Цели и задачи развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности

РЕБЁНОК  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  КАК СУБЪЕКТ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ  И  МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Н.А. Симонова, Н.Н. Тихонова, МБДОУ «Д/С KB №29» городского округа город Воронеж    

Определение ребенка как субъекта музыкальной деятельности является, по мнению ученых, первым шагом в раскрытии основы организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, являются: ценностное отношение, интерес, избирательная направленность, инициативность, свобода выбора, самостоятельность, творчество.

Опираясь на исследования ученых, рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника, а также как проявляются эти качества в дошкольном возрасте.

Принципиальным является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения: Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник – это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развитие.

Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоциональные и деятельностные.

Эмоциональные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим, не менее важным проявлением субъектности, становится избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть). Избирательность присуща не только детям старшего дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте ребенок может выбрать, например, тот или иной инструмент шумового оркестра; может скучать во время пения, но оживляется в ходе музыкальных игр. Чем раньше педагоги заметят предпочтения ребенка, тем успешнее может быть его музыкальное воспитание.

Деятельностные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.

Самым простым методом определения проявлений ребёнка как субъекта музыкальной деятельности является следующий – наблюдение за ребенком в минуты его свободной деятельности. Если он хочет и может заниматься музыкой сам, вне специально организуемых форм музыкального воспитания, то это и есть проявления его как субъекта музыкальной деятельности. У ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются следующие качества: интерес к музыке; избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности,
инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности; творчество в интерпретации музыкальных произведений.

Музыкальная деятельность ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Взрослый человек занимается одним из видов музыкальной деятельности – он либо слушает, либо исполняет, либо сочиняет музыку. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, а зачастую осуществляет их одновременно.    

Следуя общей логике возрастного развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов:      

1 этап – музыкально-предметная деятельность. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами – носителями звуков.

2этап – музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими  людьми. Музыка становится на этом этапе источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что
позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении; увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка – игра; содержательной основой игр, когда сюжеты и роли в детских играх становятся отражением их музыкальной культуры.

3этап – музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Музыкально-художественная деятельность осуществляется переходом от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности даст возможность  старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:

  • слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;
  • исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);
  • сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.).

Развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности, переход от этапа к этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности. Опыт – содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма, итог освоения действительности во всем ее многообразии. Опыт – важнейшее условие развития личности выступает тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности.

Музыкальный опыт, или опыт музыкальной деятельности, является разновидностью социокультурного опыта. Структура музыкального опыта включает: опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке; опыт знания музыки; опыт умений взаимодействовать с музыкой; опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность.

Рассмотрим подробнее каждый компонент в структуре музыкального опыта. Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке выражается в возникающих у ребенка интересах к музыке, музыкальных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости музыкального произведения. Оформляющийся музыкальный вкус дошкольника определяется его эмоционально-ценностным отношением к музыке.

Читайте также:  Возрастные уровни музыкального развития ребенка дошкольного возраста

Опыт знания музыки складывается из музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях)  и элементарной музыкальной эрудиции.

Опыт умений взаимодействовать с музыкой может быть охарактеризован двумя группами умений:

1-я группа – умения, которые точно названы Н.А.Ветлугиной как обобщенные способы музыкальной деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде музыкальной деятельности, позволяющие ребенку: адекватно реагировать на характер музыки; осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности;

2-я группа – умения, необходимые для участия в разных видах музыкальной деятельности. Они могут быть охарактеризованы в большей степени как технические – певческие, инструментальные, танцевальные.

 Опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности: интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах игровой деятельности; попытках музыкального сочинительства. Условия организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития.

Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара и музыкальных игр, в которых музыка ясно выражает эмоции, настроение. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.

Источник

МАДОУ детский сад № 9

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 9

Лекция для родителей

«Музыкальное воспитание в детском саду»

Подготовила и провела музыкальный руководитель: Евтушенко О.В.

г. Наро-Фоминск 2017 год.

