Цели и задачи развития ребенка от 2 до 3 лет
В развитии ребенка сложно выделить более или менее важные этапы, каждый значим по-своему. Однако, безо всякого преувеличения можно сказать, что 2-3 года – это сложнейший этап, это переходный период, который закончится кризисом 3 лет – своеобразным экзаменом для родителей и ребенка. И поэтому в течение всего третьего года жизни к этому экзамену необходимо готовиться.
Главный приоритет третьего года жизни ребенка – дальнейшее развитие и совершенствование речи. К трем годам ребенок должен не просто выучить много новых слов и активно использовать их, важно научиться понимать эмоции других людей, выраженные с помощью слов. А также самому научиться выражать эмоции с помощью слов, а не истерик, капризов, сломанных игрушек и т.п. Задача сложная, но решаемая. И помогут нам в этом игры и занятия, направленные на развитие творческих способностей ребенка. Сначала мы научим малыша выражать эмоции на бумаге и в пластилине, через театральные постановки и сюжетные игры, через обсуждение литературных и музыкальных произведений. И только потом ребенок будет готов к адекватному выражению своих чувств и эмоций.
Между тем, необходимо поддерживать и развивать интерес ребенка к конструированию, не забывать о развитии сенсорики и мелкой моторики, совершенствовании координации движений.
Монтессори-игры; игры и упражнения для развития сенсорики, мелкой моторики и координации движений; художественное творчество; конструирование и моделирование – вот необходимые инструменты раннего развития ребенка в 2-3 года.
Основные задачи раннего развития ребенка в 2-3 года
1. Развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений
В 2-3 года сенсорное развитие становится базой для развития интеллекта ребенка. Поэтому нужно обязательно продолжать целенаправленно развивать восприятие ребенка, формируя верные представления о предметах и их свойствах. Все больше и больше узнавая о форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве разных вещей, о времени, ребенок не только расширяет круг знаний об окружающем мире, но и приобретает уверенность в своих силах. Это очень важно для психологического развития малыша.
При правильном сенсорном развитии к концу 3 года ребенок может:
- совершать много точных действий, например, открывать и закрывать, класть и вынимать, заворачивать и разворачивать, складывать, собирать и разбирать на части и т.п.;
- целенаправленно пользоваться предметами на основе понимания их устройства и функций, например, играть с музыкальными и заводными игрушками, имитировать действия взрослых с бытовыми приборами и т.д.;
- сортировать предметы по форме, цвету, размеру.
Сохраняет важность развитие мелкой моторики, так как ребенок уже должен уметь хорошо справляться со множеством нужных дел. Например, с самообслуживанием: одеваться и раздеваться без помощи взрослых, пользоваться вилкой и ложкой и т.п.
Необходимые игрушки и материалы: продолжаем использовать игрушки, рекомендованные для детей в 1-2 года, различные мозаики и паззлы, настольные логически игры по возрасту + игрушечные бытовые приборы + интерактивные игрушки.
2. Развитие умственных способностей, логики, мышления
Для развития умственных способностей детей старше 2 лет рекомендуется продолжать играть в Монтессори-игры с природными материалами, водой, крупами, камешками, пуговицами, тканями и др. Но приоритеты по сравнению со вторым годом жизни меняются. Главная задача таких игр с подросшим малышом – активизация познавательного интереса ребенка, иначе говоря, стимулирование интереса к получению новых знаний и умений, то есть к обучению. Так мы готовим ребенка к систематическим занятиям в детском саду.
При регулярном использовании Монтессори-игр к концу 3 года ребенок может:
- уверенно различать красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый цвета;
- различать предметы по форме;
- определять и называть важные признаки предметов, такие как цвет, форма, размер;
- группировать предметы на основании разных признаков (по цвету, форме, размеру), определять количество предметов (мало – много, один – несколько);
- отличать части и целое.
Необходимые игрушки и материалы: образцы разных материалов и домашняя утварь для Монтессори-игр. Возможно, будут полезны интерактивные развивающие плакаты об окружающей среде, животных, растениях и т.д.
3. Эстетическое воспитание
После двух лет ребенок начинает более или менее осознанно творить, он не просто оставляет след на бумаге, малыш рисует что-то конкретное. Поделки и рисунки ребенка отражают его настроение, эмоции и желания, поэтому их даже можно начинать анализировать.
