Целостное развитие ребенка как субъекта

Целостное развитие ребенка как субъекта thumbnail

«Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только создать условия для того,
чтобы он этому научился сам».

Галилео Галилей

До недавнего времени ребенок в педагогике рассматривался как объект педагогического воздействия. В личностно-ориентированной парадигме образования ребенок рассматривается как субъект.

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Ачинска работает по программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Одним из ключевых моментов концепции программы является педагогическая концепция целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта детской деятельности [1].

Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. По мнению авторов программы, интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности.

Д.И. Фельдштейн отмечает [4]: «Определяя свои исходные позиции при построении своих отношений с детьми как субъект – субъектные, провозглашая, что ребенок – это субъект, фактически, реально мы, взрослые, относимся к ребенку как к объекту, на который направлены наши воздействия, ведя речь все время именно о действиях по отношению к ребенку, а не о взаимодействии».

Наблюдения за деятельностью воспитателей нашего учреждения показали, что педагоги в большей степени изучают, измеряют их потребности, мотивы, состояния, в меньшей побуждают к занятию активной позиции, не анализируя «обратных действий», не умея определять реальную субъектность ребенка. Для того чтобы качественно реализовывать программу, возникла необходимость повысить уровень теоретических знаний педагогов по данной проблеме. На педсовете «Ребенок – субъект деятельности» мы рассматривали теоретические основы данного вопроса.

Субъектность – это способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми. Как отмечает доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова [5], эта способность формируется в социальной жизни в процессе духовных усилий ребенка и воспитывается целенаправленно, если педагоги ставят задачей ее развитие.

Субъектность не появляется из ниоткуда, она имеет свою процессуальную сторону. Сначала – это свободное выражение своего «Я», затем соотнесение себя справилами культуры и социальной жизни. Субъектность обогащается пониманием другого человека. А далее еще одно приобретение: способность предвидеть действия других, а значит, выбирать, ориентируясь на предполагаемый результат. Оценивая содеянное и корректируя производимое, ребенок учиться планировать свои действия.

Условно ступенчатое восхождение ребенка к осознанию себя, по мнению Н.Е. Щурковой, выглядит так:

  • свободно выражаю своё «Я»;
  • вступаю в диалог с другим «Я»;
  • предвижу последствия своих действий;
  • произвожу свободный выбор;
  • оцениваю результат, планирую новый.

Н.Е. Щуркова подчеркивает, что современная педагогическая технология представляет собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное педагогическое воздействие заключается в переводе ребенка на позицию субъекта.

Поэтому, при освоении программы, перед воспитателями встала задача найти способы педагогического воздействия, позволяющие поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности, наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность.

Учитывая, что основное место в программе «Детство» занимает организация самостоятельной и совместной деятельности, в ДОУ потребовалось создать такую развивающую среду в группах, которая способствовала бы развитию детских интересов, способностей, стимулировала активность и самостоятельность, т.е. способствовала развитию субъектной позиции в деятельности.

Подходы к организации развивающей среды и совместной деятельности, которые обеспечивали бы успех саморазвития ребенка, обсуждался нами на педсоветах, методических часах, в индивидуальных беседах. Изучение характеристик и принципов построения развивающей среды, опыта МДОУ № 227 г. Красноярска, консультация заместителя директора по учебно – воспитательной работе ККПК № 2 Мещеряковой Л.Н. помогли составить нам наиболее полное представление о развивающей среде дошкольного учреждения работающего по программе «Детство». Постепенно, предметное пространство в группах изменилось. Для того, чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность в группах созданы центры, т.е. организованна специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности:

  • Центр сюжетно ролевой игры.
  • Центр грамотности, куда включается книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма. Сюда же включены и театрализованные игры.
  • Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами.
  • Центр строительно-конструктивных игр, в котором размещены альбомы со схемами, картинки, строительный материал, конструкторы.
  • Центр математики (игротека), куда входит занимательный математический материал (задачи на смекалку, головоломки, и др.).
  • Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Центры отделены друг от друга крупной или мелкой мебелью, стеллажами, полками, каждый центр имеет отдельный вход. Воспитатели разных возрастных групп организовывают содержательное пространство с учетом особенности помещения, специфики программных задач, возрастных возможностей детей.

