Ценным в педагогике было стремление изучать развитие ребенка в условиях

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии

1. Педагогическая психология возникла:

а) в начале XIX в.                                      в) во второй половине XIX в.

б) в середине XIX в.                                  г) в начале XX в.

2. Термин «педагогическая психология» был предложен:

а) К. Д. Ушинским                                    в) П. П. Блонским

б) П. Ф. Каптеревым                                 г) Дж. Дьюи

3. Основоположником русской педагогической психологии является:

а) К. Д. Ушинский                                     в) П. Ф. Каптерев

б) А. П. Нечаев                                           г) А. Ф. Лазурский

4. Книга П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» была издана:

а) в 1872 г.                                                  в) в 1880 г.

б) в 1876 г.                                                  г) в 1885 г.

5. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:

А) различные названия одной и той же области знания

б) различные области знания

в) экспериментальная педагогика — как отрасль педагогической психологии

г) педагогическая психология — как отрасль экспериментальной педагогики

6. Книга Л. С. Выготского «Педагогическая психология» вышла в:

а) 1922 г.                                                    в) 1930 г.

б) 1926 г.                                                    г) 1933 г.

7. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX—XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

а) педагогика                                           в) дидактика

б) педология                                             г)психопедагогика

8. Педология возникла:

а) во второй половине XIX в.

б) в начале XX в.

в) в середине XIX в.

Г) на рубеже XIX—XX вв.

9. Основоположником российской педологии является:

а) А. П.Нечаев                                          в) К. Д. Ушинский

б) В.М. Бехтерев                                     г) Н. Н. Ланге

10. Основателем зарубежной педологии считается:

а) С. Холл                                                  в) Дж. Уотсон

б) Дж. Дьюи                                              г) У. Джемс

11. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:

А) комплексного подхода

б) деятельностного подхода

в) практической направленности на диагностику психического развития

г) кибернетического подхода

12. Содержание педологии к развитию ребенка составляли подходы:

а) дидактический                                     в) деятельностный

б) кибернетический                                 г) комплексный

13. Педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды рассматривал:

а) М.Я.Басов                                           в) П. П. Блонский

б) В. М. Бехтерев                                     г) С. Холл

14. Первая педологическая лаборатория была создана:

а) А. П. Нечаевым в 1901 г.                      в) У. Джемсом в 1875 г.

б) С. Холлом в 1889 г.                               г) Н. Н. Ланге в 1896 г.

15. Педология была объявлена «лженаукой» и прекратила существование в нашей стране:

а) в 1928 г.                                                 в) в 1936 г.

б) в 1932 г.                                                 г) в 1939 г.

Методы педагогической психологии

1. Лонгитюдный метод исследования (по Б. Г. Ананьеву) относится к:

а) организационным методам                в) способам обработки данных

б) эмпирическим методам                      г) интерпретационным методам

2. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:

а) наблюдением                                       в) констатирующим экспериментом

б) формирующим экспериментом         г) квазиэкспериментом

3. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

а) от регулярности                                   в) от позиции наблюдателя

б) от упорядоченности                            г) от активности наблюдателя

4. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

а) наблюдении                              в) методе анализа продуктов деятельности

б) экспериментальном методе     г) контент-анализе

5. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого — это:

а) пилотажный эксперимент                   в) констатирующий эксперимент

б) формирующий эксперимент              г) включенное наблюдение

6. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:

а) о наличии явления

б) о наличии связи между явлениями

в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями

Г) о наличии причинной связи между явлениями

7. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению психического развития следующий эксперимент:

а) констатирующий                                  в) квазиэксперимент

б) формирующий                                     г) естественный

8. Синонимами формирующего эксперимента являются:

а) квазиэксперимент

б) контрольный эксперимент

В) генетико-моделирующий эксперимент

г) проективный эксперимент

9. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно- воспитательного процесса:

а) наблюдение

Б) формирующий эксперимент

в) лабораторный эксперимент

г) метод анализа продуктов деятельности

10. В исследовании предполагается построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом исследования:

а) естественнонаучный эксперимент    в) констатирующий эксперимент

б) формирующий эксперимент              г) естественный эксперимент

Научение и учение

1. Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:

а) В. В. Давыдов                                       в) Д. Б. Эльконин

б) И. Лингарт                                            г) Л. Б. Ительсон

2. Автором книги «Процесс и структура человеческого учения» является:

а) И. И. Ильясов                                       в) Л. Б. Ительсон

б) И. Лингарт                                            г) В. В. Давыдов

3. Учение как адаптационный процесс, где изучаются наследственность, среда, приспособление, регуляция и т. п., исследуется в:

а) физиологии                                          в) биологии

б) социологии                                          г) психологии

4. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:

а) физиологии                                          в) биологии

б) социологии                                          г) психологии

5. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:

а) учение                                                   в) научение

в) обучение                                               г) учебная деятельность

6. Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов процесса усвоения — это:

а) учение                                                   в) преподавание

б) обучение                                              г) научение

7. Сенсорное научение является разновидностью:

а) ассоциативно-рефлекторного научения

б) когнитивно-ассоциативного научения

в) интеллектуально-рефлекторного научения

г) интеллектуально-когнитивного научения

8. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение — это:

а) научение навыкам                               в) сенсомоторное научение

б) научение действиям                            г) научение знаниям

9. Моторное научение и ассоциативное научение соотносятся как:

а) рядоположенные понятия     в) род—вид                                     

б) целое—часть                          г) между ними функциональные отношения

10.  Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок, — это:

а) импринтинг                                          в) оперантное научение

б) условно-рефлекторное научение          г) викарное научение

11. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ, — это:

а) импринтинг                                          в) оперантное научение

б) викарноенаучение                                г) условно-рефлекторное научение

12. Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями и т. п., составляет сущность:

Источник

  

Библиотека » История психологии » Что такое педология

Педология — наука о воспитании детей и течение в психологии и педагогике, основанное на признании зависимости судьбы ребенка от биологических и социальных факторов, влияния наследственности, а также постоянных
и переменных среды. Впервые термин «педология» ввел Оскар Хрисман в 1893.

Появление педологии на рубеже XIX-XX вв. было обусловлено распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Основатели педологии — С. Холл, Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и др.

Содержание педологии составила совокупность психологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка. Предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее представителей, не был четко определен. Чаще всего предметом изучения указывался либо ребенок как таковой и его развитие, либо понятие возрастного симптомокомплекса (сочетание различных фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий).

Интенсивное развитие теоретико-методологических основ педологии как науки происходило в 1920-е годы. Тогда же выделились ее основные направления.

Основателем и творцом педологии в СССР считается В.М. Бехтерев, который еще в 1903 г. высказал мысль о необходимости создания особого учреждения для изучения детей. Позднее для осуществления его идей в Москве были
организованы педологический и исследовательский институты, институт морального воспитания, детская психиатрическая клиника и проч.

В 1922-1925 pp. происходили организация и расцвет деятельности опытно-экспериментальных педологических станций в Харькове и Киеве. Представителями киевской научной педологический школы были С. Ананьин, К. Лебединцев, Я. Чепига, харьковской — В. Протопопов, И. Соколянский, А. Залужный.

Я. Чепига и И. Соколянский — представители классического направления педологии. Эволюционно-биологическое объяснение становления, развития и формирования личности Я. Чепига дополнял культурно-историческим подходом (считая, что в основе развития человека лежат два закона — образование привычек и аккомодации) Он настаивал на том, что детей необходимо воспитывать не только с учетом биогенетических и психофизических данных, но и в культурно-историческом контексте.

И. Соколянский сосредоточил внимание на педологическом изучении вопросов детских организаций, социального воспитания, детской дисциплины. Он рассматривал педагогику как науку об организации определенных обусловленных форм поведения человеческой личности (или коллектива) и отрицательно относился к определению педагогики как науки об обучении и воспитании детей. Он также доказывал необходимость применения методики Павлова в обучении (на примере физически дефективных детей). Большое значение придавал детскому идеологическому движению — пионерской организации с точно определенным классовым подходом.

Я. Мамонтов — представитель педоцентрического направления педологии. Во главу угла ставил воспитание способности полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве и действительности. Формирование эстетической культуры он считал завершением индивидуального и социального становления личности. Также он разрабатывал системный подход к анализу педагогических явлений. Впервые в украинской и советской педагогике 1920-х гг. обосновал классификацию педагогических течений по их целевой установке и теоретико-методологическим основам, ориентированным на приоритет общечеловеческих ценностей.

А. Залужный — представитель социогенетичного направления педологии. Он считал, что педология обладает единственно объективным методом изучения поведения ребенка. Одним из первых стал заниматься проблемами развития коллектива (группы), считая, что объектом педагогики должны быть не индивид, а коллектив.

