Центр сопровождение развития ребенка это
В последнее десятилетие в российской системе образования сложилась особая культура помощи и поддержки ребенка в учебно-воспитательном процессе, называемая психолого-педагогическим сопровождением развития. Необходимую работу с детьми проводит классный руководитель, методист, детский психолог, учитель и т. д. На базе образовательного учреждения могут быть созданы специальные центры сопровождения. Целью комплексной работы является определение и создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения детей в ситуациях школьного взаимодействия. Сопровождение развития ребенка включает проведение профилактических работ, групповой и индивидуальной диагностики, развивающей и коррекционной работы.
Назад к статьям
Сопровождение развития ребенка
Содержание
- Виды
- Принципы
Задачи сопровождения
- Предупреждение появления проблем развития ребенка.
- Содействие (помощь) в решении актуальных задач обучения и социализации: учебных трудностей; проблем эмоционально-волевой сферы; трудностей выбора профессии; проблем взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками.
- Наблюдение развития ученика в процессе обучения (мониторинг психологического статуса).
- Развитие психологической культуры (психолого-педагогической компетенции) учеников, родителей, преподавателей.
- Психологическая поддержка учащегося.
Виды
Индивидуальное
В рамках индивидуального сопровождения в образовательном учреждении выявляется потенциальная и реальная «группа риска», то есть дети, которые находятся под воздействием одного либо нескольких факторов риска. В данном случае гарантированная помощь предоставляется тому ребенку, который в ней нуждается. Данный принцип работы противоположен так называемому заявительному сопровождению, при котором специалисты работают только с теми детьми, родители которых либо педагоги заявили об этой необходимости. В этом случае зачастую из внимания взрослых выпадают именно те дети, которые более всего нуждаются в помощи и поддержке. Индивидуальное же сопровождение развития исключает подобные ситуации.
Системное
Системное сопровождение представляет собой комплекс работ, направленных на коррекцию и профилактику проблемы, связанной не с одним ребенком, а с системой в целом. Педагоги, методисты, детские психологи разрабатывают и реализуют программы развития образовательной системы с учетом создания более благоприятных условий для детского развития. Кроме этого, разрабатываются профилактико-коррекционные программы, которые направлены на решение актуальных проблем сегодняшнего времени, например, «Борьба с наркотиками», «Толерантное отношение к мигрантам» и т.д. При создании данных программ учитывается специфика современного понимания проблемы и путей ее разрешения.
Принципы
Рекомендательный характер советов
Советы, которые получают родители или ребенок, должны носить рекомендательный характер. Основная идея сопровождения – это развитие в ребенке самостоятельности при решении актуальных проблем. Сопровождающий может дать совет, как выйти из сложившейся ситуации, но не имеет права обязывать детей поступать определенным образом. Ответственность за принятое решение лежит на родителях и ребенке.
Первостепенная важность детских интересов
На развитие проблемной ситуации влияет не только социальное окружение ребенка, но и особенность его личности. Другими словами, при решении проблемы дети часто оказываются неправыми. Справедливость требует объективного разрешения ситуации, однако сопровождающий не должен забывать, что на стороне взрослого его жизненный опыт, возможность обратиться в различные социальные организации и структуры. На стороне ребенка, как правило, только он сам. В этом случае сопровождающий должен стараться разрешить проблему с максимальной пользой для своего подопечного и отстоять его интересы.
Непрерывность сопровождения
Сопровождающий должен оказывать гарантированную помощь на каждом этапе решения проблемы. Специалист прекращает поддерживать ребенка только в том случае, когда проблема будет полностью решена либо подход к решению станет очевиден. Также этот принцип означает, что детям, находящимся в «группе риска», например, детям-сиротам, гарантируется профессиональная помощь в течение всего периода становления.
Мультидисциплинарность сопровождения
Педагог, детский психолог, родители и т.д. должны работать в команде, используя единые методы и опираясь на общую систему ценностей. Работа сопровождающих должна быть согласована, только в этом случае можно добиться желаемого результата и эффективного разрешения детской проблемы.
Показатели качественного сопровождения
- Стартовые возможности для развития индивидуальности и формирования личности каждого ребенка созданы в полной мере.
- Динамика заболеваемости снижается, отмечается улучшение общего состояния здоровья, ребенок быстрее выздоравливает при простудах.
- Ребенок ведет активный образ жизни, подвижен, занимается спортом, имеет хобби и увлечения.
- Ребенок обладает ключевыми компетенциями: информационной, социально-коммуникативной, технологической.
- Ребенок эмоционально отзывчив и доброжелателен в общении с окружающими: родителями, педагогами, сверстниками.
