Центр развития ребенка и здоровьесберегающей

Центр развития ребенка и здоровьесберегающей thumbnail

Лучшая предметно-пространственная здоровьесберегающая среда 

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические и демографические данные свидетельствуют о том,  что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50% – имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 36% – хронически больны. Аналогичная ситуация с состоянием здоровья детей сложилась в нашем городе и в нашем детском саду: только 24% здоровых детей.  Все чаще встречаются дети с соматическими, неврологическими, сердечно-сосудистыми и опорно-двигательными заболеваниями.

Одной из приоритетных идей модернизации дошкольного образования стала идея здоровьесбережения, потому что именно в детстве закладывается фундамент здоровья ребенка: происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, черты характера и привычки, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сегодня, как никогда, усилия работников ДОУ должны быть направлены на оздоровление ребенка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни. В 2012 году творческой группой педагогов детского сада с целью сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения их гармоничного развития и формирования представлений о здоровом образе жизни была разработана оздоровительная программа «За здоровьем – в детский сад», главными задачами которой стали:

  • разработка модели здоровьесбережения;
  • создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды;
  • рациональное использование всех помещений детского сада;
  • оптимизация двигательной активности детей;
  • повышение уровня компетентности и валеологической грамотности педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения дошкольников.

С внедрением ФГОС ДО целью дошкольного образования становится успешная, позитивная социализация ребенка. Процесс социализации ребенка может успешно протекать только в среде, оказывающей положительное воздействие на  здоровье детей. Создание здоровьесберегающей среды полностью нацелено на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. В первую очередь здоровьесберегающая среда должна стать доступной, каждый ребёнок должен получить одинаковые стартовые возможности не зависимо от состояния здоровья.

Модернизация дошкольного образования на современном этапе предполагает обеспечение адекватных условий, способствующих успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Работа заключается в создании единой коррекционно-развивающей здоровьесберегающей среды, способствующей  успешной социализации ребенка с ОВЗ.

Создание здоровьесберегающей среды в соответствии с ФГОС ДО:

  • Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • сопровождение здоровьесберегающей и здоровьеформирующей  деятельности направленной на здоровья ребенка;
  •  сопровождение процессов инклюзивного образования;
  •  сопровождение коррекционного процесса в учреждении.

Заведующий детским садом Поперечная Юлия Викторовна презентовала опыт работы учреждения по здоровьесбережению на разных уровнях: на городском совещании руководителей по реализации программы «За здоровьем – в детский сад», на областном форуме педагогических работников по формированию здоровьесберегающей среды ДОУ в августе 2012 года, на Всероссийских научно-практических конференциях «Физкультурно-спортивное направление развитие детей в дошкольной организации: опыт, проблемы, перспективы», состоявшейся в Томске (2014 г.) и «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании» – в городе Санкт-Петербурге (2015 г.).  А по итогам работы в 2014 году МАДОУ детский сад № 172 города Тюмени стал лауреатом федерального конкурса «Школа здоровья – 2014».

Здоровьесберегающая инфраструктура детского сада

Спортивный зал – оснащенный тренажерами, оборудованием для фитнеса с  разнообразным инвентарем для спортивных игр и упражнений, бассейн, в котором проводятся закаливающие процедуры и комплексы коррекционных упражнений на дыхание, укрепление осанки, а также элементы аквааэробики. Хорошее оснащение прогулочных участков, специально оборудованная футбольная площадка позволяет на высоком уровне укреплять здоровье детей, формировать основы здорового образа жизни, совершенствовать двигательные навыки и умения.

Также созданы хорошие условия для оздоровительной работы. Имеется медицинский блок, который включает в себя кабинет осмотра детей,  лицензированный прививочный кабинет и кабинет первой неотложной помощи.

С учетом современных тенденций рационального использования площадей зимний сад – это богатейшее пространство для познавательно-речевого развития и двигательной активности, как в рамках основной деятельности, так и по дополнительному образованию. Там же расположен Центр игровой поддержки ребенка для развития детей раннего возраста, их социализации и адаптации.

Для детей, имеющих нарушения речи в детском саду имеется два логопедических кабинета для коррекционной работы, постановки звуков, автоматизации, развития психических познавательных процессов, артикуляционной и мелкой моторики детей.

В музыкально-хореографическом зале дети ежедневно получают заряд бодрости от утренней зарядки и движений под музыку.

