Цели и задачи развития художественной одаренности ребенка
Художественная одарённость, её выявление и развитие в рамках реализации общеобразовательных программ художественной направленности.
Филимонова Светлана Вячеславовна, методист.
В современной психолого-педагогической литературе достаточно много статей, публикаций, затрагивающие тему одаренности детей. Главная сложность в понимании и оценке какой-либо одаренности. Необычные проявления ребенка могут быть чем-то временным, связанным только с определенной порой жизни. Самая существенная задача – увидеть в признаках одаренности у детей то, что относится к свойствам возраста и является происходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться.
Психолог В.С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет: «В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке».
Одаренность – есть совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. Наибольший интерес для нас представляет художественная одаренность.
Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности и др. Она развивается и поддерживается в кружках, студиях, гимназиях.
Художественные способности раньше других обнаруживают себя и имеют общие особенности, присущие одарённым детям:
• В творчестве выражают свои чувства или настроение.
• В работах отражают все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливаются» на изображении чего-то вполне удавшегося.
• Серьезно относятся к произведениям искусства, становятся вдумчивыми и очень серьезными, когда их внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.
• Когда имеют свободное время, охотно занимаются творчеством (лепят, рисуют, чертят), комбинируют материалы и краски.
• Стремятся создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.
• Не робеют высказать собственное мнение о произведениях искусства, причем могут даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Проблеме одаренности уделяется повышенное внимание, но на деле оказывается, что выявление – это лишь первый шаг и важнейшая проблема заключается в другом, а именно в развитии способностей.
Разнообразие предложенных общеобразовательных программ художественной направленности дает каждому ребенку возможность заниматься и добиваться успехов в индивидуально выбранном направлении.
Каждый одаренный ребенок уникален по-своему. Поэтому учебный план должен учитывать как особенности одаренных детей в целом, так и индивидуальность каждого в отдельности.
Технология индивидуального подхода к одаренным детям мало чем отличается от обычной (Ковальчук Я.И.):
1. Определить уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности.
2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков.
4. Определить способы оценки успехов ребенка.
Сложность технологии индивидуального подхода к одаренным детям осложняется тем обстоятельством, что к ним не применимы определенные возрастные особенности, ведь каждый из них неповторим и находится на своей «возрастной» ступени, соответствующей уровню его развития.
Художественным творчеством могут заниматься лишь немногие одарённые дети, поэтому задача педагогов и психологов – рано и по возможности безошибочно выявить таких детей, а потом создавать для них самые благоприятные условия развития.
Можно выделить следующие психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно-одаренным детям:
· Обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития художественных способностей.
· Использовать в работе нетрадиционные материалы и техники.
· Обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.
· Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.
Главное в обучении одаренных детей – это все-таки педагог. По большому счету, педагог для одаренных должен быть весьма неординарной личностью, и если не одаренным, то с довольно высоким уровнем развития способностей. Какие качества должны быть ему присущи?
· Важная составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения.
· Профессиональная компетентность. Все знать невозможно, но нужно к этому стремиться, нужно знать, где найти ответ на интересующий вопрос. Облегчает задачу то, что одаренным детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, необходимо заинтересовать их в поиске истины.
· Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.
· Способность к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения.
Можно выделить три формы организации обучения – групповая, коллективная и индивидуальная. Педагогу необходимо найти оптимальную форму работы, варьируя все возможные способы, ориентируясь на возможности группы в целом, а также на интересы каждого ребенка.
Главным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности.
Итогом нашей работы с одаренными детьми является позитивная динамика творческих достижений детей в городских, районных, окружных, Всероссийских и Международных конкурсах и выставках детского творчества, организация персональных выставок учащихся, успешная реализация творческого проекта «Рукодельный вернисаж».
О.А. Куревина (кандидат философских наук, доцент) утверждает: «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя». И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения ГЕНИЯ.
Литература:
1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.
5. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
6. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
Источник
«Выявление, развитие и поддержка художественной одаренности в учреждениях дополнительного образования»
Проблемы, связанные с развитием одаренности человека, все привлекают к себе внимание ученых, работников образования, журналистов, писателей, родительской общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Выявление одаренных детей в детском коллективе – проблема, давно привлекающая к себе внимание психологов, педагогов и родителей. Однако на сегодняшний день она во многом остается нерешенной, ее относят к числу актуальных, особо сложных, требующих повышенного внимания. Все исследователи вопроса детской одаренности признают необходимость, как можно более ранней идентификации одаренных детей в детском коллективе для создания условий развития их дарования.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Существуют следующие виды одаренности:
1. Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
2. Художественная одаренность.
3. Творческая одаренность.
4. Лидерская или социальная одаренность.
5. Практическая одаренность.
