Центр игровой поддержки развития ребенка
Наталья Алексеева
Центр игровой поддержки ребенка в ДОУ
ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА
ЦИПР – это новая форма помощи семье, где ребенок в семье, но включается в единое образовательное пространство.
Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.
ЦИПР – это структурное подразделение образовательного учреждения реализующего основную образовательную программу дошкольного образования.
ЦИПР – это оказание помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей раннего возраста.
ЦИПР – это содействие адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.
ЦИПР – это психолого-педагогическая деятельность, направленная на развитие детей раннего возраста.
Цель работы ЦИПР – развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольного образовательное учреждение.
Основными задачами ЦИПР являются:
• оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
• обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
• консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
• ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения;
• активизация творческого потенциала личности ребенка;
• гармонизация детско-родительских отношений;
• формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
• взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям.
Содержание и методы работы ЦИПР определяются основной образовательной программой ДОУ, индивидуальными программами педагогического развития, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением в соответствии с государственными образовательными требованиями.
Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровой сеансы, консультации, тренинг. В ЦИПР организуется лекторий, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств обучения для детей дошкольного возраста.
Основные направления работы:
• Развитие познавательных способностей;
• Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;
• Развитие представлений об окружающем мире;
• Развитие речи;
• Развитие мелкой моторики;
• Развитие творческих способностей;
• Развитие сенсорных ощущений;
• Развитие двигательной активности;
• Развитие музыкального слуха и ритма.
В нашем центре предлагаются квалифицированные консультации педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателя, музыкального руководителя, физинструктора по проблемам развития и воспитания детей раннего возраста.
Занятия направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а так же развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом.
Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка.
На групповых занятиях совместно с мамой мы приобщаем малыша к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, играм на руках и коленях, игровому массажу, пальчиковой гимнастике).
Специалистами ЦИПР создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением этих целей являются отношения между мамой и ребенком.
ЦИПР для ребенка – это время быть с мамой!
Источник
На этом сайте создано очень много тем и постов, где девочки пытаются разобраться, что ж этот ЦИПР из себя представляет. И, как это обычно бывает, мнения расходятся на совершенно полярные: у одних своих малышей водили сестры-подруги-знакомые и пищали от восторга, у других эти же самые знакомые-подруги-сестры плевались и ругались на чем свет стоит.
Что же такое ЦИПР? Центр игровой поддержки ребенка – это новая (вариативная) форма дошкольного образования, созданная для того, чтобы включить в образовательный процесс малышей.
Цели ЦИПР (по положению):
Развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий;
Адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Задачи ЦИПР (по положению):
Оказание содействия в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности;
Разработка индивидуальных программ игровой поддержки развития ребенка, реализуемых на игровых сеансах;
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
Обучение родителей и специалистов детских учреждений способам применения различных видов ИСО, организации на их основе развивающих игр, а также методам игрового взаимодействия с детьми;
Ознакомление родителей, специалистов детских учреждений с современными видами ИСО;
Консультирование родителей по созданию домашней развивающей среды, формированию оптимального состава ИСО, правилам их выбора.
ЦИПР – это тоже государственная услуга(!).Это важно понять. Часто ли вы бываете довольны взрослыми и детскими поликлиниками, больницами, школами, садами? Но дажев них вам попадаются очень хорошие специалисты, врачи, педагоги, логопеды, дефектологи. Надо же такой мастер, а работает в обычной поликлинике… вот и вся суть проблемы. Не бывает идеального ГОСучреждения, важны только ЛЮДИ. На них (специалистов) и стоит смотреть и делать СВОИ выводы (не сестрины, подругины и бабушкины). ВАМ общаться с этими педагогами, ВАМ доверять им детей… Идем дальше.
МИФ 1: Бесплатные занятия всегда хуже платных. Ходить лучше на платные.
Реальность: на самом деле большинство порошенных мною родителей подтверждают, что часто платные занятия не стоят своих денег вообще.Сколько ни заплати, а хорошего отношения не купишь. Вопрос такой же как, например платные и бесплатные роды…
МИФ 2: ЦИПР – фигня и ничего не дает детям.
