Что такое нарушения речи?

Выявить нарушения речевогоразвития у ребенка возможно начиная с довольно раннего возраста. Хорошо, когда коррекционные мероприятия начинают как можно скорее: в этом случае можно добиться стойкого результата. Подобные нарушения развития негативно влияют на коммуникативную функцию ребенка и могут вызвать различные трудности в дальнейшей жизни ребенка: начиная от психологических трудностей в общении со сверстниками и заканчивая тяжелыми задержками интеллектуального развития.

Признаки нарушения речевого развития у детей

Чтобы понять, когда нужно отвести ребенка к специалисту, необходимо присмотреться к таким возможным проявлениям:

  • нарушения артикуляции;
  • бедный словарный запас (словарный запас ребенка медленно пополняется или не пополняется совсем, не соответствует развитию сверстников);
  • ребенок предпочитает пользоваться жестами вместо речи;
  • ребенок не понимает обращенной речи;
  • разного рода избирательность в речи (например, может произносить только гласные, или, может называть только существительные и т.п.).

Речевые нарушения бывают самыми разнообразными, от трудностей произношения до системных нарушений речевого развития.

Дизартрия. Проявляется в тяжелом нарушении подвижности речевого аппарата. Речь ребенка развивается нечеткой, смазанной, про таких детей часто говорят «каша во рту». При разных локализациях нарушенияприменяются различные методы коррекции. Одна из основных причин —нарушения работы головного мозга и ЦНС.

Алалия. Этот дефект обусловлен органическим повреждением головного мозга и является довольно тяжелым нарушением речи при относительной сохранности интеллекта ребенка в раннем возрасте. При этом, при отсутствии грамотной комплексной коррекции, с возрастом нарастает и интеллектуальный дефект.

Дисграфия и дислексия. Нарушение письма и чтения у школьников. При дисграфии ребенок может путать определенные буквы по моторному, пространственному или фонетико-фонематическому признаку, пропускать буквы, менять буквы или слоги местами и т.п. При этом, заучивание правил и репетиторство не помогает, а приносит ребенку еще больший дискомфорт и нарастающие психологические трудности. При дислексии все то же самое происходит во время чтения. Важно, что при отсутствии коррекционного вмешательства эти нарушения могут сохраняться и у взрослых, мешая полноценной жизни.

Дислалия. Это нарушение характеризуется заменой и искажением звуков даже при отсутствии явных проблем со слухом или нервной системой в целом. Такое нарушение может быть обусловлено самыми разными факторами: от индивидуальных особенностей функционирования психики до бедной социальной среды при, так называемой, функциональной дислалии.

Мутизм. Тяжелое нарушение речевого развития, связанное психическим «отказом» ребенка от речи. Часто речь таких детей до определенного момента развивалась нормально, но, под влиянием мощного стрессового фактора, полностью прекратилась. Дети понимают речь, могут нормально слышать и умеют говорить, но по какой-то причине молчат.

Нарушение речевого развития как проявление другого дефекта

Речь – это сложная психическая, которая может нарушаться при самых различных трудностях развития. В этом случае требуется понимание состояния ребенка для составления грамотной программы коррекционных мероприятий.

Чаще всего речь страдает при нарушениях аутистического спектра, раннем детском аутизме. Такие дети часто демонстрируют, так называемую, эхолалию – механическое повторение слов или целых фраз из мультфильмов или сказок. При этом, ребенок часто может использовать фразы правильно, применительно к нужной ситуации, но полной осознанности в такой речи нет.

Коррекция речевых нарушений

Традиционно, в коррекции речевых нарушений ведущую роль занимает такой специалист, как

Логопед

Так же, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и тяжести нарушения может понадобиться сопровождение следующих специалистов:

Нейропсихолог

Дефектолог

Психолог