В связи с изменениями в развивающей среде в группах, обсуждался вопрос, какие формы взаимодействия с ребенком выбрать, чтобы егоактивность в условиях обогащенной развивающей среды стимулировалась свободой выбора деятельности, чтобы ребенок играл, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимался не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов, чтобы этот процесс был не стихийным, а целенаправленным. Ответить на этот вопрос нам помогли материалы о групповом сборе, подготовленный педагогами, работающими по программе «Сообщество». Ознакомившись с целями, задачами, структурой и методикой проведения группового сбора, мы увидели, что такая форма работы с детьми дает им право выбирать где, с кем и чем они хотели бы заниматься, воспитывает самостоятельность, развивает сотрудничество между детьми, учит детей планировать свою деятельность, способствует развитию субъектной позиции в деятельности.

Было решено апробировать групповые сборы в разных возрастных группах. Впоследствии, на методическом часе «Групповой сбор – разнообразные варианты проведения», состоялся обмен опытом по организации и проведению группового сбора.

Групповые сборы прижились в практике. Наблюдение за педагогическим процессом показало, что групповой сбор является эффективной формой взаимодействия с детьми, позволяющей развивать личностные качества детей. Предназначен он для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно – делового общения детей и взрослых.

Читайте также:  Развитие воображения ребенка младшего дошкольного возраста

Групповой сбор позволяет решать воспитателям следующие задачи:

  • создать эмоциональный настрой на весь день;
  • развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
  • учить выделять из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
  • учить делать выбор;
  • учить планировать свою деятельность;
  • учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
  • развивать эмпатию.

В один день он начинается со звона колокольчика, в другой – с прихода игрушечного героя, героя сказки, мультфильма, большой интересной новости, освещения проблемной ситуации.

Далее короткое приветствие «глаза в глаза», передача настроения, доброты, внимания. Это может быть прикосновение ладошек, плечиков, локотков, носиков. Всё это даёт позитивный настрой, позволяет детям говорить и слышать друг друга.

Затем – обмен новостями. Это очень ответственная и очень значимая часть сбора, т. к. здесь развиваются коммуникативные навыки. Детям предоставляется возможность высказать свои мысли, фантазии, ребенок может радоваться за своих друзей или огорчаться вместе с ними. Высказаться всегда хочется всем, поэтому существуют правила, которые вводятся совместно с детьми, «сегодня говорит тот, у кого День рождения, а завтра у кого в руках волшебная палочка, послезавтра – клубочек.

Не менее важный момент группового сбора – игра или игровой тренинг. Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности, словесные игры, игры – фантазии, игры – шутки. Также используются вопросы, стимулирующие логическое мышление, требующие высказывания суждений, оценки, сопоставления.

– Что было бы, если…?

– Что бы ты сделал, если бы был волшебником?

– Как можно обойтись без…(кастрюли, шапки)?

– Что бы ты хотел изменить?

– Что поможет запомнить? и другие.

Следующая часть группового сбора – это выбор деятельности. Для этого в каждой группе есть «Доска выбора». Важно, чтобы ребенок сам спланировал свою деятельность, озвучил, чем он будет заниматься, нужна ли ему помощь, что должно получиться. Возможность ежедневного выбора способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность, выдвигать различные идеи и быть ответственным за свой результат.

Задача педагога состоит в том, чтобы организовать групповое пространство, вносить изменения в развивающую среду в зависимости от событий и ситуаций, которые происходят в группе.

