Центр развития ребенка на песках
ПЕСОЧНАЯ СТУДИЯ! ЧТО ЭТО ТАКОЕ?!
ПЕСОК – уникальный природный материал. Создавая песочные фигуры, рисунки и картины, можно ощутить себя творцом. Игра с песком – это не только творчество, но и создание особого мироощущения, осознание особенностей своих переживаний И своей индивидуальности. Песочная терапия является методом самотерапии, когда при взаимодействии с песком, человек успокаивается, становится уверенней, развивается его творческое воображение.
Работа с песком используется для снижения детской тревожности, страхов и неуверенности.
В групповой работе происходит формирование коммуникативных навыков ребенка, он учится взаимодействовать с другим взрослым и детьми.
- Этот удивительный Кинетический песок!
- Кинетика при переводе с греческого означает «движение». Кинетический песок – движущийся песок. И обычный песок движется, если, например, начать его пересыпать. Так в чем собственно разница? А в том, что при пересыпании обычного песка песчинки движутся отдельно друг от друга и настолько быстро, что глаз не успевает фиксировать это стремительное движение. Для нас оно представляется сплошным, смазанным потоком.
- В кинетическом песке за счет специального силиконового связующего, которое обволакивает частицы песка и склеивает их между собой, причем очень не прочно, происходит замедление движения отдельных песчинок. При пересыпании, частицы песка под действием силы тяжести стремятся разъединиться между собой, но склеивающее их вещество вытягивается, как резина, в тонкие, прозрачные, почти не видимые глазу, нити длиной 1-2мм. Эти полимерные нити замедляют движение песчинок, и мы видим движение каждой песчинки. Как в замедленной съемке. Это и создает необычное, удивительное и завораживающее взгляд движение песка. Будучи свободно насыпанным, Кинетический песок представляется очень рыхлым, пушистым, приятным на ощупь.
- Если определенное количество кинетического песка сильно сжать или уплотнить, как это делают дети при изготовлении куличиков, то его объем уменьшится почти в 2 раза, а полученная фигура надолго сохранит свою форму. Для сравнения – обычный песок при уплотнении уменьшается в объеме всего на 10%.
- Силиконовое связующее позволяет в одном материале одновременно получить эффект сыпучести и эффект формуемости. Сыпучесть – это свойство приходить в движение под действием силы тяжести. А формуемость — способность сохранять приданную форму при уплотнении. В обычном песке формуемость достигается за счет смачивания песка небольшим количеством воды (После испарения воды и высыхания песка формуемость пропадает). Если такое же количество кинетического песка сильно сжать или уплотнить в форме, как это обычно делают дети при изготовлении куличиков, то его объем уменьшится почти в 2 раза, а полученная фигура надолго сохранит свою форму.
- У кинетического песка есть и другие свойства, которые выгодно отличают его от известных песков для детских игр:
- – Силиконовое связующее не высыхает со временем, и кинетический песок остается постоянно «влажным».
- – Силиконовое связующее довольно прочно прилипает к песчинкам, но не липнет к рукам и одежде.
- – Будучи просыпанными, частицы песка не разлетаются по полу, а остаются компактной кучкой. Эту кучку очень легко собрать с полу прикоснувшись к ней комочком песка большего размера. Это примерно, как комочек теста собирает в себя просыпавшуюся муку.
- – И, наконец, если песок переувлажнить, например, залив его водой, то после высыхания он полностью восстанавливает свои свойства.
- Следует особо отметить абсолютную безопасность такого песка. Им почти невозможно засорить глаза. Песок не имеет запаха. Не поддерживает развитие микроорганизмов. Даже в случае его проглатывания (что конечно не приветствуется) кварц и силикон не вступают во взаимодействие с желудочным соком и через определенное время просто выходят естественным путем, не вызывая никакого дискомфорта.
Картины из песка – давно полюбились и детям, и их родителям. Ребёнок своими руками с помощью цветного песка сможет сделать необычную “песчаную” картину.
Для более удобной работы с цветным песком и создания фресок и картин, мы используем трафареты на самоклеющейся основе выполненные в виде различных изображений представленных ниже:
Источник
Монтессори-метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и чёткой структурой, специально предназначенной для маленького ребёнка. Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность в специально оборудованной, уникальной среде огромного количества тщательно разработанных дидактических материалов, которые соответствуют естественным потребностям ребёнка. Основным отличием метода Монтессори от методик традиционных детских садов является отношение к ребёнку как к уникальной, свободной, неповторимой личности со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.
