Цели и задачи творческого развития ребенка

Цели и задачи творческого развития ребенка thumbnail

Валерия Евграфова
Программа по развитию творческих способностей дошкольников на занятиях и уроках творчества

Настоящая программа рассчитана на дошкольный возраст с основой на разнообразные виды деятельности, предполагая включение детей в творческую активизацию, с опорой на театральное искусство и театральную деятельность.

Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. В этом возрасте продолжают развитие личностные качества ребенка, а значит, у педагогов и родителей имеется возможность корректировать такие качества личности, которые мешают человеку, в дальнейшем, приспосабливаться и подстраиваться к изменяющимся условиям жизни.

С точки зрения системного подхода некоторые динамические процессы деструктуризации личности влияют на характер дезадаптации человека, в том числе и дошкольника. Ригидность – это не только индивидуально – психологическая особенность личности, выступающая условием успешного выполнения продуктивной деятельности, как относительная неспособность личности в ходе деятельности “изменить свою психическую установку” (Warren, 1934, “реагировать на новую ситуацию” (Wand, 1955, “усвоить новые способы приспособления” (Давыдов В. В., 1983, но и способность системы реагировать на внешние изменения. Во многом она связана со свойствами нервной системы, обусловлена инертностью, глубиной установления связей и оценочными характеристиками у людей со слабой нервной системой. В ряде определений психической ригидности указывается на то, что личность не реагирует на требования объективности не просто в силу неспособности или приверженности к неадекватному способу поведения, но и в силу своего нежелания приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Приспособительная функция – некий приспособительный смысл, а проявление этого смысла может быть многозначным.

Именно поэтому возникает необходимость изучения личности с точки зрения проявления и выражения определенных характеристик, таких как детская и взрослая ригидность, выступающая преградой для изменения существующих отношений. Значит, возникает необходимость создания такой программы, которая позволит развивать творческие способности, которые, в свою очередь, скорректируют влияние ригидности на развитие личности.

Основной целью программы является развитие творческих способностей ребенка. Наряду с общей целью выделяется и ряд задач, решением которых и занимается данная программа: раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (в том числе воображения, эмоциональной отзывчивости, открытости, обогащение через знакомство с методикой театрально-творческой деятельности, развитие художественных, музыкальных способностей и развитие мелкой моторики.

Таким образом, реализация программы раскрывает творческие способности детей, при этом соблюдается закон природосообразности ребенка.

Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-подражание, игра-драматизация, мини-спектакль, набор оригинальных творческих заданий и др.).

Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая ее физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по ритмике, сценическому движению, пантомиме, двигательной активности, тем самым учитывается особенность дошкольника, связанная с непроизвольностью, импульсивностью, потребностью в движении.

Программапостроена по принципу блоков:

• блок 1 – период накопления (погружение)

• блок 2 – период моделирования.

Период накопления предполагает погружение в пространство творчества, через подражание, овладение формой, это школа обучения чувств ребенка. Здесь происходит освоение общечеловеческих стереотипов поведения, формируется способность к сопереживанию и подражанию. Главная роль и функциональное значение принадлежит педагогу, который на собственном примере обучает детей.

Второй период связан с самостоятельностью, инициативностью ребят. С освоением духовных ценностей через моделирование – присвоение различных общественных структур и форм общения (навык социальной адаптации, “примеркой” многообразных ликов, масок.

Работа по блокам идет как поэтапно, плавно переходя от простого к сложному, так и параллельно, как в группах (во время игр, просмотра конечных продуктов деятельности, драматизации, прослушивания сказок, так и индивидуально (отработка образов, работа над оттачиванием деталей, упражнений).

Направления программы осуществляется с помощью декоративного творчества, кукольного театра, игрушек, игр-драматизаций, игр-подражаний, сюжетно-ролевых игр.

Главной особенностей данной программы является использование на занятияхследующих видов деятельности:

• художественная,

• музыкальная,

• театральная,

• аппликационная,

• нетрадиционная и др.

Этапы работы:

1. Развитие творческих способностей через использование различных видов деятельности.

2. Коррекция ригидности, устранение коммуникативных проблем.

3. Стимулирование творческой активности и желания использовать приобретенные навыки в реальной обстановке.

Участники группы: старшие дошкольники.

Количество участников группы: 6–9 человек.

Содержание некоторых видов деятельности.

Художественная деятельность.

Кроме драматизации существует и художественная деятельность или изобразительная, как ее называют специалисты.

Психологи утверждают, что ребенок обладает способностью к изображению, которая выступает в качестве индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешному овладению рисованием, лепкой и другими видами изображения. Развитие таких способностей происходит в процессе развития под влиянием специального обучения, однако, наибольшее удовлетворение ребенок получает при выполнении свободной деятельности, ведь тогда он имеет возможность проявиться полностью. Одного желания творить недостаточно, необходимо предоставить ребенку разнообразные материалы и тактично вводить в созидательный творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творчество художника. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений до создания образа во всем богатстве цвета, формы, ритма, пропорции и т. д.

