Центр развития ребенка монтессори в ижевске
Монтессори-среда имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей от 1 до 3 лет и от 3 до 6 лет. Первое – это абсолютная доступность всех пособий для детей. Весь материал расположен на открытых полках на уровне не выше 1 метра от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора. Среда разделена на 6 зон, каждый материал представлен в одном экземпляре.
Вашему вниманию представленны фотографии, отражающие работу наших детей с материалом в Монтессори-среде.
В этой зоне несколько групп упражнений: упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами.
Материалы для общеподготовительных упражнений: это все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.
Материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе: к ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для мытья рук и чистки ногтей, материалы позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи – чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола.
Материалы, которые позволят ребенку научиться заботиться об окружающем: мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви…
Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими. В Монтессори-группе дети живут не понарошку, а всерьез. Реальная деятельность позволяет ребенку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе.
В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память.
Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделен на несколько групп.
Материалы для развития зрения: для различения форм и размеров, развития зрительной памяти – 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками – вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями.
Для развития цветового зрения – коробки с цветными табличками.
Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия – комплект конструктивных треугольников, биноминальный и триноминальный кубы.
Материалы для развития осязания: для различения на ощупь структуры поверхности – шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью.
Материалы для различения температуры и теплопроводности: тепловые баллончики и тепловые таблички.
Материал для развития барического чувства (различения веса): весовые таблички.
Материал для развития вкуса: вкусовые баночки.
Материал для развития обоняния: коробочки с запахами.
Материал для развития слуха: шумящие цилиндры.
Материал для развития мускульной памяти: цилиндры с пружинками.
Поработав с сенсорным материалом, и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
Материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучения состава и свойств чисел первого десятка: числовые штанги, шершавые цифры, “веретена”, цифры и чипсы.
Материал для знакомства с десятичной системой; сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел: банк золотого материала с набором карт-символов, игра с марками.
Материал для освоения порядкового счета до ста: доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами.
Материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления: игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.
Малышу, как носителю языка, необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост.
Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
Материал для расширения словарного запаса: классификационные карточки с обобщением.
Материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов, звуковые игры.
Материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги.
Материал для знакомства с письменными буквами: шероховатые буквы, поднос с манкой для письма.
Материал для написания слов: большой подвижный алфавит.
Материал для чтения: серии из карточек, наименований предметов, списков слов, предложений, книжек.
Ещё одна зона в среде посвящена “космическому” воспитанию. Она помогает ребенку создать для себя целостную картину мира. Материалы этого раздела нужны для освоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.
Всего одновременно для ребенка есть возможность выбора из почти четырехсот вариантов видов деятельности. Все материалы предполагают наличие контроля в самом материале и возможность самостоятельной работы ребенка.
Источник
Мифы о системе Монтессори
Начало 90-х годов явило нам возрождение системы Марии Монтессори в России. Медленно, но верно формируется в нашей стране положительный образ популярной во всём мире методики воспитания и развития детей. Но до сих пор существуют заблуждения по поводу этой уникальной системы.
Остановимся на 5-ти особенно устойчивых.
1-е заблуждение. Эта система годится только для детей с особенностями развития.
Базируется это заблуждение на том факте, что первоначально М. Монтессори действительно работала с детьми с отставанием в развитии. Использовала она сенсорные материалы известного в то время врача психиатра Э.Сегена. Исследовала и применила на практике его методы работы с детьми, творчески их переработав. Много материалов придумала сама. В результате стала формироваться система, позволяющая ребёнку развиваться в присущем ему темпе. Особые методические приёмы позволяли даже таким детям чувствовать себя успешными и уверенными в своих силах. А, когда они показали результаты, сравнимые с результатами детей обычных школ, это навело Марию Монтессори на мысль о том, что система универсальна, т.е. она действует эффективно независимо от того, быстро ребёнок развивается или медленно.
Именно в это время она знакомится с фабрикантом Э.Таламо, который финансирует создание школы нового типа. Это не было актом благотворительности богатого человека. Фабрикант был заинтересован в обучении своих будущих рабочих. А эта новая система обучения позволяла надеяться на высокий уровень знаний и, что самое главное, на умение будущих специалистов действовать и мыслить самостоятельно.
