Центр развития ребенка брайт старый оскол

Комментарий

КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ — ЧТО ДЕЛАТЬ?
Малыш бьется в истерике. Мама в панике: что делать? Броситься успокаивать? Отругать и жестко пресечь слезы? Игнорировать и ждать, пока сам отойдет? Семейный психолог Екатерина Бурмистрова – о капризах дошкольников.
Пошлепать, а потом пожалеть?
Очень часто внутренние родительские состояния толкают ребенка на плохое поведение. Мы чувствуем свою вину за что-то, а дети (у них ведь словно встроены радары) прекрасно видят наше состояние. Они прекрасно понимают, что если р

– показать

одители ощутят свою вину, они будут гораздо более уязвимее, сговорчивее, мягче. Речь не идет о сознательной манипуляции. Дети это чувствуют на уровне изменений гаммы запахов.
Пошлепать, а потом пожалеть, разрешить больше, чем надо, – любимое родительское дело. Некоторые мамы, когда в магазин идут, думают: «Ну, раз ему так не повезло с матерью, игрушечку купим, чтоб жизнь была получше». Ребенок запоминает и непосредственный ответ, и состояние родителей после того, как они так или иначе прореагировали. И он этим начинает не то что пользоваться – нет, он не монстр. Но интуитивные выводы все-таки делает.
Родителям надо понимать, что с ними происходит, и что с этим умеет делать ребенок. Если ребенок после вспышки ярости, раздражения родителей может очень здорово раскручивать их на что-то, за этим нужно внимательно следить. В каждой семье бывают такие ситуации.
Есть базовое понятие, которое психологи называют нормативным конфликтом, – ситуация, которая изо дня в день, или из недели в неделю присутствует в отношениях, негативно окрашенная, неприятная, повторяющаяся.
Почему мы кричим на ребенка?
Очень часто бывает, что родители накричали на ребенка, и им после этого очень нехорошо, они не любят кричать, не собирались, терпеть не могут повышать голос на беззащитных… Но по какой-то причине этот букет “но” не останавливает от следующего крика.
Почему? Человек не осознает момент, в который кричит. Осознание приходит лишь после. Чувство вины и “послевкусие” от крика – это сдерживающий фактор, который может остановить вас от того, чтобы так же резко повести себя в следующий раз.
Женщины после родов подвержены всякого рода эмоциональным дисбалансам. Гормональный фон приводит к подвижности эмоциональной сферы. Про себя и свои эмоциональные особенности нужно знать как можно больше. Например, к вечеру вам сложнее остановить свою реакцию раздражения. И пусть это знают близкие, в таких случаях хорошо бы их предупреждать вербальным или невербальным способом (герань на подоконник выставите).
Дети чувствуют наше состояние
Когда ребенок падает на пол в истерике, а на следующий день выкидывает еще что похуже – вы начинаете бояться. И пока вы испытываете страх, ребенок будет падать на пол. Снова и снова. Дети чувствуют состояние родителей. Как правило, позиция родительская либо очень горячая, эмоции перехлестывают, либо бессильная, не влиятельная.
Но чтобы воздействовать на поведение ребенка, вы должны быть не слишком горячи и не слишком холодны. Нормальной температуры. А что же происходит в полярных состояниях? Если у вас шок, паника, растерянность, малыш, видя вашу взвинченность, не слушается. Если же вы слишком отстранены, ребенок будет добиваться неравнодушия любыми способами.
Задача родителя удержаться в позиции влиятельной и спокойной. А подсознательная цель ребенка – вас с этой позиции сдвинуть (как в игре Царь-гора, когда прыгают на ножке и толкают друг друга), вывести вас из равновесия. Но, поверьте, ребенок не специально это делает. Ругать его за такое не имеет смысла.
Не теряйте точки покоя
Одна из базовых составляющих родительского искусства – не терять точки покоя. С работающими родителями что происходят? В то время, когда дети их видят, родители ведут себя очень концентрированно. Все поведение, которое у неработающего родителя распределено на 24 часа, у работающего сконцентрировано на то время, пока малыш рядом.
