Целостность и гармоничность физического развития ребенка

Харина Татьяна
Современные подходы к организации физического развития детей дошкольного возраста

Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает своевременное физическое развитие. В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (1995г.) задача охраны и укрепления здоровья детей стоит первоочередной. Деятельность взрослого, направленная на решение данной задачи, составляет содержание физического воспитания.

В проекте Государственного стандарта по дошкольному воспитанию раскрывается содержание работы по физическому развитию:

– взрослые создают условия для психофизического развития детей;

– способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни;

– создают широкие возможности для двигательной активности детей;

развивают у ребенка интерес к различным видам спорта;

– способствуют становлению и развитию физической компетентности детей (валеологические знания, умения, навыки,

В современных программах нового поколения («Радуга»,«Детство»,«Из детства в отрочество», «Истоки», «Развитие») содержание и условия педагогической работы по физическому развитию конкретизируется в зависимости от возраста.

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т. д.). В широком понимании термин включает физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).

Физическое развитие это не только биологический процесс, характеризующий становление, изменение форм и функций организма, но социальный процесс. Активность самой личности, ее отношение к своему здоровью, овладение опытом в процессе социализации развивают природные анатомо-физиологические предпосылки организма.

Овладение движениями, техникой их выполнения, развитие физических качеств, происходит при активном участии взрослого. Тем самым, физическое воспитание является ведущим в развитии личности ребенка. Благодаря педагогической работе у ребенка появляется потребность в здоровом образе жизни.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач

развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Физическое воспитание опирается на данные обследования детей, уровня физического развития, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям.

Современный подход к организации физического развития предполагает учет естественно-научных, психологических, педагогических основ.

Естественно-научные основы базируются на учении И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их учеников. Это положение о трояком единстве организма:

– единство физического (телесного) и психического;

– единство всех систем организма;

– единство организма с окружающей средой.

Это учение о рефлексах головного мозга, о важности развития коры головного мозга, центральной нервной системе. Учение о взаимосвязи двух сигнальных систем (что находит отражение в сочетании показа действий и словесных инструкций). Учение о динамическом стереотипе поведения, когда создаются условные образования устойчивых рефлексов на время и его содержание. Отсюда, режим ДОУ, группы строится по этому принципу.

Современные физиологи (П. К. Анохин, Н. М. Амосов, И. А. Аршавский, М. И. Кольцова, М. В. Антропова и др.) вводят понятие «физиологическая не дозрелость», которая выражается в неготовности естественно-биологической основы организма выполнять те или иные физические нагрузки.

Психологические основы современного физического образования раскрывают значимость развития у детей интереса к физическому «Я»; формирование потребностно-мотивационной сферы (линии осознанности, сознательности, устойчивости мотивов, склонностей и т. п.); формирование у ребенка представлений о себе, как о субъекте двигательной деятельности; развитие физических способностей;

Педагогические основы включают цель и задачи, факторы и принципы, средства, содержание, условия.

Цель физического развития – охрана и укрепление здоровья детей.Задачи большинство авторов подразделяют на три группы:

I.Оздоровление:

1. Сохранять и укреплять здоровье детей.

2. Развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность.

3. Формировать умение сохранять правильную осанку.

4. Удовлетворять потребность детей в движении.

5. Способствовать развитию всех морфофункциональных систем детского организма, правильному функционированию внутренних органов.

Таким образом, в группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, в центре внимания всех участников образовательного процесса стоит естественно-биологическая основа детского организма.

II.Образовательные задачи:

1. Формировать представления о своем организме, о здоровье.

2. Знакомить детей с различными способами выполнения основных движению.

3. Формировать представления о режиме, об актуальности отдыха

4. Создавать условия для проявления ребенком ловкости, скорости и других физических качеств.

Таким образом, образовательные задачи предусматривают активную позицию педагога по реализации содержания физического развития детей.

III.Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.

2. Развивать нравственно-волевые качества ребенка (организованность, взаимопомощь, взаимовыручку, самостоятельность).

3. Воспитывать субъектную позицию ребенка в разных играх и упражнениях.

4. Воспитывать культурно-гигиенические качества

Таким образом, воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех факторов и средств физического воспитания. Психогигиенические факторы включают режим, рациональное питание, гигиена одежды, обуви, помещения, физкультурного оборудования. Основными средствами физического воспитания, активно влияющими на детей, являются закаливание, физические упражнения, утренняя гимнастика, развивающие игры, спортивные и подвижные игры, физкультурные занятия, плавание.

