Целевые ориентиры развития ребенка по образовательной программе
Светлана Барсегян
Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования–социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка
Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования – социальные и психологические характеристики
возможных достижений ребёнка-дошкольника
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,работа в детском саду по воспитанию детей строится прежде всего на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогов и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Эти целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
Напомним вам специфику дошкольного детства:
Специфика дошкольного детства –
гибкость,
пластичность развития ребенка,
высокий разброс вариантов его развития,
его непосредственность и непроизвольность.
И особенность дошкольного образования (напомним) – это прежде всего – необязательность уровня дошкольного образования в РФ, а также отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат.
Все это делает неправомерным требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольноговоспитания определила следующие:
1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и пси-хического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.
2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, направленную на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей.
3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка.
4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на раз-витие способностей ребенка.
Задача дошкольного образования – развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показатель эффективности образования – не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.
5. Воспитание основ базиса личностной культуры. Ориентация на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально – оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
Остановимся подробнее на целевых ориентирах дошкольного возраста. (целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте в контексте нашей встречи рассматривать не будем).
Итак, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образованияпредставлены на слайде:
– ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
– ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
– ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
– у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.
– ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело
– ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
– ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Немного о педагогической диагностике.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми;
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности;
• проектной деятельности;
• художественной деятельности;
• Физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенности его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Конкретно в нашем детском саду применяются карты индивидуального развития, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС.
Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования.
В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.
Все эти качества представлены на слайде.
Пути достижения данного социального портрета выпускника.
– создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
– использование новых современных инновационных образовательных технологий;
– оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.
Источник
Марина Назарян
Целевые ориентиры как результат освоения основной образовательной программы
Если в соответствии с ФГТ важнейшей задачей системы дошкольного образования являлось формирование интегративных качеств, то требования Стандарта к результатам освоения Программ представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Разработчики ФГОС поясняют, что специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров (п. 4.2).
Когда анализировали каждый пункт ФГОС, возникали вопросы и проблемы, но мы попытались разобраться,раскрыть их содержание. Целевые ориентиры в п. 4.6 ФГОС выделены в 2 этапа:
– младенческий и ранний возраст;
– этап завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей программу (п. 4.2).
Так как, целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются минимумом, то каждая организация в своей программе определяет свои ориентиры, опираясь на этот минимум. Так, например, в примерной ООП «От рождения до школы» (с которой можно ознакомиться на сайте ФИРО, целевые ориентирыболее углублены и дополнены.
В п. 4.5 ФГОС дошкольного образования содержится запрет на использование целевых ориентиров для решения ряда управленческих задач. Основанием для такого запрета является характер целевых ориентиров которые, не предполагают контроля, за достижением конкретных образовательных результатов детей, т. е. контроль в организации осуществляется за условиями реализации Программы, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов. Также целевые ориентиры не могут служить основанием при оценке качества образования, аттестации педагогических кадров, оценке при выполнении муниципального задания и распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
В п. 4.3 ФГОС говорится о том, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
И тогда перед многими встает вопрос: «Значит не надо делать мониторинг?». Здесь можно сказать, что мониторинг нужно проводить не для оценки уровня освоения программы, а для оценки индивидуального развития каждого ребенка и дальнейшего планирования педагогической деятельности.
Таким образом, основная задача мониторинга – определение зоны ближайшего развития и необходимого маршрута образовательного процесса.
И сновавозникает вопрос о мониторинге, п. 3.2.3 ФГОС ДО поясняет следующее: «При реализации Программы можетпроводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамкахпедагогическойдиагностики.
Педагогическая диагностика проводится педагогами, не для определения уровня освоения ребенком образовательной программы, а для того, чтобы понять, что и как сделать самому педагогу, как целесообразнее организовать образовательный процесс для каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей. Психологическую диагностику индивидуального развития проводят педагоги-психологи и участие ребенка в ней допускается только с согласия родителей.
ФГОС в первую очередь предлагает постепенное смещение от объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.
