Цели развития ребенка через сказку
Лидия Сергеева
Сказкотерапия в работе с дошкольниками: цели, задачи и формы работы со сказкой
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.
Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.
Цель сказкотерапии: воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.
Задачи сказкотерапии:
1-формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;
2-формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
3-развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
4-развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
5-снижение уровня тревожности и агрессивности;
6-развитие умения преодолевать страхи.
Выделяют несколько видов «лечебных» сказок:
1. Народные (художественные) сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность, формируют чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».
2. Дидактические сказки (обучающие, развивающие).
Расширяют знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях.
3. Диагностические сказки. Помогают определить характер ребенка и выявляют его отношение к миру.
4. Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение
5. Психокоррекционные (психологические, психотерапевтические) сказки. Вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Требования к работе со сказкой:
1. Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт, ссора детей, непослушание, тревожность и т. д.)
2. Искренность. От воспитателя требуется искренность повествования и открытость.
3. Дозированность. Сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
Ткач Р. М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь,необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
3. Сказочныйсюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Формы работы со сказками:
• Чтение и анализ сказки
• Рассказывание сказки
• Сочинение сказки
• Инсценирование сказки
• Иллюстрирование сказки
• Куклотерапия
Этапы работы со сказкой:
1. Ритуал «Вхождение в сказку»
2. Чтение сказки
3. Обсуждение сказки
4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки»
1.«вхождение в сказку»: музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку. Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
Игра «Волшебный клубочек», стих «Сказка в гости к нам пришла, нам ее встречать пора». Также новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под волшебным ковром, или в гости приходит Иван Царевич и приносит письмо. Дети просят почитать.
2. Чтение сказки.2 варианта: 1 – читаем сказку полностью, без обсуждения. 2 вариант – в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
3. Обсуждение сказки. На примере сказки «Как мышонок стал храбрым». Вместе с детьми обсуждаем, кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличаются герои друг от друга. Вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали? А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее проговариваем, что чувствуем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Анализируем, что ожидает человека, который не изменится. Затем дети рассказывают, как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают стать храбрее
4. Ритуал «выхода из сказки». Использование мелодии для выхода из сказки или проговаривание, стихов, определенных слов.
Вывод: Сказкотерапия в ДОУ:
• Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей
• В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развивается фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
• Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решение своих жизненных проблем. Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.
Источник
Ирина Маркова
Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста»
Сказок много не бывает,вы со мной согласны?Надеюсь, что да!
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки.
Сказка является составляющей субкультуры детей дошкольного возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней.
Я считаю, что эта тема актуальна и практическая значимость ее велика. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования личности ребенка.
В моем,хоть и небольшом опыте работы прослеживается интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через сказку.
1. Социальнокоммуникативное развитие: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать умение воспринимать и понимать произведение искусства.
2. Познавательное развитие: воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, героям сказок.
3. Речевое развитие: обеспечить возможность проявление детьми самостоятельности творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе прослушанных произведений.
4. Художественно-эстетическое развитие: развитие образного представления, способности замечать особенности предметов или героев и передавать их через продуктивную деятельность. Развитие артистических способностей.
5. Физическое развитие: формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через беседы, игры, чтение.
Для того чтобы работа была результативной, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда,которая включает в себя такие центры «В мире сказок», в котором расположены книги со сказками для детей, соответствующего возраста, также схемы для рассказывания сказок, иллюстрации из произведений, а так же правила обращения с книгами.
-центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, иллюстрации из произведений для раскрашивания и другое).
–центр «Строительства», где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты;
– центр игр и аксессуаров, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.
– центр театрализованной деятельности,в котором расположились: настольный театр, пальчиковый театр, картонный театр на магнитах.
Традиционный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
-Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.
Главным достоинством своего опыта я считаю использование методов социо-игровой технологии, технологии продуктивного чтения,а так же проектной деятельности,Методики «6 шляп мышления» по технологии критического мышления (на примере 2 шляп,элементы технологии проблемного диалоги и ТРИЗ
В ходе совместной деятельности я знакомлю родителей с работой,которая проводится в группе: показ открытых занятий, развлечений, досугов, театрализованных представлений. Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время выполнения ролей в театрализованных представлениях. Я привлекаю родителей к участие в театрализованных представлениях, в развлечениях,в проводимых совместно с детьми праздников, делаю акцент на важность чтения сказок на ночь.
