Центр коррекционного развития ребенка и его программы
Кто столкнулся с расстройствами развития типа алалии, аутизма (РАС) или ЗПР, тот точно знает, что лечить это совсем недёшево. Тем не менее, некоторые процедуры, занятия и лекарства у нас можно получить бесплатно. Это хороший выход в тех ситуациях, когда родитель хочет помочь своему ребёнку, но материальное положение не позволяет ему бесконечно кататься по платным реацентрам и специалистам.
Среди многих людей есть предубеждение по отношению к бесплатной медицине. Хочу предупредить: пост создан не для комментариев в стиле “Ой, всё государственное – Гэ”, а для тех, у кого нет материальных средств, и тех, кто ищет как можно помочь ребёнку и хочет использовать все возможности. Тем более, что хорошие специалисты и процедуры далеко не всегда обязательно частные. Энтузиасты и просто хорошие люди, преданные своему делу, есть в государственных учреждениях и большое спасибо им за качественный труд, а не просиживание штанов.
К сожалению, всей исчерпывающей информации по России я не могу предоставить, тем не менее, надеюсь, что многие родители хотя бы получат примерное представление о том, куда можно попробовать обратиться за помощью. Также, приглашаю отписываться в комментариях родителей со всех городов: расскажите, какие центры есть у вас, что посещали и прочее – так вы сможете помочь тем, кто оказался в такой же ситуации, как и вы.
В каких местах можно получить бесплатную помощь с лечением расстройств развития?
Пишу, опираясь на личный опыт и знания о городе, в котором находимся мы (Санкт-Петербург). В других городах РФ перечень услуг и специалистов может отличаться.
фото из открытых источников
???? Государственные реабилитационные центры
В Санкт-Петербурге есть сеть ЦВЛД (центры восстановительного лечения детей). Эти центры оказывают бесплатное обследование и лечение по направлению от врачей из государственных поликлиник по месту жительства.
В частности мы получали там бесплатно: консультации ортопеда, невролога, офтальмолога, физиотерапевта, сдавали анализы крови, УЗИ внутренних органов, рутинную ЭЭГ.
Программу бесплатного лечения составляет лечащий врач-невролог + физиотерапевт по показаниям обследований. У нас в неё входили бесплатные уколы кортексина, занятия с логопедом, психологом, курс массажа и физиотерапия (КВЧ, электрофорез). Лечение может быть другое и его может быть больше или меньше в зависимости от конкретного ребёнка, центра и того, что назначат врачи.
Я находила в интернете аналогичные центры в других регионах, услугами которых можно воспользоваться бесплатно по направлению от педиатра или невролога из поликлиники по месту жительства. Если вам никто ничего такого не предлагал, попробуйте сами прийти на приём и спросить, что может предложить вам город или регион для лечения вашего ребёнка.
В каждом регионе такие центры называются по-разному. Вот у нас ЦВЛД. А, например, в Нижнем Новгороде я нашла “Консультативно-диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков” в Самаре “Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями“, а во Владикавказе “Республиканский центр медико-социально-психологической помощи“.
???? Бесплатная реабилитация в детских больницах
Кроме реабилитационных центров, можно получить лечение в дневном стационаре при крупных городских детских больницах. При них бывают неврологические отделения с дневным стационаром. Например, в СПб по направлению от невролога подобные услуги оказывают ДГБ им. Раухфуса и ДГБ №5. В больницах точно также обследуют ребенка и на базе обследований назначают курс лечения и занятий со специалистами. Большой плюс в том, что некоторые довольно дорогие процедуры здесь можно получить бесплатно. Например, в Раухфуса делают микрополяризацию и БОС, а в ДГБ №5 есть барокамера.
Многие больницы, в регионах в том числе, сейчас начали предоставлять бесплатное комплексное лечение для детей с ДЦП (Бобат, Войта, кинезиотейпирование).
???? Стационары при детских психоневрологических диспансерах по месту жительства
Чтобы получить лечение здесь, требуется обратиться к психиатру. Психиатры в ПНД, как правило, закреплены на определенных участках. Попасть к ним можно напрямую, просто приехав в приёмное время с ребёнком.
