Целостная система воспитания и развития ребенка

Этери Хубиян
Современная система воспитания дошкольника

Современная система отечественного дошкольного воспитания строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением и развитием новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Тенденция перехода к вариативности образования представлена в самом широком смысле. Разнообразные типы и виды дошкольных образовательных учреждений, группы кратковременного содержания, дополнительные образовательные услуги (студии, секции, клубы) ориентированы на потребности семьи и интересы общества. Вариативные образовательные программы обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию педагогического процесса, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Воспитательно-образовательная работа с детьми, в связи с вариативностью педагогического процесса, его форм и содержания,должна базироваться одновременно на двух принципах:

1. Планирование, направленное на усвоение детьми содержания программы (стратегия педагогического процесса).

2. Педагогическая импровизация, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса).

Вариативность педагогического процесса способствует развитию другой важнейшей тенденции обновления содержания образования – переходу на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми, важнейшим аспектом реализации которого является осуществление индивидуального подхода. Индивидуализация воспитания и обучения рассматривается в этой связи как принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей. В соответствии с этим воспитательно-образовательная работа с дошкольниками должна строиться на основе дифференцированной вариативной программы, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности – игре, обобщении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их; способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему.

Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно ярко проявляется в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.

В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т. е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.

Далеко не последнюю роль играет в обучении и воспитании образовательная среда. Современные дети, хорошо информированные, общительные, не слишком здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть большую роль, усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. Произошел фундаментальный сдвиг в системе ценностей. В этом контексте важно создать личностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития)потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.

Дошкольного образование не будет осуществлено, если не удастся соответствующим образом подготовить педагогов, изменить некоторые их представления. Основными показателями готовности педагога к реализации дошкольногообразования авторы концепции выделяют следующие:

1) способность работать в личностной парадигме;

2) профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями;

3) готовность к саморазвитию, способность вписываться в постоянно изменяющуюся среду, рефлектировать.

Актуальна задача включения родителей в процесс дошкольного образования ребенка.Авторами концепции разработаны направления решения этой задачи:

1) участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровнях;

2) пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами образовательных учреждений, занимающихся дошкольным образованием;

3) помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим дошкольного образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов.

Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социальный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов,в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей и включающий четыре основных компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Знания, их значимость в дошкольном образовании определяется тем, что они являются элементом культуры.

Таким образом, современная концепция дошкольного воспитания, предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет: -формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации; – умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий; способностью к критическому суждению в отношении информации, с которой работает; – владением информационными технологиями; – умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат; – умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.

Список использованной литературы

1. Арапова-Пискарева Н. А. О развитии программного обеспечения в сфере дошкольного образования // Управление ДОУ. – №5. – 2005. – С. 64-73.

2. Денякина Л. М. Современное понимание реализации преемстве-нности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Преемственность между дошкольнойи начальной ступенью образования: Сборник научных трудов /Сост. И. А. Дядюнова. – М.: АПКиППРО,2005. – С. 5-13.

3. Концепция предшкольного образования в Образовательной системе «Школа 2100» (Проект) //Начальная школа плюс До и После. – №8. – 2006. – С. 4-12.

4. Маханева М. Д. Обновление содержания дошкольного образования //Управление ДОУ. – №4. – 2005. – С. 8-9.

5. Миронова О. П. Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка // Управление ДОУ. – №2. – 2003. – С. 8-13.

6. Ренгелова Е. М. Преемственность в воспитательном процессе. //Преемственность между дошкольнойи начальной ступенью образования: Сборник научных трудов /Сост. И. А. Дядюнова. – М.: АПКиППРО,2005. – С. 18-2045.

7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М.: Академия,1999. – 344с.

Источник

Наталья Шихова
Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения «Теоретические основы и сущность, его компонентных и их взаимосвязь»

Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь. Планирование целостного педагогического процесса в ДОУ. Организация воспитательно-образовательной работы и контроль за ней.

• Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.

Педагогический процесс – целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей.

Слово “процесс” свидетельствует о растянутости во времени, а слово “педагогический” говорит о направленности на преобразование личности ребенка.

Педагогический процесс – система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы,внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:

• обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

• воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процессавыражается в нескольких аспектах:

• оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

• воспитание всегда содержит в себе элементы обучения; а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающих характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели.

Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу

Понятие педагогический процесс употребляется в узком и широком смысле.

В широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов форм, направленных на реализацию цели дошкольного образования.

В узком смысле, имеется ввиду – совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение конкретной задачи.

Построение педагогического процесса в ДОУ основываетсяна следующих принципах:

• учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;

• решение воспитательных и образовательных задач в единстве;

• учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

• осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;

• создание развивающей среды.

По мнению И. П. Подласого организация педагогического процессапредполагает 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На первом подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель, конкретных задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.

План реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса. На этом этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и туту же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

Третий, заключительный этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительный результатов и образования недостатков.

Планирование целостного педагогического процесса

Основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период

В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.

Годовое планирование

План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов Министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период.

Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете

Структура годового плана работы

Вводная часть, в которой дается краткий всесторонний анализ работы дошкольного учрежденияза предшествующий период по следующим направлениям: эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья детей;

уровень и эффективность учебно-воспитательного процесса и его результатов в целом и по возрастным группам, уровень подготовленности детей к школе; уровень деловой квалификации педагогов; уровень и эффективность работы с родителями и т. д.

I. Основные задачи работы дошкольного учреждения, в этом разделеопределяются ведущие задач воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нем. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.

II. Организационно-педагогическая работа. Руководство и контроль за воспитательно-образовательной работой. Этот раздел включает работу педсовета, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, консультаций, коллективных просмотров педагогического процесса, работу кабинета по изучению, обобщению и распространению передового опыта лучших работников дошкольных учреждений. Здесь же намечаются основные направления контроля, его содержание и виды, указываются сроки и формы подведения итогов.

III. Работа с кадрами, в этом разделе планируется подбор и расстановка кадров и повышение уровня деловой квалификации педагогов.

• IV. Работа с родителями, в этом разделе планируется совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания др.

• V. Административно-хозяйственная работа, в этом разделе планируются мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников

Годовой план хранится в методическом кабинете.

Текущее планирование

Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование педагогического процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (квартал, полгода, год). В перспективном планеотражены все разделы “Программы”.

Календарное планирование предполагает знание уровня психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, и позволяет воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания, подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности детей.

Основой планирования воспитательно-образовательного процесса в группах является «Программа воспитания и обучения в детском саду»,в которой задачи и содержание работы воспитателя представлены в двух разделах: «Организация жизни и воспитание детей» и «Обучение на занятиях».

По первому разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы воспитания культуры поведения детей и формирования у них культурно-гигиенических навыков; содержание, методы и приемы руководства играми детей; методы и приемы руководства трудом.

По второму разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы образовательной работы и формы ее организации.

Планирование педагогического процесса в группе ДОУ содержит в себе планирование утреннего отрезка времени, прогулок (утренней и вечерней, планирование занятий и планирование второй половины дня.

Планирование содержания утреннего отрезка времени включает игровую деятельность, беседы, рассматривание предметов и иллюстраций, наблюдение в природе и явлений общественной жизни, трудовую деятельность и разнообразную избирательную деятельность детей по их желанию и вкусу. Целесообразно планировать в это время индивидуальную работу с детьми по различным видам деятельности. Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной,разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки.Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Планирование обучения на занятияхвключаетсодержание знаний, навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей на занятиях по различным разделам учебной деятельности. В календарном плане записываются тема, программное содержание занятия, методические приемы, пособия и наглядный материал, индивидуальная работа с детьми.

Основное место в планирование второй половины дня занимает разнообразная игровая и трудовая деятельность детей. Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия,развлечения: кукольный, настольный, теневой театры; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги; слушание грампластинок и многое другое. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ

Старший воспитатель осуществляет контроль за учебно-воспитательной работой путем непосредственного наблюдения и анализа работы воспитателя. Основная цель контроля состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и в оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Выделяют тематический, фронтальный, предупредительный и сравнительный виды контроля.

Тематический контроль — самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы воспитателя в пределах определенной темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе воспитателя, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией воспитателя, детскими работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Главная цель предупредительного контроля – предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с воспитателем.

Спецификой сравнительного контроля является анализ и оценка педагогического процесса одного воспитателя в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля целесообразно применять, проверяя выполнение отдельных разделов программы, анализируя качество знаний, умений и навыков детей у разных воспитателей. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблюдения за работой воспитателей, анализа планов, детских работ и другой документации.

Любой вид контроля будет эффективным, если методист очень серьезно и тщательно готовится к нему.

А.Васильева предлагает алгоритм функции контроля: цель контроля — объект контроля — разработка программы (плана) контроля — сбор информации — первичный анализ изученного — выработка рекомендаций и путей исправления недостатков — выработка рекомендаций и путей исправления недостатков.

Посещать группы следует без всяких предупреждений или предупредить воспитателя утром в день проверки. О намеченном посещении группы старший воспитатель предупреждает педагога заранее в том случае, если это посещение делается с целью исправления в работе замеченных ранее недостатков.

Если во время наблюдения работы воспитателя у методиста возникает необходимость сделать ему замечание, то делается это незаметно для детей и в очень корректной форме.

Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с воспитателем. Первое слово для самоанализа предлагается воспитателю. Затем методист делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить все ценное в работе воспитателя, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и воспитатель не соглашается с мнением методиста, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение.

Необходимо помнить, что одноразовые, мимолетные посещения группы не дают права делать выводы о работе воспитателя. Если методист поставил цель — проанализировать какой-то вид деятельности или режимный процесс, то необходимо полностью проследить этот вид деятельности от начала до конца.

Литература

• Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. – М. ,1992.

• Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. -1989. -№ 5,

• Стеркина, Р. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкол. воспитание. – 1992. – №2.

• Васильева, А. Старший воспитатель детского сада / А. Васильева [и др. ]. – М. ,1990.

• Орлик, Н. Тематический контроль в детском саду / Н. Орлик //Дошкол. воспитание. – 2000. – №3. – С. 59

• Лобанова Е. А.

Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. –Балашов: 2005

Источник