Цели семьи в развитии ребенка

Цели семьи в развитии ребенка thumbnail

Роль семьи в развитии ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь) Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь) Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее. Типы семейных взаимоотношений В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания: – демократический – авторитарный – попустический При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 
о Принимать активное участие в жизни семьи; 
о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 
о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 
о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 
о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 
о Уважать право ребенка на собственное мнение; 
о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 
о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться

Читайте также:  Эндогенные и экзогенные факторы влияющие на развитие ребенка

Источник

Светлана Гнилицкая
Консультация «Роль семьи в развитии гармоничной личности ребенка»

Никто не станет оспаривать постулат о том, что семья является основой развитии личности ребенка, именно здесь закладываются все основные представления о социуме, в котором малышу предстоит жить. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка настолько высоко, что было бы крайне неосмотрительно полностью передоверять эту функцию воспитателям и педагогам.

Семья – это основа в развитии личности ребенка, именно в семье закладываются основные представления о социальном мире, в котором предстоит жить ребёнку. Влияние отношений внутри семьи на формирование личности ребенка столь высоко, что было бы опрометчиво полностью возлагать эту функцию педагогам и воспитателям [1, с. 7].

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и, ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям», – писала С. А. Блохина [2, с. 11].

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Одной из важнейших функций семьи является воспитание детей – нового поколения. Это влияет на существующие в семье правила, распределение ролей между родителями и их поведение. Родителям приходится ухаживать за детьми, воспитывать их, нести за них ответственность, способствовать их развитию. Роль семьи в развитии личности ребенка и основная задача взрослых на первых порах заключается в том, чтобы заложить у малыша доверие к миру, чувство привязанности и потребность в общении.

Детско-родительские отношения занимают важную роль в целостности семьи. Влияние на развитие личности ребенка семьи очень длительно, ведь отношения родителей и детей непрерывны и в зависимости от возраста и отношения к семейным ценностям они меняются. На контакт с ребёнком влияет эмоциональное отношение родителей – наличие любви, а ответное отношение ребенка – привязанность и иные возникающие эмоции и чувства. Детско-родительские отношения обычно ставятся выше других межличностных отношений и всегда имеют огромное значение для двух сторон. Особенности этих отношений зависят от того, насколько вовлечены в них родители, насколько удовлетворяют потребности ребёнка, уделяют ему внимание ребенку, от методов воспитания, способов общения, разрешения конфликтов, от степени предоставления самостоятельности ребёнку и контроля, а также системности в воспитании [3, с. 24].

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная её членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленно применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.

Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии ребенка обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что в них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений:

-диктат – доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи. Родители сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение,угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью;

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка по эльконину

-опека – чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений, она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, неприспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома;

-мирное сосуществование – позиция родителей,придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети – своей. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями;

-сотрудничество – взаимодействие родителей и детей на личностном уровне, при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество [6, с. 29].

Согласно другой, более традиционной классификации,существуют два стиля семейных взаимоотношений: авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются, или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество.

При демократическом стиле взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим стилем общении участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Демократический стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим стилем взаимоотношений, как правило, более раскованны и непосредственны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным стилем [2, с. 17].

Негативное влияние внутрисемейных отношений на формирование гармоничной личности ребенка может возникнуть по различным причинам:

– нереализованные личные потребности, например, получения высшего образования или желаемой работы, вследствие рождения и воспитания ребенка, значительные ограничения общения, лишение сна и отдыха из-за необходимости ухода за младенцем;

-неадекватное восприятие родителями образа ребенка и преувеличение его недостатков или приписывание несуществующих. В этом случае, родители переносят свой негативный опыт и вырабатывают отвращение к родному ребенку;

-нарушение любви родителей может произойти в результате психической травмы, например, если рождение младенца или первые месяцы после рождения совпали с какими – либо трагическими событиями или утратой близкого. В этом случае все связанное с малышом, и он сам становятся напоминанием о неприятном событии;

-неадекватное отношение родителей к своему ребёнку может возникнуть у инфантильных, невротических, с эмоциональными расстройствами личностей ис патологическими чертами характера людей;

-родители могут поменять отношение к своему ребенку, если по мере роста и развития ребенок становится более активным, порывистым, недисциплинированным, хотя это иногда может быть следствием дефектов воспитания или особенностей темперамента. Родители начинают воспринимать противоположность качеств ребенка как признак слабости, задержки психического развития, незрелости, ведь ребенок не хочет становиться взрослым, т. е. таким, как сами родители. В данном случае следует понять причину разногласий в общении и расхождений в темпераменте, а также признать индивидуальность ребенка и его право быть самим собой;

-нарушение родительской любви часто может возникнуть при проблемах в супружеских отношениях и неудовлетворенности браком [9, с. 4].

