Цели диагностики развития речи ребенка
Искусством речи малыши овладевают постепенно, подобно тому, как учатся ходить, держать ложку, читать или же рисовать. Разумеется, процесс становления речи – индивидуален. Все дети по-разному начинают разговаривать, не одинаково пополняется их словарный запас, имеются отличия в сложности произносимых фраз и во многом другом.
Тем не менее, не взирая на то, что развитие речи проходит индивидуально, существуют определенные нормы, которых малыши должны достигнуть к конкретному возрасту. Если еще в середине прошедшего столетия все, что касалось речевого развития было относительно просто – ребятишек с дефектами в произношении направляли к логопеду и этим ограничивались, то сегодня дела обстоят несколько иначе. Существует множество методических пособий, при помощи которых педагоги и родители могут оценить речь ребенка и заняться ее развитием. Также проводятся научные исследования в этой области. Уделяется пристальное внимание речевому развитию и в детских садах.
Что такое речь?
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста невозможна без четкого понимания того, чем именно является вербальная активность. Разумеется, выражение «вербальная активность» в данном случае подразумевает обычную речь.
Чем же является речь? Согласно определению, это форма общения людей и передачи информации, исторически сложившаяся и осуществляемая посредством языковых конструкций. Разумеется, речь является и одним из высших проявлений психической деятельности.
Что важно для диагностики ее развития у детей?
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста осуществляется на основе оценки отдельных свойств, характеризующих вербальную активность.
Свойства речи, на которые нужно обращать внимание, это:
- содержательность;
- понятность;
- выразительность;
- действенность.
Содержательность – характеристика, позволяющая судить о том, насколько четко выражает ребенок мысли и их количестве. О значимости стремлений, желаний чувств и соответствии их действительности.
Под понятностью речи ребенка подразумевается не только ее внятность и правильное произношение звуков. В рамках данной характеристики рассматривается и то, как именно малыш выстраивает предложения, выделяет ли слова, применяет ли паузы. То есть, эта характеристика включает в себя умение расставлять логическое ударение, подчеркивать смысловое значение фразы.
Выразительность – это эмоциональная насыщенность детской речи. В эту же характеристику входят такие понятия, как разнообразие используемых языковых средств. Действенность – это доходчивость произносимого, воздействие речи на людей.
В чем цели диагностики речевого развития?
Вопрос о том, зачем это нужно, родители нередко задают воспитателям в детских садиках. Как правило, смущает взрослых формулировка, в которой задействовано слово «диагностика». Привыкнув относить данный термин к медицинской сфере, многие считают, что диагностика речевого развития детей дошкольного возраста – это нечто, на подобии вердикта и опасаются, что кто-то поставит на их малыше своеобразное клеймо.
На самом же деле, методики преследуют совсем иные цели. В ходе речевой диагностики выявляются такие умения и навыки:
- точность и уместность применения слов;
- понимание значения, смысла произносимого;
- владение склонениями и прочими изменениями форм частей предложений;
- способность выбирать схожие и отличные по смыслу выражения;
- различие смысловых оттенков в многозначных словах;
- степень ориентированности произносимого на передачу значения, описание.
То есть, основными целями диагностических методик является формулирование индивидуальной задачи речевого развития детей дошкольного возраста. Иными словами, эти методики выявляют сильные и слабые стороны в речи малыша и помогают родителям и работникам детских садов обозначить направления, нужные для оптимального развития конкретного ребенка.
Какими могут быть результаты
Специалистами определяются такие основные уровни речевого развития детей дошкольного возраста:
- низкий;
- средний;
- высокий.
Ни один из них не является постоянным, неизменным. Это означает, что если у малыша выявлен высокий уровень речевого развития, то он вполне может его утратить впоследствии, если с ним не станут заниматься.
Низкий уровень речевого развития
Большинство родителей пугаются, услышав от воспитателя высказывание о низкой степени развития речи у их ребенка. Между тем, подобный результат диагностики не должен вызывать никаких тревог или опасений. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста заключаются в том, что каждый малыш осваивает вербальные навыки индивидуально, в своем собственном темпе.
