Центр развития для ребенка с моторной алалией

Центр развития для ребенка с моторной алалией thumbnail

9 декабря, 2016

Новорожденные дети не умеют говорить – это хорошо известное обстоятельство никого не удивляет, так как все родители знают: пройдет несколько лет, и ребенок станет говорить так же хорошо, как и они. Ничего удивительного в этом нет, ведь речь – это приобретаемый навык. Сначала дети учатся издавать простейшие звуки, потом складывают их в слоги, а затем – в слова. И пусть сначала дети коверкают эти слова, вскоре они начинают говорить правильно. Но бывает и так, что ребенок растет, а его речь остается непонятной, либо не появляется вообще. Причиной такого явления во многих случаях становится сенсорная и моторная алалия. В этой статье больше внимания будет уделено второму варианту заболевания: причинам развития, симптомам, методам диагностики и коррекции.

Определение и причины алалии

Алалия – это поражение нервной системы, которое характеризуется полным отсутствием или сильным недоразвитием речи у маленьких детей. Вызывается алалия поражениями отдельных центров головного мозга, которые называются речевыми. Чтобы заметить это, не нужно быть дефектологом. Ребенок не только неправильно произносит звуки (или вообще их не произносит), но и не может выстроить фразу логически правильно: переставляет местами слова, путает падежи и т.д. При этом такие дети по остальным показателям имеют нормальное интеллектуальное развитие, однако недоразвитость речи, в конечном итоге, может повлечь за собой другие проблемы. Испытывая недостаток общения, и не обладая хорошим словарным запасом, ребенок станет замкнутым и с трудом будет поддаваться обучению.

Часто родители путают алалию с более серьезными проблемами: глухотой и ее следствием – немотой (поскольку ребенок ничего не слышит, он не учится воспроизводить речь). В раннем возрасте, особенно у младенцев, симптомы всех этих болезней похожи друг на друга, поэтому их можно перепутать. Однако родители могут провести простой тест, если замечают, что ребенок не издает звуки, которые должен говорить в соответствующем возрасте. Младенца можно просто позвать голосом с разной интонацией и посмотреть, как он на это реагирует. Детям постарше можно дать какую-нибудь просьбу («дай ложку»), которая покажет, насколько ребенок понимает смысл сказанного. Если обнаруживаются отклонения, ребенка необходимо показать спеуиалисту.

Статистика говорит о том, что алалией страдает около 1% детей дошкольного возраста. Меньше подвержены этому нарушению дети начальных классов, так как к этому возрасту они обычно излечиваются от алалии. Что касается различий между полами, то среди мальчиков сенсорная и моторная алалия встречаются чаще, чем среди девочек. Алалия начинает развиваться во время вынашивания плода, в послеродовом периоде или в течение первых трех лет жизни. Причинами алалии являются:

  • Травмы, полученные ребенком в период внутриутробного развития или во время родов;
  • Инфекционные заболевания, отравления и другие патологии, перенесенные женщиной во время беременности;
  • Патологическая беременность с частой угрозой прерывания;
  • Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в послеродовой период;
  • Скоротечные или, наоборот, затяжные роды;
  • Наследственная предрасположенность.

Помимо этого, алалия может развиться после использования акушерских и хирургических инструментов во время родов. Даже если ребенок родился здоровым, риск получить алалию сохраняется в первые годы жизни, когда защитные функции организма развиты слабо. Различные вирусы, заболевания эндокринной системы и отравления приводят к истощению нервной системы и отставанию в развитии некоторых функций головного мозга. Другие факторы связаны с неблагоприятной экологической обстановкой и психологическим микроклиматом в семье. Стрессы и нервное напряжение переживаются ребенком не менее тяжело, чем взрослыми.

Виды алалии

Всего выделяют три вида алалии. Сенсорная алалия характеризуется нарушением восприятия речи, когда ребенок не может понять, что ему говорят. Моторная алалия – это нарушение, при котором ребенок с трудом произносит некоторые звуки или не говорит вообще, хотя хорошо понимает, что ему говорят окружающие. Наконец, третья разновидность болезни – сенсорно-моторная – объединяет в себе обе проблемы речевого развития.