Самое плохое поведение достается всегда самым близким людям. Это обратная сторона огромной привязанности. Маленькие дети особенно сильно привязаны именно к матери. Смотрите, что получается. Мама уходит, отлучается на работу или по делам, приходит домой, ребенок устраивает скандал. Бабушка говорит: «Без тебя он золотой ребенок! Со мной он никогда таким не бывает». Мама задается вопросом: «Ну почему же? Со мной что-то не то».
Не с вами что-то не то, и не с бабушкой что-то не то, это ребенок хуже всего ведет себя с самыми близкими людьми. Если основным воспитателем является папа, тогда ему будет адресован весь негатив. Это одна из аксиом. Не надо удивляться, что плохое поведение достается именно вам. Когда вы слышите такие слова или видите ребенка в ярко окрашенном эмоциональном состоянии, помните, что это обратная сторона очень большой любви. А еще не забывайте, что самые “сливки” эмоционального поведения достанутся вам в подростковом возрасте ваших детей.
Я плохая мать?
Мы гораздо более адекватны в отношении с другими людьми, до которых нам меньше дела. Таков закон семейной механики. Его надо принять.
Слишком много сил уходит на самообвинения: «Почему со мной? Почему не повезло? Что ребенок от меня хочет? Или я плохая мать?» Мысль, что «я плохая мать, со мной что-то не то», не дает хорошо воспитывать ребенка. Это один из основных деструктивных факторов в психологии родителей, один из врагов гармоничного воспитания. Как только вы подпустили к себе мысль «Я плохая мать», вы начали работать против себя и против ребенка. Этого гостя лучше вовсе не пускать в голову.
Воспитание не должно быть идеальным
Еще одна аксиома: воспитание не идеальный процесс. Это процесс человеческих взаимоотношений, и он должен быть с шероховатостями. Воспитание состоит из бесконечного количества пограничных конфликтов, неоднозначных ситуаций, праздников в отношениях и суровых будней. Воспитание нельзя просчитать пошагово. Не надо ждать того, что” сейчас все не гладко, мы ссоримся”, но в какой-то момент “все будет хорошо, я научусь, ребенок исправится и, наконец, все будет на твердую пятерку”.
Родителям достается и самое плохое, и самое интересное. Не достается только фасадного поведения, как в детском саду, когда ребенок сидит, ручки на коленочках, что-то пишет, голосом громким не верещит, ведет себя “как человек”. Это он “в костюме”, как взрослый папа в офисе. А домой пришел, сбросил костюм до трусов – и расслабился. Любой ребенок ведет себя во внешнем мире гораздо более адекватно, чем среди близких. И чем больше он выкладывается во внешнем мире, чем больше старается быть там для всех правильным, тем больше он расслабляется дома. Вам кажется, что вам не хватает авторитета, а он просто дома. Уважайте шанс малыша на отдых. Постоянный тонус не доведет ни до чего хорошего.
Ребенок в эмоциональной ловушке – как предотвратить?
Что делать, если имеют место систематически раздражающие образцы поведения ребенка, например, детский крик, падание, нытье? Во-первых, не нужно думать, что “вот эта” вспышка была последняя. Тяжелое детское поведение настолько неприятно, что мы внушаем себе, что оно кончилось и все. Мы не анализируем и не готовимся к следующему. Это неправильно с нашей стороны. Надо готовиться к следующей вспышке и знать, когда она может наступить.
Попробуйте предугадывать на шаг вперед, что ребенок хочет сделать. В момент, когда он уже открыл рот в истерике, у вас вряд ли получится его успокоить. А вот если на несколько минут раньше, когда ребенок только готовится попасть в свою эмоциональную ловушку, вы можете попытаться изменить ситуацию.
Когда ребенок находится в истерике или другом ярко окрашенном эмоциональном состоянии, воспитывать его абсолютно бесполезно – только силы тратить и отношения портить. Он элементарно вас не слышит. Нужно каким-то образом либо прекратить, либо переждать этот эпизод и воспитывать малыша в нейтральное время.
