Цели и задачи ранней диагностики в развитии ребенка
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ
относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, то есть к возрасту от рождения до 3 лет. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психологических функций и особенную ее чувствительность к внешнему воздействию.
В то же время адаптационные механизмы организма ребенка еще слабы и неустойчивы, поэтому многие биологические вредности, например, детские инфекции или черепно-мозговые травмы, могут вызывать серьезные отклонения в общем и психическом развитии. В раннем возрасте необходим особый подход к диагностике развития и наибольшее значение имеет медицинская диагностика с целью выявления повреждений сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата, ЦПС. Важно, что проявление отклонений в развитии, не связанные с сенсорными дефектами, нельзя оценивать однозначно: как и неврологические симптомы они мало специфичны, мало дифференцированы и могут входить в различные симптомокомплексы. Именно поэтому в раннем возрасте значительно затруднена дифферентациальная диагностика недоразвития речи, легкой степени умственной отсталости и задержки психологического развития. Психолого-педагогическая симптоматика этих отклонений в раннем возрасте пока разработана недостаточно.
В комплексную диагностику развития в раннем возрасте входят прежде всего показатели нервно-психологического развития. Диагностику развития детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, что связано с гетерохропностью и быстрым темпом развития на этом этапе. Внутри каждого возрастного периода выделяются ведущие линии развития, и именно их характеристика диагностируется прежде всего. На каждом этапе имеются три уровня развития: то, что развивается сейчас, то есть ведущие; то, что развивалось раньше и создавало предпосылки для развития, а сегодня закрепляется, например, соответственно хватательные движения и манипулирование; то, что сейчас только появляется, а развитие получит позже, то есть предпосылки будущего, более сложного. Диагностика проводится по показателям, соответствующим возрасту, если они отсутствуют, проверяют показатели предыдущего возрастного периода. В результате выделяется фактический уровень развития по каждой линии. Особенно важно увидеть отставание в первые три месяца жизни, так как они с большой точностью прогнозируют задержку форм правления функций к 12 месяцам и даже в дошкольном возрасте. На протяжении всего детства важно знать, по какой линии наблюдается наибольшая глубина отставания или наибольшее опережение, что является прогнозом на отдаленное будущее.Одним из важных показателей интеллектуального развития на первом году жизни является обучаемость.
Показатели эффективности обучения – в том, что ребенок первого полугодия жизни может сначала воспринимать и воспроизводить, затем воспринимать, запоминать и воспроизводить, а в последней четверти 1-го года – воспринимать, запоминать, понимать и воспринимать.
В психодиагностике умственного развития Стребелева предлагает учитывать параметры поведения и деятельности ребенка в процессе выполнения им диагностических заданий, имеющих в основе предметно-манипулятивные действия вспомогающих определенные виды помощи. Методика разработана для детей второго-третьего года жизни и показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста предлагается принятие считать задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение результата к своей деятельности. Принятие задачи – это согласие ребенка выполнить предложенное задание. При этом ребенок может проявлять интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым. Способы выполнения задания : самостоятельное выполнение, выполнение при помощи взрослого (то есть возможно диагностическое обучение), самостоятельно после обучения. Адекватность действий определяют их соответствие условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивные способы – действие силой или хаотичное, выполнение во всех случаях означает значительное нарушение умственное нарушение ребенка. Обучаемость обучается только в пределах заданий, рекомендуемых для детей данного возраста. В процессе обследования ребенку предлагается следующие виды помощи: выполнение действий по подражанию с использованием жестов, с речевой инструкцией. На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослого способ выполнения, действуя одновременно с ним. Количество показа способов не должно превышать больше трех, а речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действия ребенка. Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствуют о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие обучаемости в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Отношение деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности и к результату.
Программа позволяет решать следующие задачи: Оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отдельных функциональных систем; Оценить влияние факторов медицинского и социального риска на развитие ребенка; прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Программа состоит из трех блоков:
Социальный блок представлен в виде социального паспорта семьи, в котором определяется ее социальный статус – социально-бытовой, социально-средовой, социально-экономический;
Медицинский блок представлен в виде таблицы с заключениями врачей разных специальностей и базируется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этнологии, структуры ведущего нарушения, а также специфика осложняющих его расстройств;
Психолого-педагогический блок содержит набор диагностических таблиц для обследования детей и нацелен на диагностику реального уровня развития ребенка.
Тема: «Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии»
На современном этапе особое значение и актуальность приобретает проблема ранней диагностики из – за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.