В этом возрасте важно научить ребенка говорить на языке искусства, показать, как пользоваться разными материалами. Карандашами рисуют (какие разные бывают карандаши, чем отличаются восковые карандаши от грифельных, на чем рисуют карандашами, как держать карандаш и т.д. – ребенку так много всего нужно узнать и понять), из пластилина лепят (покажите приемы лепки, купите разный пластилин для экспериментов: плавающий, крупинками, застывающий) и т.д. Все это очень важно для развития личности ребенка, для формирования умения переживать свои эмоции в творчестве.
И, конечно, не забываем о музыке, игре на простейших инструментах, чтении и рассматривании книг. А еще пора на экскурсии и в детские театры! Ребенок уже отлично видит и понимает красоту вокруг.
При целенаправленном занятии творчеством к концу 3 года ребенок:
- может осознанно и правильно использовать материалы для творчества (краски и кисти, карандаши, фломастеры, пластилин). То есть ребенок не играет с пластилином или тестом, не размазывает его по столу или крошит, а именно лепит простые фигурки, например, снеговика или улитку;
- видит сходство между моделью и результатом своих усилий, например, между деревом за окном и своим рисунком дерева, ребенок может показать и объяснить, что и там, и там есть ветки, листья и т.п.;
- может делать аппликации из готовых деталей, использовать несколько техник в одной работе, к примеру, посыпание крупой и прикатывание деталей из пластилина;
- различать характер музыки, ритмично подыгрывать на простейших музыкальных инструментах.
Необходимые игрушки и материалы: материалы для творчества, природные материалы для поделок и аппликаций, подручные материалы (пластиковые бутылки, одноразовые тарелки и стаканы, соломинки, ненужные диски и т.д.), простые музыкальные инструмента, детский синтезатор, музыкальные книжки и игрушки.
4. Конструирование и моделирование
К 2-3 годам ребенок более осознанно занимается с конструктором, воспринимая его, однако, скорее как вспомогательное средство для игры, чем собственно игру. «Мне нравится играть с конструктором, потому что я могу из деталей сделать дом для мишки», – вот логика игры малыша.
Помощь взрослых – обязательное условие в играх с конструкторами. Кто, если не папа, покажет возможности конструктора, научит строить, собирать, компоновать. Но важно стремиться к самостоятельности: сначала – постройки по образцу (сделай как папа), потом – заданные постройки (построй домик), далее – свободная игра с конструктором.
При регулярном занятии конструированием и моделированием к концу 3 года ребенок:
- узнает и правильно использует разные строительные детали (кубик, кирпичик, цилиндр и др.);
- экспериментирует с расположением предметов, например, из одних и тех же деталей то мостик построит, то забор;
- строит не абстрактные сооружения, а конкретные постройки для игры, к примеру, гараж для машинок, дом для куклы и т.п.;
- может подбирать дополнительные элементы для сюжетной игры со своими постройками, пытается соотносить их по размеру;
- понимает разницу между деталями разных конструкторов, умеет их сортировать.
Необходимые игрушки и материалы: различные конструкторы (см. статью «Раннее развитие: 1-2 года»), аксессуары для сюжетных игр. Например, столь любимый нами конструктор «Город» дополняем уже не только машинками и фигурками людей, но и железной дорогой, работающим светофором, бензозаправкой. Думаю, логика Вам понятна.
Кроме того, для развития детей 2-3 лет по-прежнему актуален спортивный комплекс и спортивный инвентарь (велосипед, самокат, мяч и др.), игрушки для воды и песочницы, развивающие книжки-игрушки.
Источник
Елена Рябчикова
Программа развивающих занятий для детей 2–3 лет
Возраст 2-3 лет – время активного развитиясенсорной сферы ребенка: зрительного, тактильного и слухового восприятия. Наряду с этими процессами развивается память, внимание, речь, наглядно-действенное мышление. Также в этом возрасте малыши много двигаются, а, значит, идет активное развитие общей и мелкой моторики. Кроме того, для многих детей этот период является началом посещения детского сада. Адаптация к детскому коллективу –непростой процесс и зачастую требует повышенного внимания от взрослых: педагогов, родителей, родственников. Психологическое развитие ребенка и социальная адаптация будут протекать более успешно при квалифицированном психолого-педагогическом воздействии.