Судя по комментариям, могу сказать, что слова “психоневрологический диспансер” вызывают у некоторых людей ассоциации, что ребенка там чем-то обкалывают и “делают дурачком“. Однако детские стационары при ПНД по своему устройству скорее напоминают коррекционные детские сады, вплоть до наличия питания и дневного сна. У нас в городе они рассчитаны на возраст 4-7 лет. Там мало процедур (я вот, по правде, не знаю какие процедуры делает наш районный ПНД – не приходилось пользоваться), зато там есть бесплатное комплексное педагогическое сопровождение: работают логопед, дефектолог и психолог. Для детей постарше есть и психотерапевт, который может помогать в решении не только поведенческих проблем, но и с расстройствами типа ОКР, депрессии, суицидальных наклонностей, различных зависимостей.
???? Санаторное лечение
Да, и такое можно получить по направлению от врача, причём необязательно, чтобы у ребёнка была инвалидность. Санаторное лечение может быть организовано бесплатно, если есть показания по профилю. В СПб можно взять направление у невролога, потом приехать на отборочную комиссию и через 10-14 дней после неё привезти ребенка на лечение. Если брать направление в ПНД, ребенка, как правило, зачисляют автоматом без комиссии – с вас только анализы и справки при поступлении.
В такие санатории обычно берут детей 4-7, 4-9 лет. По сути там этакий детский коррекционный сад/младшая школа с постоянным проживанием на несколько недель (без родителей). Детей можно навещать. Есть физиотерапия (массаж и другие процедуры), занятия со специалистами групповые и индивидуальные, могут выписать лекарства. Вообще, скорее напоминает детский оздоровительный лагерь, чем лечебное учреждение.
У нас буквально полгода назад был такой опыт. Могу сказать, что санаторий мне понравился – к специалистам и условиям никаких претензий, ребенка подобные вещи очень взрослят. Однако Лёва, хоть и вообще ни на что не жаловался, был не в восторге от того, что остался без родителей на несколько недель, чем очень меня удивил – он во-первых, сам туда хотел (я спрашивала и говорила с ним на этот счёт), во-вторых, вообще у меня ребенок довольно самостоятельный и хоть и любит меня, с виду не сильно скажешь, что ему настолько важно постоянно быть с родителями. В общем, опыт показал, что сын пока не готов к таким приключениям и хоть мне и понравился что эффект, что сам санаторий, мы пока отложили эту идею на попозже.
???? Бесплатные занятия с профильными специалистами (дефектолог, психолог, логопед)
Как правило, на постоянной основе их предоставляют коррекционные детские сады и школы, куда можно попасть, имея на руках заключение ПМПК.
Кроме образовательных учреждений, бесплатные занятия могут предоставлять специалисты районных ЦППМС (Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи)и логопеды в детских поликлиниках.
“Подводные камни” бесплатного лечения
Конечно есть у бесплатной реабилитации и свои минусы. Я думаю, что никого не удивлю, но перечислить их обязана:
???? Процедуры и занятия обычно потоковые
Грубо говоря, 20-30 минут прописано – столько и будут заниматься. Если для физиотерапии этого времени с натяжкой может быть достаточно, то для занятий со специалистами определенно мало. Всё-таки это же маленький ребёнок, к которому ещё надо найти подход. Только на это может уйти 20-30 минут. Кроме того, для сложных нарушений, например той же алалии, этого мало.
???? Пропущенные процедуры никак не продлеваются/не заменяются
Не смогли приехать, опоздали – ваши проблемы. Обычно ставят пропуск и в итоге вами будет пройдено только 9 сеансов массажа, вместо 10, например.
???? Непредсказуемое отношение
Обычно, если вы платите деньги, то к вам и отношение, как к дорогому гостю (хотя всякое бывает). В случае бесплатного лечения могут попадаться разные специалисты. Не все из них вежливые и приятные. Нам, к счастью, везло с людьми и хамства я ни от кого не видела, но люди разные.
???? Вряд ли получится выбрать удобное время.
Детские стационары при ПНД обычно работают как садики – в 8 сдаешь ребенка, а в 18 (или раньше) можно забрать. Но вот в реабилитационных центрах и при больницах может такого и не быть. Там может быть формат привоза ребенка на занятия и процедуры, но на то время, что свободно у центра, а не удобно вам.
Тем не менее, несмотря на некоторые недостатки бесплатного лечения и занятий, это ещё один неплохой способ помочь ребёнку, который может использовать родитель.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Первоочередные обследования, если у ребенка аутизм или отставание в развитии
Помогает ли транскраниальная микрополяризация при нарушениях развития? (алалия, аутизм, ЗПР)
Сколько стоит лечение алалии, аутизма и других нарушений развития
Источник
ПАСПОРТ
Коррекционного центра
в группе «Полянка»
«Ты себе не навреди, свои глазки береги»
Воспитатель: Ермолаева. Н. А.