Залужный разработал программу изучения детских коллективов на основе рефлексологических исследований, определил типы социального поведения детей, этапы приобретения ими социальных навыков на основе анализа общения в раннем детстве, классификации социальных взаимодействий и определения возрастной динамики их развития. Среду обитания он считал важным фактором, определяющим характер детского объединения, выделяя конкретную ситуацию как средство изменения характера деятельности коллектива. Также он определил типы коллектива (тот, что образуется сам, и педагогически организованный), исследовал проблему роли и значения лидера и др.

В целом советская педология ставила перед собой задачу исследования социально-классовой среды, организации и деятельности детского коллектива, детского труда, классовой дисциплины, детского и молодежного движения. Это обусловило разделение
и определенное противостояние биогенетического и социогенетического направлений.

К концу 1920-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.). В исследованиях советских ученых, работавших в области педологии, был накоплен значительный эмпирический материал по развитию поведения детей.

Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития.

С педологией связано широкое внедрение тестирования в образовательный процесс.  С середины
1920-х гг. тесты начинают широко распространяться сначала в научных исследованиях, а к концу 20-х внедряются в практику школ, других детских учреждений. На основе тестов педологами определялись,
например:

  • одаренность и успешность детей;
  • прогнозы обучаемости;
  • конкретные дидактические и воспитательные рекомендации для педагогов;
  • «умственный возраст» ученика, что позволяло переводить его в группу, наиболее соответствующую его интеллектуальному развитию и, с другой стороны, формировать более однородные группы обучения.

Любая индивидуализация
обучения противоречила тоталитарным догматам марксистского коллективизма. Поэтому в 1930-е годы история педологии, а также психологии и педагогики в СССР приобретает драматизм, обусловленный грубым вмешательством советско-партийного руководства в научную жизнь.

После теоретических дискуссий (1931) состоялась внутренняя переориентация педологии, а после постановлений 1931-1932 pp. она фактически превратилась во вспомогательную науку. Наработки педологов все чаще подвергались «партийной критике» и «самокритике». В итоге постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) педология была объявлена «лженаукой» и прекратила свое существование.

Разгром педологии существенно затормозил развитие психологии и педагогики в СССР. Результатом стал длительный упадок педагогической и возрастной психологии, значительное отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики).

В учебниках для педагогических высших учебных заведений того времени авторы стремились не допустить проникновение в умы будущих учителей «детской», «педагогической», «школьной» психологии, чтобы избежать обвинения в попытках «восстановить» педологию. Студенты педагогического вуза получали фактически выхолощенные психологические знания. А обвинения в педологических ошибках много лет нависали над психологами.

См. также:

Педология: репрессированная наука. История педологии в СССР и за рубежом

Ценным в педагогике было стремление изучать развитие ребенка в условиях

 

Источник

 ОТ СЕБЯ:..Сегодня по НВК была интересная передача…Там промелькнула такая мысль…что..СССР и коммунистическая система разавлилась из-за ОТРИЦАНИЯ отделения этой науки ПЕДОЛОГИИ ..от экономического образования……..Советскими идеологами…КАКОВО…!!!!???

 Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

(от греч. pais (paidos) — дитя, logos — учение) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубежеXIX–XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслейпсихологии и экспериментальной педагогики. Содержание П. составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, однако этиподходы оказались связанными между собой чисто механически. В исследованиях ученых, работавших вобласти П., был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в П. былостремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности надиагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) П. была объявлена «псевдонаукой» ипрекратила свое существование. Результатом разгрома П. явилось торможение развития педагогической ивозрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка впроцессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики).

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

— течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное распространениемэволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и педагогии экспериментальной.Связано прежде всего с именем С. Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. Основатели педологии — С. Холл, Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и пр. В Россиипедология широко распространилась еще в дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологическихучреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов.

В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и вразличных, в том числе социальных, условиях; целью ставилось помочь развитию всех его потенций. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических исоциологических подходов к развитию ребенка, хотя эти подходы связывались между собой чистомеханически.

Однако предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки, не былопределен, и попытки найти специфику педологии были безуспешны, хотя в исследованиях отечественныхпедологов был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным впедологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практическойнаправленности на диагностику психического развития.

В 1936 году педология в СССР была объявлена «псевдонаукой» и прекратила существование. Результатомразгрома педологии было торможение развития психологии педагогической и возрастной, отставание вобласти психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания(так называемая «бездетность» педагогии).

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

Происходит от греч. pais – дитя и logos – слово, наука.

Направление в психологии и педагогике.

