Центр развития ребенка его цели и задачи

Марина Вирясова
Цели и задачи развивающих центров в ДОУ
Центр активности ЗОЖ и ОБЖ
Цель: формирование у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Задачи:
• – привитие навыков осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения к здоровью своему и окружающих;
• – формирование потребности в вооружении знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни, в физическом совершенствовании;
• – воспитание привычки к здоровому образу жизни;
• – формирование умений осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, природы, быта, транспорта;
• – формирование ответственного и сознательного отношения к личной безопасности и окружающих;
• – развитие готовности к эффективным, обоснованным действиям в нестандартных ситуациях.
Центр двигательной активности
Цель: формирование потребности в двигательной активности и физическому развитию.
Задачи:
• – активизация интереса к движению;
• – развитие умения управлять движениями;
• – обогащение состава движений и содержания двигательной деятельности в целом;
• – развитие двигательного творчества.
Центр художественного творчества
Цель: создание условий для творческого развития детей дошкольного возраста и раскрытия их художественно-изобразительного потенциала.
Задачи:
• -развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;
• -развитие инициативности, способности к творческому самовыражению, самостоятельности;
• -формирование у дошкольников доступных их возрасту основных навыков и умений в области художественной культуры.
Центр психологической поддержки
Цель: создание социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для развития личности всех участников образовательного процесса и охраны их психологического здоровья.
Задачи:
• – охрана и укрепление психического здоровья детей;
• – создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
• – содействие на каждом возрастном этапе интеллектуальному и личностному развитию детей;
• – профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей;
• – повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи;
• – формирование психологической культуры педагогов;
• – содействие повышению уровня социально-психологического климата в детском саду.
Центр конструирования
Цель: развитие конструктивно – модельных действий детей.
Задачи:
• – приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства;
• – развитие навыков конструирования по графическим схемам, моделям;
• – развитие наглядно-образного восприятия;
• – развитие памяти, мелкой моторики, мышления, усидчивости, творческих способностей.
Литературно-речевой центр
Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи:
• – воспитание познавательного интереса к русскому языку;
• – подготовка к обучению грамоте;
• – воспитание у детей избирательного отношения к художественным произведениям, умения ориентироваться в мире книг;
• – привитие интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации;
• – воспитание правильного отношения к чтению и книге.
Театральная студия
Цель: развитие творческой активности детей.
Задачи:
• – приобщение детей к театральной культуре;
• – пробуждение у детей эстетического чувства и творческого начала;
• – активизация мыслительных процессов и познавательного интереса;
• – развитие у детей необходимых навыков актерской техники;
• – развитие навыков общения и коллективного творчества;
• – развитие фантазии, воображения, внимания, контактности.
Центр музыкального творчества
Цель: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) музыкальные произведения искусства.
Задачи:
• – вовлечение ребенка в мир музыки;
• – развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;
• – формирование ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным праздникам и традициям;
• – развитие чувств восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам;
• – развитие звукового, интонационного и сенсорного опыта детей, где музыка выступает языком ознакомления детей с окружающим миром людей, эмоций, чувств и переживаний.
Центр экспериментирования
Цель: формирование основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.
Задачи:
• – расширение перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей;
• – обогащение и формирование у детей эмоционально-чувственного опыта;
• – развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
• – формирование диалектического мышления, способности видеть многообразие окружающего мира;
• – развитие личностных качеств — целеустремленности, настойчивости, решительности;
• – формирование у детей навыков сотрудничества и коммуникативных навыков.
Центр экологии
Цель: формирование начал экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
• – формирование системы элементарных научных экологических знаний, как средства становления осознанного, правильного отношения к природе;
• – развитие познавательного интереса к природному миру;
• – формирование первоначальных экологических знаний, навыков безопасного поведения в природном мире;
• – воспитание бережного, гуманного, эмоционально-положительного, заботливого отношения к миру природного окружения.
• – формирование наблюдательности и внимательности к природным объектам и явлениям;
• – формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
• – формирование желания и умения сохранять природу, навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем природном окружении;
• – формирование элементарных умений предвидеть последствия своего поведения по отношению к миру природного окружения.
Источник
Цели и задачи развивающих центров в содержании образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие
Центр игр (настольные, сюжетно-ролевые), уголок уединения, уголок краеведения, трудовой центр или центр природы , центр ПДД или центр безопасности, строительства и конструирования.