По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в развитии среди новорождённых составляет 74%, из них детей с нервно – психическими нарушениями 67%. Отмечается определённая динамика: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет (35,5% от общего числа детей с нарушениями в психофизическом развитии). Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.
Группа американских учёных проводила исследования с годовалыми детьми, которые не откликаются на своё имя. Учёные предполагают, что пониженная способность детей реагировать на своё имя – это поведенческая реакция детей, которым впоследствии ставят диагноз «аутизм». А официальный диагноз ставится в 3 – 4 года. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.
Работая учителем – дефектологом, я использую в своей работе методики обследования А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой для детей с нарушением интеллекта старшего и младшего возраста, содержащие задания на исследование уровня развития внимания, восприятия, мышления, речи. Например, при выполнении задания «Разбор и складывание пирамидки» ребёнком 3-4 лет выявляется возможность моделирования с учётом величины, наличие и характер соотносящих действий, ведущая рука, согласованность действий обеих рук. А при выполнении ребёнком старшего возраста задания «Составление рассказа по сюжетной картинке» выявляется уровень развития монологической речи, словарный запас.
В заключении хочется отметить, что наличие ранней, комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии, « сгладить » имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Литература
1. Проект «Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии» Министерство образования РФ
2. «Проблема дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии» Фатихова Л. Ф. «Психология и педагогика: методы и проблемы практического применения» Под общей редакцией С.С.Чернова.
3. «Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция» Мастюкова Е. М. Москва, просвещение, 1992
4. «Дошкольная олигофренопедагогика» А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Москва, «Владос», 1998.
5. «Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития», Дефектология, 1995
6. «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей», Москва, 1989.
7. «Настольная книга педагога – дефектолога» Ростов – на – Дону», Феникс, 2005.
8. «Изучаем, обучая» С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Москва, 2002.
Источник
Александра Васянина
Диагностика детей в системе службы ранней помощи
Методическая разработка
Диагностика детей в системе службы ранней помощи
Педагог-психолог
МКДОУ Куртамышского района
«Куртамышский детский сад №6»
Васянина Александра Александровна
Аннотация
Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективным может оказаться коррекция и компенсация нарушений. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, то есть нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.
Проблема диагностики умственной отсталости была описана в трудах отечественных ученых (Л. С. Выготский, 1935; А. Р. Лурия, 1976; А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, С. Д. Забрамная, 1981, 1995, 1998; Э. И. Леонгард, 1972; В. И. Лубовский, 1989 и др.).
Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста явились положения отечественных психологов о том, что психика ребенка развивается через усвоение и присвоение общественного опыта в процессе активной деятельности ребенка. При этом учитывалось, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, а в дошкольном – игровая, в недрах которых и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи [4,11].
При подходе к отбору методик для психолого-педагогического обследования учитывался тот факт, что для ребенка раннего возраста ведущим способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это возможно тогда, когда ребенок готов и может сотрудничать, т. е. у него имеется желание выполнять задание, предложенное взрослым.
При работе с раннем возрастом, желательно присутствие родителей, которые минимизирует страхи и стеснение ребёнка. В системе службы ранней помощи детям, присутствие одного из законных представителей обязательно, что увеличивает шансы на получение достоверной информации.
Большая часть диагностических заданий взята из методического пособия – «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.
Введение
Данное обследование подобрано для раннего выявления отклонений и с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей [5]. В системе службы ранней помощи детям очень обширный перечень диагностик, на все виды возможных ограничений ребёнка, поэтому подбирался стандартный набор, для выявления нарушений в основных познавательных процессах. Такой диагноз как ЗПР, родителям сложнее всего увидеть самостоятельно. В разработке описана диагностика на возраст от 2х до 3х лет, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для обследования. Эти возрастные рамки совпадают с возрастом первых младших групп в дошкольных учреждениях, что заметно увеличивает спрос родителей и охват количества детей.
В цикл включено 3 занятия. В конспект каждого занятия включается 3 диагностических задания. В общей сложности – 9 заданий. Большинство заданий взято и адаптировано из учебного пособия «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста» под редакцией Стрелебовой Е. А.
Также они были дополнены. Например, упрощённой методикой «Конструирование» С. Забрамной. Каждый конспект занятия включает в себя по 3 задания в первую очередь для того, чтобы не превысить временное ограничение в 15 минут. Данное ограничение соответствует требованию государственного стандарта и возможностям концентрации произвольного внимания в выбранном возрасте. Занятия можно объединить в один день, только при достаточных перерывах для отдыха ребёнка.
