Центр развития ребенка оформление группы

Центр развития ребенка оформление группы thumbnail

Ирина Путивцова
Построение предметно-пространственной среды в группе ДОУ с учетом ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника.Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

Предметно-пространственная развивающая средав детском саду должна:

• иметь привлекательный вид;

• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

• снимать утомляемость;

• положительно влиять на эмоциональное состояние;

• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

• давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть.В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

• Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

• На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

• В среднем- старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям с учетом

ФГОС

1)Социально-коммуникативное развитие:

– Центр ППД

– Центр пожарной безопасности

– Уголок дежурств

– Центр сюжетно- ролевых игр

2)Познавательное развитие:

– Центр «Мы познам мир»

– Центр сенсорного развития

– Центр конструктивной деятельности

– Центр математического развития

– Центр экспериментирования

3)Речевое развитие:

– Центр «Говори правильно”

– Центр книги

4)Художественно-эстетическое развитие:

-Уголок творчества «Умелые руки»

– Центр музыкально- театрализованной деятельности

– Центр ряжения

5)Физическое развитие:

– Центр физического развития

Рассмотрим подробнее оборудование и значение некоторых зон.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

Примерное оснащение театрального уголка группы:

1.Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, простейшие декорации, фланелеграф

2. Стойка-вешалка для костюмов.

3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 5-6 сказок.

4.Разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, теневой театр, тростевые куклы,

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей.

В музыкальных уголках должны находиться :

– Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки; куклы – неваляшки, образные музыкальные “поющие” или “танцующие” игрушки

– Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

– Музыкально дидактические игры:

– Иллюстрации -пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками

– Всевозможные картинки: книжки-малютки «Мы поем», музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, иллюстрации по теме «Времена года», иллюстрации музыкальных инструментов, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.

– Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты.

Читайте также:  Развитие ребенка от 3 до 6 лет социальная ситуация развития возраста

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.

Что мы помещаем в книжный уголок?

– Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, можно выставлять книги, которыми интересуются дети. Для детей младшего возраста обязательно подбирать книги в 2—3-х экземплярах: это поможет избежать конфликтных ситуаций.

– Познавательная и детская энциклопедическая литература.

– Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок.

– Детские журналы.

– Альбомы фотографий родного города (деревни, детских писателей, праздников, проводимых в группе.

– Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы.

– Панно, картины, рисунки любимых литературных героев.

– Диафильмы, слайды, диски с детскими сказками.

– Наборы открыток (тематические, сюжетные).

– Настольно-печатные, речевые игры.

– Альбомы для рисования, книжки-раскраски, цветные карандаши.

– Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (в старших группах).

Исходя из требований ФГОС,отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:

– содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;

– гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;

– вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;

– периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Теоретический материал физкультурного уголка.

В младших группах:

– картотека подвижных игр;

– картотека малоподвижных игр;

– картотека физкультминуток;

– картотека утренних гимнастик;

– картотека считалок;

– иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;

– символика и материалы по истории Олимпийского движения;

В старших группахк данному материалу добавляется:

-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) ;

Практический игровой материал и оборудование:

– материал для подвижных игр;

– дидактические игры о спорте;

– пособия для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

коврики массажные, нестандартное оборудование, массажные мячи.

– пособия для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, ленты с кольцами.

– пособия для игр и упражнений с бросанием, ловлей,метанием: мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения.

Временные обитатели уголка природы – это объекты,которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

– осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала;

– зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев;

– весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

– Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

– Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

– Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

– Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

– Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.

– Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

– Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие

Итак, главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным и является среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Читайте также:  Основные закономерности развития ребенка в младенчестве

Источник

Федеральный образовательный стандарт предписывает воспитателям обеспечивать развивающую предметную среду во всех группах детского сада, от первой младщей до подготовительной. Мы собрали для вас самые актуальные статьи про то, чем наполнить и как оформить разнообразные уголки, которые помогут справиться с этим нелёгким и интересным делом.

Уголки в детском саду: оформление по ФГОС

Обзорная статья о том, как уголки определяются образовательным стандартом, какие цели и задачи они должны решать, как составить паспорт любого уголка и оформить его. Перечень уголков проиллюстрирован целым рядом фото и видео. Есть эскизы и макеты разных уголков.

