца и раем для дитя, сохраненного матерью,
даже если он и действительно родится инвалидом и скоро умрет! Так что, как
видите, с позиций Церкви и духовной жизни все это выглядит иначе, чем у
некоторых современных врачей.
Теперь
несколько слов о другом вашем сомнительном аргументе, о том, что роды по медицинским
показателям могут угрожать здоровью матери и даже ее жизни. И здесь все далеко
не так однозначно, как утверждает медицина. Ибо в таком случае перед женщиной
возникает нравственная дилемма: идти на риск и рожать, или, совершив тяжкий
грех, убив дитя во чреве, возможно, «остаться живой и здоровой».
Верующие,
православные женщины гораздо чаще решаются на первое, т.е. на такие рискованные
роды. И очень часто все для них заканчивается благополучно, ибо сие
деторождение совершается с верой и молитвой, коими компенсируются телесные
недостатки.
А что касается
болезней беременности и деторождения, то медицине не надо и чрезмерно
драматизировать эти моменты как нечто совершенно недопустимое – ведь это
естественное состояние любой женщины-будущей матери. Ибо всему женскому роду в
лице праматери Еве, после ее грехопадения, Господь сказал: «Умножая умножу
скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт.3,16).
Но Тот же
Господь в утешение женщине сказал об этом и другое: «Женщина, когда рождает,
терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит
скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16,21). И вот, чтобы
получить эту необыкновенную радость настоящая женщина-мать, особенно женщина-христианка
идет на болезни, скорби деторождения и даже на риск даже собственной смерти! И
таким образом спасает свое дитя и собственную душу, ибо, как говорит апостол
Павел, «жена…спасется через чадородие, если пребудет в вере и в любви и в
святости с целомудрием» (1 Тим.2,15).
И потом, аборт –
это что, некая «исцеляющая» операция?! Наверно, далеко не всегда; очень часто
аборты приводят в болезням и даже смерти женщин, возможно, даже чаще, чем роды.
Ибо последние – естественное дело, а аборт – противоестественное.
Но это все предыдущее написано в предположении, что
медики, обрекающие женщин на аборт по медицинским показателям, – люди
добросовестные. А разве это всегда так?! Разве нет сейчас разных сил и фондов,
часто зарубежного происхождения, которые из тех или иных целей специально
поощряют у нас аборты, в частности, финансируя абортарии и их апологетов, в
коих своим вопросом, вольно или невольно, вписались и вы?! Причем, цели этих
деятелей крайне недоброкачественные: здесь и желание сократить «неполноценное»
(с точки зрения некоторых фактически фашиствующих лиц) население; и желание
получить ценный (в денежном отношении), как они говорят, «абортивный материал»,
т.е. останки несчастных убиенных младенцем, а чаще то и другое.
О чем, кстати говоря, довольно часто сообщалось на и РНЛ.
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Источник
Из книги священника Павла Гумерова «Малая
Церковь», изданной Сретенским
монастырем в 2008 г.
Я долго думал, прежде чем обратиться к
этой тяжелой теме. Не хочу повторять то, что уже было
написано про аборты. Сейчас очень много хорошей
просветительной литературы по данной теме. К
величайшему сожалению, проблема «прерывания
беременности» (так называют медики аборт) может
коснуться даже людей, которые и в мыслях своих не
допускают, что можно убить собственного ребенка.
Неоспоримым фактом является то, что в отечественных
медицинских учреждениях, которые должны заниматься
родовспоможением, существует план по абортам. Почему
кому-то выгодно, чтобы делались аборты, совершенно
очевидно. Сырье из эмбрионов, для фетальной терапии и
косметики, стоит огромных денег. Мне не хотелось бы в это
верить, но случай из моей практики, рассказы знакомых
убеждают в обратном. Моя супруга, матушка, почувствовав в
себе определенные признаки, пошла в женскую консультацию.
Там она хотела сдать тест на беременность и получить
необходимую помощь. И вот врач-гинеколог (даже не
поворачивается язык так называть ее), еще даже не сделав
теста, стала уговаривать жену пойти на аборт, говоря, что
она еще молода, что растить детей очень трудно и т.д.
