Цели и задачи групп раннего развития ребенка
Раннее развитие – это воспитание гения или общее развитие ребенка?
Сегодня дети развиваются гораздо быстрее, чем более старшие поколения. Малыши уже в 4 года разбираются с управлением телефона, умеют пользоваться компьютером. Школьные программы стали гораздо шире и сложнее, даже в конце 3-го класса дети пишут длинные рефераты.
Все это привело к тому, что современные родители пытаются научить своего ребенка как можно раньше писать, читать, рисовать, разговаривать на иностранном языке. Они боятся, что если вовремя не успеют обучить всему своего малыша, то тот будет отставать по сравнению со своими сверстниками. Таким образом, стало популярно такое понятие, как «раннее развитие».
Что такое раннее развитие?
Раннее развитие – это в первую очередь деятельность взрослых, которая направлена на обучение детей математике, чтению, игре на музыкальных инструментах и иностранным языкам в возрасте до трех лет.
Популярность раннего развития объясняется тем, что именно в таком возрасте малыш лучше всего «впитывает» информацию. Кроме того, на данном этапе у него формируются речевые навыки. Именно поэтому, чем человек моложе, тем легче ему выучить иностранный язык.
Цели и задачи раннего развития.
Прежде чем заняться ранним развитием своего малыша, родители задумываются о том, для чего им это нужно.
Самое ошибочная цель, которую и преследуют многие мамы и папы, – это желание сделать из своего ребенка гения. Они могут поступать по-разному, отдать ребенка исключительно на занятия по музыке, мечтая сделать из него известного музыканта, или же наоборот записать на всевозможные занятия, расписав все его свободное время, чтобы ребенок был специалистом во всех сферах. И тот, и другой вариант не принесут никакой пользы.
Дети не готовы к сложным урокам, лекциям и терпеливым занятиям. Они еще не умеют концентрироваться и быстро устают от монотонных занятий. В результате родители заставляют своего ребенка учиться, у него пропадает желание к занятиям, которые раньше приносили удовольствие. Обычно такие дети не достигают успехов и медленно учатся новому. Кроме того, они не ждут с нетерпением, когда наконец-то пойдут в школу, поскольку родители постоянно напоминают, что необходимо учиться, в противном случае ребенок ничего не добьется.
Кроме того, раннее развитие не гарантирует, что ребенок станет гением.
Так какова же на самом деле цель раннего развития?
Оно дает ребенку такое образование, чтобы он имел здоровое тело, развивал свой ум и моральные принципы. Малыша готовят к тому, чтобы он стал личностью, умел находить общий язык с коллективом и нашел цель в жизни.
Ребенок в возрасте 3-х лет, безусловно, не может знать о своем потенциале и уж тем более решить, кем станет в будущем. Раннее развитие детей многогранно, оно не ограничено изучением иностранного языка или математики, здесь есть место и танцам, и занятиям творчеством (рисованию, лепке из пластилина, созданию аппликаций и т.д.). Ребенок в игровой форме изучает окружающий мир, он узнает о своих способностях и постепенно выбирает занятия по душе.
Малыша учат логически мыслить, находить взаимосвязи между предметами. Кроме того, у детей, которые ходят на занятия по раннему развитию, быстрее развивается речь, умение концентрироваться и абстрактное мышление.
Чтобы занятия были максимально эффективны, нельзя перегружать ребенка. Все должно проходить строго в игровой форме, это позволит сохранить интерес у ребенка, поддержать хорошее настроение, и он дольше не будет уставать.
Нельзя торопить малыша, каждый ребенок уникален и развивается с разной скоростью, кому-то легче дается математика, кому-то иностранный язык, а кому-то рисование.
Не стоит перегружать ребенка широким выбором занятий, лучше выбрать пару-тройку увлечений, которые ему по душе, и на них делать акцент.
Огромную роль в раннем развитии ребенка играют именно родители, важно, чтобы они понимали, что такие занятия не сделают из малыша гения и профессионала, он всего лишь ребенок, поэтому не забывайте, что ему хочется веселиться и играть.