Реальность: А часто ли вы получаете возможность ранней диагностики малыша? Какого его нервно-психическое развитие, речевое. Если в ЦИПРе хорошие специалисты (диагност – педагог-психолог), то везению вашему нет предела. В платном центре такая диагностика обойдется не менее 1500 руб. кроме того, если выявляются проблемы, то специалисты ЦИПР должны взять вас и на индивидуальные занятия и, при необходимости, направить в ЦПМСС, институт, которые занимаются этими вещами (как то: задержки развития, неврологические проблемы, патологические привычки, последствия стрессов и проч. вредности).
МИФ 3: После ЦИПР ребенок будет плохо ходить в садик и/или ЦИПР обязан подготовить ребенка к детскому саду.
Реальность: ЦИПР может лишь отчасти подготовить малыша к садику, т.е. предоставить условия для адаптации и социализации. В большей степени то, как пойдет ребенок в сад зависит от РОДИТЕЛЕЙ. Если родитель заранее уверен, что у малыша будут проблемы с привыканием – они будут. И дело тут не в ЦИПР, яслях и садиках. Настрой родителей определяет настрой ребенка.
МИФ 4: В ЦИПР неимоверные поборы, как и во всех садиках
Реальность: ЦИПР обязан работать бесплатно – это положение. То, что в большинствах ЦИПР берут от 500 до 3.000 руб. незаконно и является своеволием администрации. А вот принести свои карандаши-бумагу-краски-кисточки-клей (но никак не деньги!)– законно и очень даже желательно, поскольку государство эти ЦИПР никак почти не обеспечивает и многое специалисты покупают за свой счет. Думаю, что принести краски и бумагу для своего же малыша – не проблема.
МИФ 5: Всю работу должны делать педагоги.
Реальность: Частое заблуждение. Весь смысл ЦИПР – работа специалистов с диадой «Мать и дитя». Не получится просто сидеть на попе и смотреть, как играют с вашим ребенком (это к платникам) и если расчет именно таков, то в ЦИПр лучше не ходить – и сами не разочаруетесь, что эффекта нет и специалистам проблем меньше. Весь смысл в том, что ребенок всему обучается по подражанию. Подражанию самому близкому и эмоционально значимому человеку – маме. Малыш видит, как вы рисуете-поете-танцуете-разговариваете с другими мамами и детьми и обучается-научается. Отсюда миф №6.
МИФ 6: Зачем тогда ЦИПР, если можно заниматься дома?
Реальность: Можно. Только мало, кто это делает. А потом в садик приходят 3-4-летние дети, которые никогда не пробовали рисовать и лепить и никогда не собирали пирамидку… И эта реальность не такая уж и редкая, правда. И еще важно понять, что никакая площадка с песочницей и/или гости не заменят полноценный детский коллектив.
МИФ 7: «Попробуем походить, не понравится – и ладно».
Реальность: И с таким настроем тоже лучше не зачисляться. Вы можете походить 2 недели и вам может не понравиться, но вы УЖЕ зачислены и уже заняли место, их в ЦИПР всего 24. В таком случае (если нет желания поговорить с сотрудниками ЦИПР и совместно сделать так, чтоб нравилось ходить) лучше сразу и отчислиться, на очередь в садики это никак не влияет. Дело в том, что пока вы зачислены на занятия и не посещаете их, другой малыш зачислен быть не может. А он очень хочет и ему очень нужно, например, позаниматься речевым развитием, а родителям важно сходить на консультацию к психологу ЦИПР. Но они не могут – ждут, когда отчислятся «мертвые души» из списка. Так что если не нравится – не тяните, желающих ходить всегда много.
А ТЕПЕРЬ О ТОМ, КАК ЭТО РАБОТАЕТ:
ЦИПР малыши посещают вместе с мамой или папой (законным представителем, для бабушек и нянь-сестер желательна справка от нотариуса). Игровые сеансы (они же занятия) проходят в мини-группах (от 4 до 8 человек) 2-3 раза в неделю и, при необходимости, индивидуально с психологом 1 раз в неделю. На группах детки танцуют, поют, учатся играть на простых инструментах (погремушки, колокольчики, палочки, бубны и проч.), рисуют, лепят, клеят. Играют в подвижные игры и в дидактические со спец. развивающими пособиями. Родители активно участвуют во всем этом +имеют возможность бесплатно проконсультироваться у психолога, преподавателя музыки, ИЗО и у воспитателей. Для малышей организовывают праздники (Новый год, 8 марта, выпускной). И от активности родителей зависит очень многое, например, будет ли весело и интересно вашему малышу. Ведь никто не мешает, например, договориться с коллективом ЦИПР и показать малышам сказку…
Короче, ЦИПР ЦИПРу рознь, но если ЦИПР у вас хорошо организован, то и работать будет лучше платного центра.