По каким критериям ребенку присваивается низкий уровень речевого развития? Этот вопрос неизменно возникает у родителей, полагающих, что они достаточно много занимаются с малышом и на фоне сверстников их ребенок отстающим или же не особо развитым не выглядит.
Критериями, по которым педагог оценивает уровень речевого развития, как низкий, заключаются в следующем:
- при предъявлении слова с заданием составить с ним фразу, малыш просто его повторяет, ничем не дополняя;
- не справляется с выбором антонимов или же синонимов, не понимает различие между ними;
- использует не соответствующие ситуации по смысловому значению выражения;
- не может объяснить, что имеется в виду при перечислении наименований предметов.
Этот перечень может быть дополнен в зависимости от того, какими диагностическими материалами пользовались педагоги при оценке вербальности ребенка. Например, если использовались методики, основанные на фольклорных материалах, то неверный ответ на загадку или же отсутствие понимания смысла поговорки, пословицы – тоже являются критериями, позволяющими утверждать, что речевое развитие малыша находится на низком уровне.
Родителям, испытывающим волнение, стоит заранее узнать о том, каким именно способом будет проводиться в саду диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. Таблица с вопросами и задействованными методиками тестирования, как правило, не является секретной и либо размещается на информационном стенде, либо доступна непосредственно у воспитателя или заведующей.
Что делать, если речь малыша на низком уровне
Относительность критериев, которыми руководствуются работники дошкольных учреждений, очевидна даже далеким от педагогики людям. Поэтому расстраиваться и тем более спорить с воспитателем не стоит. Нужно выяснить во всех подробностях с чем именно не справился ребенок во время выполнения диагностических заданий.
К примеру, если диагностика речевого развития детей дошкольного возраста выявила, что малыш не может подобрать антонимы или синонимы к слову, то стоит заняться с ним именно этим. Намного сложнее обстоят дела в ситуациях, когда педагоги применяют так называемые «модные» методики, иными словами – тематические. Например, те, в основе которых лежит устное народное творчество, фольклор. Результаты тестирования детей по таким специфическим методикам не просто спорны, они практически всегда не соответствуют реальности. Если воспитатель в дошкольном учреждении собирается использовать подобные диагностические материалы, то он должен предварительно заниматься с малышами – знакомить детей с фольклором, разбирать пословицы и поговорки, разъяснять смысл загадок.
Например, общеизвестная загадка о девице в темнице, выпустившей косу на улицу. Современный городской ребенок без предварительного объяснения, не способен догадаться, что речь может идти о моркови. Для малыша этот овощ появляется из магазина или с рыночного прилавка, а вовсе не из-под земли. И подобных нюансов очень много.
Средний уровень речевого развития
Основные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, выявление которых позволяет педагогам говорить о среднем уровне, таковы:
- при предъявлении слова с заданием составить с ним фразу, малыш дополняет его одним только эпитетом;
- справляется с выбором антонимов или синонимов, однако произносит их в неверном падеже, склонении;
- неверно произносит отдельные звуки, что вызывает сложности в понимании сказанного;
- при ошибках в выполнении тестов исправляет их с помощью наводящих вопросов или иных подсказок.
Таким образом, средний уровень речевого развития может продемонстрировать практически любой малыш, без каких-либо специальных занятий с ним. Однако, сложности могут возникнуть у тех детей, которые не особо активны в общении и склонны к стеснению, волнению. Нередко именно это становится причиной того, что ребенок справляется с заданиями средне, а не на отлично.
Что делать, если речь малыша на среднем уровне?
Средние оценки уровня вербальности – это хороший результат, говорящий о правильном и своевременном развитии малыша. Однако, это вовсе не означает того, что родителям ничего не нужно делать.
Следует постоянно заниматься с ребенком, увеличивать его словарный запас, расширять уровни сложности построения фраз. Нужно обязательно выяснить у педагога, на что именно обратить повышенное внимание. К примеру, если ребенок на задании составляет предложение только из пары слов, заняться следует именно этим.
Высокий уровень речевого развития
Такая оценка вовсе не означает того, что диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста не выявила никаких проблемных нюансов. Она говорит лишь о том, что малыш не испытывает стеснения при общении, активен и обладает широким для своего возраста кругозором.