В группе создана специальная коррекционно-развивающая среда.
Актуальность.
Воспитание у детей сознательного отношения к проблемам своего зрения – важное направление профилактической работы образовательного учреждения. Оно реализуется посредством приучения детей с раннего возраста к гигиеническому уходу за глазами, очками и бережное отношение к своему здоровью.
По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих предметов, процессов и явлений действительности.
Цель:
Оказание совместного коррекционно –развивающего воздействия для обеспечения доразвития и исправление недостатков слабовидящих детей путём системы специальных приёмов и способов, предупреждение и коррекция вторичных отклонений.
Задачи:
1.Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения
2.Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных прослеживающих функций, расширение поля зрения.
3.Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации):
4.Выработка бинокулярного зрения .
5.Развитие стереоскопического зрения .
6.Создание благоприятных условий для развития, воспитания, обучения и социализации детей с нарушениями зрения.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими на-рушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин.
В коррекционной зоне имеется методический материал, изготовленный руками воспитателей и родителей, основываясь на методических рекомендациях Л.И. Плаксиной (зав. кафедрой коррекционной педагогики Российской академии образования)
Материал позволяет правильно организовать коррекционно – воспитательную работу, которая тесно связана с лечебно- восстановительной работой. Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группе большое внимание обращается на наполнение игровых зон конструктивной и графо-моторной деятельности.
Перечень коррекционных игр
Дидактические игры
Подбери узор
Заколдованные картинки
Кто мы?
Дорисуй картинку
Сложи узор Б. П. Никитин
Зоркий глаз
Найди 10 отличий
Читаем играя
Сосчитай-ка
Рисование по клеточкам
Черное –белое
Где чей контур?
Головоломка мозаика
Игры своими руками
«Зеркальный куб» Сенсомоторная «Ромашка»
Лепбук ПДД
Мольберт (цветные гвоздики с резиночками, сетка с лентами)
Гусеница из кубиков
Развивающая книга «Хочу все знать»
Читаем по слогам Путешествие по сказкам
Книга о зеркалах
Сетка развивающая с прищепками
«Живая рука»
Прокатывание карандаша в ладонях
Настольные игры на развитие мышления, восприятия, моторики.
Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
Игры «танграм»
Тематическое домино
Лото
Кубик Рубика
Лабиринты
Пазлы деревянные
Подбери по контору и цвету
Коврик –пазл «Цифры»
Лото
Разрезные картинки
Пирамидки
Крестики нолики
Шашки
Магнитный алфавит
Деревянный алфавит
Стеклянные камушки
Цветные камушки
Кенетический песок
Зрительные тренажоры (лазерная указка)
Пенализатор
Трафареты
Разнообразные мозаики
Настольная
Магнитная
Деревянная «Сложи узор» по зрительным нагрузкам (1-8)
Шнуровки
Нанизывание бусин, бисера, пуговиц, крышечек.
Калейдоскоп
Песочные часы
Чудесный мешочек (геометрические фигуры)
Конструктор
Магнитный
Цветные шестеренки
Самоделкин
Веселые животные
Радужная мозаика
Лего
Используем красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
Источник
ПРОГРАММЫ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми__________группы
Задачи:
- Развитие и совершенствование у детей мелкой моторики рук.
- Устранение речевых нарушений.
- Расширение кругозора
Адресат: ______________________________________________
Содержание:
- Развитие техники рисунка, овладение штриховкой.
- Развитие пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени)
- Развитие активной речи, словарного запаса
- Развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия.
- Развитие навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
- Развитие чувства ритма.
- Массаж пальцев и кистей рук.
Организация занятий:________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ заня-тия | Задания |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми ______________группы
Цели программы:
Коррекция агрессивности у ребенка
Задачи:
- Научить ребенка контролировать свое эмоциональное состояние, освоить позитивные формы общения со сверстниками.
- Обучить приемлемым способам выражения гнева.
- Обучить приемам снятия напряжения
- Выработать произвольность действий, научить регулировать поведение в коллективе
- Обучить позитивному общению со сверстниками
- Формировать моральные представления, помочь в открытии своего «Я»
Адресат:_________________________________________________________________________________________________________
Содержание:
I этап:
- Выражение гнева через игры с использованием предметов (надувные молотки, подушки, мячи ,мешки «Для криков», «Листы гнева» и пр.)
- Игры с бумагой, песком, глиной, игрушечным оружием.
- Изотерапия (рисование, лепка)
- Сказкотерапия
II этап:
- Упражнения развивающего характера для рук; для ног; для туловища ,для лицевых мышц,
III этап :
- Этюды на выражение сердитости, зла.