Ксения,
педагог–психолог ЦИПР.
Источник
Многие молодые родители, придя в дошкольное учреждение, задают вопрос: «А у вас работает ЦИПР?» И тут же, получив ответ, следуют следующие вопросы «А можно нам записаться?», «А когда начнет работать ЦИПР?», «А что нам нужно для того, чтобы ходить в Центр?» и др.
Так что же такое ЦИПР?
ЦИПР – это центр игровой поддержки ребенка.
Центр игровой поддержки ребенка – это новая (вариативная) форма дошкольного образования, созданная для того, чтобы включить в образовательный процесс малышей и их родителей.
У ребенка раннее детство проходит в семье. Любовь близких, общение с родственниками являются необходимыми условиями для нормального развития малыша и его благоприятного эмоционального самочувствия. Но, к сожалению, не все родители понимают возрастные особенности детей раннего возраста и не всегда умеют найти правильные педагогические методы.
Для этого и был создан Центр игровой поддержки ребенка в нашем дошкольном учреждении 4 года назад. В Центре работают специалисты: учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, воспитатель. Разработана программа работы ЦИПРа, составлен график работы Центра.
Цель работы ЦИПР – адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Основными задачами ЦИПР являются:
- оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
- обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
- ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения;
- активизация творческого потенциала личности ребенка;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
- взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям.
Основные направления работы Центра игровой поддержки ребенка:
• Развитие познавательных способностей;
• Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;
• Развитие представлений об окружающем мире;
• Развитие речи;
• Развитие мелкой моторики;
• Развитие творческих способностей;
• Развитие сенсорных ощущений;
• Развитие двигательной активности;
• Развитие музыкального слуха и ритма.
Особенностью нашего Центра является то, что ребенок на занятиях находится вместе с родителями (законными представителями), то есть мама или папа непосредственный участник игрового процесса. Это позволяет лучше понять своего ребенка, следить за его развитием и быть полноценным участником его воспитания. На наших занятиях или игровых сеансах родители (законные представители) на практике узнают, чем можно заниматься с ребенком раннего возраста. Именно здесь малыш приобретает первые социальные навыки, развивает свою познавательную деятельность, учится общению.
Дети находятся в детском саду 1 час. Однако, с детьми раннего возраста можно проводить образовательную деятельность длительностью не более 10 минут. В связи с этим, чтобы увеличить время воспитательно-образовательной деятельности, и при этом не перевозбудить нервную систему детей, нами были разработаны конспекты комплексных игровых занятий. Каждое игровое занятие содержит несколько различных видов деятельности: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры, рисование и т.д. Смена деятельности помогает сохранить внимание детей и снимает утомляемость.
Игровые сеансы (они же занятия) проходят в мини-группах (от 4 до 8 человек) 2 раза в неделю. На группах дети вместе с родителями танцуют, поют, учатся играть на простых инструментах (погремушки, колокольчики, палочки, бубны и проч.), рисуют, лепят, клеят. Играют в подвижные игры и в дидактические со специальными развивающими пособиями. Родители имеют возможность проконсультироваться у педагога – психолога, у музыкального руководителя, учителя – логопеда, воспитателя, инструктора по ФИЗО. Для малышей организовывают первые в их жизни праздники Новый год, 8 марта. Для родителей специалисты организуют мастер классы, консультации, семинары.
От активности родителей, взаимодействии их со специалистами зависит очень многое.
Источник
ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА
ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ «ЛУНТИК».
Цель работы ЦИПР: развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.
Задачи деятельности ЦИПР:
– оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
– разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
– обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных видов игровых средств, оборудования; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
– консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
– ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.