Читать статью →

дети в театральном уголке

Оформление группы в детском саду: советы и примеры

Здесь рассказано в целом о том, как можно оформить группу по зонам, включая приёмную и выставочную зоны, игровую, обучающую. Подробно и наглядно описаны средства оформления группы, а также физкультурного зала.

Читать статью →

приемная в детском саду

Как оформить уголок патриотического воспитания в детском саду

Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада.

Читать статью →

патриотический уголок

Уголок безопасности (ОБЖ и ПДД) в детском саду

Уголок безопасного поведения — это одна из форм наглядной работы для обучения детей и напоминания их родителям, что безопасность, в первую очередь зависит от них самих. Заботясь о маленьком ребёнке, необходимо уметь предусмотреть все неблагоприятные ситуации и заранее предотвратить их.

Читать статью →

дети с дорожными знаками

Книжный уголок в детском саду

В каждой возрастной группе должен быть оборудован центр книги — место для совместного с воспитателем изучения литературных произведений и самостоятельной деятельности детей.

Читать статью →

дети читают в книжном уголке

Уголок здоровья в ДОУ: основные аспекты оформления и содержания

При оформлении уголка ЗОЖ воспитателю стоит проявить творческий подход и фантазию — тогда он заинтересует не только ребёнка, но и родителей.

Читать статью →

уголок здоровья в доу

Спортивный уголок в детском саду

Наличие грамотно оформленного спортивного уголка в группе помогает воспитателю разнообразить занятия по физическому воспитанию детей и стимулирует их к активной самостоятельной деятельности.

Читать статью →

дети в спортивном уголке

Математический уголок в детском саду

Логические навыки, знание цифр и чисел, времени и пространства необходимы современному человеку, чтобы быть всегда в курсе нового и интересного. Усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное, строить логические связи помогают детям логико-математические навыки. Развивать и совершенствовать их в дошкольном возрасте призваны математические уголки в детских садах.

Читать статью →

математический уголок в детском саду

Музыкальный уголок в детском саду

Пение, танец, музицирование на инструментах активизируют мыслительные способности ребёнка, закладывают основы художественной культуры и формируют чувство прекрасного. Для успешного музыкального развития в предметно-пространственной среде группы воспитатель оформляет музыкальный уголок для совместной и самостоятельной деятельности детей.

Читать статью →

дети играют на ксилофоне

Уголок уединения в детском саду: помогаем малышам жить в гармонии с собой

В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).

Читать статью →

уголок уединения

Также на нашем сайте в разделе Оформление группы вас ждут полезные и наглядные материалы про другие психологические, обучающие и творческие уголки и их наполнение и оформление для разных возрастных групп: театральный, уголок ряжения, развития речи и другие.

Надеемся, что наш дайджест поможет вам подготовиться к новому учебному году легко и с удовольствием. Спасибо за ваш труд!

Источник

Уголки – раздел, где размещены интересные идеи и варианты оформления информативных, развивающих и игровых уголков в детском саду, изготовленных руками педагогов и воспитателей.

В группе ДОУ в зависимости от размеров помещения располагаются такие уголки:

  • Уголки природы
  • Уголки настроения
  • Уголки для родителей
  • Музыкальные уголки
  • Патриотические уголки
  • Уголки ПДД
  • Физкультурные уголки
  • Сенсорные уголки
  • Уголки творчества
  • Книжные уголки
  • Уголки краеведения
  • Уголки ОБЖ

Для того чтобы обеспечить детям благополучное пребывание в ДОУ и насколько возможно компенсировать расставание с привычным домашним комфортом, педагогам группы немало приходиться потрудиться в создание уютной атмосферы.