В 80% вспышек дети не виноваты
Если ребенок соглашается, что был неправ, говорит «прости, мамочка», это значит, что он и правда был виноват. Но в 80% вспышек дети не виноваты. Маленький человек не может нести ответственность полностью. После пяти лет 70—75% детей знают о своем поведении, НО реально отвечать за свое поведение могут только после 7 лет.
Поведение 2-3-летнего ребенка – зона родительской ответственности. Если эмоциональные вспышки и сложное поведение ребенка разобщают папу и маму, это однозначно плохо. Если в тот момент, когда ребенок орет, а мама пытается с этим что-то сделать, папа не на стороне мамы, не в плотной коалиции с ней, то его позиция только закрепляет эти эпизоды, делает их более интенсивными, часто повторяющимися. Попробуйте заранее договориться, как вести себя в моменты, когда ваш ребенок в истерике.
Что такое коалиция родителей?
Это не значит, что папа и мама должны быть полностью единомышленниками во всех вопросах воспитания. У людей разнополых, разновозрастных не может быть полностью одинакового взгляда на воспитание. Это один из мифов о родительстве, что взгляды на воспитание у супругов могут быть подведены к общему знаменателю. Бывают семьи, где это возможно. Но их меньшинство.
Мужчины и женщины разного ждут от детей, но согласовать можно даже несхожие позиции. А вот любое детское поведение, которое работает на ухудшение родительских отношений, на провоцирование конфликта, будет закрепляться раз от раза.
Проблемы поведения ребенка – результат проблем в семье
Часто бывает так: приводят ребеночка к психологу и говорят: «Какой-то он у меня не такой. Кричит, дерется. Вы мне, пожалуйста, почините быстренько». Почти всегда оказывается, что, если это ребенок-дошкольник, дело вообще не в нем. Его отдельно нельзя “починить”. Его поведение плотно вмонтировано в семейную систему, является одним из винтиков большого механизма.
Дело может быть в отношениях тройки мама-папа-ребенок или в отношениях папы-мамы. Сложное поведение ребенка может быть связано с миллионом разных причин. К примеру, родился следующий малыш – братик или сестричка. Или ребенок может очень капризничать по вечерам, потому что у него есть страхи перед засыпанием. Надо всегда очень хорошо понимать, с чем может быть связано данное поведение, с которым вам непросто. С чем еще, кроме “ужасного характера ребенка”.
Дайте понять ребенку, что вы любите его ВСЕГДА
Рассмотрим ситуацию. Ребенок визжит на высоких нотах. Он уже знает, что папа от этого сильно злится. Видно, что злится, меняется лицо. В этот момент ребенок, он еще мал, не может еще прекратить визжать, чувствует папино состояние и понимает, что с ним что-то не то, раз папа на него сердится. Если на детском языке, то это называется «папа меня не любит».
Когда ребенку исполнилось полтора-два года, он начал первые слова говорить, начинайте прививать ему мысль, что “мама тебя любит всегда, даже когда кричит, ругает, шлепает”. Нужно говорить об этом в нейтральное время, когда вы сами вменяемы.
Объясните малышу: «Родители, бывает, сердятся на детей, но они сердятся, потому что родителям совсем не все равно, что происходит с детьми. Они поэтому сердятся и могут накричать, а потом очень сильно расстроиться». У ребенка должно быть базовое убеждение, что как бы родитель себя ни вел, он любит. В понимании ребенка раздраженный родитель – равно злой родитель – равно плохой родитель – равно родитель, который не любит.
Следует знать, что абсолютно нормально испытывать разные эмоции по отношению к ребенку. Другое дело, как вы относитесь к тому, что чувствуете. Если вам это не нравится, то приложите усилия – изменитесь. Каждый сам решает вопрос – имеет он право раздражаться или нет.
Следует знать, что абсолютно нормально испытывать разные эмоции по отношению к ребенку. Другое дело, как вы относитесь к тому, что чувствуете. Если вам это не нравится, то приложите усилия – изменитесь. Каждый сам решает вопрос – имеет он право раздражаться или нет.