Читайте также:  Центр развития ребенка город детства

Изобразительное искусство вносит свой вклад и в эстетическое развитие ребенка, и в его целостное восприятие мира, и в развитие эмоциональной сферы. И, несомненно, творчество неразрывно связано с художественными способностями, приобщая к миру искусства дошкольника.

Занятия по изодеятельности основываются на обучающих и свободных тематиках, что предполагает обязательное изучение и свободу для творчества.

Музыкальная деятельность.

Музыка является также одним из способов для реализации креативности, а также возможностей для реализации своего эмоционального мира, всех чувств и переживаний. По выражению Д. Б. Кабалевского, любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует его музыкальные способности, вне зависимости от активности или пассивности ребенка в процессе слушания.

К системе музыкальных занятий можно отнести и элементы хореографических упражнений.

В раздел “Хореография”включаются:

1. музыкально-ритмические упражнения (на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения);

2. игры (сюжетные, несюжетные, музыкально-дидактические);

3. хороводы;

4. построения, перестроения

5. задания на танцевальное и игровое творчество.

Перед выполнением движений и началом занятий необходимо обучить детей правильно занимать исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения должны быть характерными при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.Эта сложная задача может быть осуществлена при соблюдении следующих принципов:

• систематичность,

• постепенность,

• последовательность,

• повторность.

Это основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска или игра разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков.

Система упражнений строится по принципу “от простого к сложному” с учетом необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координацией движения, согласованию их с движениями других детей, учат ориентации в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствуют освоению элементов танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами. В работе над ними применяются различные игровые приемы (разыгрывание сценок, показ иллюстраций к музыке, использование игрушек в танце, инсценирование песен и другое). Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный.

Большое внимание на занятияхуделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений танца, придумать свой танец, используя знакомые движения.

Театрализация.

Специфика театрального искусства, как искусства человековедения, где объектом изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем, создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально-активной творческой личности.

Знакомство с основным накопительным материалом – русскими народными сказками и мини-пьесами – помогает не только ознакомить детей с фольклором, но и позволяет осмысливать характерные черты героев.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и должны найти место в импровизированных постановках. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми, кроме формирования инициативности, позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Основным условием существования приведенной модели является участие воображения, как ведущего качества внутреннего духовного проявления личности в искусстве и важнейшей составляющей формирования культуры в широком смысле слова. Кроме того, включение детей в творческую деятельность побуждает развитие таких психических процессов, как произвольное внимание, память, мышление, речь.

Во время подготовки детей к театральной деятельности идет активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, накопление активного и пассивного словаря. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем.

А также эстетическое влияние оказывает спектакль,это влияние может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм.

Стоит остановиться немного и на создании игровой ситуации, ведь игра выступает как средство общения, развития и жизнедеятельности, где ребенок познает себя и свое окружение. Игра – это мощный стимулятор активности и становления ребенка на протяжении всего детства.

Читайте также:  Роль питания матери в развитии ребенка

Таким образом, творчество неизменно присутствует в жизни детей, и задачей педагога является представить разнообразие форм и видов деятельности для самореализации ученика, особенно в условиях формирования временного детского коллектива.

Календарно-тематическое планирование.

Занятия проходят в группе 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Всего предполагается провести 38 часов за учебный год в каждой из групп учреждения дошкольного образования, в группах интенсивного психического развития 5-6 лет и 6-7 лет.

Занятия походят поочередно, логично сменяя друг друга в плане организации разнообразной деятельности, осуществляя художественную, театральную, практическую и нетрадиционную деятельность.

Тематическое планирование по творчеству в группе 6-7 лет.

№ п/п Наименование разделов и тем занятий Вид занятия Кол-во часов

1. Свободное рисование “Нарисуй свою картину”, “Я”, “Автопортрет”. Тренинг на знакомство. Нетрадиционное.

Практическое. 1 час.

2. “Рисование по мокрому листу”. Оригами “Золотая рыбка”.

Музыкально-дидактические игры. Практическое. 1 час.

3. Аппликация. Флористика “Осенняя картина”. Рисование при помощи осенних листьев. Хороводы Осени. Нетрадиционное.

Практическое. 1 час.

4. Праздник Осени. Игры, драматизации, выполнение заданий по образцу. Театрализованное 1 час.

5. Изотерапия. Элементы тренинга на групповую сплоченность. Нетрадиционное. 1 час.

6. Лепка из пластилина. “Любимая сказка”. Знакомство с песней “Я леплю из пластилина…”. Практическое. 1 час.