Аутентичная оценка строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях, в проектной деятельности, художественной деятельности, физическом развитии) и может их использовать исключительно для решения таких образовательных задач,как:
1) индивидуализация образования (построение образовательной траектории ребенка или профессиональной коррекции развития);
2) оптимизация работы с группой.
Чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия могут создаваться диагностические ситуации.
Ещё один вопрос как воспитателю отследить динамику развития ребенка для выстраивания своей дальнейшей работы? На данный момент существует проблема в отборе необходимого инструментария для проведения диагностики (мониторинга). Мы ожидаем разработки методических рекомендаций по программе дошкольного образования, возможно, появятся в печати диагностические журналы (как по ФГТ).
Проблема мониторинга в дошкольных учреждениях не решена, но на сегодняшний день мы получили комплект диагностических методик для изучения уровня подготовки детей к школе. Диагностика согласована с Министерством и Управление образования разрешило нам на основе результатов данной диагностики оформить аналитическую справку и предоставить материал в методический кабинет.
Обобщая все требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования можно резюмировать:
– Мониторинг результатов (уровней) освоения основной образовательной программы дошкольного образования отменяется.
– мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста может проводиться. [/i]
Источник
Выпускной утренник 2016.
Вход детей под музыку вальса.
(С воздушными шариками), встают в 4 колонны.
Ведущая 1:
— Сегодня праздник удивительный!
Он не простой, он заключительный!
2 ведущий:
— Для всех, кто в школу собирается,
Прощальный бал наш начинается!
Ведущая 1:
— И от чего-то зал притих,
В глазах восторг и грусть немного.
Ведущая 2:
— Пусть зал сейчас запомнит их:
Кокетливых и озорных,
Немного дерзких и упрямых.
Ведущая 1:
— По-детски шаловливых самых.
Ведущая 2:
— Неповторимых, дорогих,
И всех по-своему любимых, и одинаково родных.
Ведущая 1: Грустят березки во дворе в прощальный этот час,
Вы все пойдете в сентябре учиться в первый класс.
Ведущая 2:
Возьмете ранцы, буквари, тетрадки, дневники,
И песню звонко пропоют вам школьные звонки!
Общий танец – песня «Мы выпускаем вас»
(В конце танца дети отпускают воздушные шарики)
1 реб.:
— В году есть праздники разные,
И сегодня праздник у нас,
Скоро станем мы первоклассниками,
Мы прощаемся с садом сейчас.
2 реб.:
— Солнце лучиком веселым
В окна радостно стучит,
И гордимся мы сегодня
Словом важным: «Выпускник»
3 реб.:
— Скоро уйдем мы из детского сада,
Время уж в школу нам поступать,
Знаем, что много учиться нам надо,
Чтобы людьми настоящими стать.
4 реб.:
— Наш сад сегодня приуныл,
И мы грустим совсем немного,
Вот день прощанья наступил,
И ждет нас дальняя дорога.
Ведущая 1: — Дорогие ребята! Как весело и дружно жили вы в детском саду: играли, пели, рисовали, лепили, танцевали и крепко подружились. Что придумать, что же сделать, чтобы вы друг друга не забыли?
Ведущая 2: — Может быть, вы обменяетесь адресами и будете писать друг другу письма?
Ребенок: — Мы еще не очень скоро научимся быстро и грамотно писать, и вообще, это немного не современно!
Ведущая 1: — Тогда, может быть, вы обменяетесь телефонами и будете перезваниваться?
Ребенок: — Телефоны меняются и теряются. Нет, неинтересно!
Ведущая 2: — Ребята, я даже не знаю, что вам предложить!
Ребенок: — Я знаю! Надо создать свой детский сайт для встреч, как у взрослых «Одноклассники», и назвать его «Дошколята — точка — ру».
— Там и будем мы встречаться и между собой общаться.
Мой лучший друг – компьютер, мне с ним все супер-пупер!
С утра залезу в интернет и всем друзьям скажу: «Привет!».
Все: — Здорово!
Ведущая 1: — Давайте, сегодня откроем наш сайт! Итак – первая страница нашего сайта – «Начальная». Давайте-ка вспомним, как все начиналось…
Песня «Воспитатель наш!»