Дети, посещающие Монтессори-клубы, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность. Ребёнок не боится сделать ошибку, поэтому обучение не тормозится боязнью неудачи. Ему интересно познавать, как всё устроено, как что работает, и что нужно сделать, чтобы это заработало.
Данный метод развивает искусство общения, умение работать в команде, умение договариваться, навыки самообслуживания и самосознания, умение работать самостоятельно: ребёнок уверенно ставит себе цели и задачи, становится ответственным за свои действия и доводит начатое до конца, контролируя правильность выполнения или наличие ошибки.
Суть метода
В методе Монтессори три составляющих: ребёнок, подготовленная развивающая среда и педагог (обучающий взрослый).
Развивающая среда – это основной педагогический приём. Класс (среда) разделён на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей определённой возрастной группы.
Монтессори-среда для детей от восьми месяцев до трёх лет включает в себя зоны упражнений с сыпучими материалами, упражнений с водой, причинно-следственную зону, зоны сенсорного развития, развития речи, продуктивной изо-деятельности и развития крупной моторики; для детей от трёх до шести лет включает в себя зоны упражнений в практической жизни, сенсорного воспитания, математическую зону и зоны русского языка, космоса, продуктивной изо-деятельности и развития крупной моторики.
Ребёнок сам выбирает, с каким материалом работать, и сколько времени этому посвятить. Определённые правила, регулирующие деятельность в группе, позволяют детям, с одной стороны, учиться уважать окружающих людей и пространство, а с другой стороны, чувствовать себя защищёно.
У педагога в Монтессори-группе есть своя роль и своя задача. Кроме безусловной любви и принятия каждого ребёнка таким, какой он есть, педагог является ещё и посредником между ребёнком и Монтессори-средой. «Помоги мне это сделать самому!» – вот чего ждёт ребенок от взрослого, и именно в этом заключается роль взрослых в Монтессори – группе. Педагог чутко определяет, когда нужно оказать помощь, а когда нужно дать возможность ребёнку самостоятельно и сосредоточенно работать, наблюдает за работой и освоением среды каждым ребёнком, анализируя динамику, чтобы правильно содействовать дальнейшему прогрессу.
Это тот самый метод, когда к ребёнку относятся по-настоящему уважительно, бережно и индивидуально. Монтессори-педагоги точно знают, что все дети стремятся к развитию с самого рождения. Поэтому детей не нужно заставлять учиться, – нужно создать условия, максимально соответствующие их познавательным потребностям.
Ребёнок в Монтессори-педагогике – это ЛИЧНОСТЬ.
“Чтобы воспитывать ребёнка – надо его знать, чтобы его знать – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать – надо дать ему свободу”.
Мария Монтессори
Источник
Песочная терапия — самореализация и корректировка многих проблем!
Песочница – это маленькая модель окружающего мира. Во время игры с песком ребенок может выразить свои чувства и переживания. Разыгрывая различные сюжеты известных сказок и в это время ребенок символически решает свои проблемы, порой лишается комплексов, страхов и переживаний.
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
С самого детства игры в песке являются одним из любимых игр у детей, руки сами по себе строят фигуры, рисуют или просто пересыпают его.
Одни из первых игрушек малышей, которые покупают им родители — это совок, ведерко и формочки для песка. Дети очень любят играть в песочнице! Дети с интересом рисуют на песке – животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что, такие ошибки можно легко исправить. Ведь играя в песочнице дети резвятся, у них поднимается настроение, положительный эмоциональный настрой побуждает к действию, в них формируется навыки позитивной коммуникации.
Игры с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика. А развитие моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка.
В начале 19 века, Герберт Уэллс заметил, что его сыновья, играя в песочнице с фигурками, пытаются найти решение своих проблем. Через 20 лет, детский психолог Маргарет Ловенфельд предложила детям во время сеанса использовать ящик с песком, воду и не большие игрушки. Этот метод был назван «Техника построения мира», он помогает детям выразить свои чувства, эмоций, развивает воображение и речь. За рубежом эта методика называется Sand play, что в переводе означает игра с песком.