Спрашивается, зачем отговаривать рожать молодую, здоровую
женщину, которая сама этого хочет и которая замужем? Все
гинекологи учились в мединститутах и прекрасно знают, что
аборт не простая и не безболезненная операция вроде
удаления ногтя. Это грубое вторжение в организм матери.
При этом шанс остаться бесплодной и вообще никогда не
иметь детей очень велик. Ко мне на исповедь не раз
приходили молодые женщины и плакали, что убили своих
первенцев, а новых родить уже не могут. Реклама про
безопасные аборты — ложь. Бог поругаем не бывает.
И тем не менее в женских консультациях уговаривают девушек
сделать аборт, выписывают направление. О подобном мне
рассказывали во множестве. Другое, еще более тяжелое
преступление — это когда врачи уговаривают роженицу
сделать аборт на поздних сроках (сырье из таких эмбрионов
особенно ценно и дорого). Начинают говорить про
противопоказания, патологии плода и т.д. Что нужно делать
в таких случаях? Ничего не бояться и не принимать на веру.
Если вам поставили подобный диагноз, приложите все усилия,
чтобы узнать побольше. Найдите хороших врачей, скажем,
через друзей, знакомых. Или найдите деньги, обратитесь в
платную поликлинику. Но не верьте первому встречному.
Врачи могут ошибаться и не злонамеренно. Например,
пресловутое УЗИ иногда даже не может определить пол
ребенка. И вообще, им часто пользуются по лени и
неквалифицированности.
Иногда патологии нет, а будущая мама уже на грани нервного
срыва. Представляете, как это вредно для плода?
Даже если диагноз подтвердился, не паникуйте. Многие мои
знакомые родили, имея очень серьезные медицинские
противопоказания, не одного ребенка.
К отцу Александру Меню как-то пришла женщина. Врачи
отговаривали ее рожать ребенка, предлагали сделать аборт.
Утверждали, что ребенок родится больным, умственно
отсталым, идиотом. Отец Александр сказал ей: «Если
родится идиот, то будешь любить идиота». Женщина
послушалась и родила здорового малыша.
Православным людям, даже при очень мрачном прогнозе, нет
выбора: рожать или не рожать. Если при родах случится
самое страшное, такой поступок Господь примет как
мученический подвиг.
Я думаю, что большинство женщин идут на аборт, «не
ведая, что творят». Многие привыкли жить в состоянии
сна разума и иллюзий, просто так, ни о чем не думая, ибо
так намного проще. Опять же врачи, выписывая направление,
убаюкивают, успокаивают, морочат голову. Называют
детоубийство искусственным прерыванием беременности,
восстановлением менструального цикла и прочими лживыми
терминами. Делают все, чтобы не называть вещи своими
именами. Ни один врач не может верить в то, что эмбрион
является частью тела матери. Хоть плохо, но в медицинском
институте все они учились. Никакая часть тела не может
иметь независимую кровеносную систему, кровь которой не
смешивается с кровью матери и бывает иногда совсем другой
группы.
Однажды я отпевал младенца трех дней от роду. На человека,
даже на младенца, он был похож довольно отдаленно. Он
напоминал тех детей (я представляю их по фильмам), которые
еще не родились, не до конца развились, находятся в утробе
матери. Это, наверное, было самым моим тяжелым отпеванием.
Потому что горе родителей не знало предела. Все мои
неумелые слова утешения они просто не слышали.
Так почему над родившимся и сразу умершим младенцем горько
плачут, а такого же ребенка, но еще не пришедшего в мир,
называют скоплением клеток и частью материнского
организма? Думаю, что каждой женщине, которая все-таки
решилась на аборт, нужно просто принести медицинский
учебник и раскрыть на странице, где сухим и скучным языком
рассказывается, как делают аборты. От мини-абортов на
сроках до четырех недель беременности до самых поздних
сроков. Я не считал себя человеком со слабыми нервами, но
еле-еле дочитал эти ужасы до конца.
Источник
Содержание :
- Аборт с точки зрения церкви
- В церковь после аборта
- Кто несет ответственность за совершенный аборт по мнению церкви?