Садятся на стульчики.
Ведущая 1:
Первая страница нашего сайта «Художественная»
5 Детский садик — теплый дом,
Где все дружно мы живем.
Каждый день мы в сад ходили.
Здесь встречали нас, кормили.
Здесь учили нас играть,
Песни петь и рисовать.
Танец с лентами «Я рисую этот мир»
.
Ведущая 2: — Итак, вторая страница нашего сайта – «Театральная».
Режиссер:
Внимание! Шуметь здесь запрещается, здесь съемка начинается! Все помнят роли? По местам! Актеры – здесь, актрисы – там!
Сценка: Снимают Фильм
– Дорогие бабушки, дедушки, родители
Сценку из кино увидеть не хотите ли?
Мы предупреждаем родительские стрессы
Посмотреть наш фильм в ваших интересах
Режиссер:
– Как же снять фильм?! Великий фильм!
О чем же он будет?!
А! Точно! О школе!
Фильм будет называется: «Опять двойка»
Девочка:
– Кадр первый, дубль первый
Сын:
– Мама, я получил двойку.
Мама:
– Отец! Наш сын получил двойку!
Отец:
– Как! Наш сын получил двойку! Где мой ремень?!
Режиссер:
– Стоп, стоп, стоп!!!
Что-то здесь не так!
А! Точно! Надо что-то повеселее!
Девочка:
– Кадр первый, дубль второй
Сын:
– Мам, я получил двойку.
Мама:
– Отец! Наш сын получил двойку!
Отец:
– Как! Наш сын получил двойку! Где мой ремень?!
Режиссер:
– Стоп, стоп, стоп!!!
Что-то здесь не так!
А! Точно! Надо что-то поспортивней!
Девочка:
– Кадр первый, дубль третий
Сын:
– Мам, я получил двойку.
Мама:
– Отец! Наш сын получил двойку!
Отец:
– Как! Наш сын получил двойку! Где мой ремень?!
Режиссер:
– Стоп, стоп, стоп!!!
Что-то здесь не так!
А! Точно! Надо что-то потрагичней!
Девочка:
– Кадр первый, дубль четвертый
Сын:
– Мам, я получил двойку.
Мама:
– Отец! Наш сын получил двойку!
Отец:
– Как! Наш сын получил двойку! Где мой валидол?!
Режиссер:
– Стоп, стоп, стоп!!!
А!!! Снято!!!!!
Ведущая 1: — Итак, третья страница нашего сайта – «Мы – звёздочки».
6 Нам повзрослеть пришла пора,
С нашей группой расстаёмся.
Наш садик «звездочка», пока!
В твоих кроватках не проснёмся.
Вед. Вы – звёзды, ребята, светите сильней!
Дружите, сливайтесь лучами огней!
Чтоб вашим успехом могли мы гордиться!
Дети исполняют танец «Просто мы маленькие звезды».
Ведущая 1:
Пятая страница нашего сайта – «Музыкальная».
7 Нот всего лишь семь на свете : до, ре, ми, фа, соль, ля си
Как прекрасны звуки эти, ты их вслух произнеси
Еще открою вам секрет, без песни настроенья нет
И чтоб для вас ее сложить хотим мы нотки пригласить!
Танец ноты
Ведущая 1: — Посмотрим следующую страницу нашего сайта? (Удивленно.) Что такое? Не пойму! На сайте нет следующей страницы. Она исчезла.
Ведущая 2: — Мы забыли про защиту. К нам в компьютер попал вирус!
Под музыку входит Вирус.
Вирус:
реб — Это, что ли, детский сад?
Здесь академиков растят?
Ведущая 2:
— Да, это детский сад.
А кто ты такой? Зачем ты к нам пришел?
Вирус:
— Вы к гадалке не ходите,
У вас в сети большой изъян,
Вы забыли о защите —
К вам пробрался злой «Троян».
Наползи в компьютер черви
Да и вирусов орда —
Станет действовать на нервы
Тормозящая Винда.
реб — Я, Вирус-Компирус, злой ТРОЯН!