7. Театр игрушек. Знакомство с театром. Сказка “Зимовье зверей”. Проигрывание сюжета. Анализ проигрывания сказки. Театрализованное 1 час.

8. Рисование красками “Кляксография”, “Волшебные нити”. Работа по развитию воображения “Название картины”. Практическое. 1 час.

9. Оригами “Стаканчик”, “Сверток”. Аппликация

“ Новогодние цепи”, “Елочные игрушки”. Разучивание новогодних песен Практическое. 1 час.

10. Подготовка к новогоднему утреннику. Репетиции, игры – драматизации, игры – соревнования. Репетиция новогодних сюжетов. Праздник “Новый год у ворот”. Театрализованное 1 час.

11. Работа над творческим воображением. Бумагопластика и сюжетная аппликация “Новогодняя картинка”, “Новогодняя ночь”. Практическое.

Нетрадиционное. 1 час.

12. Рисование карандашами и красками “Городской пейзаж”. Ориентация в пространстве. Пространственное изображение Практическое. 1 час.

13. Лепка из пластилина и крупы “Герои сказок ”. Практическое. 1 час.

14. Оригами “Зайчик”, “Кораблик”. Перестроение под музыкальное сопровождение. Практическое. 1 час.

15. Кукольный театр. Сказка “Про Капризку”. Коррекция поведения. Разыгрывание по ролям. Театрализованное 1 час.

16. Аппликация “Открытка к 23 февраля”. Разучивание песен для пап. Праздник “23 февраля”. Практическое. 1 час.

17. Изготовление нетрадиционных сюрпризов. Сюжетная аппликация “ Бегемот-балерина”.

Подготовка к 8 марта. Праздник “ Женский день”.

Игры, инсценировки. Драматизации, элементы пальчиковой терапии. Нетрадиционное.

Практическое.

Театрализованное 1 час.

18. Лепка декоративная “Разукрасим мир пластилином” (лепка по картону). Практическое.

Нетрадиционное. 1 час.

19. Театр игрушек и театр актеров “Заячья капустка”. Коррекция эмоциональной сферы ребенка Театрализованное 1 час.

20. Рисование карандашами. Предметное рисование “Самое смешное и самое грустное”. Практическое. 1 час.

21. Бумагопластика “Из простой бумаги мастерим как маги”. Практическое. 1 час.

22. Сюжетное рисование “Моя история”. Сказочная мозаика “Картинка из книжки”. Работа в парах по созданию картинок. Практическое.

Нетрадиционное. 1 час.

23. Оригами “Птица”, “ Мальчик и девочка”.

Кукольный театр “Сказка про Пых” (коррекция страхов). Театр актеров. Сказка “Сочиняем сказку сами”. Практическое.

Театрализованное 1 час.

24. Аппликация, флористика “Цветущий сад”. Элементы тренинга на релаксацию.

Комбинированное заключительное занятие. Итоговая инсценировка детской песни, постановка мини-спектакля. Практическое.

Нетрадиционное. 1 час.

Источник

Олеся Ахмеджанова

У родителей много задач. Они должны заботиться о здоровье ребенка, его образовании, питании, физической нагрузке… Уф, сколько всего! Неудивительно, что родители часто забывают про творчество, а ведь это — невероятно важная часть развития. Рассказываем, почему творческие занятия влияют на будущее, и подсказываем, как включить их в жизнь детей.

Что такое детское творчество?

Для малышей до 3-х лет творчество — это главным образом занятия с различными материалами: они исследуют мир вокруг и пытаются понять, что можно сделать с красками, карандашами, пластилином, инструментами и костюмами. У детей постарше творчество приобретает осознанный характер. Их фантазия, мышление и физические возможности более развиты, поэтому воображение и творческий порыв ничем не ограничены. Они лучше концентрируют внимание и понимают, какого результата хотят добиться.

Источник

Но настоящее детское творчество — это не раскрашивание строго по контуру, не аккуратность. Ребенок, который творит от души, вовсе не стремится кому-то угодить. У творческого порыва нет конечной цели — это полная свобода. Творчество есть эксперимент с материалами и идеями, изучение собственных способностей.

Поддерживать творческое развитие ребенка не менее важно, чем работать над его физическим, эмоциональным, интеллектуальным и духовным развитием.

Это и называется целостным воспитанием. Но как сделать творчество частью жизни детей? Вот несколько принципов, о которых нужно помнить.

Польза

У творчества есть несколько важных плюсов. Во-первых, оно сделает повседневную жизнь интереснее. Во-вторых, пробуя разные виды творчества, можно понять, к чему у ребенка лежит душа. Это могут быть рисование или лепка, театр или создание костюмов, танец или пение — да что угодно. Каждого ребенка волнует и притягивает что-то свое.