Учитывая многофакторность влияния на здоровье детей,работа в ДОУ должна строиться в следующих направлениях:

-создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

-комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками, психологами, родителями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию;

– повышение педагогической компетентности и деловой квалификации дошкольных работников.

Педагогические условия включают:

•создание предметно-развивающей среды. Так, в группе должны быть «дорожки здоровья», стационарные спортивные комплексы и тренажеры (если позволяет площадь, мини стадионы. Физкультурный зал представляет собой центр здоровья, где есть гимнастические стенки, разновысотные бумы и скамейки, фитнес-мячи, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки. Здесь могут быть надувные батуты, тренажеры. Многие ДОУ имеют бассейны, водяные души.

Читайте также:  Центр развития ребенка в зеленограде

На участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для мини-футбола, баскетбола, беговыми дорожками, полосами препятствия и т. п. В ДОУ можно оборудовать мини-поликлиники, где с детьми проводится лечебно-профилактическая работа.

•создание благоприятного уклада жизни ребенка в детском саду, положительного микроклимата;

•владение педагогами различными технологиями организации жизнедеятельности ребенка.

Большое значение имеет соблюдение режима – последовательного чередования отрезков времени, наполненных тем или иным содержанием.

Педагогические требования к режиму определяют позиционную направленность взрослого: постоянство; систематичность; содержательность; разнообразие организации сферы жизнедеятельности детей.

Здоровьесберегающий режим учитывает биоритмы детей (Ю. Ф. Змановский, метеобури, дни недели, каникулы (зимой и весной, эмоциональное и физическое состояние детей, важно не допускать перегрузки детей, их утомляемости, снижение функциональных возможностей.

Образовательная нагрузка должна быть адекватной возрасту, индивидуальным особенностям, учитывать группы здоровья детей, в Инструктивно-методическом письме Министерства РФ № 65/23 — 16 от 14.03.2000 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» даются гигиенические регламенты образовательной нагрузки. Так, максимально-допустимое количество учебных занятий в I половине дня в младшей и средней группе не превышает — двух, а в старших — три. Их продолжительность не более 15 минут (младший и средний возраст, в старшей группе — не более 25 минут, в подготовительной — не более 30 минут. В середине занятия проводится физминутка. Среди общего времени занятий следует отводить 50% занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% — занятиям физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла. Физкультурные занятия для всех возрастных групп необходимо проводить не менее 3 раз в неделю. Одно из трех физкультурных занятий проводится круглогодично на открытом воздухе.

Каждое дошкольное образовательное учреждение имеет право на свою систему физического воспитания.

Принципы реализации системы следующие:

– принцип оздоровительной направленности, главное правило – «Не навреди здоровью»;

– принцип разностороннего развития личности, главное правило — «В здоровом теле – здоровый дух»;

– принцип гуманизации и демократизации, главное правило – «Есть хочешь — будь здоров»;

– принцип индивидуализации, главное правило — «Возможности и здоровье у всех разное»;

– принцип единства всех участников образовательного процесса, главное правило – «Окажем друг другу помощь и поддержку».

Таким образом, современные подходы к физическому развитию детей строятся на научно-теоретических основах, признании важности сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, целостность и гармоничность физического развития определяет специфику содержания задач, технологий целенаправленной педагогической деятельности. Наличие комплексных и парциальных (авторских) программ создает программно-методическое обеспечение реализации задач физического развития детей.

Источник

Третьякова Н.Ю.

Физическое развитие ребенка

Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, средняя продолжительность жизни и др.). Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.

Отмечаются различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов. [3]

  1. Физическое развитие как важная характеристика здоровья

Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста, обусловленный увеличением массы и длины тела, развитием отдельных его частей и биологическим созревание ребенка соответственно его возрастному развитию. [1;16]

Здоровье — это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, социолизаторской, планирования семьи, медико-социальной и др.). Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Имеются другие определения, среди которых здоровье индивидуума рассматривается как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимально продолжительной и активной жизни.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка в период раннего детства

Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:

 — медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни);

 — заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная);

 — первичная инвалидность;

 — показатели физического развития;

 — показатели психического здоровья.

Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследований, данных о причинах смерти и др.

Анализ состояния здоровья населения или отдельных его групп должен стать обязательным в деятельности врача. Основными элементами комплексного анализа являются: 1) сбор информации о состоянии здоровья; 2) обработка и анализ информации о состоянии здоровья; 3) выдвижение гипотезы о связи факторов среды с состоянием здоровья; 4) направленное изучение факторов среды и углубленное изучение характеристик здоровья; 5) выявление количественных зависимостей между факторами среды и характеристиками здоровья; 6) принятие решения по оздоровлению окружающей среды для первичной профилактики заболеваний; 7) реализация принятых решений; 8) проверка эффективности принятых решений. Далее рассмотрим факторы, определяющие физическое развитие и его показатели.[8]

  1. Факторы, определяющие физическое развитие, его показатели.

