Цели ориентированные на развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка

Современная жизнь ставит перед школой новые сложные задачи – поиск эффективных средств воспитания молодого поколения, которому предстоит действовать в условиях демократического, самоуправляющего и динамичного общества. Все это требует высокого уровня  развития личности ребенка. Социальная среда, в которой растет большое количество детей, неблагоприятна. Родители, заботясь о «хлебе насущном», забывают о воспитании детей, о развитии личности ребенка.

    Вот почему перед современной школой остро встал вопрос воспитания.

    О воспитательном процессе пишут и говорят десятки столетий. Единства взглядов в определении процесса воспитания нет.

Наиболее важными в воспитательной деятельности считаю идеи:

– личностного подхода;

– индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания;

– всестороннего развития личности через компетентностный подход в воспитании и обучении.

     Воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания есть саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация. Развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками. 

Изучая специальную литературу, я выбрала за основу обобщенный опыт кандидата педагогических наук Сергеевой В.П.

    Для воспитательного процесса необходимо создание развивающего климата в детском коллективе.

    Вот некоторые признаки поведения классного руководителя, создающего развивающий климат:

  1. Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред.
  2. Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не означает одобрение любого поступка. Но безучастность, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывает подозрительность и недоверие.
  3. Гласность.
  4. Не оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить учащемуся последствия его поступка для других и для него лично, чем просто навесить ярлык.
  5. Не приказ, а ориентация на проблему.
  6. Отсутствие категоричности; скорее предложение, чем директива. Излишняя строгость усложняет, вызывает недовольство, обрывает обратную связь руководителя с детьми.

   Центральным звеном деятельности классного руководителя является изучение личности школьника.

   Учеными были проанализированы и систематизированы качества личности, которых во всех справочниках, энциклопедиях и словарях насчитывается 1842. Нравственных качеств, положительных и отрицательных, оказалось 181. Все положительные качества в конечном счете входят в четыре главных (интегративных) качества: коллективизм, гуманность, трудолюбие и честность.  

Интегративные качества личности.

Интегративные

качества

Нравствен –

ность

Интеллект

Чувства

Воля

Их синтезированное

проявление

Базисные

Коллек –

тивизм

Сообра –

зительность

Опти-

мизм

Самостоятельность

Общественная

направленность

Ценностно – ориентационные

Честность

Объекти –

вность

Совест-

ливость

Требовательность к себе

Мужество

Практические

Трудолюбие

Любозна –

тельность

Воспри-

имчивость

Активность

Активная жизненная

позиция

Характеро – логические

Гуманность

Эрудиро-

ванность

Вдохно-

вение

Решитель-ность

Своеобразие личности

Критериальные

Принци –

пиальность

Идейная

убеждённость

Нетерпи-

мость

 к злу

Целеустрем-ленность

Воля, устремленная

на общечеловеческие

интересы

   Проанализировав интегративные качества, я увидела, что все они связываются воедино как составные части, компоненты целостной структуры личности. Этим определяется ведущее направление воспитания.

   Основным объектом педагогической диагностики является направленность личности в сочетании с интегративными ее качествами и восприимчивостью к воспитательным влияниям. Каждый ребенок имеет отличительные особенности, поэтому надо изучать то, что присуще только ему одному. На этой основе я и веду индивидуальную работу. Кроме индивидуальных качеств, изучаю общее в ребенке, это помогает определить  его направленность. Знать направленность – значит знать самое главное в ребенке, предвидеть его реакцию на воспитание, предсказать его поведение в создаваемой педагогической ситуации, найти пути перехода от воспитания к самовоспитанию.

    Важно изучать в ребенке типичные проявления: обучаемость,  самосознание и опыт.

    Программу изучения личности школьника можно представить в виде схемы.

Модель изучения личности школьника.

1.Общее, что характерно для всех

Интегративные

личностные

качества

Направленность

личности

Восприимчивость

к воспитанию

Личностный

подход в

воспитании

2.Типичное, что характерно для групп и для возраста.