Практическая ценность этой формы работы с детьми заключается в том, что изменились подходы во взаимодействии с детьми. От позиции «руководства деятельностью детей», когда ребенок вынужден, был заниматься тем, что предлагает ему взрослый, проводя его по жесткому алгоритму действий, в основе которого лежала воспроизводящая деятельность по плану педагога, воспитатели перешли к созданию условий для развития интересов и способностей. Каждодневно пропуская детей через тренинг определения собственной деятельности, общения с предметами и сверстниками, использование прежнего и конструирование нового опыта в условиях самостоятельной и совместной деятельности, педагоги помогают приобретать детям что-то новое для себя, выстраивают для них путь саморазвития.

Таким образом, организацию и проведение групповых сборов мы рассматриваем как способ создания педагогических условий для освоения детьми позиции субъекта разнообразных видов деятельности.

Опыт по использованию в педпроцессе групповых сборов мы представляли на ГМО «Методический диалог «Планирование и организация группового сбора с детьми дошкольного возраста» для дошкольных образовательных учреждений, работающих по программе «Детство» и на Всероссийской конференции «Коммуникативная парадигма российского образования».

Список литературы:

  1. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2002.
  2. Михайлова З.А. Методические советы к программе «Детство».- Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2002.
  3. Свирская Л. Групповой сбор – время и место для формирования компетентностей.//Детский сад. Управление, № 11 – 2003.
  4. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1999.
  5. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

Источник

      МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»

Семинар-практикум

«Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности»

Старший воспитатель: Страшенко Е.В.

2014 год

   Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, период первичной социализации личности.  В сознании  современных педагогов и родителей сложился верный взгляд на дошкольное детство как весьма важный возрастной этап в период старта, в решающей степени определяющий всё дальнейшее развитие ребёнка. Как помочь ребёнку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым, способным войти в реальные деловые связи со взрослыми  и сверстниками, принимать решение и отвечать за их последствия – вот далеко неполный круг вопросов, которые задают себе воспитатели и родители.

Концепция программы «Детство» включает три ключевые позиции:

  1. Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие для ребёнка дошкольника вид деятельности – игра. Детский труд и самообслуживание занимают особое место  в программе.
  2. Вторая ключевая позиция – концепция целостного развития как субъекта детской деятельности. Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность единственный способ самореализации самораскрытия человека.
  3. Третья ключевая позиция – освоение системы знаний об окружающем мире.

(Рассмотреть схему)

       Концептуальные положения программы «Детство» определяют своеобразие подхода к организации педагогического процесса детского сада.

В технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности представлены 3 взаимосвязанных блока, обеспечивающих знакомство детей с предметным миром, с трудом взрослых и вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми.

1.Предметный мир – главное воспитать ценностное отношение к предмету. (рассмотреть схему).

В младшем возрасте знакомим детей с видовыми понятиями на основе выделения существенных признаков. В этих целях используется система постепенно усложняющихся игр на классификацию. Детям предлагаются наборы картинок, включающих предметы одного вида, различающиеся по  несущественным признакам. Например чашки разной величины, цвета и предметы близких видов- стакан, кружка, кувшин, от которых дети отличают чашки.

        Здесь рекомендуются игры «Оденем куклу на прогулку», «Угостим мишку чаем». «Магазин», «Переезжаем на новую квартиру» и т.д. Пример игры для формирования видовых понятий. «Оденем куклу на прогулку» на столе макет комнаты, в шкафу много разнообразной одежды. Количество картинок постепенно увеличивается. Что надеть Кате?

Читайте также:  Развитие зрительных функций у ребенка

В окне макета комнаты появляются картинки, обозначающие части суток, погодные условия. (4 картинки образец).

«За покупками в магазин». Цель игры – упражнять в выборе нужного предмета со сходным.  Например: чайник, кофейник, кастрюля, сковорода, стакан, чашка. Игра имеет множество вариантов. Играть можно как с реальными предметами так и с картинками. Один из вариантов игры: на наборном полотне 3 полки магазина, появляются разные товары (предметные картинки в парах). «Покажите пожалуйста красный чайник», «Я хочу купить новую кастрюлю», «Что-то я плохо вижу, что стоит на нижней полке?» (схема наборного полотна).