Возникла в конце ХIХ в. под действием эволюционных идей. Связана прежде всего с именем С.Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. В педологии ребенок рассматривалсякомплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях, а целью ставилось помочь развитию всех его потенций.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Рекламу можно будет закрыть через 14 секунд

(от греч. pais — дитя + logos — слово, наука) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубежеXIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию, развитиемприкладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Основателем П. признан амер. психолог С. Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическуюлабораторию; сам термин придумал его ученик — О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде«Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление П.: «Если педагогика хочет воспитать человекаво всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».

На Западе П. занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником рос. П. явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, организовавшийв 1907 г. Педологический ин-т в СПб. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шланормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевалисьнеизбежные для молодой науки болезни роста.

Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П. ПБлонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый и др.), четко определен не был, ипопытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.

П. стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всехвлияющих факторов. Блонский определял П. как науку о возрастном развитии ребенка в условияхопределенной социально-исторической среды. То, что П. была еще далека от идеала, объясняется неошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, средипедологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить 4 основных принципа.

1. Ребенок — целостная система. Он не должен изучаться только «по частям» (что-то физиологией, что-топсихологией, что-то неврологией).

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принципозначал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить пониманиеВыготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только напсихику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешноработали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенноактуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активноосуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Л. и М. действовали ин-ты П., где представителиразных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьмаосновательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневнойпрактической работой.

В 1930-е гг. началась критика многих положений П. (проблем предмета П., био- и социогенеза, тестов и др.), приняты 2 постановления ЦК ВКП(б). В 1936 г. П. была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические ин-ты и лаборатории; П. вымарали из учебныхпрограмм всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Выготский объявлен «эклектиком», Басов и Блонский — «пропагандистами фашистских идей».

Постановления и последовавшая обвальная «критика» варварски, но мастерски извратили саму суть П., вменив ей в вину приверженность биогенетическому закону, теории 2 факторов (см. Конвергенциитеория), фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой инаследственностью (это слово должно было звучать ругательно). На самом деле, считает В. П. Зинченко, педологов погубила их система ценностей: «Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценилипрежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство».

Ряд работ Блонского (напр.: Развитие мышления школьника. — М., 1935), работы Выготского и егосотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическомразвитии ребенка. Труды Н. М. Щелованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина (см. Комплекс оживления), создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и нынедействующей системы воспитания в младенческом и раннем возрасте, а психологические исследованияБлонского Выготского обеспечили возможности разработки теоретических и прикладных проблем возрастнойи педагогической психологии в нашей стране. При этом реальный психологический смысл исследований иих педологическое оформление долгое время не позволяли отделить одно от другого и по достоинствуоценить их вклад в психологическую науку. (И. А. Мещерякова.)

Добавление: Несомненно, гос. произвол в отношении отечественной П. сыграл решающую роль в еетрагическом конце, но обращает на себя внимание тот факт, что и в др. странах П. в конце концовпрекратила свое существование. Судьба П. как поучительный пример недолговечного проекта комплекснойнауки заслуживает глубокого методологического анализа. (Б. М.)

   ПЕДОЛОГИЯ (с. 435)

   4 июля 1936 г. вышло печально известное Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращенияхв системе Наркомпросов», которое не только исковеркало судьбу многих советских ученых, но и на долгиегоды уложило отечественную психологическую науку в прокрустово ложе официальных дозволений изапретов.

   Справедливости ради следует признать, что партийное постановление 1936 г. возникло не на пустомместе и не было продиктовано одним лишь произволом далеких от науки чинуш. На такую реакциюпедология долго «напрашивалась». Реакция вышла запредельная, по принципу «лучшее лекарство отперхоти – гильотина». Правда, нельзя отрицать, что «перхоти» было предостаточно и лечения этот недугобъективно требовал, хотя, безусловно, не хирургического.

   Основная претензия, высказанная в постановлении (и, кстати, вовсе не безосновательная), сводиласьк тому, что педологи в своей практике злоупотребляют тестированием, а это приводит к недопустимымсоциальным последствиям. Вывод: тестирование – метод никуда не годный, поэтому подлежит запрету. Более того – все рассуждения педологов ненаучны, и сама педология – лженаука. Входившие в моду ярлыкивредителей и врагов народа в постановлении еще не прозвучали, но недвусмысленно подразумевались. Всередине 30-х такое решение партийного руководства даже самых хладнокровных заставило содрогнуться. (По одной из версий, официальный лидер советской педологии А.Б.Залкинд после оглашения напартсобрании данного постановления умер прямо на улице от инфаркта.)

