Ценность семьи для развития ребенка
Семейные ценности – в чем же ценность для развития личности ребёнка ? Задумаемся… Система семейных ценностей – это общее творение многих членов семьи. Наша система ценностей включает кроме прочего, наши надежды, ожидания, принципы, чувства,предопределяя способы, с помощью которых мы преодолеваем трудности… В основном мы усваиваем эту систему в среде, в которой родились. Мы обычно не осознаём всей важности этого наследства. Систему ценностей мы усваиваем в период взросления, и дальше следуем этим правилам, воспринимая их как часть себя.
Дети, воспитывающиеся в семье и открытые к общению с ней, не сомневаются в семейных ценностях, которым их учат взрослые. Повзрослев, ищут свой путь. Они должны отделиться от семьи, чтобы найти свой взгляд на жизнь. Став родителями, они берут на себя новую ответственность- за своих детей – и осознают глубинную связь с предками, и вновь, уже в зрелом возрасте, возвращаются к истокам, к своей семье.
Правильный жизненный путь, где каждый член семьи – единственный и неповторимый и взаимосвязь всех её членов важна для семьи как единого целого. Разорванные и прохладные отношения приводят к страданиям, отрицательно сказываясь на жизни всей семьи. Упорный труд для сближения её членов, представителей разных поколений – это вклад в поддержание любви и укрепление семьи.
Нелегко найти нужный путь, который соединит почтительное отношение к прошлому, активный образ жизни в настоящем и ответственное отношение к будущему.
С чего же надо начинать? Может быть с формирования семейных ценностей у детей? Дайте четкие представления ребёнку о том, « что такое хорошо и что такое плохо», что можно делать, что категорически запрещено, и на этой основе последовательно формируйте эталон поведения в семье, в обществе. Независимо от возраста ребёнка , лучший путь к хорошим взаимоотношениям с ним – спокойное, последовательное, уважительное общение. Установите тёплые отношения с ребёнком , основанные на взаимопонимании.
Как это сделать? Помочь ребёнку сформировать свои ценности. Вы ведь спрашиваете ребёнка, когда все вместе собираетесь вечером за столом: « Как прошёл день?». Если нет, обязательно введите эту фразу в семейную традицию.Она удивительно уютная, тёплая и домашняя и имеет свойство передаваться из поколения в поколении, сближая и сплачивая всю семью. Ещё полезнее, обсудив все дневные события, предложить ребёнку выбрать главное и поговорить о том, почему он считает главным именно данное событие. Это важно по целому ряду причин. Во- первых, вы всегда будете в курсе того, что происходит у ребенка. Во- вторых, вы научите ребенка выявлять главное и второстепенное. И, наконец, ребёнок постепенно начнёт осознанно формировать свои жизненные ценности . Очень полезно, если ребёнок запишет главное событие дня в ежедневнике, а рядом напишет, в чем для него заключается ценность данного события.
В ежедневнике ребёнок записывает главные события года, или каникул, определяет главные события всей семьи и т. д. Замечательным семейным ритуалом может стать подытоживание за праздничным столом главных событий всей семьи в последние часы уходящего года. В новогоднюю ночь можно объявить внутрисемейный конкурс на три самых важных события года в жизни семьи. Выбрать победителей и вручить им призы.
Поговорите с ребёнком о том, что он хочет сделать в будущем, какие семейные ценности для него важны, чего он хочет добиться в жизни . Выясните вместе, зачем ему это нужно, почему это важно для него. Предложите ему выполнить упражнение на самоопределение . Пускай на листе бумаги нарисует 5-6 , или больше геометрических или абстрактных фигур. На рисунке с фигурами необходимо выполнить такое задание:
- В середине каждой фигуры пусть впишет продолжение мысли: «Я хочу, чтобы в моей жизни…»Ответов может быть много, но начало предложения одно.
- Пронумерует по значимости для себя ответы. Самый важный цифрой -1, а менее
. важные цифрами:2,3,4 и т. д.
- · . По контуру каждой фигуры пусть допишет свои объяснения:» Это возможно, если…»
- Ярче выделит те фигуры, где все зависит лично от него.
- · . От каждой фигуры проведёт стрелки с ответами на вопросы :» Кто или что может мне в этом помочь?»
Постарайтесь вместе заполнить другую таблицу – таблицу его будущих достижений. А затем напишите вместе с ребёнком , что он сделает прямо с завтрашнего дня для того , чтобы приблизить свои будущие достижения.
А как обстоят дела в вашей семье? Что вы о ней думаете? Она даёт вам силы и вдохновение или вас гнетут обиды и конфликты? Радуетесь ли вы счастью друг друга? Умеете ли быть открытыми, меняться, придумывать свой семейный стиль? Какие семейные ценности являются вашей опорой в жизни, а в жизни вашего ребёнка?