Рассмотрим, какие существуют факторы физического развития детей.

На физическое развитие детей влияют как генетические, так и экзогенные факторы.

Влияние наследственности сказывается в основном после 2 лет жизни. Выделяют два возрастных периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима: от 2 до 9 и от 14 до 18 лет. В этом возрасте соотношение массы и длины тела может существенно отличаться от идеального из-за выраженных конституциональных особенностей телосложения.

Факторы окружающей среды (экзогенные факторы) оказывают большое воздействие на потенциал физического развития. Их подразделяют на внутриутробные и постнатальные.

К внутриутробным факторам относят состояние здоровья родителей, их возраст, экологическую обстановку, в которой они живут, вредные привычки, профессиональные вредности, течение беременности матери и др.

Антропометрические показатели новорождённого достаточно устойчивы. Даже сравнительно небольшие отклонения от среднестатистических показателей, как правило, свидетельствуют о неблагополучии в состоянии новорождённого.

Окружность груди у новорождённого, как правило, измеряют для сравнения с окружностью головы. Разница больше 2 см чаще всего служит признаком гидроцефалии. При измерении окружности головы и груди необходимо учитывать возможность сохранения захождения костей черепа друг на друга, возникшего в процессе родов, толщину подкожной клетчатки, отёчность в области грудной клетки. Уменьшение окружности головы в сравнении с нормой при рождении чаще всего возникает в результате изменения её конфигурации. Микроцефалию выявляют значительно реже, чем компенсированную гидроцефалию.

К постнатальным факторам, влияющим на физическое развитие, относят питание, режим дня, эмоциональное состояние ребёнка, хронические заболевания, климатогеографические условия.

Умеренный дефицит питания задерживает нарастание массы, но на длину тела не влияет. Более длительное голодание, несбалансированное питание с дефицитом микроэлементов и витаминов приводит уже не только к дефициту массы, но и к отставанию в росте с изменением пропорций тела.

Для детей раннего возраста характерна высокая двигательная активность, стимулирующая остеогенез и рост хряща. Однако необходимо следить за адекватностью физической подвижности возрасту ребёнка. Так, избыточная вертикальная нагрузка при поднятии тяжестей приводит к обратному эффекту – торможению роста. Большое значение имеет не только правильно проведённое бодрствование, но и достаточный сон.

У детей раннего возраста, особенно на первом году жизни, тесно взаимосвязаны физическое и нервнопсихическое развитие. Отсутствие или недостаточность положительных, избыток отрицательных эмоций влияют на физическое состояние и могут быть одной из причин нарушений роста.

Различные хронические заболевания ребёнка могут вызвать задержку роста, так как при них нарушаются метаболические процессы.

Климатогеографические условия относят к средовым факторам, влияющим на рост и развитие. Отмечено ускорение роста весной, торможение в осенне-зимний период. Жаркий климат и высокогорье тормозят рост, но могут ускорить биологическое созревание детей.

Особенно быстро неблагоприятные факторы окружающей среды сказываются на физическом развитии детей раннего возраста, поэтому антропометрические показатели на первом году жизни фиксируют ежемесячно, а в возрасте от 1 года до 3 лет не реже чем 1 раз в полгода.[7]

Основными показателями физического развития человека являются: рост, вес, окружность груди, жизненная емкость лёгких, мышечный тонус, сила кисти рук.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели: соматометрические; физиометрические; соматоскопические.[4]

Соматометрические показатели  включают определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.

Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.

Соматоскопические показатели необходимы для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.

Соматоскопия включает:

1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;

2) определение степени жироотложения;

3) оценку степени полового созревания;

4) оценку состояния кожных покровов;

5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;

6) осмотр зубов и составление зубной формулы.

Физиометрические показатели  включают определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.

Читайте также:  Компьютерная программа для развития ребенка

В зависимости от возраста детей программа антропометрических исследований может и должна меняться. Характеристика физического развития детей раннего и дошкольного возрастов должна дополняться данными о развитии моторики речи, но исключать некоторые функциональные исследования (определение жизненной емкости легких, мышечной и становой сил). При изучении физического развития подростков целесообразно включать в программу обследования ряд функциональных проб для определения состояния основных систем организма.