Таблица 1
Перечень предлагаемых заданий
№ п/п Наименование задания Возраст
2 – 2,5 г. 2,5 – 3 г.
1. Поймай шарик
2 Разбери и сложи матрёшку Двух- составную Трёх- составную
3 Спрячь шарик В 2 коробочки В 3 коробочки
4 Найди парные картинки 2 картинки 4 картинки
5 Поиграй с цветными кубиками 2 пары (красный, жёлтый) 4 пары (красный, жёлтый, зелёный, синий)
6 Сложи разрезные картинки Из 2х частей Из 3х частей
7 Построй из палочек Из 2х, 3х Из 3х, 4х
8 Достань тележку
9 Нарисуй Дорожку Домик
Оценивание происходит по четырёх балльной системе. Критерии оценивания указаны в Приложении 2.
Заключение
С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам и тип ориентирования.Вместо вопроса: «Что это?»– при знакомстве с новым предметом у ребенка возникает уже вопрос: «Что с этим можно делать?» (Р. Я. Лехтман-Абрамович, Д. Б. Эльконин). Познавательный интерес ребенка чрезвычайно расширяется, поэтому он стремится познакомиться с большим количеством предметов и игрушек и научиться действовать ими[3, 107].
В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и со свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т, п.
У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.
Важнее всего было ограничить список используемых методик в соответствии с возрастными запросами. Как уже говорилось выше, ведущем способом усвоения знания является подражание за взрослым. Подборка заданий в большей степени направлена на выявления уровня внимания и мышления, через умение повторять алгоритм действий за взрослым.
Представленная разработка соответствует поставленный целям и ожиданиям. Ранний возраст намеренно ограничен детьми посещающих и планирующих посещать дошкольное образовательное учреждение.
Одно из данных занятий было показано в рамках отрытого занятия в стенах Куртамышского детского сада №6, с целью ознакомления коллектива с особенностями СРП, недавно открытого в учреждении.
Основная часть
Вашему вниманию предлагается цикл из нескольких занятий. Проводятся в кабинете психолога в присутствии законных представителей. Структура может варьироваться и дополняться в зависимости от особенностей развития обследуемого.
Занятие №1
Цель: Диагностика детей раннего возраста на выявление отклонений в развитии
Задачи:
1. Снятие эмоционального напряжения
2. Выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, умения подражать действиям взрослого.
3. Стимулировать интерес ребёнка к изучению окружающего мира
4. Укреплять детско-родительские отношения
Вид занятия: диагностический
Форма работы: индивидуальная
Оборудование: протокол обследования (Приложение 1, желобок, шарик, две двусоставные (трехсоставные) матрешки, две (три) разные по величине коробочки -четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.
Занятие проводится в присутствии родителей (законных представителей)
Ход занятия
Вводная часть:
Приветствие(1-2 мин.)
Цель: Создание положительного эмоционального настроя
Ход упражнения: Психолог сообщает ребёнку, что очень рад его видеть и хочет поздороваться по особому – «ладошка с ладошкой». Ребёнок кладёт руки ладонями вверх и психолог здоровается с ними лёгкими касаниями. И наоборот.
Основная часть:
Диагностика(10 – 15 мин)
Задание «Поймай шарик»
Цели: Установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, выявление понимания ребенком словесной инструкции, умение следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования:психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!»Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; желание сотрудничать (играть) со взрослым; отношение к игре; результат; отношение к результату.
Задание «Разбери и собери матрёшку»
Цели: Выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.
Проведение обследования: психолог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится, обучение.
Обучение: психолог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; понимание указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат.
Физминутка на развитие мелкой моторики
«Найди подарок в крупе»
Задание «Спрячь шарики»
Цели: Выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий. |
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки -четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.
Проведение обследования: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.
Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно,взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой – маленькую коробку».
После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения – ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат [3, 46-50].
Заключительная часть:
Рефлексия(1-2 мин)
Какое задание тебе больше всего понравилось выполнят?
Прощание(1 мин.)
«Подари улыбку»
Занятие №2
Цель: Диагностика детей раннего возраста на выявление отклонений в развитии
Задачи:
1. Снятие эмоционального напряжения
2. Оценить уровень развития зрительного восприятия
3. Стимулировать интерес ребёнка к изучению окружающего мира
4. Укреплять детско-родительские отношения
Вид занятия: диагностический
Форма работы: индивидуальная
Занятие проводится в присутствии родителей (законных представителей)
Оборудование: протокол обследования (Приложение 1, цветные кубики (четыре цвета) – два красных, два желтых (белых, два зеленых, два синих; две (четыре) пары предметных картинок (грибок, дом, зонтик, бабочка); две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник).