Критерии, позволяющие воспитателю детского сада утверждать то, что речь малыша развита максимально, таковы:
- при предъявлении слова с заданием составить с ним фразу, ребенок произносит предложение минимум из трех составляющих;
- не наблюдается сложностей с пониманием значений выражений;
- легко и быстро выбирает синонимы и антонимы, в правильной форме;
- справляется с таким тестом, как пересказ услышанного литературного произведения;
- нет дефектов в произношении звуков.
Высокие оценки уровня речевого развития обычно получают малыши любознательные, активные и общительные. Это очень хороший результат, свидетельствующий не только о вербальной развитости и интеллекте, но т о том, что ребенок лишен комплексов и не испытывает психологических проблем.
Что делать, если речь малыша на высоком уровне?
Такая оценка нередко является поводом гордости родителей, особенно любят ею хвастаться матери-домохозяйки. Но она является не только поводом для семейной радости, но и причиной задуматься о том, как поддержать достигнутый результат.
Обязательно нужно переговорить с педагогом и узнать, при выполнении каких заданий ребенок был слабее. Разумеется, они и должны стать приоритетом в занятиях. Также важно не переусердствовать. Излишне раннее развитие нередко приводит к тому, что в начальных классах ребенку не чему учиться. Ему становится скучно, мозг перестает напрягаться, что приводит к резкому спаду успеваемости после завершения обучения в начальной школе.
Что такое ФГОС?
Достаточно часто педагоги говорят родителям о том, что в садике осуществляется речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС. Звучит это солидно, но совершенно непонятно для подавляющего большинства людей, выбирающих сад для своего ребенка.
Аббревиатура ФГОС расшифровывается весьма просто. Это государственные стандарты в сфере образования, имеющие федеральное значение. То есть, по существу это своеобразный аналог ГОСТа, только регулирует он не качество продукции, а услуги в сфере получения образования.
Что входит в программы развития, соответствующие государственным стандартам
Речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС должно проводиться в комплексе с другими занятиями. Программы развития должны включать в себя такие направления:
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- непосредственно речевое;
- художественно-эстетическое;
- физическое.
Это означает, что в дошкольных учреждениях к развитию малышей педагоги подходят комплексно, не ограничиваясь только одним из направлений. Если же детский садик имеет специальный статус, например, логопедический, то это означает, что проблемное направление имеет приоритет перед другими, но вовсе не отменяет их.
Что включают в себя методики развития речи детей, соответствующие государственным стандартам
Технологии речевого развития детей дошкольного возраста – это занятия с ними, как в обучающей, так и в игровой формах. Чем ближе наступление школьного возраста, тем больший приоритет у занятий, проводящихся также, как обычный урок.
Федеральным стандартам соответствуют методики, включающие в себя такие направления:
- формирование навыков устной речи;
- пополнение активного словарного запаса;
- развитие монологической речи и умения вести диалог;
- понятие о речевом творчестве и его азы.
Кроме этого, в методических материалах, используемых педагогами, могут быть разделы, посвященные развитию навыков интонации, логического ударения, звуковой и фонетической культуры.
Какие методики используются при диагностике
Методики диагностики речевого развития детей дошкольного возраста разрабатываются постоянно и количество их достаточно велико. Каждое дошкольное учреждение в праве выбирать для себя комплект методических материалов и пособий. По этой причине, тем родителям, которые желают быть в курсе того, как будет обучаться их ребенок и чем станут пользоваться при диагностике степени развития его речи, нужно обратиться непосредственно к воспитателям или заведующей детского сада.
Как правило, в диагностике применяются методики следующих авторов:
- Ф. Г. Даскалова;
- О.С. Ушакова;
- Е.М. Струнина;
- О.А Безрукова;
- О.Н. Каленкова;
- Е.С. Зайцева;
- В.К. Шептунова.
Разумеется, работами этих педагогов перечень методических пособий не ограничивается, в конкретном детском саду могут руководствоваться и тестами других авторов.