У только что родившегося младенца речевые центры не развиты, поэтому разговаривать он не может. Но если он полностью здоров, то постепенно он пройдет все этапы развития и станет говорить так же хорошо, как и его родители. Если же отдельные участки мозга поражены, появляется та или иная форма алалии. Располагаются речевые центры в височной и лобных долях головного мозга. Сама речь делится на импрессивную (то есть умение слушать собеседника, понимать его смысл, формировать зрительные образы и пополнять словарный запас) и экспрессивную (умение говорить). Если у ребенка алалия, он не говорит вообще, либо говорит на каком-то непонятном языке, в котором не угадываются ни отдельные слова, ни смысл произнесенных предложений.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорная алалия осложняется тем, что дети не воспринимают чужую речь. И хотя с развитием речевого аппарата у них все в порядке, произнести слова они не могут, так как смысл обучения речи заключается в повторении услышанного, причем в осознанном повторении. Здесь же получается, что ребенок говорит, но его поток слов не имеет смысла. Помимо этого, при сенсорной алалии дети начинают коверкать слова, объединяют несколько слов в одно и путают порядок слов. Нередко наблюдается такое явление как эхолалия, когда ребенок слово-в-слово повторяет сказанное, но всем понятно, что сам он не понимает смысл этих слов.

Читайте также:  Периоды возрастного развития у ребенка и задачи

Легкая форма сенсорной алалии дает детям возможность понять чужую речь после нескольких повторений, особенно если она сопровождается жестами и четкой артикуляцией. Соответственно, и сами они через несколько попыток начинают говорить что-то сознательное. А вот дети с тяжелой формой сенсорной алалии совсем не понимают речь окружающих. Это приводит к проблемам с их обучением, так как они неспособны концентрироваться на задаче и отличаются хаотичностью движений. Это, в свою очередь, ведет к нарушениям памяти и, что хуже всего, к проблемам интеллектуального развития.

Причины и симптомы моторной алалии

Моторная алалия вызывается повреждением так называемого лобно-теменного центра Брока – одного из участков головного мозга. Задача этого центра – формирование навыков озвучивания речи, или, проще говоря – умение генерировать звуки, чтобы они были понятны окружающим. При моторной алалии ребенок хорошо воспринимает чужую речь, понимая, что ему говорят родители и другие люди. Однако при попытке заговорить самостоятельно такие дети испытывают проблемы.

Первые симптомы моторной алалии становятся заметны через несколько месяцев после рождения ребенка. Он не умеет гулить, а лепет ограничен однотонными звуками. Первые слоги он начинает складывать после года жизни, а первые слова появляются только после трех лет, когда остальные дети вполне сносно говорят. Голос у таких детей громкий и звонкий; отдельные звуки произносятся ребенком вполне четко, но сложить их в слова у него не получается. Словарный запас пятилетнего ребенка, с моторной алалией, очень ограничен, хотя здоровые дети к этому времени знают около полутора тысячи слов.

Проблемы связаны еще и с тем, что ребенку сложно распознать слова, если они незначительно  отличаются друг от друга по звучанию, но имеют совершенно разный смысл. Едва ребенок сформирует для себя один зрительный образ и смысловое значение слова, как похожее на него по произношению понятие может вогнать его в ступор. Если же родители начинают подгонять ребенка, требуя от него правильных ответов, это еще больше усугубляет ситуацию. В таких случаях специалисты советуют не впадать в панику и ни в коем случае насильно не переучивать детей. В то же время, оставлять данное нарушение без внимания нельзя. Возможно, она со временем и пройдет, но если перед поступлением в школу ребенок до сих пор произносит слова неправильно, его нужно показать врачу – невропатологу и логопеду. Первый специалист выявит отклонения в работе нервной системы, а второй – займется непосредственной постановкой речи.

Легкая форма моторной алалии, в целом, не ставит препятствий при общении ребенка со взрослыми. Такие дети обычно используют в речи слова в именительном падеже и неверно ставят окончания, но это позволяет окружающим их понять. Однако если ребенок не выйдет от алалии, в школе у него могут возникнуть серьезные проблемы, прежде всего – на уроках русского языка. А вот тяжелая моторная алалия доставляет массу проблем еще в раннем дошкольном возрасте. Такие дети могут только подражать некоторым звукам, а при общении они активно помогают себе мимикой или жестами.