Средний возраст – осваивают простейшие родовые понятия, в основе существенный признак – назначение (игрушки, продукты, одежда, мебель, инструменты и т.д.). Целесообразно введение игрового персонажа, игровая проблемная ситуация.

Игра «Волшебный сундучок». В сундучке находятся различные игрушки. Воспитатель предлагает назвать игрушку, уточняет, форму, цвет, размер, читают стихи об игрушках.

«Найди лишний предмет». Например: висит в шкафу одежда. Среди одежды стоят туфли.

 «Какие продукты мы используем в пищу». Детям предлагается набор предметных картинок. На листе бумаги нарисованы пересекающие круги. В один круг кладем продукты используемые в вареном виде, в другой круг – в сыром виде. На пресечение кругов – продукты, которые можно использовать в сыром и вареном виде. (Схема рисунка).

Старший возраст.

      Задача педагога помочь ребенку свободно ориентироваться в предметах материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице, правильно пользоваться по назначению, ценить их. Успех занятия зависит от мотивации, а так же подбора предметов для сравнения. Предлагается схема-модель для сравнения. Работая над родовым понятием идет расчленение: Например называют транспорт изображенный на картинках, затем его подразделяют на водный, воздушный, наземный, подземный (используются знаки). Посуду можно разделить на кухонную, чайную, столовую. По материалу – на металлическую, пластмассовую, фарфоровую, деревянную, по использованию – на одноразовую, многоразовую. Продукты можно разделить на мясные, молочные, рыбные, кондитерские. По вкусовым качествам – сладкие, кислые, соленые, горькие.

В процессе ознакомления с предметами  особое значение имеет книга, как источник знаний.

2.Труд взрослых.

      Труд – центральное социальное явление. Вводя ребенка в мир предметов и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, знакомя детей с разными профессиями, программа вводит детей и в мир социальных отношений. Педагогическим условием воспитания у дошкольников целостного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.

Важно:  

– поставить цель, мотив труда;

-задумать предмет, который необходимо изготовить;

-подобрать орудия, инструменты;

– определить трудовые действия;

-итоговый результат труда.

Младший возраст. Большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат, все компоненты трудового процесса для них слиты и не воспринимаются раздельно. Учитывая особенности наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления детей младшего возраста, знакомство малышей с трудом взрослых целесообразно начинать с трудовых процессов, где происходит не преобразование, а создание предметов.

      Конструируя образовательный процесс, воспитатель использует житейские бытовые ситуации. Широко используются разнообразные игровые персонажи, которые попадают в проблемные ситуации. Мишка разбил чашку, чтоб накормить его кашей необходимо слепить новую. Катю пригласили в гости, ей хочется пойти в новом платье.

 Катя пошла гулять, нет шапочки. Что сделать?

– Выбирают какую сшить шапочку,

-затем выбирают материал, ленту для завязок.

– А какие инструменты для шитья нужны?

-Воспитатель показывает сам процесс шитья.

-Сравнивают полученный результат с задуманным.

Средний возраст. Задача педагога познакомить с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда, научить увидеть компоненты трудовых процессов. Особо важно побудить к отражению полученных впечатлений в играх. Внимание уделяется преобразованию предметов: повар сварил кашу, няня помыла посуду, накрывает на стол. Воспитатель рассказывает о значимости труда, важна характеристика взрослого человека, проявляющегося в деятельности.         Дети пятого года жизни сами способны освоить  отдельные процессы. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления. Дети знакомятся с трудом няни, прачки, дворника. Во второй половине года знакомятся с трудом повара, с бытовой техникой: мясорубка, хлеборезка, пылесос, стиральная машина. Дети знакомятся с коллективным характером труда на примере повара. Повар работает не один, у него есть помощники. Важно показать, что коллективный труд ускоряет полученный результат, облегчает труд участников трудового процесса.