На таких занятиях развивается не только тактильно кинестетическая чувствительность (мелкая моторика рук), но ребенок еще учиться прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Все это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – что ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализ, учится понимать себя и окружающих). Таким образом закладывается база для дальнейшего формирования позитивной речевой коммуникации.
Песочная терапия позволяет решить такие коррекционные задачи:
- Развития мелкой моторики;
- Развитие ориентации в пространстве;
- Развитие речи;
- Автоматизация звуков в свободной речи;
- Развитие связной речи;
- Развитие графомоторных функций (при коррекции дисграфии);
- Формирование позитивного настроя для запуска речи у детей с ЗПР,ТНР,РАД и при алалии;
- Развитие темпоретмической стороны речи, в том числе коррекция заикания.
Работа в песке с фигурками животных, людей, растений, волшебных существ, красивыми камнями, раковинами, позволяет проводить все вышеперечисленные занятия в интересной игровой, непринужденной форме. Детям разрешается самим строить сюжеты, создавать свои истории и менять их во время игры, проигрывать ситуации, тем самым: развивать свою речь, отрабатывать правильность произношения, связность речи, расширять свой словарный запас, учить новые слова, снимать страх перед произношением, письмом и чтением. Что позволяет достигать результата более мягко, увлекательно и быстрее.
Песочная терапия способствует более интенсивному и гармоничному развитию речевых процессов.
В логопедическом центре «Логос» открыта запись в группы по песочной терапии «Песок в мире звуков» занятия будут проходить в диаде или группе не более 3х человек. Занятия проводит Гаук Анастасия Викторовна, специалист – логопед, проходившая дополнительное специальное обучение по данному виду деятельности.
Источник
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ЦЕНТР «ПЕСОК – ВОДА»
Центр « Песок и вода».
Центр « Песок и вода» помогает воспитателю в решении об одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самостоятельной деятельности – экспериментированию с различными, подходящими для этого предметами и природными материалами. Организовывая игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить постройки, а потом разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности. Работа с детьми в Центре «Песок и вода», требует определенных условий; центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками для песка, различными моющимися игрушками.
Вариант комплектации.
Для игр с песком и водой нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов, размеров), палочки, грабельки.
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, разноцветные пластиковые шарики, набор игрушек из различных материалов, (для игр плавает или тонет). Набор камешков, ракушек и т. д.
Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
Игра «Тёплый» или «Холодный»
Цель: закреплять понятие «тёплый» или «холодный».
Содержание: Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые (например: утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики – красные, синие, желтые, белые).
Воспитатель наполняет одну ёмкость теплой водой, другую холодной. Говорит детям: « Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду. Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов, но и учим определять разницу холодное – теплое.
Игра « Что как плавает?»
Цель: Знакомство детей со свойствами материалов.
Содержание: Для игры – экспериментирование нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.
Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже отпустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).
Игра « Капитаны».
Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный, сильный выдохи.
Содержание: Воспитатель наполняет ёмкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садиться на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного до другого берега. Показывает, что берега обозначены полосками разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, не надувая щеки. Показывает, как это делать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет. « Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!»- взрослый дует на кораблик отрывисто, не ровно: « П-П-П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – « П.». Предлагает попробовать подуть также и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щёки, не дул очень сильно. Во время игр, педагог обязательно должен похвалить ребенка за правильное выполнение задания, поддержать и помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду. Игру с песком и водой должны приносить детям радость.
Игра « Поймай льдинку».
Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.
Содержание: Воспитатель опускает в ёмкость с водой 5 – 10 небольших льдинок и говорит ребенку: « Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»
Малыш сачком или черпачком достаёт, из воды льдинки покрупней, и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: « Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».
Игра « Достань ракушку».
Цель: развитие внимания координации движений.
Содержание: На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см), ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу. Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу моря, реки.
Игра « Найди шарик».
Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.
Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Игра « Печем печенье».
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации движений.
Содержание: В центре « Песок – вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует исполнить действия с сухим песком и влажным. Постепенно, в результате игры ребенок понимает, что из сухого песка нельзя построить ничего, а влажного можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.
Источник