Задача родителей – позитивно влиять на развитие детей, помочь им стать психически полноценными, зрелыми. Сформировать у детей правильное отношение к жизни, к людям, к семье. Мы не можем возложить на себя всю ответственность за их будущее счастье или личный выбор, зато можем научить семейным ценностям, которые нас вдохновляют и оберегают.
Детский и семейный психолог Троцкая Наталья Валентиновна.
Источник
Айнура Акматова
Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста»
Семья – это МЫ.
Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
(интернет ресурс)
Стать успешным в современном мире, не всегда значит иметь хорошую машину, недвижимость или подняться по карьерной лестнице. В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас. Семья является достоянием общественных ценностей. Что такое семья для детей, и какими должны быть условия для их развития? Для ребенка, семья – это, прежде всего среда, в которую закладываются условия его психического, физического, интеллектуального и эмоционального развития.
Семья — это самые, близкие люди. Вы можете сами спросить у ребенка, знает ли он, что такое семья. Ребенок может удивить вас тем, что он сможет назвать или показать членов семьи. Замечают, что люди вместе живут, проявляют заботу друг о друге. Можно также рассматривать семьи животных, замечать, как родители смотрят и ухаживают за своими детками, как детеныши тянутся к маме и папе. Наблюдайте также вместе за людьми, угадывайте, кто относится к их семье. Берите в пример и рассматривайте только счастливые семьи, чтобы у малыша формировалось мнение, что семья – это надежный тыл, в котором его всегда поймут и помогут. Согласно конвенции ООН о правах детей, каждый ребенок имеет право на семью. Семья обязана создать для ребенка все условия для развития его способностей, обеспечить его потребности, уважать его мнение и не подвергать ребенка эксплуатации и дискриминации.
Семья для ребенка дошкольного возраста – это обязательное наличие ребенка в семье, а вот членами семьи они могут считать не только папу и маму, это может быть соседка по дому, бабушка, мамина подруга, папин приятель или, например, рыбка, кошка, собачка. Ребенок – дошкольник, главным качеством члена семьи считает непосредственное отношение к нему. Если речь идет о сказочных персонажах, то дошкольники относят к своей семье тех, кто непосредственно связан с героем-ребенком. По той же причине многие дошкольники часто “вычеркивают” из семьи тех, кто, как им кажется, мало с ними контактирует. Если дошкольник ощущает внимание к себе со стороны членов семьи, наблюдает своих близких в общем пространстве и, наконец, осмысляет и оценивает разнообразные действия членов семьи как такие, с помощью которых все они реализуют общие цели и задачи, общую для них жизнь, он воспринимает свою семью как семью. Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. Ребенок копирует поведение взрослых, и это происходит как не осознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем, что в итоге является одним из необходимых элементов личности — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. Родители же в реальности часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера. Семейные ценности – это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Говоря о формировании семейных ценностей, надо начинать работу с корректировки родительских установок. Ведь именно у родителей ребенок учится проявлять свои чувства, свои привязанности. В семье он видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Поэтому воспитательная система должна охватывать в первую очередь родителей, предлагая такие формы работы, которые в наибольшей степени заинтересуют взрослых. И напоследок, хочется акцентировать ваше внимание, что семья – это там где уютно и комфортно, где всегда ждут друг друга, где всегда утешат и поддержат. Неважно большая она или нет, просто от одной фразы “моя семья” становится теплее на душе. Это гавань, уютный домик, затерявшийся на краю света, это смех детишек, урчание кошки, объятье любимого. Это радости и горести, которые всегда переживается вместе. Это тот свет в конце тоннеля, который дает тебе надежду и силу принимать жизнь со всеми ее достоинствами и недостатками. Семья — это наш оберег, защита и место, где мы чувствуем себя счастливыми. Семья — это самое главное, что есть в нашей жизни, ведь именно в ней мы или растем или деградируем.
Главное, о чём стоит помнить, это то, что «Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой» – А. С. Макаренко.
Источник
Анна Безносова
Роль семьи и семейных ценностей в развитии дошкольников
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №222»
Консультация для родителей
«Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Безносова А. А.
Саратов 2019г.
Семья – это МЫ.
Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
Стать успешным в современном мире, не всегда значит иметь хорошую машину, недвижимость или подняться по карьерной лестнице. В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас. Семья является достоянием общественных ценностей. Что такое семья для детей, и какими должны быть условия для их развития? Для ребенка, семья – это, прежде всего среда, в которую закладываются условия его психического, физического, интеллектуального и эмоционального развития.