Ход занятия
Вводная часть:
Приветствие(2 мин.)
Цель: Создание положительного эмоционального настроя
Ход упражнения: Психолог здоровается с ребёнком словесно и пожимает руку.
(появляется игрушка «пчёлка»)
Пчёлка труженица залетела к нам
К работе пчёлка пригласила нас
Сейчас пчёлке поможем
Вместе с ней всё сделать сможем.
Основная часть:
Диагностика(10 – 15 мин)
Задание «Поиграй с цветными кубиками»
Цель: Выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.
Оборудование: цветные кубики (четыре цвета) – два красных, два желтых (белых, два зеленых, два синих.
Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой,какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня».Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый».Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».
Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.
Задание «Найди парные картинки»
Цели: Выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.
Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок (грибок, дом, зонтик, бабочка).
Наглядный материал: набор с карточками. (Приложение 3)
Проведение обследования: перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.
Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают,как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.
Оценка действий ребенка: принятие задания; осуществление выбора; понимание жестовой инструкции; обучаемость; результат; отношение к своей деятельности.
Физминутка (1-3 мин.)
«Повтори за пчёлкой»
Задание «Сложи разрезные картинки»
Цель: Определение уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник).
Наглядный материал: набор №1 Приложение3 Проведение обследования: взрослый показывает ребенку две (три)части разрезной картинки и просит: «Сложи картинку».
Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Бели и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
Рефлексия(1 мин)
Какое задание тебе больше всего запомнилось?
Понравилось сегодняшнее занятие?
Прощание(1 мин.)
«До свидания пчёлка»
Занятие №3
Цель: Диагностика детей раннего возраста на выявление отклонений в развитии
Задачи:
1. Снятие эмоционального напряжения
2. Определение уровня развития наглядно-действенного мышления
3. Стимулировать интерес ребёнка к изучению окружающего мира
4. Укреплять детско-родительские отношения
Вид занятия: диагностический
Форма работы: индивидуальная
Занятие проводится в присутствии родителей (законных представителей)
Оборудование: протокол обследования (Приложение 1, тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой – ложная, шесть (восемь) плоских палочек одного цвета, карандаш, бумага.
Ход занятия
Вводная часть:
Приветствие(2 мин.)
Цель: Создание положительного эмоционального настроя
Ход упражнения: Поздороваться разными частями тела
Основная часть:
Диагностика(10 – 15 мин)
Задание «Достань тележку»
Цели: Выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).
Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой – ложная.
Проведение обследования: перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, до которой он не может дотянуться рукой, но в зоне его досягаемости находятся два конца тесемки, разведенные между собой на расстояние
50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесемки, то тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и таким образом подтянул тележку.
Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания, фиксируется также отношение к результату, результат.
Задание «Построй из палочек»
Цель: Выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.
Оборудование: шесть (восемь) плоских палочек одного
цвета.
Проведение обследования: перед ребенком строят из палочек треугольник, цифру один или квадрат,домик и просят: «Построй, как у меня» (как на картинке).
Обучение: если ребенок по показу не может сконструировать,педагог просит: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить
задание.
Оценка действий ребенка: принятие задания; характер действия (по подражанию, показу); обучаемость; результат; отношение к результату. [4, 60]
Задание «Нарисуй» (дорожку или домик)
Цели: Выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату.
Оборудование: карандаш, бумага.
Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят нарисовать дорожку (домик). Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка: принятие задачи и отношение к ней; оценка результата деятельности; понимание речевой инструкции; результат.
Рефлексия(1 мин)
Какое задание ты бы хотел повторить дома?
Прощание(1 мин.)
«Объятия»
Список используемой литературы
1. 2. Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики// Дефектология. – 2002. – №3. – С. 9–20.
2. Лаврова Г. Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: Учебное пособие. –Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. – 129 с.
3. Психолого-педагогическая диагностика развития П86 детей раннегои дошкольного возраста : метод,пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ]; под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с
4. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)/ авт. -сост. Е. В. Доценко – Изд. 2-е. –Волгоград: Учитель, 2013 – 297 с.:ил.
5. Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 [Электронный ресурс] https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/rekomendatsii-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federatsii-organam-gosudarstvennoj-vlasti-sub-ektov-rossi.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Источник