Центры игровой поддержки развития ребенка

Центры игровой поддержки развития ребенка thumbnail

Наталья Алексеева
Центр игровой поддержки ребенка в ДОУ

Центр игровой поддержки ребенка в ДОУЦентры игровой поддержки развития ребенкаЦентры игровой поддержки развития ребенкаЦентры игровой поддержки развития ребенкаЦентры игровой поддержки развития ребенкаЦентры игровой поддержки развития ребенкаЦентры игровой поддержки развития ребенка

ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА

ЦИПР – это новая форма помощи семье, где ребенок в семье, но включается в единое образовательное пространство.

Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.

ЦИПР – это структурное подразделение образовательного учреждения реализующего основную образовательную программу дошкольного образования.

ЦИПР – это оказание помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей раннего возраста.

ЦИПР – это содействие адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

ЦИПР – это психолого-педагогическая деятельность, направленная на развитие детей раннего возраста.

Цель работы ЦИПР – развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольного образовательное учреждение.

Основными задачами ЦИПР являются:

• оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

• обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

• консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

• ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения;

• активизация творческого потенциала личности ребенка;

• гармонизация детско-родительских отношений;

• формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;

• взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям.

Содержание и методы работы ЦИПР определяются основной образовательной программой ДОУ, индивидуальными программами педагогического развития, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением в соответствии с государственными образовательными требованиями.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровой сеансы, консультации, тренинг. В ЦИПР организуется лекторий, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств обучения для детей дошкольного возраста.

Основные направления работы:

• Развитие познавательных способностей;

• Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;

• Развитие представлений об окружающем мире;

• Развитие речи;

• Развитие мелкой моторики;

• Развитие творческих способностей;

• Развитие сенсорных ощущений;

• Развитие двигательной активности;

• Развитие музыкального слуха и ритма.

В нашем центре предлагаются квалифицированные консультации педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателя, музыкального руководителя, физинструктора по проблемам развития и воспитания детей раннего возраста.

Занятия направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а так же развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом.

Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка.

На групповых занятиях совместно с мамой мы приобщаем малыша к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, играм на руках и коленях, игровому массажу, пальчиковой гимнастике).

Специалистами ЦИПР создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением этих целей являются отношения между мамой и ребенком.

ЦИПР для ребенка – это время быть с мамой!

Источник

Дерябина Оксана
Организация работы центра игровой поддержки развития ребенка

С каждым годом все больше растет интерес родителей к профессиональному сопровождению самых ранних этапов детства. Современные мировые тенденции образования ориентируют родителей на развитие познавательных, коммуникативных и социальных способностей у детей, начиная уже с младенчества, и есть основания полагать, что эти тенденции будут только возрастать.

В целях преодоления данной ситуации принимаются системные решения:

развитие видового многообразия дошкольных образовательных учреждений с учетом контингента воспитанников и запросов их родителей;

развитие вариативных форм образования детей старшего дошкольного возраста;

различных видов дополнительных образовательных услуг на базе дошкольных учреждений в соответствии с запросами родителей детей.

Сегодня система дошкольного образования требует таких форм работы с детьми и родителями, которые могли бы стать для них способом удовлетворения социального заказа.

Читайте также:  Бдоу г омска центр развития ребенка детский сад 15

Изучив запросы населения, мы пришли к выводу о необходимости организации ЦИПРР, который осуществляет развитие детей дошкольного возраста на основе использования в практике развития и воспитания современных игровых технологий и способствует адаптации ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

• ЦИПРР реализует программу образовательных учреждений, оказывает психолого-педагогическую помощь семьям на основе использования игровых методов и специально созданных игровых средств и игрового оборудования.

Цель создания такого Центра:

реализация права детей раннего возраста, не посещающих детские сады на равные возможности получения дошкольного образования;

обеспечение единства семейного и общественного воспитания,

развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;

формирование культуры игры в семье как ведущей деятельности ребенка, педагогическое и психологическое просвещение родителей.