Художественная одаренность
Существует такой вид одаренности, который легко определяется при диагностике педагогами – это художественный вид одаренности.
Этот вид одаренности развивается и поддерживается в различных кружках, секциях, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
Детская художественная одарённость сегодня рассматривается как один из главных источников пополнения ресурса, благодаря которому формируется личность.
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей Александр Ильич Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):
В сфере изобразительно-художественной одаренности:
- – в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
- – становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
- – способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.;
- – любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
- – охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);
- – обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
- – любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
- – может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Развитие детской художественной одаренности есть раскрытие творческого потенциала личности ребенка посредством включения его в художественно-творческую деятельность, обретения им эстетической культуры, собственного художественно-эстетического мира и себя как художника-творца.
Большую роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.
Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов – понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.
Применительно к обучению в дополнительном образовании интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). Наиболее эффективно в работу должны быть включены такие формы как специально организованная интерактивная, проектная и творческая деятельность; тренинги развития творчества; мастер-классы развития творческой одаренности; обучающие семинары; сетевое взаимодействие; научно-исследовательская работа; конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.
Выделяют следующие направления развития одаренности детей, которые применимы в системе дополнительного образования:
1. Активное отношение к окружающему миру. Одаренные люди любознательны, креативны, информированы, активны. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло.
2. Самостоятельность. Одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди зачастую ограничивают их стремление.
3. Произвольность регулирования своего поведения. Поскольку одаренным детям все легко достается, то волевые усилия бывают минимальными. Проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых.
4. Организация индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – это система своеобразных действий, приемов, методов, которые применяет человек в своей деятельности и поведении.
5. Создание мотивации к развитию и обучению. Потребности и мотивы побуждают человека активности, действию, деятельности, заставляют его ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.
Формы и методика проведения занятий в учреждениях дополнительного образования позволяют использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы в дополнительном образовании является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т.п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Черепановского района (далее Дом детского творчества) ориентирован на формирование у детей общей культуры и художественно-эстетического вкуса, выявления активных и одаренных исполнителей, приобщения к лучшим образцам отечественной культуры, развитие исследовательских и проектных навыков. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
В своей работе по развитию одарённости исходим из того, что ребёнку необходимо создать условия для развития его активности и максимальной реализации внутренних предпосылок выдающихся достижений в художественном направлении.
В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми наша принципиальная позиция состоит в том, что мы не отбираем одаренных детей, не проводим каких-либо вступительных испытаний, а принимаем всех детей и работаем с ними. Педагогический процесс выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка, предоставление ребенку права приобретать собственный познавательный опыт и права быть субъектом собственной деятельности. Неслучайно мы работаем над проблемой повышения качества преподавания путем выбора педагогических технологий, методов, приемов обучения, оптимальных для каждого обучающегося и для развития способностей
выявления, создания условий и последующей работы с яркими детьми.
Выявление и развитие одаренности в Доме детского творчества осуществляется через:
– создание условий для социальной адаптации одаренных детей (интеллектуальные игры, день открытых дверей, выставки и т.д.);
– реализацию программ, ориентированных на развитие детской одаренности;
– создание системы стимулирования и поощрения (грамоты, награды);
– участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях различного уровня;
– проведение фестиваля «Радуга творчества»,
– участие в декаде «Черепановские звездочки»
В свете новых требований к дополнительному образованию одной из главных задач является работа над повышением качества образования через обновление его содержания, а именно: внедрение современных технологий и инноваций, создание благоприятных условий для самореализации участников образовательного процесса, повышение профессионализма педагогов. Согласно мероприятиям по повышению эффективности и качества услуг в сфере дополнительного образования детей, соотнесенным с этапами перехода к эффективному контракту, в Доме детского творчества ведет работу по программе «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в системе образования Черепановского района Новосибирскорй области». В перспективе – увеличение охвата одаренных воспитанников Дома детского творчества, занятых в профильных сменах, в творческих объединениях. Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только при условии, если с детьми работают талантливые педагоги.
В работу с одаренными детьми педагогический коллектив внедряет новые педагогические технологии: информационно-коммуникационные, проектной деятельности, критического мышления, личностно ориентированного обучения, технологию саморазвития личности, здоровьесберегающие технологии.
Сегодня в Доме детского творчества реализуются 6 программ художественно-эстетической направленности.
Развитие и поддержка детской одарённости художественной направленности осуществляется в рамках творческих объединений: «Разноцветные краски», «Паучок», «Гончарный круг», «Светлячок» и изостудии «Радуга». В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка и его художественной одарённости, раскрытию творческих способностей. Занятия проводятся на добровольной основе всех участников образовательных отношений.
На занятиях создаются условия для развития активности ребёнка путем предоставления свободы творчества, свободы выбора, метода и техники художественного исполнения замысла.