До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, а обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т. п. Эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.
Познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Ведущим типом деятельности в возрасте 2-3 лет является предметно-манипулятивная. Поэтому развивающая среда, окружающая ребенка должна быть насыщена всевозможными игрушками и предметами,которыми ребенок может манипулировать: складывать, вкладывать одну вещь в другую, выстраивать в линию и в столбик, включать и выключать, нажимать, растягивать и т. п. тем самым изучая свойства предметов. К 3-м годам появляются элементы игры по предварительному замыслу (зарождение сюжетно-ролевой игры). Ребенок может подбирать в соответствии с замыслом игрушки или какие-то предметы.
Речь находится в стадии формирования.Ее становление носит отображающий характер: ребенок стремится подражать услышанному, в частности, речи взрослого. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок учится сравнивать, сопоставлять, обобщаеть, запоминать. Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос “почему?”, он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался.
Моторное развитие становится более совершенным.Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.
На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика. Дети учатся самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет, так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Малыш становится иногда упрямым. Он сознательно говорит “я”: “Я не хочу, я не буду!”, узнает себя в зеркале и на фотографии. Имя является образом «Я», поэтому для успешного формирования личности необходимо чаще употреблять имя ребенка в общении с ним.
Основная цель программы: адаптация детей 2-3 лет к детскому коллективу и условиям ДОУ; сенсорное развитие.
Задачи программы:
1. Формирование у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду; создание благоприятного эмоционального фона в группе.
2. Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.
3. Развитие мелкой и крупной моторики.
4. Развитие речи.
5. Формирование познавательного интереса.
Методы, используемые на занятиях:
1. Пальчиковые игры
2. Жестовые игры
3. Дидактические игры
4. Музыкально-ритмические игры и упражнения
5. Психогимнастика
6. Элементы артикуляционной гимнастики
7. Словесные игры
8. Релаксационные игры с мягкими игрушками
Занятия проводятся с группой детей от 2 до 6 человек не реже 1 раза в неделю, длятся 10 минут. Каждое занятие включает в себя 3-4 игры, одна из которых обязательно подвижная. Всю программу сопровождает игрушечный зайчик. Кроме того, для занятий понадобятся:
1. Игрушки, изображающие различных животных, в том числе и разного размера,
2. 2 куба-сортера,
3. Цветные деревянные шарики,
4. Кусочки поролона,
5. Картонные «бублики» и шнурки для каждого ребенка
6. Пирамидка
7. Контейнер и желоб
8. Небольшой мячик
9. Салфетка или коврик зеленого цвета
Предполагаемые результаты программы:
– Дети с удовольствием посещают детский сад, спокойно расстаются с родителями утром
– Повышается уровень познавательного интереса
– Улучшается речь, мелкая и крупная моторика, координация движений
– Совершенствуется развитие сенсорного восприятия
Занятие № 1.
Приветствие.
Психолог здоровается с каждым ребенком, называя его по имени и предлагая погладить зайчика (мягкую игрушку) – (1 мин.)
Жили-были зайчики на лесной опушке.
Жили-были зайчики в беленькой избушке.
Мыли свои ушки, мыли свои лапки.
Наряжались зайчики, надевали тапки
1. Упражнение «Зайчик-красавчик» (4 мин.)
Дети вместе с психологом рассматривают зайчика, называют части его тела, находят их у себя. Называют цвет рубашки зайчика, цвет носика, ножек, щечек.
2. Игра «Зайчишки-шалунишки» (2 мин.)
Дети прыгают, как зайчики. Затем приседают («прячутся в домик») и имитируют «шевеление ушками». Игра повторяется 2-3 раза.
3. Жестовая игра «Вот я какой» (2 мин)
Дети повторяют за психологом жесты под стихотворение:
Это ручки – хлоп-хлоп.
Это ножки – топ-топ.
Это нос. Это рот.
Там спинка, тут живот.
Ох, устали, вытрем лоб.
Игра повторяется 2 раза.
Прощание. Дети по очереди гладят зайчика и прощаются с ним. (1 мин)
Занятие № 2.