Если же говорить о поведении детей с моторной алалией, то оно может быть совершенно противоположным. Дети бывают как психически заторможенными, так и гиперактивными. Речь этих детей громкая и звонкая, хотя звуки произносятся неправильно или не в нужном порядке. Им сложно сфокусировать внимание во время занятий, они быстро устают и не отличаются хорошей памятью, с трудом выполняют даже самые простые логические действия. Еще один признак моторной алалии – это неспособность детей выполнять тонкую работу руками и пальцами, так как мелкая моторика тесно связана с речевыми центрами мозга.

Коррекция моторной алалии

Поскольку моторная алалия имеет различные причины и множественные проявления, ее коррекция ведется комплексными методами. Они включают в себя классическую медикаментозную терапию, а также занятия с психологом и логопедом. В детских садах (реже – в школах) существуют специальные группы и классы для детей с нарушениями речевого развития. При грамотной работе специалистов и родителей к моменту поступления в первый класс большинство детей избавляется от своих недостатков.

Медикаментозная терапия

Прием лекарственных препаратов направлен на стимуляцию развития речевых центров головного мозга. Только врач невролог может назначить ребенку какие либо препараты. Дозировка и вид лекарств должны подбираться так же врачом по результатам обследования ребенка. Первоначальные дозы выбираются очень маленькими, затем они увеличиваются. Стандартный курс лечения продолжается от одного до трех месяцев, после чего проводится анализ речевого развития ребенка. Принимаемые лекарства не имеют побочных эффектов.Обязательно наблюдение у невролога.

Помимо этого, родителям предписывается тщательно следить за режимом питания своих детей. Рацион должен быть разнообразным и учитывать потребности ребенка в витаминах, минералах и питательных веществах, которые укрепляют иммунитет. Для «строительства» тканей рекомендуется пища, богатая углеводами и белками. Дополнительно детям прописывается прием витаминов B12 и B15.

Занятия с логопедом

Коррекция моторной алалии невозможно без занятий с логопедом или дефектологом, так как ребенку нужно развивать органы речевого аппарата. В курс занятий с логопедом входят следующие упражнения и задания:

  • Языковая гимнастика направлена на развитие основного органа, участвующего в извлечении звуков. Для этого ребенок много раз выполняет одни и те же упражнения, которые укрепляют мышцы языка.
  • Для развития речи проводятся игры, направленные на развитие мелкой моторики (об этой связи уже говорилось выше). К ним относятся лепка из пластилина, сборка пазлов, аппликации, игры с конструктором и т.д.
  • Работа с картинками нужна для того, чтобы ребенок научился придавать словам правильные зрительные образы.
  • Логопедический массаж предназначен для укрепления мышц языка, губ и лица – то есть всех тех, которые включаются в работу при разговоре.
Читайте также:  Сказка как средство развития личности ребенка

Физиотерапия

Физиотерапевтические методы направлены на укрепление организма и стимуляцию работы нервной системы. К ним относятся лечение водой (механическое, температурное или иное воздействие на организм), лечение ультразвуком, магнитным полем, слабыми электрическими импульсами и т.д. В любом случае, независимо от применяемых методов, коррекция должна носить комплексный и системный характер. Только врач невролог может назначать данные процедуры. Так как речь является важнейшим и часто использующимся навыком, родители должны выполнять логопедические упражнения дома самостоятельно по указанию специалиста.

Источник

– если ребенку 2 года и более, и у него меньше 300 слов, нужно срочно обследоваться у логопеда. Так как, если это моторная алалия, то мы сможем ее исправить быстрее и с вероятностью 98%.

– списаться с администратором

почта: logorusskayarech@gmail.com

Skype: logorusskayarech
WatsApp и Viber: +382 69 249 207

и получить контакт специалиста;
– установить скайп, проверить звук и видео. Требование к видеосвязи – среднее – некоторые наши дети занимаются с планшетом, требование к скорости интернета – высокие;
– добавиться в скайпе к специалисту, описать, в чем заключается проблема, договориться о времени обследования ребенка;
– ребенок должен быть сытым, выспавшимся, в спокойном расположении духа, специально ничего учить не нужно;
– если у вас возникают какие-то трудности, наш администратор готов вам помочь.