Читайте также:  Влияние кукольного театра на развитие ребенка

Источник

УМНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ РИТУАЛЫ: ЧТО НАС СБЛИЖАЕТ? Контакт между родителями и детьми — радость, удобство и гарантия предотвращения конфликтов и недоразумений. Как сохранить его с младенчества на долгие годы? Во многих семьях этому помогают привычные ритуалы, изо дня в день проходящие через всю жизнь. О том, какие ритуалы приняты в семье автора и как они «работают», рассказывает доктор психологических наук, профессор Николай Иванович Козлов. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ УТРО? И ВОСПИТАНИЕ Как трудно бывает уложить детей спать, так трудно бывает их поднимать утром.… — Читать дальше

Но в нашей семье эта проблема благополучно решена, потому что Ритуал Утреннего Вставания, сочиненный нами и подогнанный под наши ценности, повторяется каждое утро уже который год… Звучит будильник. Поворачиваю голову и целую жену (иногда нежно, иногда смешно). Громко и весело оповещаю всех о том, что наступил новый хороший день (естественно, никто еще не проснулся). Встаю, включаю музыку и иду в ванну. Наполняю два ведра холодной водой, включаю теплую воду в ванную. Возвращаюсь и начинаю делать Ване массаж, голосом организовав то же самое между начинающими просыпаться мамой и Сашей. За пять минут ванна наполняется, туда Ваня бежит сам, а Саше нравится приехать туда на моих руках. Дети погружаются в воду, я — снова в постель. Пять минут утреннего блаженства у всех. Но тут дети начинают буянить в ванне, я туда иду и вынимаю затычку, вода сливается, мы с детьми чистим зубы. Вода слилась, Шура вылезает из ванны на стиральную машину, Ваня включает себе маленький теплый душ и там кайфует. Вопрос Ване, из какого ведра он будет обливаться. Он выбирает (где поменьше), душ выключается, ведро под веселые возгласы всех на него выливается, и он вылезает, получив полотенце. Теперь под душем греется Шура, я Ваню полотенцем растираю, и он бежит к маме, которая еще в постели… Шуру надо предупредить, что душ выключается и ведро готово, тогда он доволен и под холодным потоком прыгает радостно. Растираю полотенцем, несу к маме и скидываю в общую кучу. Теперь приношу гантели, гири и разгоняю всех из постели на зарядку. Ну, в общем-то, и все. Вроде бы ничего хитрого, но все ладно подогнано друг к другу и, главное, разучено всеми до мелочей. Детишки уже не задают вопросов, почему надо утром обливаться холодной водой: Ритуал сделал это аксиомой, исходя из которой решаются все другие проблемы. Сегодня не хочется обливаться? — Какая жалость, ведь без настроения обливаться не так приятно! Наши порядки работают, потому что работают каждый день — годами. Исключительно полезная вещь — умно созданный ритуал, обращенный временем в устойчивую традицию! Самый лучший воспитатель не тот, который умеет говорить умные и добрые вещи. Лучший воспитатель — тот, который умеет создавать умный и добрый образ жизни. Слова можно пропустить мимо ушей, а образ жизни перемелет любого. Поэтому нет проблем воспитания у родителей, в семье которых сильные и умные традиции. Беседы о нравственности, конечно, тоже будут не лишними, но что говорить, когда все это впитывается просто из воздуха — воздуха семейных традиций? ДОБРОЕ УТРО! Доброе утро — бодрое утро для всей семьи! Любопытно: не все понимают, что говорить друг другу с утра «Доброе утро!» — это не просто добрые чувства от души, это — ритуал. То, что кажется в нормальных семьях таким естественным (а что может быть естественнее утреннего приветствия «Доброе утро!»?) — когда-то таким естественным не было. Этот ритуал кто-то, какой-то творческий человек, придумал и ввел. Наверное, это было вначале искусственно, а потом стало привычным и естественным. Спасибо этому мудрому человеку! Итак, ритуал состоит в том, что с утра все с теплой улыбкой говорят (не буркают, а тепло и с улыбкой говорят) друг другу «Доброе утро» и целуют (тут по разному — в плечико, в щечку, в губки). Это — формат, то есть обязательное требование взаимоотношений. Ты можешь быть не выспатым и в обиде, но сказать «Доброе утро!» ты обязан в любом случае. А когда ребенок подрастет в такой обстановке и к этому привыкнет, это станет для него абсолютно естественным. Это перестанет быть для него ритуалом и станет просто добрыми чувствами — от души! СПОКОЙНОЙ НОЧИ Аналогично. Ложиться спать, не подойдя к другим членам семьи и не сказав им с улыбкой и поцелуем «Спокойной ночи!» — у нас не