Обучаемость

Опыт поведения и деятельности

Уровень самосознания

Дифференциальный подход в воспитании

3. Своеобразное, индивидуальное

Сочетание интегративных качеств

Задатки, дарования, способности, сильные стороны характера

Само-

управление

Отношение

к себе

Индивидуальный подход в обучении и воспитании

    Выявляю уровень направленности разными способами.

    – Метод независимых характеристик.

    – Использование ситуации выбора, где надо отдать предпочтение личным или общественным делам.

    – Использование наблюдений за ходом спортивных игр.

    – Отчеты о выполнении общественных поручений.

   Восприимчивость к воспитанию определяю по следующим показателям:

высокая  – школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним  во

                  всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требо-

                  вания старших;

средняя –  школьник выборочно реагирует на педагогические требования и

                  воздействия, болезненно воспринимает замечания в свой адрес,

                  поддерживает педагога в той области, где совпадают общие и

                  личные интересы;

низкая  –   учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые

                  педагогические требования, стремится уйти из поля педагогичес-

                  кого контроля, не помогает учителю;

невосприимчивость, трудновоспитуемость – сопротивление положительным

                  воздействиям и требованиям, противоборство с учителями,

                  стремление помешать педагогам выполнять их работу (срыв

                  уроков, нарушение дисциплины, грубость).

Данная диаграмма показывает изменение восприимчивости к воспитанию за два года.

Диагностика воспитанности

  Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.

  Через диагностику я устанавливаю, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

  Я обратила внимание на то, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. Существует три типа диагностики в работе классного руководителя: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

  Методы, используемые мной в начальной диагностике.

  1. Опрос. С помощью опроса выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношение к сверстникам, окружающему миру и себе.

Вопросы диагностирующие ценностную ориентацию учеников 1-4 классов.

  1. Что тебе нравится в школе? Что не нравится?
  2. Кто побуждает тебя учится лучше? (Мама, папа, бабушка и дедушка, сам хочу учиться.)
  3. Какое время дня для тебя приятнее? (Утро, день, вечер.)
  4. Какие часы дня тебе приятнее всего проводить?
  5. По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?
  6. Где лучше –  в детском саду или в школе?
  1. Наблюдение – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не единственный источник изучения качеств ребенка, т.к. является односторонним и субъективным. Поэтому стараюсь учитывать наблюдения родителей, других учителей.
  2. Беседа. Необходимо прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, воспитателей, сверстников) находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности.
  3. Анкетирование позволяет выяснить не только мнения детей по различным вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения.

Учитывая результаты начальной диагностики, я ставлю  перед собой цели и задачи воспитательной работы.

   Текущую диагностику провожу в самом процессе организации ученического коллектива. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает мне корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Планируя воспитательную работу, не всегда можно предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств индивидуального воздействия.

   Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

   Проводя текущую диагностику, использую игру-ситуацию.

Игра «Почему я тебя выбрал?»

На классной доске записываю все учебные предметы. Затем предлагаю детям поставить знак напротив того предмета, который им нравится. Прошу объяснить их выбор.

    Полученная информация помогает мне скорректировать свою педагогическую деятельность.

     Тема игры может быть разной.

    Обобщающая диагностика проводится мною, в конце каждого учебного года. Процедура оценивания воспитанности состоит из двух этапов.

    Первый этап состоит в анкетировании родителей учащихся.

  1. Какие положительные качества характерны для вашего сына (дочери)?
  2. Какие отрицательные качества вы заметили?
  3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего ребенка, и насколько это вам удается выполнить?
  4. Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?
  5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствие, защиту?
  6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?

         Второй этап – перечисление учащимися своих хороших качеств на одной половине листа, а плохих – на другой.

    Полученные результаты я сопоставляю с результатами психодиагностических обследований. Полученные данные заношу в общую диагностическую карту (Таблица 3). Результаты довожу до сведения родителей, будущих учителей и детей. При этом каждому ученику указывается на недостатки, от которых предстоит избавиться.