При этом решаются задачи:

оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста

• обучение родителей способам применения различных игровых средств обучения, организация игрового взаимодействия с детьми

• – консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

• – ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.

Направления работы:

1. Создание развивающей среды, основанной на принципах индивидуального подхода.

2. Создание условий для усвоения родителями психологических и педагогических знаний, умений и навыков, которые помогут им эффективнее развиватьспособности своих детей:

– осуществление оздоровительных мероприятий;

организация постоянного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

организация досуговой и музыкальной деятельности детей раннего возраста.

3. Разработка и проведение собраний и консультаций для родителей и вовлечение их в совместную деятельность по развитию и воспитанию детей раннего возраста.

4. Создание информационной

базы для родителей.

5. Проведение диагностических мероприятий по изучению влияния занятий в группах «Центра игровой поддержки развития ребенка» на социализацию и развитие детей раннего возраста.

6. Проведение индивидуальных занятий с детьми с целью коррекции и развития в различных видах деятельности

Сл. 10. Алгоритм организации ЦИПРР в ДОУ

• 1. Анализ соцзапроса, формирование соцзаказа.

• 2. Организация пакета методического сопровождения работы ЦИПРР, работа по подбору кадров.

• 3. Выход на муниципалитет с ходатайством об открытии ЦИПРР.

• 4. На основании Постановления администрации района создание приказа об открытии ЦИПРР.

• 5. Утверждение Положения о ЦИПРРе, планов работы, перспективного планирования.

• 6. Прием заявлений граждан, заключение договоров.

• 7. Формирование личных дел детей, посещающих ЦИПРР.

• 8. Диагностика развития специалистами.

• 9. формирование расписания, графика консультаций, методической помощи родителям.

• 10. Коррекция образовательного процесса.

Как поступить в ЦИПРР:

• Найти объявление на сайте ДОУ о предоставляемой образовательной услуге.

• Пройти с ребенком полный медицинский осмотр врачей – специалистов.

• Написать заявление на имя руководителя ДОУ.

• Заключить договор с руководителем ДОУ о взаимодействии

В нашем учреждении в ЦИПРРе – 20 детей. 2 группы по 10 детей (по положению – не более 8)

Для организации и руководства воспитательно-образовательным процессом в Центре Игровой Поддержки, используется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Организация воспитательно-образовательного процесса для детей от 1 года до 2-х лет

Для организации и руководства воспитательно-образовательным процессом в Центре Игровой Поддержки, используется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Организация воспитательно-образовательного процесса для детей от 1 года до 2-х лет

Принципы организации образовательного процесса

Принцип занимательности. Ввиду несформированности познавательной деятельности у детей, этот принцип используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению лучшего результата.

Принцип комплексности подразумевает решение любой педагогической, развивающейи коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: здоровье, уровень работоспособности, сложность задания, время проведения занятий и их интенсивность.

• Принцип динамичности заключается в том, что цели обучения, воспитания и развития постоянно расширяются и углубляются,

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка в махачкале

• Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая у детей интерес за счет максимальной активизации познавательной сферы ребенка.

• Принцип последовательности подразумевает такой подбор содержания, в котором новые знания даются с опорой на имеющиеся.

• Принцип сотрудничества позволяет создать в процессе воспитания и обучения атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.

ЦИПР обеспечивает педагогическую работу с детьми от 1 до 3 лет. Дети с родителями находятся в детском саду один час. В распоряжении – развивающие настольные и прочие игры, развитие сенсорики, ролевые игры, логические игры и строительные конструкторы,

музыкальный зал, глее проходят основные занятия.

Для родителей (законных представителей) проводятся консультации, лектории и практикумы педагога-психолога, специалистов; выпускается периодическое издание «Шаг за шагом». В распоряжении родителей книги, каталоги и методическое обеспечение игр и игрушек.