В результате решения поставленных задач дети ярче выражают свои мысли и чувства в речи,
– знают определенные сказочные сюжеты;
– понимают сюжетную линию сказки;
– выделяют проблему, актуализированную в сказке;
– умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.
– могут сочинить небольшую сказку на заданную или свободную тему;
Вся работа, направленная на развитие личности ребенка через знакомство со сказкой происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы.
В нашей развивающей предметно-пространственной среде, появились герои сказок сделанные родителями, также обновились уголок ряжения, театральной деятельности (появились маски новых героев из сказок)
Проведена консультация для родителей на тему «Сказки на ночь», «Сказкотерапия», а также в группе в социальной сети выложены аудиосказки по возрасту детей,а также авторские терапевтические аудиосказки.
В связи с чем,считаю,что родители стали более компетентны при выборе сказок для детей. С огромным удовольствие составляют сказки и рассказы про своих детей, тем самым в нашей группе отдельное место занимает книга «Приключения в «Березке».
Также дети совместно с родителями создают кулинарную книгу (Если в сказке было упоминание о продуктах питания или блюдах)
В ходе своей деятельности,я поняла, что систематическое и целенаправленное использование различных методов чтения сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения, развития личности ребенка в целом. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения,фантазии продуктивнее и разнообразнее.В конце хотелось бы добавить:
Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А ещё сказка это фитилёк, разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка.Поэтому я говорю: «Пусть будет сказка!». Сказка, придуманная мамой для своего малыша, сказка, придуманная всей семьёй или первая своя сказка, которую сочинил ребёнок. Пусть будет сказка! И чем больше сказок будет, тем интереснее и веселее станет наша жизнь.
Спасибо за внимание!
Источник
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ
В нашем детском саду изначально проводится работа над формированием у детей нравственных чувств и качеств через восприятие сказок. Не зря существует поговорка «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Наш опыт показал, что сказка многофункциональна. Она не только способна корректировать настроение и поведение ребенка, но может научить выходить из сложных ситуаций, мыслить творчески, нетрадиционно. Но творческие качества детей развивает и технология ТРИЗ.
Поэтому мы решили объединить сказку и ТРИЗ. Теперь, решая различные проблемы воспитания через сказку, мы включаем и тризовские приемы из группы « Хитрости» . Знакомство с ними обязательно происходит в совместной деятельности с детьми, которая строится поэтапно.
Первый этап – знакомство с приемами. Здесь доминирует деятельность воспитателя, потому что детям эти приемы еще не известны.
Второй этап – ищем и находим эти приемы в сказках – доминирует деятельность детей, воспитатель – помощник.
Третий этап – мы назвали его « новый взгляд на сказку» – помогаем героям сказок находить новых друзей, различные выходы из затруднительных ситуаций. Здесь воспитатели и дети – равноправные участники.
На четвертом этапе закрепляем умение детей в самостоятельной деятельности и на занятиях творчески преобразовывать сказки.
На пятом этапе помогаем детям использовать эти методы в повседневной жизни.
Кратко расскажем, какие и как разные «хитрости» мы используем в своей педагогической деятельности для развития у детей умения выходить из сложных ситуаций, не разрушая свой хрупкий эмоциональный мир.
Первый « хитрый» прием – « Сделай заранее ». Отправляясь в дальнюю дорогу, герои разматывают ниточку клубка, разбрасывают камешки, которые потом помогут им вернуться. Этот прием спрятался в сказке «Огниво». Королева подвесила мешочек с гречкой к кровати принцессы, чтобы по дорожке из гречневой крупы определить ее путь. Через эту хитрость, мы помогаем детям избежать возможной неприятности, предугадывая будущие события.
Читая сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , дети жалеют братца, а затем мы вместе с ними обсуждаем как можно было уберечь его от несчастья. Здесь может помочь хитрость «Сделай заранее»: нужно было просто взять с собой в дорогу воду.