Цели:
1.Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. формирование у дошкольников основ собственной безопасности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), формирование и усвоение дошкольниками знаний о безопасном поведении и развитии способности предвидеть опасность в различных меняющихся ситуациях.
3. Развитие трудовой деятельности, формирование нравственных представлений о труде и получение практического опыта трудовой деятельности.
4.Патриотическое воспитание ,воспитание духовно-нравственной личности: формирование патриотических чувств, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи (ФГОС ДО):
1. Усвоение норм и ценностей, принятый в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
3. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.
4. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
5.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
6. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
7. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Речевое развитие
Центр коррекции речи, центр книги.
Цели:
1. Развитие словаря, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение.
2. Развитие связной речи.
3. Воспитание звуковой культуры.
4. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.
5. Формирование грамматического строя речи.
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Задачи (ФГОС ДО):
1. Овладение речью как средством общения и культуры.
2. Обогащение активного словаря.
3. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
4. Развитие речевого творчества.
5. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Познавательное развитие
Познавательный центр, центр науки и экспериментирования, центр природы (трудовой центр), центр математики, центр книги, уголок краеведения (татарский уголок)
Цели:
1. Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания.
2. Знакомство с социальным миром.
3. Развитие элементарных математических представлений, интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Задачи (ФГОС ДО):
1.Формирование познавательных действий, становление сознания.
2. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
3. Развитие воображения и творческой активности.
4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающем мире (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, пространстве и времени и др.)
5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультур-ных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
6.Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.
Художественно-эстетическое развитие
Центр творчества и центр искусства, центр книги, музыкальные инструменты.
Цели:
1. Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы, формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру природы.
2. Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира, формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру (уважению к людям, отношение к человеческим взаимоотноше-ниям, труду взрослых и пр.)
3. Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства, формирование и развитие интереса к содержанию художественных произведений, понимания его выразительных средств, а также зарождению оценочных суждений, которое может найти свое выражение в музыкальной, театрализованной и других видах деятельности.
4. Художественная деятельность (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.), развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников
.
Задачи (ФГОС ДО):
1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природа.
2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.)
Физическое развитие
Спортивный центр
Цели:
1.Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности, развитие у дошкольников таких физических качеств как гибкость, выносливость, быстрота, равновесие и пр., способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, развитию крупной и мелкой моторики.
2. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, формирование и развитие у дошкольников способности контролировать свои движения в двигательной сфере.
3. Становление ценностей здорового образа жизни, формирование у дошкольников мировоззрения здорового образа жизни и привитие культуры личной гигиены (режим дня, питание, уход за телом, отдых и пр.)
Задачи (ФГОС ДО):
1. Развитие различных физических качеств.
2. Правильное формирование опорно-двигательной систе мы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
3.Правильное выполнение основных движений.
4. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
5. Овладение подвижными играми и правилами.
6. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Источник
Дерябина Оксана
Организация работы центра игровой поддержки развития ребенка
С каждым годом все больше растет интерес родителей к профессиональному сопровождению самых ранних этапов детства. Современные мировые тенденции образования ориентируют родителей на развитие познавательных, коммуникативных и социальных способностей у детей, начиная уже с младенчества, и есть основания полагать, что эти тенденции будут только возрастать.
В целях преодоления данной ситуации принимаются системные решения:
развитие видового многообразия дошкольных образовательных учреждений с учетом контингента воспитанников и запросов их родителей;
развитие вариативных форм образования детей старшего дошкольного возраста;
различных видов дополнительных образовательных услуг на базе дошкольных учреждений в соответствии с запросами родителей детей.
Сегодня система дошкольного образования требует таких форм работы с детьми и родителями, которые могли бы стать для них способом удовлетворения социального заказа.
Изучив запросы населения, мы пришли к выводу о необходимости организации ЦИПРР, который осуществляет развитие детей дошкольного возраста на основе использования в практике развития и воспитания современных игровых технологий и способствует адаптации ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
• ЦИПРР реализует программу образовательных учреждений, оказывает психолого-педагогическую помощь семьям на основе использования игровых методов и специально созданных игровых средств и игрового оборудования.
Цель создания такого Центра:
реализация права детей раннего возраста, не посещающих детские сады на равные возможности получения дошкольного образования;
обеспечение единства семейного и общественного воспитания,
развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;
формирование культуры игры в семье как ведущей деятельности ребенка, педагогическое и психологическое просвещение родителей.
При этом решаются задачи:
оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста
• обучение родителей способам применения различных игровых средств обучения, организация игрового взаимодействия с детьми
• – консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
• – ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.