Многие логопеды ориентируются на родителя как на клиента и в попытке понравиться упускают будущее их ребенка. Мы в отличие от них помогаем детям, поэтому даем правдивую, иногда неприятную, информацию родителям, даже если они ждут от нас другого.
– Если у вас речевая норма – мы вам об этом скажем и заниматься с вами не будем, так как у вас все хорошо;
– если у вас моторная алалия – мы об этом вам скажем прямо, как бы вы не хотели верить в то, что это задержка речевого развития или аутизм;
– если есть высокая вероятность довести ребенка до речевой, интеллектуальной психологической нормы, мы вам об этом скажем;
– если доведение до нормы ребенка маловероятно, но мы можем его развить и многому научить, мы вас предупредим;
– если шансов на исправление моторной алалии нет – мы за работу с вами не возьмемся;
– если на обследовании выяснится, что эта проблема не нашего профиля (умственная отсталость, аутизм и пр.), мы вам об этом скажем и не будем заниматься.
– обследование будет проводить логопед Денисова Ирина Петровна, которая за свою многолетнюю практику провела более 12000 логопедических обследований, работала районным логопедом, участвовала в ПМПК, одна из первых начала работать через скайп – вероятность ошибки при обследовании практически отсутствует.

– регулярно посещать занятия 2 раза в неделю, без пропусков. Каждый пропуск занятия откатывает прогресс назад. Это при нарушении звукопроизношения не критично – за 2 месяца исправить звук или за год. Это там логопед может быть приятным, веселым и интересным и может проводить занятия по 15-30 минут. В нашем случае нужно успеть все сделать до школы. Чтобы было понятно, какой объем работы должен сделать логопед: исправление звуков в плане работы логопеда всего две строчки, а по моторной алалии план работы смотрите здесь (9 страниц).

– занятия у нас проходят по часу по двум причинам: первое, у нас очень много времени тратится на консультации родителей о том, что и как делать дома самостоятельно. То есть в начале, на само занятие с ребенком уходит 5-15 мин, упражнения для самостоятельной работы смотри здесь. Второе, мы со временем натренировываем ребенка, чтобы он мог заниматься с логопедом по 40-50 минут, чтобы успеть довести ребенка до нормы;

– родителям нужно быть готовыми работать с ребенком по 8-12 часов каждый день на протяжении 2-3 лет. Дело в том, что в советское время единственными учреждениями, где достигалось высокая вероятность излечения таких детей, являлись детские сады для детей с ТНР интернатного типа. Там велась речевая работа с такими детьми весь день каждый день. Мы знаем, чему и как научить наших родителей, чтобы они смогли все это выполнять самостоятельно, не хуже самих специалистов.

– мы в первую очередь помогаем детям, поэтому не серьезно относящихся к нашим занятиям родителей мы выгоняем. Мы лучше поможем пяти детям, родители которых готовы заниматься, в место того, чтобы смотреть, как родители доводят ребенка до умственной отсталости. Извините, но мы на это уже насмотрелись.

– все методики, используемые у нас на занятиях, имеют теоритическое обоснование и прошли проверку практикой и в России, и за рубежом. Контроль за работой наших специалистов осуществляет логопед Ирина Петровна, которая довела до полной нормы более ста таких детей.

Читайте также:  Развитие ребенка работая с пластилином

То, что у других логопедов является чудом (доведение до нормы ребенка с моторной алалией), у нас это достигается за счет знаний, большой практики и труда.

Наши дети, которые своевременно к нам обратились и выполняли все наши рекомендации, учатся в школе на 4 и 5 без дисграфии, дислексии и т.п. У них, у всех, полностью отсутствуют все речевые и неречевые особенности моторной алалии, интеллект остается сохранным. Психологические, неврологические отклонения нормализуются. Мы регулярно, благодаря своим занятиям, вытаскиваем детей из инвалидности. Несколько наших выпускников учатся в престижных зарубежных ВУЗах, остальные пока еще не подросли.

У вашего ребенка моторная алалия, приходите к нам. Мы вам поможем.

Источник

Центры лечения алалии объединяет комплексный подход к устранению нарушения речи и воздействие на непосредственную причину развития патологии. Лечить заболевание нужно у нескольких врачей одновременно, не прекращая занятия на дому. Для этого обращаются в коррекционные учреждения, логопедические стационары, специализированные многопрофильные больницы.

По статистике, алалию диагностируют у 1,5% дошкольников и 0,5% детей более старшего возраста. Для устранения недоразвития речевых структур головного мозга применяют медикаментозный, физиотерапевтический и психолого-педагогический способы. Поскольку проявления болезни относятся к тяжелым речевым нарушениям, без лечения быстро отмечается снижение интеллекта.