принято. МИЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ Утро ребенка начинается с того, что кто-то нежно гладит его пальчики на ногах. Этот кто-то прокрался к нему под одеяло и не щекотно, а приятно поглаживает его пальчики. Большой пальчик, следующий, следующий… мизинчик — все пальчики получают свои поглаживания и поцелуи. «Доброе утро, милый!», «Доброе утро, родная!» — голос мамы (или папы) сопровождает этот мягкий утренний массажик. Здесь важна осторожность — у каждого ребенка своя чувствительность, и для кого-то даже мягкие поглаживания могут ощущаться как острая щекотка. Однако, как показывает опыт, мягкие и заботливые руки родителей чувствуют, что сейчас приятно ребенку. Важно, чтобы ребенок не приучился даже в режиме игры отдергивать ноги по типу «Ну щекотно, уйди, не хочу!» — Он сам при этом улыбается и знает, что мама все равно будет его гладить и ему на самом деле приятно, но позже эта игра может этот ритуал полностью разрушить. Всегда ли и всех ли детей можно к этому ритуалу приучить? К сожалению, то, что упущено, восполнить можно не всегда. Если родители приучили ребенка к этому ритуалу с детства, он привычен так же, как дышать и умыться. Приучать к этому ритуалу первоклассников уже труднее, подростков — скорее неуместно, у них сейчас не тот возраст. Смотрите свою ситуацию сами, думайте. Но если у вас дети еще маленькие, ритуал «Милые пальчики» хорошо войдет в образ жизни семьи, стать полностью естественным и внутренне обязательным, таким же, как утреннее «Доброе утро!» ЗАВТРАКАЕМ ВМЕСТЕ Если кто-то должен убежать из дома рано-рано и поэтому позавтракать вместе со всеми у него не получается — это нормально. Но ненормально, если в семье нет желания и нет традиции все-таки завтракать вместе. В хорошей семье все знают, когда у нас (то есть у всей семьи) завтрак, и когда на завтрак всех зовут, то на завтрак все идут. А что за завтраком? Телевизор? Конечно, нет. Телевизор в хорошей семье не слушают, в хорошей семье за завтраком — обязательно общий разговор. Обычно каждый предлагает тему, которую хотелось бы обсудить ему, и эту тему все за едой внимательно обсуждают. В семьях с высокой культурой популярны правила «А ты что думаешь?» и «Повтори, согласись, добавь»: это действительно всех очень сближает. На самом деле эта традиция касается не только завтрака: так же организуется и ужин, и в выходные дни — обед. Нам нравится быть вместе, мы — семья, мы — вместе! СЛОВО ПЕРЕД ЕДОЙ Перед едой должен быть правильной настрой! Чтение молитвы перед едой — традиция религиозная, а что может быть заменой этому в семьях со светским мировоззрением? Я для своих детей написал Слово, и оно некоторое время, с 4 до 6 лет, нам очень помогало. Как только дети стали читать это слово, атмосфера за столом изменилась чудесным образом. Ведь прочитав Слово, ты берешь обязательство, а после еды будет Отчет: все детки, отвечая на вопросы, будут поднимать руки. И. чем лучше ты себя вел, тем выше твоя рука. Как хочется ее тянуть до неба! Возможно, это Слово пригодится еще кому-нибудь. Главное его достоинство — в его немудрености. Вот оно: Я люблю свою семью И ее не подведу. Я поем и суп, и кашу, Все, что даст нам мама наша. Если мама даст нам рис — Съем я рису без каприз, Потому что привереда Остается без обеда. Я смогу не баловаться, Не болтать и не смеяться, Пока ем, молчу как рыба, А поел — скажу спасибо. Чтоб себя мне уважать — Буду слово я держать: Только тот, кто держит слово, Уважения достоин. 15 МИНУТ ПЕРЕД СНОМ Чудесная вещь — пятнадцать минут общения ребенка с папой или мамой перед сном, когда ребенок уже в постельке, а папа или мама сидят с ним рядом и о чем-то тихо разговаривают: расспрашивают, слушают. Тут не может быть разборок и нравоучений, на крайний случай (после ссоры) можно посидеть просто рядом, погладить ручку, поцеловать пальчики и сказать: «Я тебя люблю. Спокойной ночи!» То, что говорится на ночь, остается в глубине души и на всю жизнь. Говорите друг другу теплые слова! Все эти ритуалы — только пример, только повод задуматься, что в своей семье наши отношения творим мы сами. Тут все индивидуально — и если мама (например) разбудила дочку ритуалом «Милые пальчики», то с папой дочка встречается через ритуал «Доброе утро». В каждой семье могут быть ритуалы свои, в разное время и у каждого возраста разные, важно только, чтобы мы искали то, что будет поддерживать наши отношения день ото дня. Автор: Николай Иванович Козлов.

Читайте также:  Развитие умственно отсталого ребенка в младенчестве

Источник