Мария реализует свои идеи на этой уникальной экспериментальной площадке. Её система свободного воспитания и развития ребёнка становится одной из самых популярных в мире. Потому что эта система даёт возможность полностью выявить и реализовать способности ребёнка. И не важно, талантливый ли это ребёнок, ребёнок обычных способностей или ребёнок с особенностями развития.
2-е заблуждение. Это молчаливая методика.
Одно из правил для взрослого, работающего с ребёнком, М. Монтессори действительно сформулировала так: «Веди счёт словам своим». Означает это вот что. Когда взрослый показывает ребёнку упражнение с тем или иным методическим материалом, в большинстве случаев достаточно просто показать, чтобы ребёнок повторил действия взрослого. Опыт работы с детьми показывает, что комментарии в этот момент мешают ребёнку сосредоточиться.
Такой пример: когда дети играют в песочнице и рассыпают песок на пол, педагог берёт щётку и совок и подметает пол. Если ребёнок испугался, ему спокойно говорят: «Не беда, пол можно подмести. Посмотри, как я это делаю». Через какое-то время ребёнок в подобной ситуации сам берёт совок со щёткой и подметает пол.
Есть ещё очень важный момент в самостоятельной работе или игре ребёнка – это момент концентрации внимания. В этот момент даже слова похвалы могут разрушить это очень важное для ребёнка состояние. Дети 3-х – 6-ти лет в школе Монтессори сами ощущают важность этого момента. Даже, если они наблюдают за работой другого ребёнка, они делают это молча.
Что же касается развития речи, то системой предусмотрены особые упражнения, предназначенные для формирования грамотной и связной речи. А старшие дети получают уникальный опыт публичных выступлений, делая сообщение или доклад на заинтересовавшую их тему перед детьми своей группы.
Нужно сказать, что большинство детей в школе Монтессори обычно рано начинают читать. Но, самое главное, они понимают, зачем им нужно чтение и сохраняют любовь к нему навсегда.
3 – е заблуждение. Дети так много знают и умеют, что им неинтересно в обычной школе.
В самом деле выпускники школы Монтессори большие эрудиты. Их интересы многообразны: от строения человека до теории возникновения вселенной. Многие умеют складывать 4-хзначные числа, знают таблицу умножения, возводят числа в квадрат, говорят и читают по-английски и ещё много всего.
Понятно, что эти дети идут в престижные школы. Родителям можно посоветовать только одно – искать не школу, а учителя. А, поскольку, родители за 3-4 года посещения школы Монтессори уже представляют, какого учителя они хотели бы для своего ребёнка, ошибки очень редки. Именно такой учитель сделает этого ребёнка своим помощником.
Ведь дети Монтессори могут организовать не только свою деятельность, но и помочь в этом другим. У них есть опыт оказания помощи малышам и друг другу, они терпеливы и доброжелательны. Они знают, что ошибка позитивна, и, поэтому, терпимы к чужим ошибкам. Они умеют договариваться и принимают помощь, если сами не могут с чем-то справиться. Они не кичатся своими успехами, поэтому вызывают уважение у взрослых и сверстников. Они много умеют и хотят этим поделиться.
4 – е заблуждение. Занятия в классе Монтессори в течение 1-2 часов утомляют ребёнка.
Нужно сказать, что класс Монтессори очень отличается от привычного школьного класса. Здесь нет парт и доски, к которым мы так привыкли в школе. Здесь лёгкие столы, которые могут перенести два ребёнка в любое подходящее для работы место. Вдоль стен стоят полочки, на которых расположены дидактические материалы Монтессори – то, с чем работают дети во время занятий. Очень важно для настоящего класса Монтессори большое свободное пространство. На этом пространстве дети могут устроиться со своей работой прямо на полу, используя для этого небольшие коврики. Дети могут работать даже лёжа.
Свободно передвигаясь по классу, ребёнок сам выбирает на полочках интересующий его материал, находит подходящее место для работы. Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.
Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты «закутке» с мягким креслицем, подушками и множеством книжек. Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою.
Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда.
5 – е заблуждение. Если ребёнок в школе Монтессори делает всё, что ему нравится, он не сможет подчиняться правилам обычной школы.
Под свободой у Монтессори подразумевается не вседозволенность, а свобода выбора. Дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься. Выбирают и место, где они устроятся. И заниматься они будут столько, сколько захотят. Но юные студенты Монтессори живут по правилам, которым они быстро и охотно начинают подчиняться.
Правила эти понятны детям, потому что они помогают им сосуществовать так, чтобы всем было удобно. Ребёнок обходит коврики, на которых работают другие дети, чтобы не разрушить только что возведённую башню или не перемешать буквы в выложенном на коврике слове. И у него появляется уверенность, что и его работу не сломают, не испортят. Что ж, очень понятное правило. Другое правило: разговариваем в классе во время работы тихо. Тогда всем будет слышно, и никто никому не будет мешать.
Разумность этих правил не подлежит сомнению. И дети начинают понимать, что так жить легче. Когда же они попадают в начальную школу, они очень легко принимают новые правила. Ведь они по собственному опыту знают, что правила помогают, а не мешают.
Уже сейчас есть общеобразовательные школы, где учителя не понаслышке знают, а на собственном опыте убедились в необыкновенной работоспособности, самостоятельности и ответственности этих детей Монтессори. И, конечно же, ждут их.
Автор: Хилтунен Елена
Заповеди Марии Монтессори
1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Соответствие Основной образовательной программы НДОУ требованиям ФГОС ДО
Положения ФГОС об образовательном процессе | Положения Образовательной программы НДОУ “Детский сад “Веселый Светлячок” |
Образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования | Вся работа в Монтессори-среде, индивидуальная и групповая, строится с учетом особенностей каждого ребенка. Ребенок выбирает себе работу исходя из собственных интересов и способностей |
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений | Основная модель организации образовательного процесса – самостоятельная и совместная с взрослым деятельность. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости, каждый в равной степени ценен, хотя взрослый, конечно, и старше, и опытней. |
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности | Основными видами детской деятельности являются игровая, исследовательская, художественная, коммуникативная; огромную роль в гармоничном развитии детей играет их двигательная активность. Монтессори – среда предоставляет каждому ребенку возможность овладеть различными способами исследовательской деятельности, реализовать потребность в движении, в изобразительном творчестве; совместная деятельность детей в подгруппах стимулирует коммуникативную деятельность, в ходе которой дети делятся своими познаниями с окружающими |
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей | Разнообразие материалов разного уровня сложности в специально подготовленной Монтессори-среде, разновозрастной состав группы обеспечивают каждому ребенку возможность развиваться в своем собственном темпе; основным мотивом познавательной и другой деятельности ребенка является его интерес. |
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения | Во время работы в Монтессори-среде ребенку предоставляется свобода выбора материала, места работы, продолжительности работы и партнера (или его отсутствие) для работы |
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность | Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность происходит через различные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов: подготовка к праздничным мероприятиям, участие родителей в образовательных проектах и др. |
Недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, продуктивной и т.д.) | Образовательный процесс предполагает внесение изменений в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, поддерживается любая позитивная инициатива каждого ребенка |
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях, которые помогают формировать позитивные, доброжелательные взаимоотношения между детьми, развивать коммуникативные способности детей, развивать умение работать в группе | В каждой группе есть правила жизни в детском саду, в т.ч. правила работы в Монтессори – классе; каждое правило перед принятием обсуждается педагогом и детьми группы, дети понимают его смысл и назначение, стараются регулировать свои действия в соответствии с этими правилами |
Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития ребенка | В каждом материале Монтессори-среды заложен принцип возможности усложнения работы с ним; разновозрастной состав группы предполагает наличие в среде одновременно материалов разного уровня сложности, что позволяет каждому ребенку реализовывать свой потенциал не зависимо от потенциала сверстников |
Свободный доступ детей (в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности | Все материалы в Монтессори-среде находятся в свободном доступе, расположены на открытых полках на уровне роста детей |
Источник