 Центр развития ребенка и здоровьесберегающейЦентр развития ребенка и здоровьесберегающей


Оснащенность оборудованием здоровьесберегающей направленности

Аэроклиматическое оборудование. Среди главных факторов, влияющих на здоровье детей в детском саду, выделили климат, воздух в помещениях детского сада. Все группы оборудованы аэроклиматическими установками (универсальными воздухоочистители-ионизаторами, бактерицидными рециркуляторными облучателями, увлажнителями-очистителями воздуха), которые поддерживают благоприятный климат в помещениях детского сада. Совсем недавно в детском саду была оборудована спелеокамера, пребывание в которой благотворно влияет на весь организм, повышает иммунитет и снижает заболеваемость.

Санитарно-гигиеническое оборудование. Посудомоечные машины, пылесосы, дозаторы питьевой воды, диспенсеры жидкого мыла, туалетной бумаги, бумажных полотенец – это оборудование не только облегчило труд младших воспитателей, но и значительно улучшило санитарно-гигиенические условия и климат в помещениях детского сада.

Медицинское оборудование. В медицинском кабинете имеются средства для оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке, приступах бронхиальной астмы, гипертермии, менингококковой инфекции, судорожном синдроме, стенезирующем ларинготрахеите, острой крапивнице и отеке Квинке, коллапсе, обмороке, носовом кровотечении, тепловом и солнечном ударе, электротравме, травматическом шоке. Также имеется аппарат искусственной вентиляции легких, травматологическая укладка. Для наблюдения за физическим состоянием детейимеется динамометр (для измерения силы), секундомер (для измерения пульса), плантограф (для проведения скрининга по раннему выявлению плоскостопия), аппарат Рота (для проверки остроты зрения).  

Оборудование для организации полезного питания. Было приобретеноуниверсальное тепловое оборудование – пароконвектомат,  удачно совмещающий в себе все достоинства и особенности традиционного жарочного шкафа и пароварочного аппарата, преимущества которого – в практически полностью автоматизированном процессе приготовления пищи и минимизации участия человека, в экономии электроэнергии и времени на приготовление блюд, в равномерности их приготовления.

Рациональность использования всех помещений дошкольного учреждения с целью оптимизации двигательной активности детей

Расширение  здоровьесберегающей составляющей детского сада. Недалеко от нашего детского сада находится лесопарк им. Гагарина уникальность которого состоит в том, что в этом парке есть и березовая роща и сосновый бор. А в непосредственной близости к детскому саду находится сад Дружбы, куда мы организовываем туристические походы и развлечения во все времена года. Благодаря эффективному использованию прилегающей территории мы повысили оздоровительный потенциал детского сада.

Рациональное использование групповых помещений.  В отличие от традиционного подхода, мы не делим группы на чётко разграниченные «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определённым видом деятельности. Благодаря эффективному использованию каждого уголка и метра групп, приемных и спален, (потолков, полов, дверей, радиаторных решеток) мы увеличили игровое пространство, повысили развивающий эффект среды, превратив групповое пространство в вариативное, полифункциональное, преображающееся, исходя из потребностей педагога и детей.

Интерактивный пол. В одной из спальных комнат расположен интерактивный пол, современная разработка, основанная на передовых цифровых и проекционных технологиях. Специальная компьютерная программа помогает детям развиваться, играя, в движении.

Оптимизация двигательной активности

Оптимизация двигательной активности детей через использование игровых напольных полей. Оптимальный двигательный режим обеспечивает не только активный отдых и удовлетворение естественной потребности детей в движении, но и является важнейшим оздоровительным и профилактическим фактором, положительно влияющим на работу всех органов и физиологических систем. При поиске пособий, оборудования, инвентаря, отличающегося многофункциональностью, обеспечивающих игровую, познавательную и  двигательную активность детей мы остановились на схематических игровых полях (классиках, лабиринтах), которые отвечают этим требованиям. Используя один рисунок, сделанный из клейкой цветной бумаги на линолеуме в группе или спальне, можно играть каждый день, используя разные цели, темы, виды двигательной активности, разные рисунки и задания, что позволяет избежать однообразия и статичности. 

Для детей младшего возраста применяются различные змейки, паровозики, цепочки, в которых вместо цифр нарисованы следы, знакомые предметы или цветные сектора. Для старших детей игры усложняются, в секторах рисуются цифры, буквы, геометрические фигуры, признаки времен и месяцев года, времени суток и т.д.