«Музыкальное воспитание в детском саду»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Цели, задачи и содержание музыкального воспитания

2. Влияние музыки на развитие детей

2.1 Слушание

2.2 Пение

2.3 Музыкально-ритмическая деятельность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

музыкальное воспитание детей в детском саду

Музыкальное воспитание  детей в детском саду является синтезом различных видов деятельности.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: помимо того, что развивается певческий голос, чувство ритма, координация, формируется так же и эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоциональную сферу, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком.. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

  1. Цели, задачи и содержание музыкального воспитания

Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.

Основная цель музыкального воспитания в детском саду – подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  • Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  • Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.  На основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

Чтобы запомнить что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Сухомлинский В.А. писал: «внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников определяют выбор методов музыкального образования.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному.

У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее.

Читайте также:  Консультация для родителей развитие речи ребенка в семье

Наиболее сложно развиваются музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения…

Целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду – а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже впервые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Влияние музыки на развитие детей

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от двух лет, и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах.

В процессе разучивания песен, самого пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, развивается звуковысотный и ладовый слух,  развивается умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.

На музыкальных занятиях мы учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип «от простого, к сложному». Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец.

Большую пользу приносят музыкально-дидактические игры, которые  помогают развитию координации, эмоциональной отзывчивости, учат  ребенка действовать в заданной игровой ситуации, развивают чувство товарищества.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности.

2.1 Слушание

Данный вид музыкальной деятельности занимает первое место потому, что прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.  Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Читайте также:  Ребенок отстает в умственном развитии что делать

2.2 Пение

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Дети старшего дошкольного возраста знакомятся и овладевают терминами: регистр, темп, фраза, часть, форте, пиано).

 Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, дошкольники приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков. Если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

Учёт в вокальной работе типов детских певческих голосов приводит к значительно более высоким результатам в их вокальном, слуховом и общем музыкальном развитии. Ребенок в удобной для него тональности, соответствующей природе, типу его певческого голоса, поет значительно чище интонационно, гораздо свободнее и красивее, чем в неудобной.

Тип голоса ребенка, как и взрослого, может быть определен с достаточной достоверностью только после проведения специальной работы по его постановке.

Основная цель обучения детей пению – петь легко и звонко, интонационно чисто, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие.

2.3 Музыкально-ритмическая деятельность

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве, занимающим центральное место в системе музыкального воспитания дошкольников.

Ребёнок – существо двигательное по своей природе, ему свойственно находиться в движении. И воображение ребёнка, как об этом писал Выготский Л.С., имеет двигательный характер. Но воображение – главный момент творчества, а потому в музыкальном движении, в особенности творческом, формируются важнейшие творческие качества личности.

В музыкальном движении эффективно формируется вся система музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство музыкального ритма, музыкальное мышление (репродуктивное и творческое).

Эффективно использовать этюды – сюжеты и этюды – настроения. Этюды – сюжеты строятся на основе художественного образа произведения. Они очень нравятся детям, понятны исполнителям и зрителям. Необходимо «прорисовывать» сюжетную линию, точно согласуя её с музыкой.

Этюды – настроения – это двигательное воплощение основного настроения музыкального произведения, контрастных эмоциональных состояний или градаций одного настроения. Прежде чем предложить детям такой этюд, подготовить детей эмоционально.

Обучение танцам является приоритетным направлением занятий по музыкальному движению. Систематически вести работу по ориентировке в пространстве, необходимую при овладении рисунка танца, что достигается многократным повторением в игровой форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст – период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе и музыке.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:  

– восприятие,

– исполнительство, т

– творчество,

– музыкально-образовательная деятельность.

Поскольку дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой, в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться.

Таким образом, ребенок с самого раннего возраста нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. / Общ.ред. М.Шуаре. – М.: Прогресс, 2011.

2. Веракса Н.Е. Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода к ФГОС дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С.23-29.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Просвещение, 1981 г. – 240с.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 2010.

5. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы. – Издательство: ВАКО, 2006. – 240с.

6. Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. – изд.: Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – 72с.

7. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2011.

8. Сафонова О. Дошкольное учреждение: основы управления качеством образования // Дошкольное воспитание – № 12, – 2003. – С. 5 – 7

9. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств / под ред.К.В. Тарасовой – М.: ИНФРА, 1998. – 56с.

10. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г., Трубникова М.А. Программа «Гармония» по музыкальному воспитанию дошкольников (3 – 7 лет). – М.: Центр Гармония, 2000. – 146с.

Источник