    Процесс оценки воспитанности ученика – это весьма эффективное средство для стимулирования самопознания, самовоспитанности, саморазвития, с ее помощью формируется адекватная личностная оценка.

 Подводя итог, нужно сказать, что изучая и развивая личность ребенка, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Различные компоненты воспитания – это пути педагогического воздействия на формирующуюся личность. Но дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность – это еще не доказано хотя бы потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие. Способности у всех различны, кто-то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом отношении. Диагностическая работа помогает мне определять и развивать лучшие качества моих детей, находить и пытаться избавится от отрицательных. Я пытаюсь научить их жить в коллективе, уважая друг друга, иметь активную жизненную позицию, быть требовательными к себе. Все это помогает детям при переходе в среднее звено школы, а затем и во взрослую жизнь.

Литература:

1.В.П.Сергеева. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. «Педагогическое общество России». М.2004.

2.Новые педагогические технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. «Академия». М.1999.

3.В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. Педагогика. «Школа-пресс» М.2000.

4.Г.Ю.Ксенозова. Перспективные школьные технологии. «Педагогическое общество России» М.2000.

Источник

Личностное развитие ученика как цель и результат

педагогического процесса

Учитель математики высшей категории МБОУ «Лицей №177»,

 кандидат педагогических наук, Хабибуллина А.Я.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Образование есть единство двух основных составляющих: обучения и учения.

Методом проб и ошибок учитель пытается нащупать ту единственную ниточку, которая связывает желание ребенка учиться с его реальными возможностями. Успешно реализовать задачу развития ребенка помогает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.  

Задача личностно-ориентированного обучения: помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Учебный процесс в школе, как целостная дидактическая система, направлен на организацию и передачу знаний, создание определенных условий для их усвоения.

Образовательный процесс в школе – это система взаимосвязи обучения и учения, обеспечивающая развитие личности как индивидуальности.

К сожалению, традиционная школа в основном направлена на передачу знаний, что не полностью решает учебно-воспитательные задачи. Работая в лицее №177 с углубленным изучением отдельных предметов, наблюдая за работой коллег, следует отметить, что многие преподаватели используют личностно-ориентированное обучение и воспитание. Школа более склонна к проведению именно образовательного, а не учебного процесса. В учебном процессе наряду с обучением формируются навыки учения, когда учащиеся стремятся не только получать знания, но и постигать все своими силами. То есть, планомерно формируется потребность в  саморазвитии и самообразовании.

В школе активно применяется  последовательность методов, позволяющих организовать учебно-воспитательный процесс, учитывая основную цель личностно-ориентированного обучения –  определить личностную траекторию развития каждого ребенка, координируя и корректируя, поддерживая продвижение личности по лестнице развития: диагностика, организационные методы, мобилизационно-побудительные методы, методы совершенствования, коммуникативные методы.

Так, диагностика предполагает изучение, наблюдение, беседы, составление характеристик, замеры тех или иных количественных показателей. В нашей школе наблюдения ведутся не только  психологами и педагогом по здоровью, но и классными руководителями и учителями-предметниками.

Организационные методы включают в себя целый спектр путей и приемов организации деятельности педагогического коллектива. Так, после систематизации данных по учащимся, проводятся психолого-педагогические консилиумы с целью выработки тактики поведения и коррекции проявившихся проблем.  Мобилизационно побудительные методы – внушение, убеждение, использование элементов актуализации, показ практического применения предполагаемых результатов. Коммуникативные методы – непосредственное сотрудничество с каждым ребенком, создание атмосферы доверительных отношений, подготовка и реализация ситуации успеха. Методы совершенствования включают в себя обобщение результатов опытов и экспериментов с последующей корректировкой, расстановкой новых акцентов, постановкой новых задач, а также изучение и применение новых достижений науки и передового опыта.

Как конкретно организовать процесс личностно-ориентированного обучения?