Тенотен Детский – выбор родителей, заботящихся о спокойствии своего ребенка
Источник
Дерябина Оксана
Организация работы центра игровой поддержки развития ребенка
С каждым годом все больше растет интерес родителей к профессиональному сопровождению самых ранних этапов детства. Современные мировые тенденции образования ориентируют родителей на развитие познавательных, коммуникативных и социальных способностей у детей, начиная уже с младенчества, и есть основания полагать, что эти тенденции будут только возрастать.
В целях преодоления данной ситуации принимаются системные решения:
развитие видового многообразия дошкольных образовательных учреждений с учетом контингента воспитанников и запросов их родителей;
развитие вариативных форм образования детей старшего дошкольного возраста;
различных видов дополнительных образовательных услуг на базе дошкольных учреждений в соответствии с запросами родителей детей.
Сегодня система дошкольного образования требует таких форм работы с детьми и родителями, которые могли бы стать для них способом удовлетворения социального заказа.
Изучив запросы населения, мы пришли к выводу о необходимости организации ЦИПРР, который осуществляет развитие детей дошкольного возраста на основе использования в практике развития и воспитания современных игровых технологий и способствует адаптации ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
• ЦИПРР реализует программу образовательных учреждений, оказывает психолого-педагогическую помощь семьям на основе использования игровых методов и специально созданных игровых средств и игрового оборудования.
Цель создания такого Центра:
реализация права детей раннего возраста, не посещающих детские сады на равные возможности получения дошкольного образования;
обеспечение единства семейного и общественного воспитания,
развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;
формирование культуры игры в семье как ведущей деятельности ребенка, педагогическое и психологическое просвещение родителей.
При этом решаются задачи:
оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста
• обучение родителей способам применения различных игровых средств обучения, организация игрового взаимодействия с детьми
• – консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
• – ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.
Направления работы:
1. Создание развивающей среды, основанной на принципах индивидуального подхода.
2. Создание условий для усвоения родителями психологических и педагогических знаний, умений и навыков, которые помогут им эффективнее развиватьспособности своих детей:
– осуществление оздоровительных мероприятий;
– организация постоянного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
– организация досуговой и музыкальной деятельности детей раннего возраста.
3. Разработка и проведение собраний и консультаций для родителей и вовлечение их в совместную деятельность по развитию и воспитанию детей раннего возраста.
4. Создание информационной
базы для родителей.
5. Проведение диагностических мероприятий по изучению влияния занятий в группах «Центра игровой поддержки развития ребенка» на социализацию и развитие детей раннего возраста.
6. Проведение индивидуальных занятий с детьми с целью коррекции и развития в различных видах деятельности
Сл. 10. Алгоритм организации ЦИПРР в ДОУ
• 1. Анализ соцзапроса, формирование соцзаказа.
• 2. Организация пакета методического сопровождения работы ЦИПРР, работа по подбору кадров.
• 3. Выход на муниципалитет с ходатайством об открытии ЦИПРР.
• 4. На основании Постановления администрации района создание приказа об открытии ЦИПРР.
• 5. Утверждение Положения о ЦИПРРе, планов работы, перспективного планирования.
• 6. Прием заявлений граждан, заключение договоров.
• 7. Формирование личных дел детей, посещающих ЦИПРР.
• 8. Диагностика развития специалистами.
• 9. формирование расписания, графика консультаций, методической помощи родителям.
• 10. Коррекция образовательного процесса.
Как поступить в ЦИПРР:
• Найти объявление на сайте ДОУ о предоставляемой образовательной услуге.
• Пройти с ребенком полный медицинский осмотр врачей – специалистов.
• Написать заявление на имя руководителя ДОУ.
• Заключить договор с руководителем ДОУ о взаимодействии
В нашем учреждении в ЦИПРРе – 20 детей. 2 группы по 10 детей (по положению – не более 8)
Для организации и руководства воспитательно-образовательным процессом в Центре Игровой Поддержки, используется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Организация воспитательно-образовательного процесса для детей от 1 года до 2-х лет
Для организации и руководства воспитательно-образовательным процессом в Центре Игровой Поддержки, используется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Организация воспитательно-образовательного процесса для детей от 1 года до 2-х лет
Принципы организации образовательного процесса
Принцип занимательности. Ввиду несформированности познавательной деятельности у детей, этот принцип используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению лучшего результата.
Принцип комплексности подразумевает решение любой педагогической, развивающейи коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: здоровье, уровень работоспособности, сложность задания, время проведения занятий и их интенсивность.
• Принцип динамичности заключается в том, что цели обучения, воспитания и развития постоянно расширяются и углубляются,
• Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая у детей интерес за счет максимальной активизации познавательной сферы ребенка.
• Принцип последовательности подразумевает такой подбор содержания, в котором новые знания даются с опорой на имеющиеся.
