Цели и задачи воспитании и развитии ребенка в школе

Тауберт М.В.
Муниципальное образовательное учреждение
Солнцевская средняя общеобразовательная школа
Воспитание и развитие школьников в современной школе
Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть ни что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрерывное формирование.
В.Г. Белинский
Воспитательная система – целостность как упорядоченность целей и задач, принципов и взглядов, направлений и видов воспитательной деятельности, а также взаимодействия социальных общностей школы (педагогический коллектив, ученические классы, родительская общественность).
Воспитательная система – это объединение разнообразия воспитательной работы и воспитывающей деятельности в условно – органическую целостность, принятую всеми и облегчающую взаимоотношения субъектов образовательного и дообразовательного (внеурочного) совместного гуманистического сотрудничества, сотворчества.
С.А. Шмаков, профессор, доктор педагогических наук.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, управляет, но и воспитывает.
Что такое воспитание? Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребёнку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
Вопросами воспитательной работы я занимаюсь более 20 лет. И я бы хотела поделиться опытом своей работы.
Моя воспитательная работа сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления. Процесс развития природных сил и способностей человека проходит в совместной деятельности детей и взрослых, она осуществляется в двух средах – природе и обществе. Воспитание личности служит общественному прогрессу в такой мере, в какой опирается на прогрессивные тенденции общественного развития. Оно обращено в будущее и поэтому опирается на всё лучшее, что есть в обществе, обязано готовить человека к преодолению трудностей.
Воспитательная структура, основанная на системе самоуправления, служит естественной лабораторией для воспитания гражданина, способствует развитию личности, особенно к способности к познанию.
У ребят накапливается опыт самоуправления поведением, осознанное самосовершенствование (подражание, самовоспитание, следование положительному примеру) в конечном счёте перерастает в культуру самосовершенствования, включающую в себя самоорганизацию, самоотношение, самодеятельность, самосознание.
Выбор направления воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношений.
Функционирование воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребёнка в различных сферах.
Среди направлений воспитательной работы:
1)Учение. Цель: развитие познавательной активности.
Задачи: формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков в учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности мышления.
Формы реализации: олимпиады по предметам; тематические КВНы; брейн – ринги; викторины; мозговые штурмы.
2) Творчество. Цель: развитие творческой активности.
Задачи: выявление и развитие индивидуальных способностей; развитие умений и навыков в творческой деятельности; развитие творческого воображения.
Формы реализации: конкурсы; выставки; концерты; уроки творчества; проекты.
3) Здоровье. Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, с табакокурением.
Формы реализации: лекции и беседы; конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни; спортивные соревнования; ролевые игры.
4) Общение. Цель: развитие умений и навыков в сфере общения.
Задачи: развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие способности к самопознанию, самоанализу; обучение коммуникативным навыкам.
Формы реализации: тренинги общения; ролевые игры; встречи с интересными людьми; экскурсии, походы, совместный отдых на природе; КТД.
Развитие школьного самоуправления – дело сложное, которое требует времени, но давать учащимся власть, конечно, нужно. Создание самоуправления – процесс закономерный и эволюционный, он, как показывает диагностика исследования, поможет создать интегрированную систему воспитания и обучения, которая будет способствовать развитию личности учащегося, повышению уровня воспитанности и готовности выпускников к жизни и труду в условиях развивающегося общества.
Переосмысливая задачи воспитательного процесса, на первое место ставлю развитие личности ученика как индивидуальности. В связи с этим определяются по–новому цели и задачи воспитательной работы:
- создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей;
- воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
- воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.
Идеал выпускника школы – это:
-человек культуры, свободная личность с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;
-творческая личность, с развитой эмоциональной сферой, с развитым музыкально – эстетическим вкусом, индивидуальными способностями, с готовностью к самосовершенствованию;
-гуманная личность с гражданским самосознанием, с развитыми чувствами милосердия, доброты, готовности самопожертвования, любви ко всему живому и забота о нём, с коммуникативными особенностями;
-это духовная личность, то есть личность, владеющая базовым образованием, имеющая углубленную эстетическую подготовку и способности к дальнейшему самообразованию;
-физически и психически здоровый человек с потребностью к здоровому образу жизни.
На совете министров во главе с президентом класса утверждены были заповеди нашего класса:
- Школа – твой родной дом, береги его.
- Говори только то, что знаешь, делай, что умеешь. При этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно.
- Помни, что ты – пример для всех остальных, твои поступки и дела – зеркало для других.
- Радоваться успехам, ценить и уважать своих школьных товарищей, учителей и всех людей, не падать духом при неудачах.
- Быть всегда честным, принципиальным, искренним, уважительным и справедливым.
Воспитывать – значит организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети.
Взаимоотношения учитель – ученик как двух субъектов воспитания и обучения, психологический характер отношений и современные требования к ним я сформировала в форме памятки – рекомендации для каждого учителя:
- Требование позитивное, прямое и конструктивное – основа построения целесообразных отношений учителя с учащимися.