Следующий прием «Матрешка» основан на расположении одного предмета внутри другого (Кащей Бессмертный прячет свою смерть в сказке « Царевна- лягушка»). Чтобы закрепить практическое применение этого приема, мы предлагаем детям игру «Поход». Нужно взять с собой много разных вещей, которые не помещаются в рюкзаке – что же делать? Решаем эту проблемную ситуацию, используя метод «Матрешка» – вкладываем один предмет в другой. На этом же приеме основаны взаимоотношения в семье. Отец защищает всю семью – он большая матрешка. Мама – матрешка поменьше, она любит и лелеет всех детей. А старшие дети прячут под своим крылом младших – маленьких матрешечек.
Очень интересно и полезно знать взрослым и детям о приеме «Посредник», в котором для выполнения действия используется промежуточный объект – посредник. Эта хитрость встречается в сказке « Хаврошечка». Посредником является коровушка. После того, как мы с детьми узнали этот прием, благодаря сказке, предлагаем им что – нибудь нарисовать, используя только лист бумаги и краски, убрав, при этом из поля зрения кисточки. На помощь в этой проблемной ситуации приходит « посредник» – детские пальчики, которыми дети рисуют вместо кисточки. Этот же прием используем при возникновении у детей каких – либо страхов, советуя им рассказать об этом тому, кто может защитить.
В «хитром » приеме «Копирование» вместо настоящего объекта используется его оптическая копия. Это мы видим в сказке «Молодильные яблоки», когда волк превращается в коня, затем в царевну. Чтобы закрепить представление об этом приеме, мы рассказываем детям о каком- то неизвестном им животном. Как же с ним познакомиться? Очень просто ! По фотографии или картине – это его копии. А еще, если тебе грустно без мамы, можно сделать так, чтобы она всегда была рядом с тобой – нужно положить в кармашек мамину фотографию.
В приеме «Обрати вред в пользу», отрицательный фактор используется для получения положительного эффекта. В сказке Р. Киплинга « Слоненок», слоненку вытянули нос – это вред, но он стал пользоваться им, как рукой. Очень удобно !
А как обратить вред в пользу в повседневной жизни?
Нечаянно сломали веточки комнатного цветка ? Это – вред. Поставим отростки в воду и вырастим новые растения. Польза? Еще какая! А если тебя обидели, нанесли твоей душе вред, и ты понял, как это горько, то сам никогда никого не обижай!
И последний прием «Изменение окраски» заключается в изменении окраски объекта или внешней среды, т.е. в умении приспосабливаться и действовать по обстоятельствам. На этом приеме создан мультфильм «Осьминожки», у которых возникла ситуация, когда нужно было спрятаться, некуда не прячась. Осьминожки нашли выход и перекрасились в цвет ковра.
А как можно использовать этот прием в педагогической практике?
Допустим, что при рисовании нечаянно на листе получились кляксы. Что делать? А просто спрятать кляксы в облаке, цветке.
На основе этого приема можно построить хорошие, добрые отношения с окружающими. Если ты сильный, защити слабого. Будь ласков с любящими тебя людьми. Развесели грустного. Действуй по ситуации в добрых целях.
Представляем фрагмент нашей работы через занятие по сказке «Снегурочка».
Виды детской деятельности : восприятие художественной литературы, коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, двигательная, музыкально- художественная.
Программные задачи: продолжать развивать умения осмысливать характеры персонажей сказок, формировать образность речи ( подбирать антонимы, однокоренные слова), понимать смысл пословиц, упражнять использовать тризовские приемы группы «хитрости» для решения задач в проблемных ситуациях, встречающихся в сказке и в жизни; развивать мышление и фантазию, доставить радость детям.
Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств : эмоционально отзывчивый, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения, активно участвует в физминутке и этюде, активно занимается словотворчеством.
Непосредственная образовательная деятельность.
У заснеженной избы в снежном переулочке
Из снежинок, изо льда родилась… ( Снегурочка ).
– Как вы думаете, почему девочке дали такое странное, необычное имя?
– Какими другими именами можно ее назвать, чтобы было понятно, что эта девочка из снега? ( Снежанна, Снежинка, Холодинка, Зимодочка, Студенушка, Снежидевочка…).