• Принцип сотрудничества позволяет создать в процессе воспитания и обучения атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
ЦИПР обеспечивает педагогическую работу с детьми от 1 до 3 лет. Дети с родителями находятся в детском саду один час. В распоряжении – развивающие настольные и прочие игры, развитие сенсорики, ролевые игры, логические игры и строительные конструкторы,
музыкальный зал, глее проходят основные занятия.
Для родителей (законных представителей) проводятся консультации, лектории и практикумы педагога-психолога, специалистов; выпускается периодическое издание «Шаг за шагом». В распоряжении родителей книги, каталоги и методическое обеспечение игр и игрушек.
К концу учебного года параметры развития, выступающие в качестве критериев психологического благополучия ребенка позволяют говорить о достаточно хорошем уровне овладения детьми речевой деятельностью, освоении игровой и продуктивной деятельности.
• На протяжении всего периода проводились консультации для родителей по интересующим их вопросам. Педагоги обмениваются информацией с родителями об изменениях в развитии детей и разрабатывают пути дальнейшей работы.
• Очевидно, что эти дети благополучно проходят адаптацию к условиям детского сада.
Практическая значимость Центра:
предоставление определенных стартовых возможностей ребенку при поступлении его в дошкольное образовательное учреждение;
целенаправленное и осознанное внимание родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, к их образованию и развитию;
рост профессионального мастерства педагогов, занимающихся этой деятельностью;
повышение статуса и рейтинга дошкольного учреждения.
Источник
Елена Ермолаева
Опыт работы по теме «Центр игровой поддержки — эффективная форма сопровождения детей раннего возраста в соответствии с ФГОС»
Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы развития человека как личности. В период до 3 лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды. Это период формирования доверительных и продуктивных контактов ребенка с миром, в том числе со взрослыми.
Актуальность обсуждаемой темы обуславливается тем, что в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно разработаны, научно обоснованы и систематизированы методы и формы организации адаптации детей раннего возраста. К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.
Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога, взрослого и ребенка.
Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанным. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.
Особым направлением развития дошкольного образования стало создание системы раннего развития детей, не охваченных дошкольным образованием в возрасте от года до трех лет в рамках их кратковременного пребывания в ДОУ.
Сегодня активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПР, в которых дети совместно со сверстниками и взрослыми в играх получают адекватное их возрасту развитие и параллельно этому нормативно регулируются различные модели консультативной помощи родителям в воспитании их детей на базе ЦИПР.
Педагогическая целесообразность работы ЦИПРа объясняется следующим:
• во-первых, у педагога есть возможность познакомиться с ребёнком и родителями до поступления в дошкольное учреждение, оценить его адаптационные возможности и подготовить малыша к поступлению в детский сад;
• во-вторых, у родителей с ребёнком есть уникальная возможность поближе познакомиться с детским садом и определиться с дальнейшим развитием ребёнка;
• в-третьих, педагог поможет скорректировать существующие противоречия и проблемы семейного и общественного воспитания, это поможет сохранить психическое, физическое и нравственное благополучие малыша.
Таким образом, открытый на базе нашего ДОУ Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста, представляет собой новую форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей этого возраста и призвана, не только расширить спектр предоставляемых образовательных услуг, но и создать единое образовательное пространство. Новизна работы нашего ЦИПР состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Цель работы ЦИПР: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов, а также организации благоприятного воспитательно-образовательного пространства для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.
Работа ЦИПР строится с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующих принципах:
• принцип развития: воспитательно-образовательная работа нацелена на развитие у детей нового отношения к себе и миру, новых способностей, интересов, освоение новых способов деятельности и т. д. ;
• принцип самоценности каждого периода детства: решение образовательных задач опирается на характерные для раннего детства виды детской деятельности и общения со взрослыми;
• принцип постепенности и поэтапности вхождения ребёнка раннего возраста в дошкольное образовательное упреждение;
• принцип личностного подхода (позитивные эмоциональные отношения «родитель-ребенок-педагог» в зоне ближайшего развития ребенка);
• принцип деятельности: включение детей в самостоятельные совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, материалами, вовлечение в разнообразные игры, в процессе которых у ребёнка развиваются познавательные способности, речь, мелкая моторика, разнообразные умения и навыки;
• принцип интеграции содержания образования: сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности;
• принцип преемственности: достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребёнка в семье и ЦИПР; обеспечение успешной адаптации при поступлении в ДОУ.
Задачи деятельности ЦИПР:
- учить ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе со взрослым и самостоятельно;
- развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- стимулировать психическое развитие ребенка посредством игр с разными видами игрушек;
- обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей;
- создать условия для развития детско-родительских отношений на основе их содержательного игрового взаимодействия посредство психолого-педагогического просвещения, социально-психологического обучения и консультирования родителей.