Наличие компактной легко трансформируемой мебели. Для увеличения двигательной активности избавились от малофункциональной мебели, поменяли мебель в половине спален на трансформируемую, что позволило увеличить пространство для свободной деятельности детей на 175 м². Использование трансформируемых столов в группах также позволило увеличить групповое пространство и обеспечить двигательную активность детей.

Мягконабивная мебель, модули, «мешки» – многофункциональны, нетравмоопасны, легко моются и остаются яркими на протяжении многих лет, могут легко превратиться из пуфика в атрибут для игр, а содержащиеся внутри бескаркасных «мешков» сотни тысяч маленьких шариков вспененного полистирола оказывают благоприятное терапевтическое воздействие на организм детей, расслабляя мышцы спины, шеи. 

  Центр развития ребенка и здоровьесберегающей Центр развития ребенка и здоровьесберегающей


Разнообразие игрового и физкультурно-спортивного оборудования, используемого в образовательном процессе

Многообразие оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего развития детей, многофункциональность и достаточное количество которого обеспечивает благоприятный уровень двигательной активности и своевременное формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и др.), овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности. 

Оснащение  спортивного зала

  • Крупногабаритное стационарное оборудование:стеллаж для спортинвентаря; гимнастическая шестисекционная стенка; волейбольные стойки.
  • Переносные тренажерные  конструкции:гимнастические скамейки; лесенки; веревочная лестница;  бревно; балансировочные дорожки на равновесие; стойки для прыжков;  щиты-мишени;  тоннельлабиринт игровой;  гимнастические маты; канаты; кубы;  шнур; дуги для подлезания; набор мягких модулей «Радуга».
  • Профилактическое оборудование: мячи-фитболы; мячи-прыгуны;  ребристая доска; коврики с различными рельефами; дорожки и мячи массажные.
  • Оборудование для спортивных игр и упражнений: корзины баскетбольные; мячи; футбольные ворота;  волейбольная сетка; наборы кеглей; дартс; кольцебросы; наборы для бадминтона; скакалки; ходули на веревочках; обручи плоские; палки; велосипеды; хоккейные клюшки с шайбами; лыжи пластиковые; санки; снегоступы, самокаты.
  • Мелкий индивидуальный коррекционно-игровой инвентарь:  мешочки для метания; флажки разноцветные;  султанчики; мячи резиновые,  надувные, утяжеленные;
  • Детские физкультурные тренажеры:  батуты; беговая дорожка; велотренажеры; силовой тренажер; гири пластиковые; тренажер растяжения; вестибулярный тренажер; диски «Здоровье»; гимнастические ролики;  эспандеры; тоннель.
  • Ориентиры для разметки игрового поля:  флажная лента, фишки, конусы.
  • Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, ленточки, платочки, флажки.

Оснащение бассейна

Физкультурное оборудование для игр в бассейне:разделительные дорожки, спасательные круги, нарукавники, поплавки, плавательные игрушки с плавучестью, мячи, поролоновые палки, надувные игрушки, плавательные очки, атрибуты для игр в воде и др.

Оснащение физкультурных уголков в группах

Во всех группах есть спортивные уголки, оборудование которых соответствует возрасту детей и удовлетворяет потребность дошкольников в движении и приобщает их к здоровому образу жизни: мелкий индивидуальный коррекционно-игровой инвентарь для игр с метанием, ловлей и прыжками; оборудование для спортивных игр, упражнений, утренней гимнастики.

Главное преимущество спортивного уголка в группе в том, что его оборудование объединяет физкультуру с игрой, создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности, а вариативность использования игрового и физкультурно-спортивного оборудования развивает в воспитанниках произвольность движений,  самостоятельность,  творчество и креативность.