Оформление тематических зон в детском саду

Содержится в разделах:

  • Оформление групп

Включает в себя разделы:

  • Книжный уголок, центр. Примеры оформления
  • Уголок природы. Центры исследовательской деятельности, календари наблюдений за изменениями в природе
  • Уголок творчества и ИЗО. Центры художественного творчества
  • Физкультурные и спортивные уголки и центры в группах детского сада
  • Музыкальные уголки и центры в детском саду
  • Уголки настроения, уединения. Центры психологической разгрузки, мирилки
  • Театральные уголки и центры в группе
Читайте также:  Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 6087.
Все разделы
| Уголки и центры в группах

Новое

Содержание уголков здоровья в детском саду
Программа «Здоровье». Содержание «Уголков здоровья» в разных возрастных группах Младшая группа — Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении); — набор лиц человека, изображенных с разной мимикой (для фланелеграфа); — сюжетные картинки с…

Предметно-развивающая среда в ДОУ. Уголок ПДД в старшей группе Предметно-развивающая среда в ДОУ. Уголок ПДД в старшей группе
Предметно-развивающая среда в ДОУ. Уголок ПДД в старшей группе. Чудинова Наталья Николаевна. Цель уголка ПДД: Создать условия для изучения ПДД; формировать навыки безопасного поведения на дороге; развивать у детей умение ориентироваться на дорогах; воспитывать в детях грамотных…

Уголки и центры в группах – Оформление уголка театра в предшкольной группе

Публикация «Оформление уголка театра в предшкольной…» Оформление уголка театра в предшкольной группе
Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей… Уголок театра «Жили-были» Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Центр патриотического воспитания Центр патриотического воспитания
Ташлыкова Галина Муллаяновна Центр патриотического воспитания. Идея воспитания патриотизма стала задачей государственной важности. Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы поселить и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье,…

Родительские уголки по безопасности Родительские уголки по безопасности
Безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире. Этому должны научить не только воспитатели, но и родители!…

Консультация для воспитателей «Музыкальный уголок в средней группе детского сада в группе»
Консультация для воспитателей: «Музыкальный уголок в средней группе детского сада в группе» Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень…

Уголки и центры в группах – Как не конфликтовать с детьми из-за уроков: советы психолога семейного центра

Статья «Как не конфликтовать с детьми из-за уроков: советы психолога…» Как не конфликтовать с детьми из-за уроков: советы психолога семейного центра
«Я сначала поиграю, потом сделаю!», «Мне надо отдохнуть!», «А можно я попозже?»… Такое часто слышат родители в ответ на замечания, что пора бы начать делать уроки. Почему попытка помочь своему чаду вызывает столько сопротивления, и как научиться взаимодействовать, чтобы не…

Камертон-практикум для родителей детей, посещающих консультационный центр «Мама — первый логопед»
Участники: родители (законные представители) детей посещающие консультационный центр. Ответственные за проведение: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Аленушка» Шунина Т.М. Цели камертона – практикума: • предъявление эталонных практических образцов, гарантирующих определенный…

Плоскостной театр для уголка по сказке «Маша и медведь» в младшей группе Плоскостной театр для уголка по сказке «Маша и медведь» в младшей группе
Оснащение театральной зоны для групп раннего возраста: Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы. Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину…

Паспорт центра сенсорного развития
Паспорт центра сенсорного развития I младшей группы “Капелька” В нашей группе создан центр сенсомоторного развития детей, который предназначен: • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д) ; • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной…

Для удовлетворения возможностей и интересов каждого ребенка в группе предусмотрены игровые развивающие зоны, в которых ребенок может уединиться или наоборот вместе со сверстниками поиграть. Простора для творчества много. В группе ДОУ в зависимости от размеров помещения располагаются такие уголки как; ОБЖ, живой уголок, уголок социального развития, ИЗО, ППД, МУЗО, физической культуры, сенсомоторного развития и др. В оформлении игровых и обучающих зон, педагоги используют сюжеты народных сказок, полюбившихся детям персонажей. Игры оформляются эстетично и красочно, так чтобы бы развить интерес и желание играть как самостоятельно, так и с коллективом.

Немаловажным моментом в оформлении группового помещения является информационные уголки для родителей. Цель таких уголков донести наглядно и доступно важную информацию для просвещения и ознакомления. Педагогам необходимо грамотно и творчески подойти к оформлению информационных уголков. Оформить такие стенды, папки, газеты можно самостоятельно используя ДВП, акриловые краски, пенопласт, файлы и различный пленочный материал.

Источник