К концу учебного года параметры развития, выступающие в качестве критериев психологического благополучия ребенка позволяют говорить о достаточно хорошем уровне овладения детьми речевой деятельностью, освоении игровой и продуктивной деятельности.

• На протяжении всего периода проводились консультации для родителей по интересующим их вопросам. Педагоги обмениваются информацией с родителями об изменениях в развитии детей и разрабатывают пути дальнейшей работы.

• Очевидно, что эти дети благополучно проходят адаптацию к условиям детского сада.

Практическая значимость Центра:

предоставление определенных стартовых возможностей ребенку при поступлении его в дошкольное образовательное учреждение;

целенаправленное и осознанное внимание родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, к их образованию и развитию;

рост профессионального мастерства педагогов, занимающихся этой деятельностью;

повышение статуса и рейтинга дошкольного учреждения.

Источник

На этом сайте создано очень много тем и постов, где девочки пытаются разобраться, что ж этот ЦИПР из себя представляет. И, как это обычно бывает, мнения расходятся на совершенно полярные: у одних своих малышей водили сестры-подруги-знакомые и пищали от восторга, у других эти же самые знакомые-подруги-сестры плевались и ругались на чем свет стоит.

Что же такое ЦИПР? Центр игровой поддержки ребенка – это новая (вариативная) форма дошкольного образования, созданная для того, чтобы включить в образовательный процесс малышей.

Цели ЦИПР (по положению):

Развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий;

Адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Задачи ЦИПР (по положению):

Оказание содействия в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности;

Разработка индивидуальных программ игровой поддержки развития ребенка, реализуемых на игровых сеансах;

Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;

Обучение родителей и специалистов детских учреждений способам применения различных видов ИСО, организации на их основе развивающих игр, а также методам игрового взаимодействия с детьми;

Ознакомление родителей, специалистов детских учреждений с современными видами ИСО;

Консультирование родителей по созданию домашней развивающей среды, формированию оптимального состава ИСО, правилам их выбора.

ЦИПРэто тоже государственная услуга(!).Это важно понять. Часто ли вы бываете довольны взрослыми и детскими поликлиниками, больницами, школами, садами? Но дажев них вам попадаются очень хорошие специалисты, врачи, педагоги, логопеды, дефектологи. Надо же такой мастер, а работает в обычной поликлинике… вот и вся суть проблемы. Не бывает идеального ГОСучреждения, важны только ЛЮДИ. На них (специалистов) и стоит смотреть и делать СВОИ выводы (не сестрины, подругины и бабушкины). ВАМ общаться с этими педагогами, ВАМ доверять им детей… Идем дальше.

МИФ 1: Бесплатные занятия всегда хуже платных. Ходить лучше на платные.

Реальность: на самом деле большинство порошенных мною родителей подтверждают, что часто платные занятия не стоят своих денег вообще.Сколько ни заплати, а хорошего отношения не купишь. Вопрос такой же как, например платные и бесплатные роды…

МИФ 2: ЦИПР – фигня и ничего не дает детям.

Реальность: А часто ли вы получаете возможность ранней диагностики малыша? Какого его нервно-психическое развитие, речевое. Если в ЦИПРе хорошие специалисты (диагност – педагог-психолог), то везению вашему нет предела. В платном центре такая диагностика обойдется не менее 1500 руб. кроме того, если выявляются проблемы, то специалисты ЦИПР должны взять вас и на индивидуальные занятия и, при необходимости, направить в ЦПМСС, институт, которые занимаются этими вещами (как то: задержки развития, неврологические проблемы, патологические привычки, последствия стрессов и проч. вредности).

Читайте также:  В развитии ребенка ведущую роль играют

МИФ 3: После ЦИПР ребенок будет плохо ходить в садик и/или ЦИПР обязан подготовить ребенка к детскому саду.

Реальность: ЦИПР может лишь отчасти подготовить малыша к садику, т.е. предоставить условия для адаптации и социализации. В большей степени то, как пойдет ребенок в сад зависит от РОДИТЕЛЕЙ. Если родитель заранее уверен, что у малыша будут проблемы с привыканием – они будут. И дело тут не в ЦИПР, яслях и садиках. Настрой родителей определяет настрой ребенка.