Приветствие. (1 мин.)
1. Упражнение «Веселые животные» (3 мин.)
Психолог: «К вам гости вместе с зайчиком пришли его друзья: лягушка, корова, поросенок, кошка». Дети рассматривают по очереди каждого персонажа, называют части тела, находят их у себя. Называют цвета животных.
2. Игра «Расскажи и покажи» (2 мин.)
Дети показывают, как бодается корова, как хрюкает поросенок, как прыгает лягушка. Называют четко каждое животное.Имитируют движения кошки:
Мягкие лапки, (поочередно проводим перед собой раскрытыми ладонями)
А в лапках царапки! (сгибаем пальцы, словно кошка выпускает когти)
3. Игра «Кто как кричит?» (2 мин.)
Дети показывают, как кричат увиденные ими животные (лягушка, корова, кошка, поросенок). Можно вспомнить и звуки других животных.
Прощание. (2 мин.)
Занятие № 3.
Приветствие. (1 мин.)
1. Упражнение «Мышка-норушка» (2 мин.)
Психолог: «Дети, а сегодня зайчик привел к вам в гости мышку. Давайте с ней познакомимся». Дети рассматривают мышку, называют части тела, элементы одежды, показывают, как она пищит.
2. Игра «Мышка и кот» (3 мин.)
Дети бегают, словно мышки.Когда психолог говорит: «Ой, кот идет!», приседают на корточки, будто прячутся в норки. Игра повторяется 2-3 раза.
3. Пальчиковая игра «Мышка в норку пробралась» (2 мин.)
Мышка в норку пробралась, на замочек заперлась.
В дырочку она глядит: на заборе кот сидит!
Прощание. (2 мин.)
Занятие № 4.
Приветствие (1 мин.)
1. Упражнение «Пирамидка» (4 мин.)
Психолог: «Дети, сегодня у вас в гостях зайчик и мышка. Они вам принесли пирамидку. Давайте с ней поиграем». Дети с помощью психолога собирают и разбирают пирамидку, называя цвета.
2. Музыкальная игра «Мышки в лесу» (2 мин.)
Вышли мышки на опушку. Поискать хотели сушку.
Раз, два, три, четыре, пять, сушку начали искать.
Вдруг раздался гром с небес, убежали мышки в лес.
3. Пальчиковая игра «Суп и каша» (2 мин.)
Дети повторяют за психологом движения пальчиками и руками.
Мы варили суп, суп из перловых круп, круп.
Получилась каша. То-то горе наше!
Замесили тесто, а оно ни с места.
Замесили на дрожжах – не удержишь на вожжах!
Прощание. (1 мин.)
Занятие № 5.
Приветствие (1 мин.)
1. Упражнение «Дом зверей» (3 мин.)
Психолог показывает детям куб-сортер с вкладышами-фигурками животных. Дети называют их, определяют цвет. Показывают, как кричит корова, петух, свинья, собака, лошадка и т. д.
2. Игра «Кто где живет?» (4 мин.)
Психолог вкладывает каждую фигурку в соответствующую ячейку, поясняя, что у каждого животного есть свой домик. Затем выкладывает фигурки на зеленую салфетку, поясняя, что животные собрались погулять на лужок. Дети помогают им найти свой дом после прогулки, вкладывая с помощью психолога фигурки на свои места.
3. Пальчиковая игра «Строим стенку…» (1 мин.)
Строим стенку, выше, выше…Добрались уже до крыши. Чья крыша выше?
Прорубили мы окошко. И дырочку для кошки. И маленькую дырочку для мышки… (дети показывают, как пищит мышка)
Прощание (1 мин.)
Занятие № 6.
Приветствие (1 мин.)
1. Упражнение «Разноцветные шарики» (2 мин)
Дети катают в руках разноцветные шарики. Называют форму, цвет, сжимают в кулаке, перекладывают из одной руки в другую.
Шарики, шарики подарили нам!
Красные, синие дали малышам!
Желтые, зеленые шарики у нас.
Покатаем шарики мы сейчас.
2. Жестовая игра «Бежит зайка по дорожке» (2 мин.)
Бежит зайка по дорожке. У него устали ножки.
Под кусточком он присел. Отдохнул, малинку съел.