- Отношение церкви к абортивной контрацепции
- Духовные последствия аборта
Что такое аборт? Это искусственное прерывание беременности. Как правило, женщина решает сделать аборт на начальном сроке беременности, то есть тогда, когда она узнает о ней и решает, что эта беременность желанной не является. Как церковь относится к аборту? Аборты разрешены церковью или нет? Первая мысль, которая возникает при таком вопросе, это то, что церковь относится к абортивному вмешательству в женский организм негативно. Так ли это и что же действительно церковь думает по этому поводу?
Аборт с точки зрения церкви
Церковь против абортов, и это факт. С давних времен данный социальный институт расценивает прерывание беременности как особо тяжкий грех. Аборт, мнение церкви о котором отрицательно, приравнивается религией (главным образом речь сейчас идет о православии) к убийству. Почему в православии считается именно так? Дело в том, что зачатие ребенка – это Божий дар, именно по этой причине любое посягательство на жизнь плода есть грех, сравнимый с убийством уже живущего на Земле человека.
При этом важно заметить, что отношение церкви к аборту одинаково для всех сроков протекания беременности. Святой Василий говорит о том, что церковь не делает различия между еще не сформировавшимся плодом и тем, который является полностью жизнеспособным, то есть находящемся на позднем сроке своего развития. Иоанн Златоуст высказывался в отношении делающих аборт женщин, говоря, что они ведут себя хуже, нежели убийцы.
Аборт и церковь являются едва ли совместимыми, поскольку церковь считает осуществление абортов символом морального падения человечества и угрозы его будущему существованию. Та свобода, которая на сегодняшний день имеется у женщины в плане принятия решения касательно собственной беременности, церковью никак не может расцениваться позитивно.
Церковь также считает, что аборты наносят неоценимый вред не только современному обществу, но и самой женщине, которая этот аборт совершает. Это неоценимый урон духовному и физическому женскому здоровью. Кроме того, церковь считает своей прямой обязанностью осуществление протекции уязвимых живых существ, кем и являются нерожденные дети. Благословение на осуществление абортивного вмешательства не может быть получено женщиной ни в коем случае.
В церковь после аборта
Прощает ли аборт церковь? Это на самом деле зависит от ситуации. В первую очередь, нужно отметить, что таких женщин впоследствии церковь не отвергает. Они должны совершить покаяние путем молитвы и участия в так называемых спасительных Таинствах. Если во время протекания беременности возникает серьезная угроза женскому здоровью и необходимо по медицинским показаниям такую беременность прервать, церковь показывает свое снисхождение в данной ситуации. Особенно велика вероятность получения снисхождения в том случае, если у этой женщины уже есть дети.
В любом случае женщина должна пойти на процедуру исповеди после совершения аборта. Борьба с абортами, которые совершаются по причине отсутствия у женщины финансов и социальной защиты, должна вестись более активно в нашем обществе, потому что это действительно можно назвать проблемой.
Кто несет ответственность за совершенный аборт по мнению церкви?
Если отец семьи дал согласие на совершение аборта, он несет за это ответственность наравне с женщиной, которая и подверглась абортивному вмешательству. Если женщина совершила аборт, не сказав об этом супругу, такая ситуация может стать причиной для расторжения брака.
Кроме того, совершившим грех считается и доктор, который производил аборт. Церковь агитирует государство на то, чтобы доктора имело право отказаться совершать аборт по соображениями совести. Врач также должен нести полную ответственность за постановку женщине диагноза, который делает необходимым проведение аборта.
Отношение церкви к абортивной контрацепции
К совершению аборта в православии также приравнивается использование гормональных и внутриматочных контрацептивных средств абортивного действия, которые ведут к гибели плода в любой из периодов его развития, будь то эмбриональный, переходный или фетальный периоды.
Противозачаточный эффект таких таблеток в основном базируется на нарушении процесса имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Такой механизм считается абортивным и церковью расценивается как грех.
Духовные последствия аборта
С чем сталкивается женщина после проведенного аборта по мнению церкви?