Активность участия детей и родителей в создании здоровьесберегающей среды, в изготовлении пособий, игр, предметов физкультурно-оздоровительной направленности

На занятиях по физической культуре, на спортивных праздниках наряду с традиционным спортивным оборудованием используем и нестандартное, которое  стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции, является дополнительным стимулом активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями.  Благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам педагогов, детей и родителей бесполезные, на первый взгляд, предметы необычных форм и материалов (футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а так же всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т.д.) обрели вторую жизнь и превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик, во всевозможные дорожки для ног и атрибуты для спортивных игр и упражнений. Напольные игры (классики, лабиринты, игровые поля, ориентиры), выполненные из клейкой цветной бумаги на линолеуме, также помогли воплотить в жизнь родители с детьми. В изготовлении нестандарного оборудования приняли участие 45 семей наших воспитанников, а свыше 100 – в создании здоровьесберегающей среды при строительстве горок и снежных построек на прогулочных  участках детского сада.

Таким образом, обобщая представленные материалы, можно прийти к выводу о необходимости разработки в каждом дошкольном образовательном учреждении не только системы работы по формированию здорового образа жизни, но и рациональной здоровьесберегающей среды, которая повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у детей,  педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, ведь забота о сохранении здоровья детей – важная обязанность взрослых, родителей, педагогического коллектива и самого ребёнка.

Источник

Вера Тарасова
Развитие здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в условиях внедрения ФГОС в ДОУ

«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям»- так писал В. Ф. Одоевский.

Размышляя над этими словами,можно сказать следующее: предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Согласно ФГОС в ДО (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013 г. N 1155 г.) должна быть создана такая предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.

Только правильно организованная предметно – пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, что очень важно для развития ребенка.

Наше дошкольное учреждение активно вводит ФГОС. Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является использование здоровьесберегающих технологий, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Таким образом, в соответствии с ФГОСвся работа нашего ДОУ направлена на решение следующих задач:

– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;

Для решения всех задач, необходимо иметь правильно-построенную пространственную среду, где ребенок будет не только развиваться, учиться и общаться, но еще и укреплять свое здоровье.

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.

Таким образом, создавая здоровьесохраняющую среду, нужно использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения, приобщения детей к физической культуре, к использованию развивающих форм оздоровительной работы; принципам формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет ощущаемым.

Для реализации этих принципов необходимо использование всех видов доступных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, и создание предметно-развивающей среды, способствующей здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровьясубъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические (технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ); физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка); обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности); образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения); обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.). К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Предметно-пространственная среда должна быть:

– содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т. д.)

– трансформируемой (изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

– полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т. д);

• вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);

– доступной;

– безопасной.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей; реализацию различных образовательных программ; ну и конечно же сохранению здоровья детей, как физического, так и эмоционального.

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно – развивающей среды групп детского сада в целом, способствующей формированию единой предметно – пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуется несколько предметно – развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, психологического и физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию вместе с детьми. А так же, чтобы предметная среда не только развивала, но и укрепляла здоровье детей, как психическое, так и физическое.

Предметно-игровая среда группы, в которой я работаю, организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группе созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек, а так же психологического и физического здоровья.

Зоны сюжетно-ролевой игры. Игра – ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. Именно в игре, дети могут проиграть сложные психологические ситуации, которые помогают им эмоционально восстановиться.

Центры здоровьяи зоны двигательной активности содержит:

– инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. Все это укрепляет физическое здоровье детей.

Центр грамотности и уголок для чтения включают:

– пособия и материалы по развитию всех сторон речи, а так же различные детские книги и картотеки. Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т. д.). Что так же может эмоционально раскрепощать детей во время пребывания в ДОУ.

Центр науки и озеленения включает в себя материалы по разделам формирование экологической культуры дошкольника, развитие элементарных естественно-научных представлений, элементарных представлений, об анатомии и физиологии человека);

Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы: по рисованию, лепке, аппликации, книжки-раскраски, трафареты, фонотека музыкальных произведений, а так же различные виды театра. Эти зоны помогают снять стресс, страх, отчуждение. Можно провести ИЗО – терапию, или сказкотерапию, где нормализуется психологическое здоровье дошкольников.

Центр познавательного развитиявключает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал., дидактические игры. Что так же позволяет научить ребенка ориентироваться в пространстве, своем теле.

Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В первую очередь дети развивают общую и мелкую моторику, а так же учатся общаться между собой.

Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в моей группе играет большую роль в гармоничном, здоровьесберегающем развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных,она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его, что также обеспечивает сохранение здоровья ребенка, как психическое, так и физическое.

Список литературы.

1. Волосовец Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –https://goo.gl/VhpiUr

2. Комарова О. А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.

3. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.

4. ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

Источник