- Помни! Класс – это не только объект воздействия, но и объект взаимодействия.
- Следует всемерно соблюдать такт, не допускать антипедагогических воздействий на ученика.
- Не следует строить отношения в общении «сверху вниз».
- Общайтесь с ребёнком, как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
- Наблюдайте за учеником, умейте «видеть» его.
- Постарайтесь найти свой естественный стиль отношений с учащимися.
- Помните: ваше главное дело – общение с детьми. Умейте радоваться. Унылых дети тихо ненавидят.
- Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая.
- Не конфликтуйте с детьми. Помни мудрость – в ссоре двоих больше виноват умнейший из двоих.
- «Учитель – будь человеком!» П.П. Блонский
Чтобы процесс воспитания и развития проходил успешно для ребёнка, вокруг него должна быть создана атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.
Моя педагогическая позиция заключается в принятии ребёнка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Основная задача классного руководителя – быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении. Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут самостоятельные и самодеятельные личности, понявшие свою самоценность; которые достигли самоопределения и самоутверждения путём саморазвития и самореализации.
Каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих учеников, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Ш.А. Амонашвили
Литература:
1.Научно – методический журнал «Классный руководитель», Москва, 2001
2. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников», Министерство образования Российской Федерации ООО «Школьная Пресса», 2004-2005гг.
3.Научно-методический журнал «Начальная школа», 2010, Учредитель Министерство образования российской Федерации
Источник
Юлия Школьная
Цель, задачи воспитания и социализации в начальной школе
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное представление о человеке, на воспитание,обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
При разработке образовательным учреждением программы воспитания и социализации учащихся начальной школы рекомендуется отразить в ней национальный воспитательный идеал. Целесообразность такого шага диктуется полисубъектностью современного процесса воспитания и социализации ребенка. В этом процессе активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и школа, но и различные общественные, культурные, религиозные организации, СМИ и иные субъекты влияния. Важно обеспечить согласованность действий между этими субъектами влияния в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.
Педагогическое сообщество, общеобразовательная школа способны взять инициативу в определении национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнерства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами воспитания и социализации детей и молодежи.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Основное содержание национального воспитательного идеала и основной педагогической цели определяет Закон «Об образовании»
(ст. 9, п. 6; ст. 14, пп. 1–2). Образовательное учреждение может корректировать содержание воспитательного идеала и цели, основываясь на иных законодательных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с учетом этнических, культурных, социальных и иных региональных условий организации воспитания и социализации обучающихся.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
• укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
• осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
• формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как к основе российского общества;
• формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи воспитания и социализации младших школьников для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.
Источник
Цели и задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи
Одним из факторов, влияющих на становление личности является воспитание. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том,что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития [1].
Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности к успешной социализации в обществе.
В узком смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности [6, с. 14].
И.П. Подласый, дает такое определение: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу» [2, с.7] .
Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий [8, с.12].
Идеальная цель воспитания, в настоящее время, это – всестороннее развитая гармоническая личность. Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В. С. Селиванов содержание понятия всестороннего развития личности определяет следующим образом: единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового,экономического, экологического воспитания [5].
Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач. В концепции дошкольного образования В.В.Давыдов, В.А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
- – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- – обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- – развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- – стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- – развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
- – выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей,индивидуальности личности.
В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении выделяются такие основные задачи по воспитанию, обучению и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении(ДОУ) – это:
- – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- – обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- – воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности,уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,семье;
- – осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии детей;
- – взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- – оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей [3, п.5].
Н.П. Сакулина, И. Логинова, Т.И. Бабаева отмечают, что при решении задач по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. [1, с. 4].
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности,и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. В Федеральных государственных требованиях выделяются наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская,продуктивная, музыкально-художественная, чтение. [7].
Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований,как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю,творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут,любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает”человека целиком во всех его проявлениях.
В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является сложной системой, т.к. на него влияют наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи,место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи воспитания ребенка в семье состоят в том, чтобы [5]:
- -создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- -стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
- -передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- -научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- -воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного“я”.
Таким образом, для реализации цели и воспитательных задач важно создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать при этом привлекательные для детей виды деятельности Педагогам и родителям важно помнить,что игра дает огромную возможность для детского воспитания и развития.
Литература
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Н.П. Сакулина, И. Логинова,Т.И. Бабаева и др., под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.М. Гурович. –СПб.: Детство – пресс, 2005.
- Подласый И.П. Педагогика кн.2 – М.:Владос, 2004. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008г №666 Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», 2008.
- Приказ Минобразования РФ от 11 февраля2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
- Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.– М.: Академия, 2002.
- Титов В.А. Дошкольная педагогика, конспект лекций М.: Приор-издат, 2005
- ФГТ – Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009г
- Щедровицкий Г.П. Новое педагогическое мышление – М.: Просвещение, 1982
Предыдущие статьи:
- Формирование положительного эмоционально – чувственного восприятия природы детьми посредством художественной литературы.
- Гимнастика для ума
Всего комментариев: 2.
Источник