Американская писательница Э. Галински, автор многих книг по воспитанию детей, выделяет в детско-родительских отношениях шесть стадий. Каждая, из которых оказывает большое влияние на ребенка, для которого семейные отношения являются залогом будущего психического здоровья.

1. Стадия формирования образа ребенка. Эта стадия начинается с момента зачатия и является основной для выработки родительской позиции. Она становится основой для влияния внутрисемейных отношений на личность ребенка, а также представлений об образце родителей, воспитании ребенка и способах взаимодействия с ним.

2. Стадия выкармливания младенца. Данная стадия продолжается от рождения и до конца первого года жизни младенца. Члены семьи учатся взаимодействию, и хотя в этот период минимально развитие личности ребенка, между родителями вырабатывается привязанность, распределяются роли в семье и формируется структура семейных ценностей.

3. Стадия авторитета. Продолжается со 2-го по 5-й годы жизни малыша. Родители обучают своего ребенка общению, многим навыкам, правилам поведения в обществе и семье. В этом периоде родители дают первые оценки своей воспитательной деятельности.

4. Стадия интерпретации. Приходится на период младшего школьного возраста ребенка. В этой стадии пересматриваются подходы родителей к воспитанию, а также функции семьи в развитии личности ребенка.

5. Стадия взаимозависимости. Совпадает эта стадия с подростковым возрастом ребенка. В этот период максимально влияние семейных отношений на развитие личности ребенка. Родителям приходится считаться с самостоятельностью и независимостью ребенка, в связи с этим в семье происходит изменение структуры власти. В этот период родители становятся для подростка либо партнерами и старшими друзьями, либо между ними возникают конфликты и противоборство.

6. Стадия расставания. Родители понимают, что их дети выросли, стали независимыми, самостоятельными и отпускают их. Они переосмысливают свою жизнь, оценивают результаты своей воспитательной деятельности и определяют то, какими они были родителями [5, с. 64].

Родители с безусловной любовью проходят через все шесть стадий воспитания ребенка. Взрослые не могут пройти первые три стадии детско-родительских отношений в семьях с нарушенными отношениями, а значит, не смогут перейти к последующим. В этих семьях ребенок не получает истинной любви, находится в постоянном нервно-психическом напряжении, не может полноценно развиваться как личность, и вследствие этого часто заболевает.

В психологии разделяют понятия отцовской и материнской любви, потому как они различаются по содержанию, происхождению и особенностям проявления. Этому посвятили свои труды всемирно известные психологи прошлого века – Э. Фромм и А. Адлер. Отец в семье оказывает влияние на социализацию личности ребенка как источник норм и правил, он имеет право требовать и контролировать их исполнение. Именно по этой причине дети старшего и подросткового возраста более спокойно воспринимают наказание от своего отца, чем от матери. Также роль отца в воспитании включает поощрение активности ребенка, которая направлена на освоение нового, достижение успехов, получение знаний. Это помогает ребенку становиться самостоятельным, развиваться и преодолевать комплекс неполноценности. Отец должен для этого показывать своим примером, как ставить перед собой цели и достигать их, преодолевать трудности, находить способы выхода из сложных ситуаций.

Читайте также:  Все для развития вашего ребенка

Мать же учит ребенка любви и умению проявлять заботу к другим. Наказание от нее ребенок всегда воспринимают как враждебность, отторжение и проявление нелюбви. Мать играет значительную роль в формировании у ребенка чувства осознания себя в этом мире, принадлежности к социуму. Именно от матери ребенок ждет безусловной любви, заботы и нежности, от нее он усваивает модели определенного поведения в обществе и семье. Взаимоотношения с матерь влияют на формирование его дружеских и других связей. Между тем мама не должна сосредотачиваться на ребенке полностью, так как другая социальная деятельность и отношения с другими членами семьи имеют большое значение.