Вас интересуют группы раннего развития детей?
Напишите нам в WhatsApp!
Источник
Виктория Цаер
Цель, задачи, назначение группы кратковременного пребывания детей в системе детского сада.
В группу кратковременного пребывания (адаптационная) обычно принимаются дети в возрасте от 1года 6 месяцев до 7 лет.
Эти группы предназначены для:
детей, родители которых бы хотели начать адаптацию ребенка к саду и коллективу;
детей, чьи родители не хотели бы отдавать ребенка в сад на полный день;
родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми и развивать их способности.
Сегодня уже очевидно, что детский сад является развивающей, прогрессивной, современной системой, необходимой для детей первых лет жизни. При этом никто не спорит, что семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их общение с малышом являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет, не все умеют найти необходимые педагогические воздействия. Взрослые часто не умеют или не считают нужным играть с детьми, организовывать совместную деятельность. Таким образом, возникает необходимость оказания психолого-педагогической помощи семьям с маленькими детьми. Оптимальной формой такой помощи являются создаваемые в детских садах адаптационные группы кратковременного пребывания.
В ГКП ребенок несколько часов дня занимается привлекательными для него делами, поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников. Специфика ГКП состоит в том, что здесь время сжато, для детей, приходящих в детский сад 3 раза в неделю на 3, 5 часа, образовательный процесс организовывается максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. В связи с этим возникает необходимость распределения времени экономно, так, чтобы его хватило и для свободной деятельности детей, и для развивающих занятий с взрослым в среде, обеспечивающей реализацию запланированной деятельности.
В детском саду разрабатывается образовательная программа функционирования группы кратковременного пребывания, учитывающая закономерности развития детей раннего возраста, их интересы, особенности их мышления и эмоциональной жизни.
Цели группы кратковременного пребывания:
содействие всестороннему развитию детей, их ранней со-циализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к ус-ловиям дошкольного учреждения
взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.
Задачи группы кратковременного пребывания:
разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого – педагогического сопровождения ребенка.
Для детей:
в естественной и мягкой форме адаптироваться к условиям данного образовательного учреждения;
получить опыт ранней социализации, научиться играть со сверстниками (налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми);
укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоциональной устойчивости с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей;
формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками;
развитие познавательных способностей в соответствии с возрастом, расширение кругозора;
развитие основных видов деятельности;
подготовка детей к поступлению в детский сад на полный день.
Для родителей:
ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения;
взаимодействие с родителями с целью улучшения взаимопонимания между ними и собственными детьми;
формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
В соответствии с этими задачами определяется основное содержание педагогического процесса в группе кратковременного пребывания, которое заключается в обеспечении социальной адаптации ребенка, расширении его адаптационных возможностей, приобщении к миру человеческих ценностей, развитии основных сфер – эмоциональной, действенной и интеллектуальной в процессе занятий по образовательной программе.
Главная особенность групп кратковременного пребывания состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т. е. целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
В рамках воспитательно – образовательного процесса деятельность педагогов ГКП направлена на:
содействие успешной адаптации детей к условиям детского сада;
создание предметно-развивающей среды, активизирующей познавательную деятельность ребенка;
повышение культуры общения между взрослыми и детьми;
привлечение внимание родителей к неповторимости ребенка через организацию различных форм работы с родителями.
Функционирование группы кратковременного пребывания осуществляется в детском саду под контролем заведующего и старшей медицинской сестры. Непременным условием при поступлении детей в ГКП является комплексное обследование ребенка с целью определения уровня физического и интеллектуального развития на данном возрастном этапе и соответствия уровня формирования познавательной и эмоциональной сфер возрасту ребенка. Важным условием создания и функционирования ГКП – подбор высококвалифицированного штата специалистов,работающих с детьми и родителями: воспитатель, младший воспитатель, медсестра.
Содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется образовательной программой ДОУ и включает в себя педагогические технологии обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.
Организуя образовательный процесс, педагог учитывает то, что в группу в течение всего учебного года поступают новые дети. Поэтому занятия планируются таким образом, чтобы вновь пришедший ребенок мог безболезненно в них включиться.