В дальнейшем полученные данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки – стандарты физического развития, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития детей.[6]

  1. Негативные последствия гиподинамии

Гиподинамия – ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, профессиональной деятельности, длительным постельным режимом, пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космические полёты). Развитие техники и связанное с ним облегчение условий труда, благоустройство быта, возрастающее год от года число операторских профессий значительно сократили долю мышечного труда в деятельности человека. Гиподинамия в школьном возрасте нередко связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятий спортом.

        Гиподинамия отрицательно воздействует не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Составляющая основную массу тела поперечнополосатая мускулатура с её огромной сетью периферических нервов, и кровеносных сосудов оказывает влияние на костно – суставной аппарат, кровообращение, дыхание, обмен веществ, эндокринное равновесие, на деятельность нервной и других систем организма. Поэтому адекватный уровень двигательной активности гармонично формирует организм в анатомическом и функциональном отношении, во многом определяет устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды, болезнетворным агентам.

        Продолжительное ограничение нагрузки на мышечный аппарат может стать причиной обратимых функциональных нарушений; в далеко зашедших случаях  оно может повлечь за собой глубокие патологические изменения и способствовать возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, инфаркта миокарда.

        Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы. Так, после двухмесячного постельного режима на 14-24% уменьшаются силовые показатели, падает тонус мышц, сокращаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека утрачивают характерную для них рельефность и рисунок из-за обильного отложения подкожного жира.

        Скелет человека, тесно связанный с мышцами, активно реагирует на ограничение подвижности, в частности снижается минеральная насыщенность костной ткани (остеопороз). Нарушение минерального обмена наблюдается на уже на 12-15 – е сутки постельного режима. С помощью различных исследований установлено, что в течение 6 – 8 месяцев постельного режима наблюдается постоянный отрицательный кальциевый баланс, когда внедрение кальция превышает его поступление. При гиподинамии возрастает содержание липидов в сыворотке крови.

        В условиях ограничения мышечной активности, когда уменьшается запрос тканей на доставку кислорода и субстратов биологического окисления, можно было бы ожидать снижения напряженности функции сердечно – сосудистой системы. Но этого не происходит; напротив, развивается детренированность сердечно – сосудистой системы, возрастает частота сердечных сокращений в покое. Даже при небольших, кратковременных физических нагрузках пульс достигает 100 и более ударов в 1 мин. Сердце работает неэкономично, выброс необходимого объёма крови достигается за счет возрастания ритма, а не силы сердечного сокращения.

При гиподинамии изменяется состояние центральной нервной системы, появляется синдром астенизации, который проявляется быстрой утомляемостью и эмоциональной неустойчивостью.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, эндокринной и других систем. Существенно снижается сопротивляемость возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.

Физическая активность играет важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, формировании нервных связей между опорно – двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами. Двигательная активность оказывает мощное влияние на развитие мускулатуры и скелета, совершенствует регуляцию кровообращения и дыхания.  Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника.

Снижение двигательной активности в среднем и пожилом возрасте может ускорить развитие атеросклероза и , ухудшая регуляцию тонуса сосудов, способствует нарушениям мозгового и сердечного кровообращения. В результате недостатка движений, сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и дряблость мышц, появляется сгорбленность, ускоряются процессы физиологического старения.

Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки и т.д. [2;133]

Таким образом, можно сделать вывод о последствиях гиподинамии:

• слабеют мышцы сердца;

• ослабляется деятельность сердца, оно детренируется;

• нарушение обмена веществ;

• дистрофия мышечной ткани;

• истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь, который оседает на стенках сосудов, из-за чего сосуды становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются;

• сколиоз;

• избыточная масса тела. [5]

В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. Он всячески морально и материально поощряется государственными структурами, ответственными за сохранение и восстановление здоровья, а это в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле.

Физическое развитие играет огромную роль в нормальном функционировании организма.

Список литературы

  1. Плисов В.А., Храмова Е.Ю. Новейший справочник педиатра – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2011. – 800с. Стр.16
  2. Покровский В.И. Популярная медицинская энциклопедия. Гл.ред.В.И.Покровский – 4-е изд. – В одном томе. Аборт – Ящур. – Ул.: «Книгочей», 1997 – 688с.
  3. Режим доступа: https://copy.yandex.net
  4. Режим доступа: https://fiz-ra.ucoz.com/blog/pokazateli_fizicheskogo_razvitija/2011-05-05-56
  5. Режим доступа: https://lechit-doma.ru/index/gipodinamija/0-10
  6. Режим доступа: https://lib.rus.ec/b/165926/read
  7. Режим доступа: https://www.medmoon.ru/rebenok/d_bol30.html
  8. Режим доступа: https://socmed.narod.ru/htm/zdor.html#4

Источник