Наши специалисты: музыкальный руководитель, учитель – логопед, воспитатель разработали цикл занятий по художественно-эстетическому, музыкальному развитию, совершенствованию общей и мелкой моторики, песочной и акватерапии, в основе которого лежит «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Н.Е.Вераксы М. А. Васильевой и др. (Москва, 2006), программа «Первые шаги» Смирновой (Москва, 2007) и пособие «Кроха», авторы: Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. (Москва, 2006). Педагоги вызывают огромный интерес и у малышей, и у их родителей, способствуя развитию познавательных процессов, речи, социализации детей в саду.
В этом году на базе ЦИПРа открыты три возрастные группы: 1) от одного до полутора лет; 2) от полутора до двух лет; 3) от двух до трех лет. Всего в «Центре игровой поддержки» занимаются 22 ребенка вместе с родителями.
Федеральные и региональные нормативные документы, регулирующие деятельность Центра игровой поддержки ребенка в р.п. Сосновка.
– постановление администрации Сосновского района Тамбовской области от 25.06.2009 № 605 «Об открытии Центров игровой поддержки, Консультативных пунктов для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи».
– положение о ЦИПР по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей от 1года до 3 лет в Сосновском районе.
– договор с родителями (законными представителями) об оказании психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей от 1года до 3 лет в Сосновском районе.
– Устав образовательного учреждения.
Основными формами работы ЦИПРа с ребенком и семьей являются игровые сеансы и консультации.
Дети занимаются вместе с родителями в подгруппах.
В каждой подгруппе не более 10 детей.
Подгруппы формируются с учётом возраста.
Игровые сеансы для каждой подгруппы детей проводятся 1 раз в неделю продолжительностью не более одного часа.
В течение одного игрового сеанса с каждой подгруппой детей в игровой форме проводят занятия все специалисты и педагоги Центра игровой поддержки ребёнка: музыкальный руководитель, учитель – логопед, воспитатель.
Занятия в Центре игровой поддержки ребёнка всегда увлекательные и весёлые. Сомневаетесь? Тогда приходите и убедитесь сами!
Часы работы Центра игровой поддержки ребёнка:
Пятница с 17.00 до 18.00
Суббота с 9.00 до 12.00
Зачисление происходит по заявлению родителей на основании списка, выданного комиссией по комплектованию государственных образовательных учреждений отдела образования администрации Сосновского района и договора, заключенного между родителями и администрацией учреждения, при условии предоставления медицинской справки о состоянии здоровья ребенка из детской поликлиники.
ЦИПР работает в месяц: 1 консультационный день для родителей (пятница), 1 игровое занятие с детьми и родителями (законными представителями) каждой возрастной группы (суббота).
Продолжительность игровых сеансов – 1 час. Дети посещают ЦИПР вместе с родителями (законными представителями).
Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультации.
Первые три года жизни – время раскрытия огромных возможностей ребенка, творческих способностей, воображения, фантазии. Практика показывает: минимум трудностей в обучении испытывают те дети, которые еще до школы обладают высоким развитием. Программа работы с детьми в ЦИПР строится на материале русского игрового фольклора, на основе календарных принципов и с учетом сезонных изменений в природе.
Наши занятия включают:
– Пальчиковые игры – способствуют развитию мелкой моторики и как следствие, благотворно оказывают влияние на развитие речи ребенка.
– Речевые разминки – непосредственно влияют на развитие речи ребенка.
– Подвижные игры – помогают развитию навыков ходьбы, переступания, бега, прыжков, координации движений.
– Продуктивные занятия (рисование, лепка, аппликация, конструирование) – помогают развивать мелкую моторику кистей рук.
– Театрализация (кукольная сказка) – знакомит с родной культурой, со сказочным детским фольклором.
Занятия ведутся одним или двумя педагогами.
Для родителей мы организуем:
• Консультации;
• Беседы;
• Выставки;
• Семинары;
• Практические занятия.
На наших занятиях мамы на практике узнают, чем можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. Многое из того, что дома сложно сделать, в связи с отсутствием места, дидактических материалов, специальных игрушек и т.д. малыши и мамы могут сделать у нас в ЦИПРе.
Источник