Активизировалась проектно-исследовательская деятельность, как педагогов, так и обучающихся, наметился качественно новый этап, характеризующийся активизацией инновационной деятельности. Увеличилось количество участников районной научно-практической конференции школьников в секции «Технология», воспитанники Дома детского творчества являются победителями областного заочного конкурса проектов и работ учащихся в образовательной области «искусство» и «технология» «ДИП-2017», на протяжении 5 лет обучающиеся творческого объединения «Паучок» являются победителями областного открытого смотра-фестиваля детских социальных проектов «Маленькими шагами в большие дела». В 2016 году педагоги и воспитанники Дома детского творчества участвовали в социально-значимом проекте «Как бывало в старину», направленного на приобщение детей и подростков общеобразовательных учреждений Черепановского района и ребят социально приюта «Незабудка» к культуре русского (славянского) народа, в номинации «Деятельность в области культуры, искусства, а также содействие духовному развитию личности, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия». В целях выявления инновационных подходов к организации работы с творчески одаренными детьми и подростками в г.Искитим ежегодно проходит конференция исследовательских работ обучающихся учреждений дополнительного образования детей «Горизонты открытий», наши воспитанники являются неоднократными победителями. В ходе работы воспитанники овладевают умением анализировать, планировать, рефлексировать, ставить и решать учебные задачи, моделировать способы их решения. Это позволяет детям гармонично интегрироваться в социальное пространство современного общества.
Педагогический коллектив Дома детского творчества активно сотрудничает с Государственным учреждением дополнительного образования Новосибирской области «Областным центром развития творчества детей и юношей». Педагоги принимают активное участие в работе выездных обучающих семинаров, методических конкурсах, мастер-классах. Для призеров и победителей центр дополнительного образования организует областные профильные смены. В 2016 году 5 обучающихся ИЗО-студии «Радуга» участвовали в областной профильной смене художественной направленности для одаренных детей «Большое творческое путешествие».
Важное место в работе с одаренными детьми имеет сотрудничество с родителями. В Доме детского творчества выстроена система целенаправленной совместной деятельности детей, педагогов, администрации и родителей на основе единых подходов и позиций. Согласованная взаимовыгодная деятельность данных институтов является одним из важнейших условий развития одаренности детей в современных условиях. В работе с родителями мы используем разные формы работы: анкетирование, беседы, выставки, конкурсы, викторины, совместные праздники и развлечения. Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь ДДТ.
В последнее время наметилась тенденция увеличения количества детей, обладающих яркими достижениями или предпосылками для таких достижений, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом практическая деятельность показывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья обладают также предпосылками для ярких достижений. Не менее важной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом, является выявление одаренных и талантливых среди детей с ограниченными возможностями. На протяжении 12 лет в ДДТ проводятся занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в творческом объединении «Паучок», где позволяют детям раскрыться, преодолеть психические нарушения развития личности, социализироваться. Выступая и принимая участия в разных мероприятиях у детей появляется возможность на самоутверждение. Старкова Наталья и Львутин Егор удостоены стипендии Губернатора, а Позднякова Марина, Шибин Сергей и Хомякова Нина стипендии благотворительного фонда «Наш день» для одаренных детей инвалидов в сфере образования, культуры и искусства. В целях развития процесса реабилитации и социальной адаптации детей инвалидов Черепановского района средствами искусства и стимулирования их творческой активности Дом детского творчества ежегодно проводит выставку творческих работ детей инвалидов «Дорогу осилит рисующий».
Одаренные воспитанники Дома детского творчества демонстрируют высокие результаты на отчетных мероприятиях, на смотрах и конкурсах регионального, российского и международного уровней. Одаренные дети имеют награды победителя: декады детского творчества «Черепановские звездочки», районного конкурса детских творчесих работ «Черепаново и черепановцы», областного конкурса детского творчества в области изобразительного искусства «Красота Божьего мира», областного этапа Всероссийского конкурса литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы», областного этапа Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Палитра ремесел-2016», областного этапа Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности», областного конкурса детского творчества «Вместе дружная семья. Взгляд из будущего».
Успехи обучающихся Дома детского творчества в областных, всероссийских, международных мероприятиях говорят о положительном опыте работы с творчески одаренными детьми, что подтверждает необходимость продолжения деятельности по данному направлению с целью дальнейшей поддержки талантливых детей
Таким образом, мы пришли к выводу, что работа по выявлению и развитию одаренности как в художественном направлении, так и в других областях развития, является не работой одного педагога, а является совместной работой всех участников образовательных отношений (самих детей, их родителей и всех педагогических работников).
Одаренность — это, безусловно, природный дар, который иногда оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как драгоценный камень, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару нужный блеск.
.
Источник