- Неконтролируемые вспышки гнева и агрессии. После осуществления аборта женская психика как правило становится очень неустойчивой и меняется в худшую сторону. Женщина порой не может себя контролировать;
- Аборт ведет женщину к появлению страха за собственное будущее, особенно касательно деторождения;
- После аборта женщина не может полноценно доверять мужчине, а он, в свою очередь, теряет к ней уважение как к представительнице прекрасного пола. Таким образом, между супругами может развиться так называемый скрытый конфликт. Почему так происходит? Когда мать способна на совершение убийства по отношению к собственному ребенку, психически здоровый мужчина в глубине души не может понять этого;
- У женщины сильно падает самооценка. Женское начало является неоспоримым и предназначение женщины – это, в первую очередь, нести и продолжать жизнь на Земле. Когда происходит наоборот, стоит ли говорить о последствиях?
- Так называемый ранний аборт способен полностью искоренить в женщине чувство материнства. В будущем, если женщине удастся забеременеть и родить ребенка, ее отношение к нему можно будет расценивать как халатное;
- Когда женщина сообщает мужу об аборте и он соглашается на совершение такой процедуры, они теряют связь между друг другом. Супруги напоминают двух преступников, которые пошли на убийство своего собственного ребенка;
- Поскольку между матерью и плодом существует неразрывная соединяющая нить, при преждевременном извлечении из нее ребенка в ее теле и душе образуется пустота, которую нельзя ничем заполнить впоследствии.
Oсобую опасность аборта для здоровья представляют аборты при первой беременности.Статистика приводит ужасные цифры. 75 женщин из ста, которым поставлен диагноз «бесплодие» сделали аборт при первой беременности.
Источник
“Напишу-ка я вам, Лара, свой вопрос. Собственно, правильно или неправильно, ситуация уже разрешилась. Но мне бы очень хотелось знать ваш взгляд на неё.
Коротко говоря, мы ждали ребёнка.
Второе УЗИ показало сильное маловодие, ЗРП (задержки развития плода) и множественные пороки развития (и структура мозга, и внутренние органы, и конечности – целый букет). После нескольких перепроверок меня направили на аборт. Поскольку медики прогнозировали замирание беременности, а я, в свою очередь, не мыслила аборта, то решила потянуть время и дать шанс ребёнку самому уйти.
Новостью для меня самой стало то, что рождения этого ребёнка (на 1%, но вероятного) я боялась больше, чем его смерти.И очень хотела уклониться от выбора, но не получилось.
После Нового года у меня по утрам начались кровяные выделения. Я знала, что врачи в таких случаях рекомендуют сразу вызывать скорую, но знала и то, что аборт в этом случае последует автоматически. И снова решила подождать, тем более что медики из моей референтной группы говорили, что при низкой плацентации, как у меня, небольшие кровяные выделения – это нормально. На третий день мне показалось, что они усилились. С другой стороны, живот к этому времени обмяк, и я подумала, что ребёнок умер. Срок был большой – 21 неделя, но я не успела почувствовать его толчки, поскольку ЗРП, плод крошечный и т.п. В общем, поехала в больницу.
Сделали УЗИ, оказалось, что ребёнок жив, но домой меня не отпустили. Во время УЗИ нажали на живот, и кровь брызнула фонтаном. Оставили в больнице с тем, чтобы будет делать прерывание. День я потянула, написала отказ. А потом сдалась. Врачи сказали, что имеют право делать прерывание только до 22 недель, а мне оставалось два дня. Короче, выпила и вставила всё, что нужно, и родила мёртвого маленького лягушонка…
Все меня поддерживают и одобряют (медики вообще не в счёт – они-то меня и приговорили к такому решению), и даже священник на исповеди не осудил и никакой епитемьи или ещё чего такого не назначил, но у меня самой совесть нечиста. После родов стало понятно, что этот ребёнок не выжил бы, но я не дала ему пройти его путь до конца и не прошла этот путь вместе с ним. Вообще, пошла против всего, во что я верила, из страха, который теперь даже толком не помню, хотя дело было десять дней назад…
В общем, грех он и есть грех – что тут скажешь? И дело сделано – какие могут быть вопросы? Но если вам есть что сказать по этому поводу, буду признательна”.
ответ
читала эту историю и думала, что человек мнит себя святее Бога гораздо чаще, чем осознает это.