Чуть подумал, подскочил, по дорожке припустил.
Игра повторяется 2-3 раза.
3. Пальчиковая игра «Капуста» (3 мин.)
Это что еще за куст? Это что еще за хруст?
Как же мне без хруста, если я капуста?
Мы капусту режем, режем, мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнем, мнем, а морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим, перемешиваем и в кастрюли кладем.
Туго-туго набиваем и в подвалы составляем.
О, вкусная капуста!
Прощание (2 мин.)
Занятие № 7.
Приветствие (1 мин.)
1. Упражнение «Морские шарики» (4 мин.)
Детям раздают разноцветные деревянные шарики. Они называют их цвет, катают в руках, сжимают в кулаке, чтобы почувствовать, что шарики твердый. Затем по очереди скатывают их по желобку в синий контейнер и забирают шарик с собой.
2. Упражнение «Твердый-мягкий» (2 мин.)
Детям раздают кусочки поролона. В одной руке они сжимают шарик, а в другой поролон. Поочередно, сжимая то одну руку, то другую,описывают свои ощущения: шарик твердый, поролон мягкий.
3. Музыкальная игра «Четверо лягушат» (2 мин.)
Прощание (1 мин.)
Занятие № 8
Приветствие (1 мин.)
1. Игра «Поезд» (4 мин.)
Детям раздают грани кубика-сортера. Каждый укладывает «пассажира» – фигурку в свою ячейку. Затем дети по очереди соединяют грани между собой в одну линию так, чтобы получился «поезд».
2. Игра «Большие ноги-маленькие ножки» (2 мин.)
Дети становятся в шеренгу и шагают в одну сторону,затем в другую:
«Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке».
Игра повторяется 2-3 раза.
3. Игра «Погулять язык собрался» (2 мин.)
Дети повторяют за психологом элементы артикуляционной гимнастики.
Погулять язык собрался. Он умылся, причесался.
На прохожих оглянулся, вправо-влево повернулся.
Вниз упал. Наверх полез. Ам – и в ротике исчез.
Прощание (1 мин.)
Занятие № 9.
Приветствие (1 мин.)
1. Игра «Большие-маленькие» (2 мин.)
Психолог: «Дети сегодня у вас в гостях 2 зайчика: большой и маленький. Покажите им, какие вы раньше были маленькие. А теперь какие стали? А какие станете, когда вырастите большими?». Дети вначале приседают на корточки, затем встают во весь рост, а потом поднимаются на цыпочки.
Игра повторяется 2-3 раза.
2. Пальчиковая игра «Каша» (2 мин.)
Ну и каша – так в рот и просится. Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось. И мизинчик попробовал малость.
Чуточку съели лобик с макушкою. Остальное ушки докушали.
3. Упражнение «Бублики» (4 мин.)
Детям раздают вырезанные из картона «бублики». С помощью психолога дети нанизывают их на шнурок.
Прощание. (2 мин.)
Занятие № 10.
Приветствие (1 мин.)
1. Упражнение «Разноцветный кубик» (2 мин.)
Дети называют цвета граней кубика-сортера. Затем называют на этих гранях геометрические фигуры
2. Игра «Прокати мяч» (4 мин.)
Психолог: «Дети, а кубик может катиться? А мячик? Давайте попробуем».
Психолог достает из кубика мячик и показывает детям, что куб катиться не может, а мячик может. Затем прокатывает мяч по очереди к каждому ребенку, а он – обратно.
3. Жестовая игра «Как живешь?» (3 мин.)
Дети повторяют за психологом жесты по тексту.
Как живешь? Вот так. А плывешь? Вот так.
Как бежишь? Вот так. Вдаль глядишь – вот так.
Ждешь обед – вот так. Машешь вслед – вот так.
Ночью спишь вот так, а шалишь – вот так (надуваем щеки и хлопаем по ним).
Игра повторяется 2 раза.
Прощание (1 мин.)
Занятие № 11.
Приветствие (1 мин.)
1. Упражнение «Зайчик-красавчик» (3 мин.)
Дети вместе с психологом рассматривают зайчика, называют части его тела, находят их у себя. Называют цвет рубашки зайчика, цвет носика, ножек, щечек.