Предметно-развивающая среда ГКП строится в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
При организации среды учитываются:
возрастные особенности развития детей;
уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;
индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;
динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;
использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.
В детскомсаду предметно-развивающая среда ГКП состоит из следующих помещений: комната для раздевания и ожидания родителями, комната для занятий и игр, мини – спортивный комплекс, музыкальный зал.
Особенности организации деятельности группы.
Кратковременное пребывание предполагает, что ребенок посещает детский сад неполный рабочий день. Поэтому при выборе программы следует учитывать, насколько возможно организовать деятельность детей на занятиях таким образом, чтобы создать мотивацию к самостоятельным исследованиям вне детского сада и без непосредственного участия педагога. Кроме того, выбранная программа должна иметь потенциал для использования различных режимных моментов в качестве развивающих занятий. Другими словами – «позволить» организовать режимные моменты таким образом, чтобы целый ряд важнейших образовательных задач решался в комплексе. С другой стороны, на выбор методического обеспечения группы повлияет еще одна особенность кратковременного пребывания, а именно – посещение ребенком развивающих занятий выборочно и только определенной направленности (например, музыкальных или речевых). Соответственно запрос родителей обусловит особые требования на программу развития детей группы. Педагогу придется реализовывать лишь один раздел программы, но решая при этом задачи индивидуального развития ребенка. В связи с этим, целесообразным является использование парциальных образовательных программ, т. к. не специализированные комплексные программы развития детей довольно трудно адаптировать к условиям кратковременного пребывания ребенка в детском саду. Обусловлено это, прежде всего тем, что комплексные программы в основном рассчитаны на пребывание ребенка в детском саду целый день, а так же особенностью комплектования – группы кратковременного пребывания комплектуются в течение всего года и, в основном, по разновозрастному принципу. Поэтому при выборе программы педагогу придется адаптировать ее и в плане создания дифференцированных групп, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Ребенок, поступающий в детский сад на кратковременное пребывание, практически все свое время проводит в кругу семьи. Влияние семьи настолько велико, что педагогическая работа с ребенком в детском саду представляется невозможной без учета особенностей быта и воспитания детей в семье. Это с одной стороны, с другой стороны – сами родители предъявляют определенные требования как к образовательной работе в детском саду, так и к системе взаимодействия педагога с семьей. Педагог в группе кратковременного пребывания работает с родителями не только и не столько посредством организации консультаций и родительских собраний. Основной формой является взаимодействие с родителями на занятиях, совместных мероприятиях, когда приходится решать общие педагогические задачи. Взрослые общаются между собой в процессе организации деятельности ребенка и являются при этом равноправными партнерами. Поэтому педагог при выборе программы должен принять во внимание, что в ходе ее реализации потребуется учитывать не только активное участие родителей в жизнедеятельности группы, но и необходимость их обучения методам и приемам развития ребенка в домашних условиях.
Особенности планирования педагогического процесса.
Образовательный процесс планируется исключительно на основе данных диагностики и в зависимости от запросов родителей. Педагогические исследования развития ребенка включают собеседования с родителями на первичном приеме, наблюдение ребенка воспитателями и специалистами в различных видах деятельности и выполнение ребенком специально организованных заданий (после окончания периода адаптации). По результатам диагностики проводится мини-педсовет с родителями, на котором вырабатывается индивидуальная программа развития ребенка. Далее воспитателями и специалистами коллегиально составляется план развития группы, основой которого являются индивидуальные программы детей, посещающих группу. Следовательно, выбранная программа должна содержать методические материалы для проведения диагностики развития ребенка. В планировании образовательного процесса обязательно учитывается одна из требований к организации деятельности групп кратковременного пребывания, а именно – рациональность использования времени, проводимого ребенком в детском саду. Планирование развивающих занятий строится на интеграции предметных областей знаний.
Самое главное это облегчить адаптацию ребенка, чтобы в дальнейшем пребывание в детском саду доставляло радость малышу и родителям. Ведь даже щадящий режим кратковременной группы требует от детей определенной подготовки, которую должны осуществить родители перед приходом в детский сад.