во всех почти, в ком есть запрос на трансцендентное, есть компонент фанатизма – в ком-то больше, в ком-то меньше.
фанатизм я бы определила как стремление вызнать что Богу нравится и предъявлять ему это в себе регулярно, и получать в этом процессе утешение и корм воодушевления продолжать.
проблема в том, что вызнанное толкуют в лоб и угадывают невпопад.
многие судят себя судом человеческим, и думают этим угодить Богу.
и он уже оббился объяснять, что он – Дух, и поклоняться Ему стоит в духе и истине.
что подразумевает не кондовое цепляние за правила, и не верность надуманному, а готовность и отвагу чувствовать и исследовать пограничные ситуации вроде вашей.
Дух, вообще – самое подвижное, что можно вообразить человеческим сознанием.
ну неважно.
суть вашего вопроса в том, что вы чувствовали не то, что предписали себе чувствовать, и не хотели делать выбор, а хотели чтобы оно само.
а выбор вы не хотели делать, потому что аборт – грех, а значит Бог осудит.
и теперь казнитесь, что из страха пошли против вcего во что верили, и чувствуете себя преступницей.
попробуем смоделировать ситуацию иначе.
вы узнаёте что у вас дефектный плод, и если человек родится – то будет обречен на кромешные муки, и в вашей воле его от этого избавить, не множить страдания.
вы – несмотря на то что вам светят моральные обвинения и самообвинения – принимаете решение его избавить от будущих (и возможно, уже настоящих страданий).
разве в этом нет любви? нет отваги? разве не эти вещи Богу в нас ценны?
разве он не различит в вас именно эти интенции?
да, и страх оказаться с ребенком-калекой на руках Он тоже различит, но что в этом страхе неестественного?
мы все набиты страхами под завязку, и грех не в них, а в том, что ответственность брать за решения почти никто не хочет – опять-таки из-за боязни согрешить.
меж тем, человек грешит уже самим фактом своей жизни, каждый миг, каждый вдох, и никакой грех не меньше другого.
в том и ценность Иисуса Христа, что он стал мета-донором, заменил собой греховную природу человека в формуле спасения.
откуда я смотрю – оттуда видится, что вы проживаете свой маленький сценарий, терзаясь не тем.
не то плохо что вы прервали эту беременность, не дождавшись пока оно само,
а то нуждается в развитии, что вы милость Божью оставляете незамеченной.
посмотрите как Бог к вам был добр: диагностика была вовремя, плод внутри не умер и не отравил вас токсинами, плод не доносился до срока, чтобы поставить вас перед такими проблемами, что ваши нынешние нравственные дилеммы показались бы пустяком.
если и есть тут чем терзаться, и что оплакать – так это не дитя, не свой выбор “пошла против всего, во что я верила”, а свое внутреннее зрение Бога, пока еще слабое и искаженное, и вообще дефицит того, о чем сказано такими образами:
“Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть”.
Бог очень добр и серьезен к вам: Он поместил вас в сценарий очищения от духовных понтов, ложнопонятых этик и прочей накипи и пустот.
Какой вы выйдете из этого сценария – обобранной, полуслепой и самоосуждающей,
или
разумной в понимании своих слабостей, допускающей что заблуждаетесь в своем понимании Бога, и просящей вам помочь понять что это на самом деле был за опыт и для чего –
– вам решать.
то что Он вас отличает и воспринимает вашу веру всерьез,
и хочет вам много чего в духе поправить, и много от чего освободить – несомненно.
и еще: не надо путать свой сценарий с другими – как бы похожими. (да, я в курсе, что где-то существуют сценарии где мать силой веры презрела все предсказания врачей и родила здорового ребенка. но вы совершенно не та мать, и если у вас не было веры такой силы, – так это именно потому, что у вас другой скрипт в похожем сюжете, который послан вам в жизнь для других целей, а не потому что та мать – лучше вас.)
надо использовать силу духа, чтобы разглядеть конкретную милость Божью к вам в конкретно вашей ситуации, с учетом вашего уровня развития.
но самоосуждение – уютная нора, и не многие отваживаются высунуть из нее нос.
вот и всё.
_____________________________________________________________
тут моя колонка Заговор от бессонницы
Источник