– Дети, вы дали такие добрые, красивые имена девочке, конечно, потому, что она вам нравиться, ведь она была какая ? ( красивая, ласковая, добрая, веселая, умная, смышленая, приветливая).
– В сказке говорится: «Работа у Снегурочки в руках спорится». Как понять это выражение? ( Всякая работа получается хорошо).
– Значит Снегурочка была еще какая? ( трудолюбивая).
– Как можно сказать по- другому? ( работящая, радивая, мастерица на все руки).
– Ребята, недавно мы с вами познакомились с пословицей: «Не хлебом единым жив человек». Подумайте, подходит ли эта пословица к нашей сказки ? ( Да, потому что Снегурочка кушала хорошо, но очень скучала по зиме. Она скучала по зимнему лесу, по подружкам снежинкам, по хороводам метелей. Скучала по волшебному, сказочному миру матушки-зимы).
2.Физминутка ( под сказочную музыку).
-Дети, порадуем нашу Снегурочку. Выходите. Встаньте в круг. Я превращаю вас в снежинок, приглашаю на танец. « Танец снежинок»
-Молодцы! А теперь превращаю вас в ребят.
3.- Думаю, танец с вами Снегурочке понравился. Настроение у нее стало какое? (веселое, бодрое, радостное).
– Но вот пришли теплые деньки, ласковое солнце пригрело землю. Как стало Снегурочке ? (грустно, тоскливо, одиноко, скучно).
– Что же случилось со снежной девочкой в конце сказки? (Она прыгнула через костер и превратилась в облачко ).
-Как об этом сказать по- другому? ( она растаяла, исчезла, улетела).
-Да, конец у зимней сказки получился печальный. Но мы с вами знаем хитрое приемы, которые помогают нашим героям придти к счастью. Какие хитрости встречались в нашей сказке ? («Изменение агрегатного состояния»- девочка из снега превратилась в облачко, в пар. Прием «оживление», когда снежная девочка стала настоящей»).
4.Этюд.
-Дети, я прошу вас встать в круг, закрыть глаза. А теперь представьте себе такую картину. Старик со старухой вылепили из снега девочку. Глядь- а у Снегурочки щечки порозовели ( потрите их ладошками),глазки открылись (похлопайте ими удивленно, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево). Потом закивала головой (дети покивайте головой ),зашевелила руками ( пошевелите руками), потопала ногами ( потопайте), снег с себя стряхнула и улыбнулась ( улыбнитесь).
5.- Ожила наша Снегурочка! Так пусть же и останется она живой. А мы ей поможем! Для этого используем что? (хитрые приемы)
– Подумайте, какие хитрости помогут Снегурочке остаться в живых. ( На занятии дети отвечали :
а)»Матрешка». Снегурочка спряталась в самолете и перелетела через костер. Откуда в сказке появиться самолет? Может быть, не каждая хитрость поможет в этом случае? Подумаем об этом потом получше.
б) Прием « сделай заранее». Бабушка сшила Снегурочки платье из несгораемой фольги.
в)»Посредник». Подружки остановили Снегурочку, не дали ей прыгнуть через костер.)
-Дети, а как бы вы поступили, если бы были друзьями Снегурочки?
6.- Молодцы! Нашли выход из сложной ситуации, помогли Снегурочке, на радости такой приготовим Снегурочке подарок? ( Да).
-Пожалуйста, нарисуйте снежинки.( На столе тонированная бумага и белая гуашь). Дети интересуются: « Чем же рисовать, ведь нет кисточек?»
– Подумайте, какую хитрость можно использовать, чтобы выполнить задание? («Посредник». Нарисуем пальчиками).
С нашей точки зрения педагогическая деятельность, выстроенная в такой системе, воспитывает добрые чувства, формирует умения оценивать и контролировать свое поведение и развивает изобретательность и творчество.
Занятие на тему: « Использование в сказках приемов из группы «хитрости».
- Под сказочную мелодию воспитатель сообщает, что сегодня приглашает всех в сказку.
– В какую? Нужно угадать.
Проплясали по полям
Снежные метели,
Снегири снеговикам песни просвистели.
Источник