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса; но в личностно-ориентированном обучении он является не информационно-вещательным, а информационно-побудительным. Прежде, чем изучать новый материал, надо выяснить знания учащихся по предполагаемым новым терминам и корректировать их, используя их субъектный опыт. Обязательно согласовывать понимание терминов с различных точек зрения. Например, слово «движение» в математике означает элемент преобразования фигур на плоскости или в пространстве, при котором расстояние между любыми двумя точками сохраняется;  в физике – несколько иная точка зрения на это понятие;  в быту – движение есть любое перемещение по какому–то пути, а  гипотетически это понятие может иметь иной смысл, и др.

Независимо от форм деятельности на уроке в личностно-ориентированном обучении должен работать гуманистический принцип урока:

  1. В процессе деятельности отношения «учитель-ученик» равносильны отношениям «субъект-субъект», в которых ученик выступает как равноправный партнер.
  2. При решении той или иной задачи учитель не ведет ученика за собой, а идет рядом или чуть впереди, допустимо, когда учитель пропускает ученика вперед, подстраховывая его деятельность.
  3. В процессе любого общения учитель воздерживается от нравственных оценок, дает возможность ребенку самому пройти свой путь и сравнивает его успешность только с ним самим.

Учитель стремится очеловечить обучающее пространство, используя человекосберегающие технологии (обстановка доброжелательности и поддержки, сочувствия и соучастия, сотрудничества и сотворчества)

Наряду с индивидуально центрированными качествами самого педагога, есть некоторые рекомендации, как организовать деятельность учащихся, учитывая особенности каждого.

1.Рекомендуется обратить внимание на большую роль семантических кодов. Каждый ребенок имеет разное физиологическое развитие: у кого-то в большей степени развито зрительное восприятие образов, кому-то проще запомнить, проговаривая некоторые понятия, а кто-то испытывает постоянную потребность в двигательных манипуляциях (ребенок постоянно рисует или черкает на бумаге в силу этой потребности, а не потому, что непослушен)

Например, рассмотрим предложения по изучению формулы по математике для нахождения расстояния, зависящего от скорости движения и времени V*t=S. Задачи с применением этой формулы изучаются в начальной школе. Чтобы учесть индивидуальные особенности большинства учеников, эта формула дается с разных ракурсов:

  • Запоминание на слух – учитель повторяет сам и  неоднократно просит повторить нескольких ребят эту формулу
  • Запись формулы – весь класс подключает моторную память, выполнив запись в тетради, а лучше – если еще и обведет эту формулу в рамочку.
  • Зрительный ряд – эмоционально-восприимчивые дети со слабым логическим мышлением проще запоминают действия нахождения расстояния, как произведения скорости и времени, а действия нахождения скорости или времени  –  как частного. Если эту же самую формулу записать , из которой   достаточно очевидны эти действия. Так, чтобы найти расстояние нужно скорость и время перемножить. А чтобы найти скорость, нужно путь разделить на время.
  • Объединение слов по грамматическим признакам – слуховое сочетание слов в формулировке правила с учетом падежа, времени, рода, склонения и т.д.

2.Очень эффективно на развитие личности влияет умение применять информационные технологии. Так, работа с первоисточниками, текстом, энциклопедическим материалом, справочниками, таблицами формирует у учащихся умения добывать знания самостоятельно, анализировать и систематизировать их. Особую роль следует отвести  навыкам конспектирования.

3.Предпочтения разных учащихся в видах деятельности можно учесть на уроке, давая индивидуальные задания в виде тестов и карточек для детей, имеющих проблемы с устной речью. Учащихся, которые лучше высказывают свои мысли устно, чем письменно, желательно опрашивать с места или приглашая к доске. Детям гуманитарного склада ума, испытывающим затруднения в технических дисциплинах, давать творческие задания по истории науки и отрабатывать практические навыки, используя образно-чувственные методы обучения.

Результат личностно-ориентированного обучения – развитие личности.

Источник