Направления работы:
1. Создание развивающей среды, основанной на принципах индивидуального подхода.
2. Создание условий для усвоения родителями психологических и педагогических знаний, умений и навыков, которые помогут им эффективнее развиватьспособности своих детей:
– осуществление оздоровительных мероприятий;
– организация постоянного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
– организация досуговой и музыкальной деятельности детей раннего возраста.
3. Разработка и проведение собраний и консультаций для родителей и вовлечение их в совместную деятельность по развитию и воспитанию детей раннего возраста.
4. Создание информационной
базы для родителей.
5. Проведение диагностических мероприятий по изучению влияния занятий в группах «Центра игровой поддержки развития ребенка» на социализацию и развитие детей раннего возраста.
6. Проведение индивидуальных занятий с детьми с целью коррекции и развития в различных видах деятельности
Сл. 10. Алгоритм организации ЦИПРР в ДОУ
• 1. Анализ соцзапроса, формирование соцзаказа.
• 2. Организация пакета методического сопровождения работы ЦИПРР, работа по подбору кадров.
• 3. Выход на муниципалитет с ходатайством об открытии ЦИПРР.
• 4. На основании Постановления администрации района создание приказа об открытии ЦИПРР.
• 5. Утверждение Положения о ЦИПРРе, планов работы, перспективного планирования.
• 6. Прием заявлений граждан, заключение договоров.
• 7. Формирование личных дел детей, посещающих ЦИПРР.
• 8. Диагностика развития специалистами.
• 9. формирование расписания, графика консультаций, методической помощи родителям.
• 10. Коррекция образовательного процесса.
Как поступить в ЦИПРР:
• Найти объявление на сайте ДОУ о предоставляемой образовательной услуге.
• Пройти с ребенком полный медицинский осмотр врачей – специалистов.
• Написать заявление на имя руководителя ДОУ.
• Заключить договор с руководителем ДОУ о взаимодействии
В нашем учреждении в ЦИПРРе – 20 детей. 2 группы по 10 детей (по положению – не более 8)
Для организации и руководства воспитательно-образовательным процессом в Центре Игровой Поддержки, используется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Организация воспитательно-образовательного процесса для детей от 1 года до 2-х лет
Для организации и руководства воспитательно-образовательным процессом в Центре Игровой Поддержки, используется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Организация воспитательно-образовательного процесса для детей от 1 года до 2-х лет
Принципы организации образовательного процесса
Принцип занимательности. Ввиду несформированности познавательной деятельности у детей, этот принцип используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению лучшего результата.
Принцип комплексности подразумевает решение любой педагогической, развивающейи коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: здоровье, уровень работоспособности, сложность задания, время проведения занятий и их интенсивность.
• Принцип динамичности заключается в том, что цели обучения, воспитания и развития постоянно расширяются и углубляются,
• Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая у детей интерес за счет максимальной активизации познавательной сферы ребенка.
• Принцип последовательности подразумевает такой подбор содержания, в котором новые знания даются с опорой на имеющиеся.
• Принцип сотрудничества позволяет создать в процессе воспитания и обучения атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
ЦИПР обеспечивает педагогическую работу с детьми от 1 до 3 лет. Дети с родителями находятся в детском саду один час. В распоряжении – развивающие настольные и прочие игры, развитие сенсорики, ролевые игры, логические игры и строительные конструкторы,
музыкальный зал, глее проходят основные занятия.
Для родителей (законных представителей) проводятся консультации, лектории и практикумы педагога-психолога, специалистов; выпускается периодическое издание «Шаг за шагом». В распоряжении родителей книги, каталоги и методическое обеспечение игр и игрушек.
К концу учебного года параметры развития, выступающие в качестве критериев психологического благополучия ребенка позволяют говорить о достаточно хорошем уровне овладения детьми речевой деятельностью, освоении игровой и продуктивной деятельности.
• На протяжении всего периода проводились консультации для родителей по интересующим их вопросам. Педагоги обмениваются информацией с родителями об изменениях в развитии детей и разрабатывают пути дальнейшей работы.
• Очевидно, что эти дети благополучно проходят адаптацию к условиям детского сада.
Практическая значимость Центра:
предоставление определенных стартовых возможностей ребенку при поступлении его в дошкольное образовательное учреждение;
целенаправленное и осознанное внимание родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, к их образованию и развитию;
рост профессионального мастерства педагогов, занимающихся этой деятельностью;
повышение статуса и рейтинга дошкольного учреждения.
Источник