МИФ 4: В ЦИПР неимоверные поборы, как и во всех садиках

Реальность: ЦИПР обязан работать бесплатно – это положение. То, что в большинствах ЦИПР берут от 500 до 3.000 руб. незаконно и является своеволием администрации. А вот принести свои карандаши-бумагу-краски-кисточки-клей (но никак не деньги!)– законно и очень даже желательно, поскольку государство эти ЦИПР никак почти не обеспечивает и многое специалисты покупают за свой счет. Думаю, что принести краски и бумагу для своего же малыша – не проблема.

МИФ 5: Всю работу должны делать педагоги.

Реальность: Частое заблуждение. Весь смысл ЦИПР – работа специалистов с диадой «Мать и дитя». Не получится просто сидеть на попе и смотреть, как играют с вашим ребенком (это к платникам) и если расчет именно таков, то в ЦИПр лучше не ходить – и сами не разочаруетесь, что эффекта нет и специалистам проблем меньше. Весь смысл в том, что ребенок всему обучается по подражанию. Подражанию самому близкому и эмоционально значимому человеку – маме. Малыш видит, как вы рисуете-поете-танцуете-разговариваете с другими мамами и детьми и обучается-научается. Отсюда миф №6.

МИФ 6: Зачем тогда ЦИПР, если можно заниматься дома?

Реальность: Можно. Только мало, кто это делает. А потом в садик приходят 3-4-летние дети, которые никогда не пробовали рисовать и лепить и никогда не собирали пирамидку… И эта реальность не такая уж и редкая, правда. И еще важно понять, что никакая площадка с песочницей и/или гости не заменят полноценный детский коллектив.

МИФ 7: «Попробуем походить, не понравится – и ладно».

Реальность: И с таким настроем тоже лучше не зачисляться. Вы можете походить 2 недели и вам может не понравиться, но вы УЖЕ зачислены и уже заняли место, их в ЦИПР всего 24. В таком случае (если нет желания поговорить с сотрудниками ЦИПР и совместно сделать так, чтоб нравилось ходить) лучше сразу и отчислиться, на очередь в садики это никак не влияет. Дело в том, что пока вы зачислены на занятия и не посещаете их, другой малыш зачислен быть не может. А он очень хочет и ему очень нужно, например, позаниматься речевым развитием, а родителям важно сходить на консультацию к психологу ЦИПР. Но они не могут – ждут, когда отчислятся «мертвые души» из списка. Так что если не нравится – не тяните, желающих ходить всегда много.

А ТЕПЕРЬ О ТОМ, КАК ЭТО РАБОТАЕТ:

ЦИПР малыши посещают вместе с мамой или папой (законным представителем, для бабушек и нянь-сестер желательна справка от нотариуса). Игровые сеансы (они же занятия) проходят в мини-группах (от 4 до 8 человек) 2-3 раза в неделю и, при необходимости, индивидуально с психологом 1 раз в неделю. На группах детки танцуют, поют, учатся играть на простых инструментах (погремушки, колокольчики, палочки, бубны и проч.), рисуют, лепят, клеят. Играют в подвижные игры и в дидактические со спец. развивающими пособиями. Родители активно участвуют во всем этом +имеют возможность бесплатно проконсультироваться у психолога, преподавателя музыки, ИЗО и у воспитателей. Для малышей организовывают праздники (Новый год, 8 марта, выпускной). И от активности родителей зависит очень многое, например, будет ли весело и интересно вашему малышу. Ведь никто не мешает, например, договориться с коллективом ЦИПР и показать малышам сказку…

Короче, ЦИПР ЦИПРу рознь, но если ЦИПР у вас хорошо организован, то и работать будет лучше платного центра.

Ксения,

педагогпсихолог ЦИПР.

Источник