В условиях ЦИПР психолого-педагогическая помощь оказывается в процессе развивающих занятий, проводимых педагогами с группой детей в присутствии их законных представителей. Содержание развивающих занятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, а также требованиями реализуемой в ДОУ образовательной программы к уровню развития ребенка раннего возраста. С этой целью были разработаны программа и перспективное календарно-тематическое планирование развивающих занятий по работе с детьми и их родителями в рамках ЦИПР, а также организованна предметно-развивающая среда.
Работа ЦИПР реализуется в процессе интегративной, комплексной деятельности команды специалистов ДОУ:
педагога – психолога;
педагога – логопеда;
музыкального руководителя;
руководителя изостудии;
старшей мед. сестры;
воспитателя.
Развивающие занятия проводятся в форме совместных игр, развлечений, праздников и способствуют адаптации ребенка к условиям ДОУ, развитию общения со сверстниками и взрослыми, созданию эмоционально положительного фона во взаимодействии с детьми, атмосферы доверия и открытости. Особенно важен этот вид помощи детям с нарушениями в коммуникативной и эмоционально-волевой сферах.
Структурное содержание группового игрового сеанса
Коммуникативный блок (реализует воспитатель)
Ритуал «Приветствие». Сюрпризный момент. Игры (адаптационные, коммуникативные, на социальное развитие).
Блок речевого развития (реализует воспитатель или логопед).
Пальчиковая гимнастика.
Игры на коленях, игровые массажи.
Игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений.
Развивающий блок (реализует воспитатель или психолог)
Дидактические игры. Игры, направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие/развитие предметно-манипулятивной деятельности.
Музыкальный блок (реализует воспитатель или музыкальный руководитель).
Музыкально-ритмические игры. Подпевание и пение. Парные пляски и хороводы. Игра на детских муз. инструментах. Слушание музыки.
Блок физического развития (реализует воспитатель с помощью специалистов ЦИПР).
Упражнения на развитие основных движений и крупной моторики, подвижные игры с использованием спортивного оборудования. Игры с парашютом.
Блок художественно-эстетического развития (реализуют родители при помощи руководителя изостудии).
Рисование (акварельными карандашами, пальчиковой краской, гуашью, восковыми мелками). Конструирование. Лепка из пластилина. Работы с тестом. Аппликация.
Блок сказкотерапии (реализуют все педагоги).
Показ сказки.
Заключительный блок (родители с помощью педагогов и специалистов ЦИПР).
Подведение итогов. Ритуал «Прощание».
Самостоятельные игры детей.
Консультирование родителей по запросу.
Не все блоки включаются в одно игровое занятие.
1 занятие включает в себя:
– коммуникативный блок;
– блок речевого развития;
– развивающий блок или сказкотерапии (может включать элементы художествено-эстетического развития);
– музыкальный блок;
– заключительный блок.
2 занятие включает в себя:
– коммуникативный блок;
– блок речевого развития;
– блок художественно-эстетического развития;
– блок физического развития;
– заключительный блок (может быть включение элементов развивающего блока).
Взаимодействие с родителями
Задачи:
1. Создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками ЦИПР.
2. Создавать условия для саморазвития взрослых.
3. Повышать психолого-педагогическую грамотность родителей (обучать родителей методам и приёмам взаимодействия с детьми раннего возраста, расширять педагогический опыт родителей через привлечение их к активному участию в совместной деятельности с детьми).
4. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Формы работы:
1. Создание банка данных о детях, неохваченных ДОУ по микрорайону.
2. Информирование о режиме работы ЦИПР (через сайт ДОУ).
3. Индивидуальное или групповое консультирование в конце каждого игрового сеанса (все специалисты).
4. Наглядная информация.
5. Досуговые мероприятия.
6. Использование ИКТ (сайт детского сада, страничка в соц. сети «ВКонтакте»).
Методы и приемы:
• Анкетирование родителей.
• Памятки.
• Буклеты по психолого-педагогическому образованию родителей.
• Информационные письма.
• Коллективное обсуждение различных тем разностороннего развития детей раннего возраста.
Социально – педагогическая программа ЦИПР по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, по нашему мнению, полностью смогла удовлетворить запросы родителей детей раннего возраста, а также повысить педагогическую культуру родителей. Работа ЦИПР помогает профессионально подготовить родителей к поступлению их ребенка в детский сад, снять напряженность в семье при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, наладить пути дальнейшего сотрудничества с родителями в воспитании детей; родителям, педагогам и детям лучше понять друг друга, а в дальнейшем легко и интересно проживать всем вместе дошкольные годы.
Источник