- Дидактические и настольные игры
IV этап:
- Сюжетные игры;
- Чтение художественных произведений
Организация занятий:________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Опорный источник:
А.А.Романов «Игротерапия , :как преодолеть агрессивность у детей» ; М.И.Чистякова «Психогимнастика»; К.Фопель «Как научить детей сотрудничать»; С.В.Крюкова «Здравствуй, я сам!»
№ занятия | Содержание |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми ______________группы
Цели программы :
Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование осознанного восприятия эмоций.
- Умение адекватно выражать эмоциональные состояния
- Умение понимать эмоциональные состояния других людей
- Развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния
- Развитие произвольной регуляции поведения
- Учить произвольно улавливать основные телесные ощущения
- Снятие тревожности
- Повышение групповой сплоченности
Адресат_:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Формы и методы работы:
Метод игровой коррекции: ролевые игры; психогимнастика.
Арт-терапия: рисуночная; музыкотерапия; элементы танцевальной терапии; творческое рассказывание.
Метод модификации поведения: кукольная драмматизация; поведенческий тренинг.
Релаксационный метод
Организация занятий: Программа разработана для дошкольников старшего возраста.
13 занятий ,продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня, 1-2 раза в неделю. Длительность цикла от 1 до 3 месяцев. Программа предполагает работу с группой из 6-10 человек.
Опорный источник:
Громова Т.В. «Страна эмоций»; Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми»; Мазепина Т.Б. «Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах» ; Панфилова М.А. «Игротерапия общения».
№ занятия | Содержание |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
13. (Диагности- ческое) |
|
Оценка результатов психокоррекционных занятий:
- Балл – У ребенка не сформирован навык, не получается выполнить задание, не понимает правил и требований.
- Балла – Ребенок не сразу включается в выполнение задания, понимает правила, старается выполнить задание.
- Балла – Умеет выполнить все задания. Все получается.
Программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми _______________группы
Цели программы:
Обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Задачи:
- Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе ,выразить свое настроение.
- Укреплять чувство единства
- Развивать групповую сплоченность
- Повышать уверенность в себе
- Развивать координацию движений и слуховое восприятие
- Развивать произвольность
- Формировать позитивное отношение к сверстникам
- Развивать тактильное восприятие.
Адресат :__________________________________________
__________________________________________________________
Содержание:
- Формирование чувства принадлежности к группе,чувства защищенности.
- Развитие навыков социального поведения
- Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности
- Формирование позитивного отношения к своему «Я».
- Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
- Формирование позитивного отношения к сверстникам.
Организация занятий: В группе может быть 10-15 человек. Частота занятий-1 раз в неделю. Количество занятий –8. Длительность-30-40 минут. По времени с сентября по октябрь.
Опорный источник:
В программе использованы материалы Крюковой С.В.
Тематический план занятий:
№ блока | Игры, упражнения, этюды |
1 | На что похожа фигура в центре зала?Упражнение с обручем «Определи свое место»Украшение своего «домика» «Волшебный клубочек» Ритуал прощания |
2 | Ритуал приветствия вокруг обруча с помощью рук. Упражнение «Передай жестом» Упражнение «Сделай из веревки лепесток к обручу и раскрась его» Ритуал прощания в центре круга «Почувствуй уход друга» |
3 | Игра «Эхо»Игра «Волшебный клубочек» Игровое упражнение «Солнечный зайчик» Игровое упражнение «паси птенца» Игра «Ладушки», «Сорока-ворона» Игра «Клубочек передай» |
4 | Игра «Эхо»Игра «Подружим пальчики» Игра «Волшебный мешочек» Игра «Воздушный шарик» Упражнение «Доброе животное» Упражнение «Зеркало» ,»Морщинки» Игра «Небо,земля,огонь, вода» Релаксация со свечкой |
5 | Игра «Паравозик с именем»Упражнение «Узнай по голосу» Упражнение «танец возле сливы» Упражнение «Мы охотимся на льва» Упражнение «Кто здесь лежит?» |
6 | Повторение занятия под № 4 |
7 | Песенка «Я очень рада…» Игра «Три мудреца» Упражнение «Солнечный зайчик»Сказка «Заяц –хваста» Драмматизация сказки «Заяц-хваста» детьми |
8 | Упражнение «Возьмемся за руки»Упражнение «Прикоснись к другу» Игра «Листопад» Упражнение «Передай гроздь винограда» Релаксация со свечой |
Источник