В средней группе педагог раскрывает понятие профессия, проводятся беседы. В ходе беседы дети выделяют результат труда, осознают его значимость.

       Для формирования представления о структуре трудового процесса, можно использовать модель трудового процесса. Модель образно названа «Лесенка». Каждая ступенька означает компонент трудового процесса в порядке их следования.

      Лесенка строится вначале педагогом совместно с детьми из кирпичиков. Соотнесение  ступеньки с компонентом трудового процесса достигается сначала тем, что на ступеньку помещаются предметы, наиболее ярко представляющий компонент труда: На первую ступеньку рисунок предмета того предмета, который задумали – цель труда; на вторую материал, из которого нужно сделать задуманный предмет; на третью- инструменты необходимые для работы; на четвертую –  картинка или фото продукта. Используя игровой персонаж, педагог разыгрывает проблемную  ситуацию. Вместе с персонажем поднимается по лесенке.

 Закрепление полученных представлений организуются в дидактических играх. « К Кате пришли гости»- сервировка стола. «Мишка моет посуду». «Приготовим салат».

Старший возраст. Изменяется характер мышления дошкольника. Возможно детей знакомить с трудом взрослых через чтение. Беседы. Рассказы. В старшем возрасте модель трудового процесса может быть вариативная. Используется, представляющая собой стержень с 5 вращающимися кубиками. На грани каждого кубика наклеены картинки. Каждый кубик представляет модель трудового процесса. Ребенок рассказывает о приготовлении того или иного блюда, поворачивая кубики. Картинки могут изображать приготовление салата, приготовление котлет, выпечка булочки, приготовление блинов.

Читайте также:  Роль активность ребенка в психологическом развитии

        По мере освоения детьми значения каждой ступеньки, можно ввести графическую модель, переходным вариантом от графической модели к  осмысленной, существующей в сознании ребенка и в случае затруднений, когда  модели нет перед глазами, может служить рука человека. В таком варианте мизинец означает цель деятельности, безымянный – предметы, материалы, средний – оборудование, указательный – трудовые действия, большой палец поднятый вверх – результат труда.

Яркие впечатления от экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Игра становится более длительной, дети легко находят роли, линии развития сюжета игры.

3.Я сам! Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Реальная жизнь малыша осуществляется в элементарных трудовых действиях по самообслуживанию, где появляется знаменитое выражение «Я сам!» как проявление самостоятельности. Повседневная жизнь дошкольника требует включения ребенка в реальные трудовые связи с близкими. Прежде всего надо понимать, что труд ребенка – дошкольника своеобразен. В силу возрастных особенностей, ребенок-дошкольник не может создавать  материальные и духовные ценности, трудиться профессионально. Вместе с тем уже младший дошкольник может сам одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Более старшие дошкольники – накрыть на стол, сделать поделку, постирать салфетку.

Младший возраст. Раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием. В этой деятельности проявляется самостоятельность. В ходе освоения самообслуживания появляются попытки помочь сверстнику. Вхождение малыша в реальные трудовые связи с близкими следует начинать с самообслуживания. Важно побуждать ребенка помочь сверстнику застегнуть пуговицу, снять пальто. Сотрудничество со сверстниками воспитывает    сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гуманистическую направленность взаимоотношений с детьми.

       Воспитатель приобщает детей к овладению КГН. Первый этап- на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы умывания, одевания, еды, купания, а так же предметы, которые необходимы для их осуществления. Вызвать положительный настрой помогают потешки, стихи. дидактические игры в малых подгруппах, создание игровых проблемных ситуаций с неумелым героем. Например: «Научим Неумейку мыть руки», «В гостях у Мойдодыра».

Для развития мелкой моторики целесообразны дидактические пособия на пристегивание: «Составь паровозик», «Дай зайке морковку».

       При обучении одеванию, раздеванию важно закрепить последовательность действий, уточнить ориентировочные действия( где низ, где изнаночная сторона, какой сапог на какую ногу и т.д.).Обыгрывание вызывает положительные эмоции. «Каждой ножке свое окошко», «У каждой ножки свои домики».

Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогает схема в раздевалке.

      Игровой персонаж, которым умело руководит педагог, вызывает положительный отклик у детей. Воспитатель показывает способы гуманного поведения: как утешить, помочь, порадовать сверстника.

Средний возраст. Дети должны научиться 4 базовым процессам: Мытье игрушечной посуды, стирка салфеток,  сервировка стола, поддержание порядка в группе.

       Занятия проводятся подгруппами 5-10 детей. Начинать следует с игровой проблемной ситуации. Ставится цель, мотивируется ее необходимость. Медвежата хотят есть, а сервировать стол не умеют. Конструируя образовательную ситуацию, целесообразно вводить игровые персонажи, важен порядок действий и используемые инструменты, оборудование Показ и объяснение охватывают весь трудовой процесс от постановки цели до получения результата. Оценка  результатов труда дается в соответствии с целю.

Воспитатель совместно с родителями проектирует постепенное вхождение  детей в реальные трудовые связи в детском саду и семье. Существенную роль играют трудовые поручения.

        К концу учебного года дети овладевают коллективным трудом. Главными задачами воспитателя: обеспечить разные формы организации  и воспитание личности каждого ребенка, развитие ответственности, товарищества, взаимопомощи. Перед началом совместной работы дети вспоминают последовательность действий в трудовом процессе, распределяют действия, уточняют необходимое оборудовании. В ходе  обсуждения формулируются правила: быть доброжелательным, помогать, не ломать орудия труда. При оценке обсуждается качество труда, причины недостатков и характер взаимоотношений.

        В средней группе дети выполняют почти весь процесс сервировки столов без помощи взрослого. Эффективным является схематичная модель последовательности действий. Со второй половины года вводится дежурство по занятиям.

        Следует подчеркнуть, что воспитательное воздействие труда на личность дошкольника, успешность вхождения в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками может быть обеспечено лишь тогда, когда дети чувствуют , что их труд необходим, приносит пользу, когда им сопутствует успех в осуществлении трудовой деятельности. Это позволяет самоутвердиться, почувствовать приобретенную умелость.

Старший возраст. Задача педагога помочь ребенку освоить позицию субъекта в доступных для него видах трудовой деятельности. Дети могут почистить свою одежду, осуществить несложную починку книг, игрушек, навести порядок в групповой комнате и на участке, изготовить игрушки и поделки. Как и в среднем возрасте обучение базируется на предварительном ознакомлении с трудовым процессом взрослых. Например приготовление пищи начинается с экскурсии на кухню. Опыт экспериментальной работы привлекает как мальчиков, так и девочек. Наиболее эффективна следующая последовательность: Бутерброды из нарезанных взрослыми продуктов, винегрет, салат из отварных овощей, приготовление сока.

        Дидактические игры с использование игрового персонажа поваренка  Андрюшки Ватрушкина и карточек на которых изображены правила поведения, дают возможность обрести первоначальный опыт безопасного поведения на кухне.

       Вначале занятия воспитатель показывает способы приготовлении блюда, во второй части каждый ребенок получает возможность сам приготовить. Занятие проводится подгруппой 7-10 человек. В конце занятия снимается проба, дети угощают друг друга. Взрослых. (Схема правил предлагается).

Используется предметно-схематическая модель предстоящей деятельности. Лесенка последовательных действий выкладывается на магнитной доске. (схема).

       Важное место в приобщении старших дошкольников к труду занимает досуговая деятельность.

      Данные занятия могут проводиться как дополнительные образовательные услуги. Дети мастерят игрушки, вышивают, мастерят из дерева. Важно, все, что делается своими руками было полезно и красиво. Как справедливо заметил немецкий педагог и философ Рудольф Штайнер, соединение в результатах детского труда пользы и красоты доставляет ребенку двойную радость. Не забывайте об этом.

Используемая литература:

М. Крулехт «Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности». 2003 год.

Источник