2. Пальчиковая игра «Капуста» (3 мин.)
Это что еще за куст? Это что еще за хруст?
Как же мне без хруста, если я капуста?
Мы капусту режем, режем, мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнем, мнем, а морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим, перемешиваем и в кастрюли кладем.
Туго-туго набиваем и в подвалы составляем.
О, вкусная капуста!
3. Упражнение «Комарик» (2 мин.)
Дети повторяют движения за психологом.
Я надул упругий шарик (пальцы рук соединены в «шар», дуем в «шар»).
Укусил его комарик.
Лопнул шарик! Не беда. (хлопаем в ладоши)
Новый шар надую я! (снова «надуваем шарик»)
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Прощание (1 мин.).
Занятие № 12.
Приветствие (1 мин.)
1. Упражнение «Большой-маленький» (3 мин.)
Несколько однотипных игрушек нужно расставить по росту. Предпринимается несколько попыток, поэтому используются 3 собаки, 2 пчелки, 4 медведя, 2 зайца.
2. Игра «Цветные шарики» (3 мин.)
Психолог выкладывает на стол 3 шарика одного цвета и 1 –другого. Дети с его помощью находят «непохожий» шарик. Игра повторяется 2-3 раза с изменением цветов.
3. Логопедическая игра «На лугу» (3 мин.)
Психолог: «Дети, сегодня зайчик по дороге к вам встретил разных животных. Сейчас он вам расскажет, как это было».
На лугу паслась корова: му-у-у.
Там комарик пролетел: з-з-з-з-з
Летний ветерок подул: ф-ф-ф-ф
Колокольчик зазвенел: динь-динь.
Стрекотал в траве кузнечик: тр-тр-тр-тр.
Ёж колючий пробегал: пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: тиль-тиль.
И сердитый жук жужжал: ж-ж-ж-ж.
Прощание (1 мин.)
Занятие № 13.
Приветствие (1 мин.)
1. Жестовая игра «Прогулка» (2 мин.)
Психолог: «Дети, зайчик приглашает вас прогуляться».
Вот человечек идет по дорожке и высоко поднимает он ножки.
На одной ноге стоит и по сторонам глядит.
На другую ножку стал, покачнулся и упал.
Игра повторяется 2 раза.
2. Пальчиковая игра «Зайцы и лиса» (2 мин.)
Пошли зайцы в лес гулять (дети показывают пальцами «заячьи ушки» (указательный и средний пальцы обеих рук выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони).
А за ними лиса крадется! (дети перебирают всеми пальчиками по столу).
Убегают зайцы от лисы. (дети прячут руки за спину).
Игра повторяется 2-3 раза.
3. Жестовая игра «Бежит зайчик по дорожке» (2 мин.)
Бежит зайчик по дорожке. У него устали ножки.
Под кусточком он присел. Отдохнул, малинку съел.
Чуть подумал, подскочил, по тропинке припустил!
4. Пальчиковая игра «Домик для зайчат» (2 мин.)
Психолог: «Убежали зайчики от лисы и домик спрятались. Давайте покажем, какой у них домик».
Тук-тук, постук, раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат.
Вот с такими стенами. Вот с таким окном.
Вот с такой дверью и вот с таким замком.
Прощание (1 мин.)
Список литературы
1. Л. Сирота. Н. Галич. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Ровно, 2009.
2. Психолого-педагогическая диагностика развития детейраннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложениями «Наглядный материал для обследования детей»/Под ред. Е. А. Стребелевой
3. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками (с нормой развития и пограничными нарушениями). М.: ВЛАДОС, 2011.
4. Йовичич Й. Как подготовить ребенка к детскому саду? Харьков, «Основа», 2002.
5. Мороз Е. «Математика для дошкольников: Раз зайчонок, два зайчонок». Харьков, 2005.
6. Доронова Л. Н., Галигузова Т. Н. Голубева Л. Г. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 до 7 лет. «Из детства в отрочество». Москва, «Просвещение», 2004.
7. Руденко А. В. Игры и сказки, которые лечат. Харьков, «Основа», 2011.
8. Чистякова Н. С. Комплекс занятий для детей и взрослых «Психогимнастика». Москва, 1999.
9. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. Москва, «Гардарики», 2001.
Источник