   Заслужили ли педология и педологи столь суровый приговор? В отношении педологии как наукибольшевики явно погорячились. До их постановления педология благополучно существовала не однодесятилетие, ни от кого не заслуживая подозрений во вредительстве. Одним из основоположников этогонаучного направления считают американца Г.С.Холла, в чьих трудах, в частности в знаменитой «Юности», были предприняты первые попытки комплексного (междисциплинарного, как сказали бы сегодня) подхода кпроблемам возрастного развития. Сам термин «педология» был предложен еще в 1893 г. его ученикомО.Хризманом для обозначения науки, призванной объединить разнообразные знания о ребенке. На рубежевеков термин получил популярность, под этим названием создавались научные учреждения и объединения, выходили печатные издания; так, в России в 1907 г. В.М.Бехтеревым был основан Педологический институт вПетербурге, а также основан журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии». Однако единого содержания в понятие «педология» не вкладывалось, и наряду с ним употреблялисьравнозначные термины «психология детства», «педагогическая психология», «экспериментальнаяпедагогика», «гигиена воспитания» и др. Наиболее весомый статус педология приобрела именно в нашейстране, где в 20-х – начале 30-х гг. было открыто несколько педологических вузов и соответствующихфакультетов и отделений в педвузах для массовой подготовки педологов и широкомасштабного внедренияпедологических процедур в образовательную практику. В других странах, где педологию никто и не думалзаконодательно отменять, само это понятие постепенно вышло из употребления. Однако педология наЗападе, растворившись в других науках, дала мощный толчок развитию детской и педагогическойпсихологии, генетической психологии, педагогической социологии, социальной педагогике, этнографиидетства. В этих науках оказались фактически ассимилированы достижения педологии, и сегодня на основеих успехов все более четко вырисовывается возможность новых попыток комплексного подхода к детскомуразвитию.

   В самой идее всестороннего изучения ребенка ни с какой точки зрения невозможно было усмотретьничего дурного. Однако для Советского Союза 30-х годов объективное изучение ребенка представлялособой реальную социальную угрозу. Разве можно согласовать идею гегемонии пролетариата сустановленным педологами фактом, что дети гегемона хуже справляются с интеллектуальными задачами, чем дети непролетарского происхождения? По одной из версий (достоверность которой сегодня уже труднопроверить), особое негодование Отца Народов и Лучшего Друга Всех Советских Детей вызвал крайне низкийтестовый балл, выставленный его сыну Василию.

   В результате главный удар пришелся именно на тестирование. И это в самом деле было уязвимымместом советской педологии. В качестве диагностических методик педологи-практики в широком масштабеиспользовали скороспелые поделки, торопливо скопированные с западных образцов, а то и сами западныетесты без их серьезной адаптации. К этой работе были во множестве привлечены недостаточноподготовленные энтузиасты, чьих навыков хватало на проведение тестовых процедур, но было явнонедостаточно для глубокой интерпретации результатов. По результатам тестирования выводы зачастуюделались поверхностные и чересчур категоричные.

   Решение проблемы было найдено по-большевистски радикальное: если неумелые повара регулярнопересаливают пищу – поваров наказать, а соль и вовсе из рациона изъять. Отечественные науки о ребенкеоказались на пресном пайке на несколько десятилетий.

   Интересно: в 90-е гг., когда большевистский радикализм подвергся столь же радикальномуосуждению, оказалась громогласно заклеймлена лишь избыточность репрессий, но не их обоснованность (вданной сфере, разумеется). Педологические извращения в самом деле имели место, и требовалиськонструктивные меры для преодоления этой ситуации. Беда в том, что меры были избраны деструктивные. В своих ошибках, если угодно – извращениях, педологи рано или поздно разобрались бы и сами и, вероятно, сумели бы их исправить. Определенные тенденции к этому в начале 30-х наметились. Самое обидное, что иэти тенденции оказались безжалостно пресечены драконовским постановлением ЦК.

   Запрещенная де-юре, педология так и не была официально реабилитирована, однако через многолет возродилась де-факто. Например, сегодня в Москве выходит журнал «Педология. Новый век», продолжающий лучшие, конструктивные традиции репрессированной науки.

   Труды педологов переиздаются, причем не как архивные памятники, а как источник вдохновения дляновых поколений исследователей детства.

   Правда, настораживает и то, что нередки сегодня и рецидивы настоящих педологических извращений. Не стану развивать эту тему, дабы не обидеть кого-то из коллег. Скажу лишь: хочется надеяться, что сэтими издержками мы разберемся сами, в рамках своего профессионального сообщества. Официальныйдекрет тут совсем не нужен.

Источник