Читайте также:  Программа развития дома ребенка детей до 4 лет

Источник

В-третьих, тот, кто занимается творчеством, получает огромное удовольствие от достижения той или иной цели. «Это сделал я! Я это сам придумал! И дорабатывал, пока не получилось именно так, как я хотел!» Осознание своих достижений развивает уверенность в творческих способностях.

Сила родителей

Возможно, со стороны этого не видно, но родители могут оказать огромное влияние на творческие способности ребенка. Ведь они часто лучше всех знают своих детей, замечают их интересы, сильные и слабые стороны.

Источник

Не будем говорить о том, как сложно оторвать ребенка от гаджета. Но давайте начистоту — это возможно. И часто сделать это могут именно родители. Вы можете предложить ребенку альтернативу — занятия чем-то интересным и творческим. Правда, для этого вам нужно помнить несколько важных моментов.

  • Помните: творчество должно быть в радость.
  • Регулярно выделяйте время для творческих занятий с ребенком — хотя бы десять минут в день.
  • Будьте готовы к тому, что рисунки, проекты и выступления ваших детей не будут идеальными.
  • Держите под рукой различные материалы, чтобы легко и быстро организовать творческое занятие.
  • Не давайте ребенку назойливых указаний, как и что делать.
  • Будьте терпимы к небольшому беспорядку. Возьмите в привычку делать уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь.
  • Если у ребенка ничего не получается, предложите сделать перерыв.
  • Не зацикливайтесь на том, какой одаренный у вас ребенок.
  • Ходите вместе с детьми в музеи, на выставки — пусть они видят, как другие люди проявляют себя в творчестве.
  • Творите сами! Занимайтесь любимым делом в одиночку или придумывайте совместные проекты, интересные вам, ребенку и всей семье.

Творческая среда

Возьмите ребенка на выставку, концерт, балет, спектакль или литературные чтения — пусть увидит, на что способны творческие люди. Часто именно так возникает интерес.

Источник

Посещая мероприятия вместе с детьми, не стесняйтесь уйти раньше, если нужно. Пусть концерт или спектакль закончится на положительной ноте: не дожидайтесь, пока ребенок начнет капризничать, устанет или проголодается. Нет ничего плохого в том, чтобы тихонько уйти в середине концерта, детского спектакля, литературных чтений или мастер-класса.

Пробуйте разное

Пробуя себя в различных видах творчества, дети узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель и обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть дети, которые любят наряжаться; они обожают костюмы, ставят спектакли и играют в шарады. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Некоторые любят писать стихи, рассказы и загадывать загадки. Другим нравится танцевать.

Источник

Смотрите, какой список! И он далеко не полный. Детям нужно предлагать разные занятия — рисование, музыка, танцы, театр, конструирование — и смотреть, что именно привлечет их внимание. Даже 10–15 минут совместного творчества принесут радость и пробудят интерес к новому увлечению.

И да, примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться.

Сумейте побороть в себе желание приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.

Главное — веселье

Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении — все это пробуждается в детях, когда им весело. Радость — та самая искра, благодаря которой дети хотят творить снова и снова. Наши детские проекты остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций.

Выбирайте время правильно

Важное условие творческого воспитания — выделить время для занятий творчеством. Найдите хотя бы 10–15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще. Да и в любом семейном распорядке есть «потайные окошки», которые идеально подходят для коротких творческих игр:

  • за ужином поиграйте за столом в словотворчество,
  • перед сном вместе сочините сказку,
  • во время поездок или по дороге в детский сад, школу можно петь и придумывать новые слова на мотив известных песен.

Только избавляйтесь от отвлекающих факторов, чтобы ребенок смог полностью сосредоточиться на творчестве. Это значит, что телевизоры, компьютеры, планшеты, смартфоны придется на время убрать. Не стоит читать нотацию на тему впустую потраченного времени — лучше показать свой пример.

Поэтому вы — да-да, именно вы! — должны оторваться от экрана телефона и показать, что такого крутого в творческих штуках.

Одаренность не так уж важна

Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей приписывают свой успех усердному труду и увлеченности своим делом, а вовсе не таланту. Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности — удел избранных.

Источник

Одаренность не так уж важна, так что постарайтесь без предубеждений относиться к детскому творчеству. Ведь когда ребенок увлеченно занимается чем-то творческим, то он развивает полезные навыки. Например, педагоги считают, что занятия рисованием и лепкой благотворно влияют на развитие моторики и нервной системы, а через некоторое время дети уже способны самостоятельно решать различные задачи.

Источник

500 идей для творческого развития

Творчество используют для тренировки чтения, письма и счета. Психотерапевты утверждают, что оно помогает ребенку постигать окружающий мир, учит справляться со страхом, а также пробуждает эмоции. Художники уверены, что искусство важно как источник красоты, самовыражения, а творческий процесс значим сам по себе.

По материалам книги «500 идей для творческого развития»

Обложка отсюда

Источник