Семья — это самые, близкие люди. Вы можете сами спросить у ребенка, знает ли он, что такое семья. Ребенок может удивить вас тем, что он сможет назвать или показать членов семьи. Замечают, что люди вместе живут, проявляют заботу друг о друге. Можно также рассматривать семьи животных, замечать, как родители смотрят и ухаживают за своими детками, как детеныши тянутся к маме и папе. Наблюдайте также вместе за людьми, угадывайте, кто относится к их семье. Берите в пример и рассматривайте только счастливые семьи, чтобы у малыша формировалось мнение, что семья – это надежный тыл, в котором его всегда поймут и помогут. Согласно конвенции ООН о правах детей, каждый ребенок имеет право на семью. Семья обязана создать для ребенка все условия для развития его способностей, обеспечить его потребности, уважать его мнение и не подвергать ребенка эксплуатации и дискриминации.
Семья для ребенка дошкольного возраста – это обязательное наличие ребенка в семье, а вот членами семьи они могут считать не только папу и маму, это может быть соседка по дому, бабушка, мамина подруга, папин приятель или, например, рыбка, кошка, собачка. Ребенок – дошкольник, главным качеством члена семьи считает непосредственное отношение к нему. Если речь идет о сказочных персонажах, то дошкольники относят к своей семье тех, кто непосредственно связан с героем-ребенком. По той же причине многие дошкольники часто “вычеркивают” из семьи тех, кто, как им кажется, мало с ними контактирует. Если дошкольник ощущает внимание к себе со стороны членов семьи, наблюдает своих близких в общем пространстве и, наконец, осмысляет и оценивает разнообразные действия членов семьи как такие, с помощью которых все они реализуют общие цели и задачи, общую для них жизнь, он воспринимает свою семью как семью. Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом»ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. Ребенок копирует поведение взрослых, и это происходит как не осознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем, что в итоге является одним из необходимых элементов личности — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. Родители же в реальности часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера. Семейные ценности – это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Говоря о формировании семейных ценностей, надо начинать работу с корректировки родительских установок. Ведь именно у родителей ребенок учится проявлять свои чувства, свои привязанности. В семье он видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Поэтому воспитательная система должна охватывать в первую очередь родителей, предлагая такие формы работы, которые в наибольшей степени заинтересуют взрослых. И напоследок, хочется акцентировать ваше внимание, что семья – это там где уютно и комфортно, где всегда ждут друг друга, где всегда утешат и поддержат. Неважно большая она или нет, просто от одной фразы “моя семья” становится теплее на душе. Это гавань, уютный домик, затерявшийся на краю света, это смех детишек, урчание кошки, объятье любимого. Это радости и горести, которые всегда переживается вместе. Это тот свет в конце тоннеля, который дает тебе надежду и силу принимать жизнь со всеми ее достоинствами и недостатками. Семья — это наш оберег, защита и место, где мы чувствуем себя счастливыми. Семья — это самое главное, что есть в нашей жизни, ведь именно в ней мы или растем или деградируем.
Главное, о чём стоит помнить, это то, что «Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой» – А. С. Макаренко.
Источник
Мусина Азалия
Консультация «Семья — самая большая ценность для ребенка»
СЕМЬЯ — это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человечка, его надежда и опора. Это среда, в которой он познает мир, использует свои возможности и умения, исследует окружающий мир, справляется с его непредсказуемыми подарками. Всё, что каждый из нас узнает из семьи, становится нашей системной ценностью, богатством. Счастливая, радостнаясемейнаяжизнь – это не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выборе.
Создание семьи — великий подвиг. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, свободы, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невыполнима вне любви и вне семьи. В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки.
ОСНОВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным, и будет содержать бесконечное количество пунктов и подпунктов. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.
ЧУВСТВО ЗНАЧИМОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ
Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, посвящая свои свободные минуты своим близким, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для своей деятельности. Семья — это то место, где можно собираться вместе без оcобых случаев, праздников и проводить вместе время, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут выслушают, поддержат, посоветуют как выйти из тупика.
ГИБКОСТЬ В РЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ — путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много порядка и правил может привести к ухудшению отношений и появлению обид.
УВАЖЕНИЕ. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать, как уважать себя, на личном примере. Между уважением и чувством страха существует очень тонкая грань. Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи, распространяется из дома в школу, на работу и другие общественные места, где человек сталкивается с людьми.
НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ ПРОЩАТЬ ЛЮДЕЙ, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды.
От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор — принять, простить, отпустить и идти дальше.
УЧИТЕСЬ БЫТЬ ЩЕДРЫМИ на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения. Щедрость — давание, не думая о том, что вы получите взамен.
ОБЩЕНИЕ — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз.
Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкиваний, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
ТРАДИЦИИ — это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи. Будьте примером для подражания. Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др. Оцените свой вклад в развитие и укрепления ваших семейных уз. Хотя семейные отношения основаны на сильных кровных связях, все же в большой семье с течением времени чувства близости ослабевают, поэтому необходимо дополнительно прилагать усилия и уделять время для сохранения крепких семейных уз. Время от времени вы должны напоминать себе о важности семьи в вашей жизни.
Источник