Как заниматься с малышом, на что обратить внимание
Основы речевого развития детей дошкольного возраста закладываются не в детских учреждениях, а в семьях. Об этом нельзя забывать. Малыши учатся чему-либо не только во время развивающих игр с ними или же тогда, когда родители читают им вслух книгу. Становление речевых навыков – процесс непрерывный. Дети осваивают их, наблюдая за взрослыми, копируя их, подражая манере и выражению речи, произнося такие же слова.
Это означает, что какие бы методики развития не применяли в детском саду, если дома царит молчание, а взрослые общаются между собой скупыми словосочетаниями, высокого и даже среднего результата при диагностике не будет. Поэтому самая главная задача мам и пап, а также бабушек и дедушек – присмотреться к себе, к тому, как принято общаться в доме, насколько полными предложениями пользуются в семье, не применяют ли взрослые одни и те же несколько слов постоянно.
Важно и то, как члены семьи отвечают на вопросы малышей. Именно так, как это делают взрослые, он сам станет отвечать при диагностике развития речи. На детские вопросы нужно давать четкие и понятные, но максимально развернутые и подробные ответы. Помимо подачи примера для подражания, это еще и обогащает словарный запас малыша.
Особое внимание нужно обратить на такой момент, как пересказ услышанного или увиденного. Вовсе не обязательно заставлять пересказывать прочитанную книгу. Развитие монологической речи и умения вести диалог успешно осуществляется и при расспросах ребенка о том, что было в садике на обед, в каких играх он участвовал и обо всем прочем. Важно, чтобы малыш много и подробно рассказывал, нельзя засыпать его вопросами, не дожидаясь ответов. Но если ребенок отвечает односложно, парой слов, то следует задавать наводящие вопросы. Приобретенные в таких беседах навыки способствуют успешному выполнению сложных диагностических заданий таких, как составление рассказа, сочетание слов, выбор синонимов и прочих.
Как выглядит диагностика развития речи на практике
Диагностика развития речевых навыков малышей не напоминает школьный экзамен или же собеседование при приеме на работу, как часто представляют себе это родители. Больше всего этот процесс схож с игрой или же самым обычным занятием. Поэтому, если ребенок волнуется, то как правило, это следствие накрученности родителей, а не того, что происходит в садике.
Как правило, для начала детям предлагается определенная речевая ситуация. Заключается это задание в следующем – малышу описывают одним-двумя предложениями предполагаемые обстоятельства, после чего спрашивают о чем-либо.
Пример речевой ситуации может быть таким:
“В группу пришла новенькая девочка. Ты не знаешь ее имени. Как ты обратишься к девочке?” – вопрос от специалиста.
“Здравствуй, скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Меня зовут Боря.” – ответ ребенка, соответствующий критериям высокого уровня.
Количество подобных вопросов-заданий колеблется от семи до пятнадцати. После таких заданий обычно переходят к «информативным запросам».
Тест проводится так:
- показывается несколько картинок одной тематики, к примеру, с изображениями животных;
- ребенку ставится задача – выяснить, кого из зверей «загадал» воспитатель;
- малыш спрашивает, получает ответы, делает выводы и называет «задуманное».
Вопросы ребенка должны касаться качеств животного – дикое или домашнее, пушистое или гладкое, хищное или нет. На основании ответов, ребенок делает выводы и озвучивает свою версию.
Далее следуют задания на подбор слов, исключения лишнего по смыслу выражения из цепочки, составление предложений и другие. Эти задания лишь на первый взгляд кажутся простыми. На самом же деле, вопросов в каждом из них достаточно много и дети нередко устают, начинают путаться. По этим причинам диагностика речевого развития обычно сочетает в себе тестирования с игровыми заданиями.
Источник
На чтение 11 мин.
Малыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь.
[dropcap]М[/dropcap]алыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь. Каковы компоненты речи? В таблице это выражено так:
Развитие речи это | |||
Формирование словаря | Грамматический строй | Звуковая культура | Связная речь |
Выявление уровня речевого развития происходит посредством диагностического обследования дошкольников.
Диагностика речевого развития детей 2-4 лет.
Формирование словаря.
Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.
Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».
Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.
- Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
- Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
- Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».
Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.
Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» – взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.
Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).
Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:
- Слон большой, а мышь …. (маленькая).
- У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
- Волк смелый, а заяц … (трусливый).
Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.
Грамматический строй речи
Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет) на другой? (несколько предметов).
Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол – столик, яблоко – яблочко и т.д.
Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?
Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»
Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.
Звуковая культура речи
Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» – мышь, мяч, Маша, мишка.
Связная речь
Дошкольники должны уметь:
- внятно выражать свою мысль;
- рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
- составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».
В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).
2-3 года | 3-4 года |
|
|
Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет
Формирование словаря
Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:
- «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
- «Кто у кого?» – в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
- «Назови ласково» – лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
- «Один-много» – один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
- «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.
Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:
- Чем рисует художник?
- С помощью чего пришивают пуговицу?
- Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
- В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.
Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.
Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.
Звуковая культура речи
В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.
Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.
Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».
С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та; зо-со; жа-ша.
Связная речь
Для этого возраста важно уметь:
- придумывать простые предложения из 3-4 слов;
- составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
- пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
- выразительно читать стихи.
Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:
Диагностика речевого развития детей 5–6 лет
Формирование словаря
Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.
Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:
- Осенью часто идёт моросящий…
- Весной с юга возвращаются перелётные…
- Символ России – белоствольная…
Грамматический строй речи
Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.
Звуковая культура речи
Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.
Игра «Найди звук» – ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» – сова, роса, сор, рысь, коса.
Игра «Твёрдый-мягкий» – ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.
Определять количество звуков и букв в слове.
Связная речь
Дошкольники этого возраста должны уметь:
- составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.
- из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.
- составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
- пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
- знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
- выразительно читать стихи, загадки.
Диагностика речевого развития детей 6-7 лет
Формирование словаря
Лексические темы те же. Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания:
«Часть – целое» – ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.д.
«Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т.д.
«Профессии»:
- Кто водит автомобиль?
- Кто разносит почту?
- Кто тушит пожар?
- Кто лечит людей? И т.д.
Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:
Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?
Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный), Стакан из стекла какой? (стеклянный), Котлеты из курицы какие? (куриные), Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т.д.
Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), толстый – (тонкий), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг) и т.д.
Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает);
«Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).
Грамматический строй речи
Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т.д.
«Назови ласково»: воробей – (воробышек), стол – (столик), диван – (диванчик), цветок – (цветочек) и т.д.
Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей), яблоко – (2 яблока, 5 яблок), матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т.д.
Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т.д.
Результаты в таблице
Существительные мн. числа | Существительные мн. числа родительного падежа | Уменьшительно-ласкательные формы | Согласование существительных и прилагательных | Согласование существительных с числительными |
Диагностика предполагает конечный результат, я именно, выявление уровня развития: + высокий – все задания выполняются самостоятельно, правильно; – + средний – большая часть выполнена правильно или все с подсказками; – низкий – большая часть не выполнена. В таблице можно отражать все компоненты речи по всем ступеням возраста дошкольников.
Звуковая культура речи
Дошкольник должен чётко произносить все звуки. Ребёнок либо произносит слова на заданный звук, либо повторяет предложения, например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Зина закрыла замок; Рома рад Рите.
Ребёнку предлагаются задания на звуковой анализ слова:
- выделить ударный гласный: удочка, пачка, игра.
- назвать первый и последний согласный: дочка, сом, ком, лимон, стол.
- выбрать картинки с изображением предметов, в которых встречается звук «Н»: рыба, нож, лопата, носки, стакан, шарф.
- определить количество слогов в слове: комар, улитка, совок, армия, рубашка.
- назвать звук, с которого начинается слово на картинке, в таблице, приведённой ниже. В пустую ячейку ребёнок должен положить соответствующую цветную карточку. (красная – гласный, синяя – твёрдый согласный, зелёная – мягкий согласный)
Ребёнок должен произнести слоги, которые можно представить в таблице:
Связная речь
Задания аналогичны, что и при обследовании дошкольников шестилетнего возраста, только составляемые рассказы должны объёмом до 8 предложений. В таблице опорные картинки, с помощью которых ребёнок составляет рассказ «Зима».
Источник