Источник
Маргарита Иванова
Опыт работы «Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет»
«Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей раннего возраста»
В настоящее время совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий по вопросам семьи и детства. Перед дошкольной организацией ставятся задачи поиска внутренних источников своего развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг и доступности дошкольного образования в целом.
В целях увеличения охвата детей дошкольным образованием получили развитие новые формы работы, в том числе и группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Ранний возраст – один из важнейших этапов развитие ребенка. В данный период развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивные становление и формирование всех особенностей, свойственных человеку, осваиваются основные движения и действий с предметами, закладывается основы для развития психических процессов и личности. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Учитывая специфику развития детей раннего возраста к условиям ДОУ, мы направляем свое внимание на использование методов, ориентированных на взаимодействие со взрослыми, обеспечение эмоционального комфорта каждого ребенка в группе детского сада.
Ребёнок должен с желанием идти в детский сад, и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация и в дальнейшем социализация детей раннего возраста.
Согласно ФГОС были созданы условия для раннего развития детей.
• Кадровые (1. Укомплектованность педагогическими кадрами. 2. Образовательный ценз педагогических работников. 3. Уровень квалификации педагогических кадров 4. Непрерывность профессионального образования, участие в конкурсах различного уровня (муниципальный уровень) 5. Удовлетворенность родителей присмотром и уходом за детьми.)
• Материально – технические (1. Состояние и содержание территории, зданий и помещений 2. Пожарная безопасность 3. Создание условий для успешного перехода ребенка на следующий этап детства (развивающая предметно – пространственная среда – РППС) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями 4. Контроль организации питания)
• Психолого-педагогические (1. Психолого-педагогическое сопровождение. 2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей, учет индивидуальных особенностей воспитанников. 3. Работа с родителями. Удовлетворенность родителей наличием в образовательной организации условий для комфортного пребывания детей в ДОУ)
На период адаптации нами разработан проект «В детский сад без слез» с элементами песочной арт-терапии (использование кинетического песка). План реализации проекта учитывает особенности детей раннего возраста и включает игры с воздушными шарами, мячами, мыльными пузырями, игры с песком и водой,и другие. При построении развивающей среды для детей от двух до трех лет мы учитывали возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
В групповой комнате размещается центр сенсорики и развития мелкой моторики. Особое предпочтение дети раннего возраста отдают сенсорным играм и упражнениям. В непринужденной форме они выполняют различные игровые действия и получают удовольствие от достигнутого результата. Пространство центра художественного чтения и театрализованной деятельности, специально оборудовано для ознакомления детей с художественной литературой и совместных игр, развивающих предпосылки к театрализованной деятельности.
Свобода выбора для детей присутствует и в процессе развития у них предпосылок к сюжетно-ролевым играм. Также предпочтения детей отдается играм со строительным материалом. Различные виды наборов строительного материала делают развивающую среду особенно привлекательной. Знакомство с транспортом и ПДД проходит в центре «Юного пешехода». Рисуют, лепят малыши в центре ИЗО. Несмотря на то что в здании детского сада находится только один зал, в нем грамотно организованы центры двигательной активности и музыкального развития. Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.
Целью работы с семьёв нашем Доу является:
– Создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями
– Установление доверительных, партнерских отношений с родителями
– Вовлечение семьи в единое образовательное пространство
В век новых технологий мы как и все образовательные учреждения ведем работу на сайте нашего ДОУ, где родители наших воспитанников могут ознакомится с интересующей их информацией и узнать новости детского сада, получить онлайн консультацию. Также проводятся родительские собрания, мастер-классы, консультации, выставки и конкурсы, дни открытых дверей, недели здоровья и другие формы работы.
Таким образом, развивающая среда МДОУ может служить примером того как грамотно организованная окружающая обстановка способствует своевременному развитию у детей раннего возраста необходимых умений и навыков, а также способствует эффективному взаимодействию педагогов с членами семей воспитанников.
Источник