Основные принципы лечения

Принципы лечения алалии

Чтобы ребенок понимал речевые конструкции, развивалась его память, мышление, особое внимание уделяется прорабатыванию фонематического восприятия и акустическим навыкам. Большая роль в успешном лечении отводится ранней диагностике и вовремя принятым мерам. Задачи коррекционной терапии заключаются в следующем:

  • стимулировании активности речи;
  • повышении ее связности;
  • формировании активного словаря;
  • обучении грамматическим правилам.

Схема лечения патологии не может быть одной для разных пациентов. Кроме занятий со специалистами в логопедических центрах, госпиталях, с ребенком нужно заниматься на дому. Преимуществом частных клиник в сравнении с государственными больницами является большая степень комфорта, гибкий график работы учреждений, спокойная атмосфера, абсолютная конфиденциальность.

Не существует таблеток от алалии, схема приема медикаментов, назначенная неврологом, носит поддерживающий характер. Обязательны занятия с логопедом.

Куда обращаться за помощью

В Москве на лечении алалии специализируются сеть клиник «Буду говорить», Институт детской и взрослой неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки, Семейная клиника «Чудо Доктор». Специалисты центра психосоматической медицины и психотерапии «Алвиан» занимаются коррекцией психологических и психосоматических нарушений, в том числе при алалии. Речевая неврология «Доктор Нейро» оказывает помощь взрослым и детям с нарушениями речи, сопровождающимися органическими заболеваниями.

Клиника "ДокторНейро"

Специалистами института экспериментальной медицины в Москве основана клиника биоакустической коррекции. Ее принцип работы заключается в устранении неврологических и других заболеваний с помощью воздействия на структуры головного мозга особых звуков, совпадающих по частоте с активностью органа. Таким образом добиваются активизации скрытых резервов организма. В условиях госпиталей неврологического направления и психиатрии используются такие современные методы, как транскраниальная синхронизационная модуляция, вегетосенсорная стимуляция, коггерентация.

В Санкт-Петербурге можно обратиться в «Мать и дитя», детские медцентры «Виталис», «Вирилис», «ХХI век». Особенностью «Виталис» является его ЛОР-профиль и использование не только классических методов, но и натуральной медицины. Сюда обращаются не только в случае острой патологии, но и на этапе профилактики. Для удобства клиентов предлагается выезд специалиста на дом.

Федеральная сеть клиник «Реацентр» предоставляет услуги по коррекции нарушений речи различного происхождения во многих городах России. В комплексной реабилитации принимают участие специалисты по логопедии, неврологии, психологии и врачи узких профессий. Основным методом лечения здесь является микротоковая рефлексотерапия.

Клиника "Реацентр"

В менее крупных городах обратиться за помощью можно как в обычную больницу или поликлинику к штатному логопеду, так и к специалисту частной практики. Кроме дефектолога, потребуется лечение у невролога, иногда психотерапевта. Терапия может быть назначена только после лабораторного и инструментального скрининга. Параллельно ребенок должен проходить физиопроцедуры, курсы массажа. Чаще всего это можно сделать в многопрофильной больнице для взрослых и детей. При выявлении недоразвития речи родители должны начать с посещения педиатра или невропатолога, которые после всестороннего обследования определят дальнейшую тактику. Лечение составляется по индивидуальной схеме, в зависимости от формы речевого нарушения, степени проявления клинических симптомов и наличия сопутствующей патологии.

Индивидуальная терапия в 5-10 раз эффективнее групповой коррекции. Комплексный подход увеличивает шансы на полное излечение ребенка.

Проблема маленьких городов не только в отсутствии специализированных центров по лечению алалии, но и в записи на полгода вперед. Если у ребенка группа инвалидности, можно получить квоту на посещение лечебного учреждения при обращении в Министерство образования, здравоохранения.

Начальное обследование для подтверждения диагноза можно пройти в крупном городе, столице. После получения заключения о состоянии здоровья лечатся по месту жительства. Дети с алалией посещают специализированные детские дошкольные учреждения, в которых с ними также работает дефектолог.

Терапевтическое лечение включает в себя множество подходов: сочетание классической логопедии, прием медикаментов, аппаратные и компьютерные способы. Коррекция состояния должна быть системной с упором на развитие определенных зон мозга. Такой диагноз – не приговор, но требует полной отдачи от родителей. Очень важным фактором является положительная эмоциональная обстановка в семье.

Источник