На взаимоотношения между родителями и детьми влияют разные факторы, такие как возраст, количество детей и порядок их рождения в семье. Особенности отношений между супругами тоже оказывают воздействие на отношение супругов как отца и матери к детям разного пола. Если супруги живут в мире и согласии, то отец в полной степени занимается воспитанием детей, он способствует развитию женских качеств и поведения у дочери, а сыну помогает вырабатывать ответственность, мужество, настойчивость, самостоятельность. Если между супругами нарушена гармония, то между всеми членами семьи могут появиться различные противодействующие группировки, например отец, настраивает сына против матери или мать и дочь объединяются против отца. Семейные конфликты влияют на ребенка настолько сильно, что дети часто страдают от неврозов и недостатка любви [7, с. 19].

Нарушение отношений между супругами может вызвать у одного из родителей к ребенку противоположного пола эмоциональную холодность. Случается, так, что в сыне/дочери один из родителей ищет недостающие качества своего супруга. Например, мать в сыне ищет опору и поддержку, в итоге начинает требовать от него слишком многого, возлагать на него огромную ответственность и при этом лишает ребенка детства.

В семье, где воспитываются несколько детей, отец обычно больше уделяет внимания старшему ребенку. Он ожидает от него значительных успехов и связывает с ним свои надежды. Мать же чаще более привязана к младшему ребенку, делает ему поблажки, относится более снисходительно, случается, что и потакает во всем. Влияние этих серьёзных ошибок воспитания, может оказать огромное воздействие на развитие личности ребёнка.

Для родителей в принятии ребенка особое значение имеет его послушание. Обычно при сформированной позиции отца в семье ребенок растет дисциплинированным. В проблемных семьях и чаще растут дети с трудным характером, часто отвергаемые матерями. Это становится причиной конфликтов и психосоматических болезней, а также вносит определенные коррективы в семейные отношения.

Для здоровья ребенка крайне важны авторитет родителей и сохранение в доме гармоничных отношений. В семье ребенок перенимает опыт родителей, наследует их особенности характера и модели поведения. Для срабатывания данных механизмов социализации имеет большое значение авторитет родителей[4, с. 9].

Авторитет может быть:

• формальным, который зависит только от роли;

• функциональным, связанным с опытом родителей и их компетентностью;

личным, который основан на личностных качествах [9, с. 12].

В семьях, где слишком часты конфликты, их влияние в итоге оказывает решающее значение на формирование личности ребенка, при этом родительский авторитет неизбежно падает.

В семье на авторитет родителей влияют особенности и частота общения с ребенком, умение понимать его и помогать решать проблемы, волнующие ребенка, проявление интереса к его делам, стремление к развитию отношений. Главной шибкой родителей является попытка завоевать авторитет ребенка с помощью подкупа, высокомерия и притеснения,

Таким образом, родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семья является не только объектом, но и субъектом своего развития и самостоятельного решения своих проблем. У нас у всех есть возможность выбора. Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и нравоучения [6, с. 28].

Анализируя роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится (или должна становиться) тем первым домом, к котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет также самовоспитание, а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи [4, с. 21].

Список литературы:

1. Андреева, Т. В.Семейная психология: Учебное пособие. [Текст] – СПб.: Речь, 2015.

2. Блохина, С. А. Роль семьи в развитии личности / С. А. Блохина //Педагогика:традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) [Текст]- Челябинск: Два комсомольца, 2011. – с. 127.

3. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие [Текст]. – М.: Гардарики, 2005

4. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. [Текст] – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

5. Маслоу, А. Мотивация и личность. [Текст] – СПб.: Питер, 2011. – 353 с.

6. Психология семьи:Хрестоматия: Учеб. пособие для фак. психологии, социологии, экономики и журналистики. / Ред. – сост. Д. Я. Райгородский. [Текст] – Самара 6 БАХРАХ, М., 2012.- 752 с.

7. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика. [Текст]- Брест: Изд-во БрГУ имени А. С. Пушкина, 2013.

8. Эльконин, Д. Б. Детская психология. [Текст] – М.: Академия, 2007. – 384 с.

Источник