Люблю все портить и удалять!
Спешил к вам я заглянуть,
Чтоб на школьников взглянуть.
Ой, что делается в свете!
Поступают в школу дети.
Вы на праздник выпускной
Собирались тут всей семьёй,
Папы, мамы нынче смотрят и понять стараются:
С вами кончились заботы или начинаются?!
А знаете, что вас в школе ждет?
Готовы ли вы помочь первоклассникам?
Давайте проверим.
Игра с родителями и детьми «Собери слово»
бывает рыба а бывает инструмент
дерево из цветов которого заваривают чай
бывает футбольным а бывает пшеничным
чего не утаишь в мешке
обувь для колеса
бывает морской а бывает для бритья
маленькая лошадка
ш п
н л
е и
а о
Вирус: — Вижу, все вы готовы и дети, и родители! Так и быть, не буду портить вам программы!
Вирус уходит.
Ведущая 2: — Вторая страница нашего сайта – «Подрастальная».
9 реб Улетаем мы сегодня
Словно птицы из гнезда
Жаль приходится прощаться
С детским садом навсегда
10 И сегодня в день прощанья
Мы не станем унывать
Детский сад мы долго будем
Добрым словом вспоминать
11 реб
Выпустить сегодня птиц нам надо
На балу на нашем выпускном
Голуби летите над детсадом
Покружите в небе голубом
12реб
Перышки окрепли оперились
Подросли малышки голубки
Выросли и в дальний путь пустились
Покидают вас выпускники
13реб
Мы желаем вам неба голубого
Теплого родного ветерка
Будущего светлого, большого
Голуби летите в облака!
Танец с голубями
Ведущая 1: — Осталась всего одна страница нашего сайта – «Прощальная».
Дети встают парами в полукруг с цветами.
14 ребёнок:
— Прощай, уютный детский сад!
Здесь столько долгих лет.
Ты нам дарил своё тепло
И негасимый свет.
15 ребёнок:
— Немного жаль, что мы уже,
Здесь будем лишь гостями.
Но вы всегда у нас в душе,
И мы всем сердцем с вами.
16.Сегодня нам жаль расставаться,
Обещаем свой сад навещать.
Вот пора наступила прощаться
Всем спасибо хотим мы сказать.
17. Воспитателям и няне,
18. Медсестре и поварам,
19. Методисту и завхозу говорим:
Все: Спасибо вам!
20 Прачкам нашим, сторожам говорим:
Все: Спасибо вам!
21. И заведующей нашей –
Благодарность всех детей!
Каждый день заботой вашей
Этот садик только краше,
Этот садик все светлей!
22. Спасибо мы хотим сказать
Кто петь учил и танцевать.
23. Учил красиво говорить.
24. Вы раскрыли в нас таланты,
Мы певцы и музыканты,
Мы художники, танцоры
И немножечко актёры.
Вам спасибо за старания,
За терпение и внимание.
Дети дарят цветы.
25Здесь, сейчас и лишь для вас
Первый выпускной наш вальс!
26 Вот и пришел расставания час,
Кружит по саду детсадовский вальс!
Дом наш любимый,
Родной детский сад,
В школу своих провожаешь ребят.
Песня «Прощальный вальс»!
Ведущий:
А сейчас для вас наступает волнительный момент!
Вручается первая в жизни награда – Диплом «С окончанием детского сада»
Пусть в жизни у вас будет много наград, но первая в жизни дороже, чем клад.
Слово для поздравления заведующей. Вручение дипломов.
—
Дети выстраиваются*****
27Ну, вот и все! Пришла пора проститься!
И школа ждет вчерашних дошколят.
Все впереди у нас,
Но только в детский сад
Нам никогда уже не возвратится!
28 Спасибо вам за то, что не жалели
Ни сил, ни времени для нас,
За то, что вы душой к нам прикипели,
И сердцу дороги мы были все для вас.
29Мы расстаёмся, всё же грустно,
Но очень хочется опять.
Когда-нибудь прийти к вам снова
И вновь спасибо вам сказать!
Ведущая 2:
Вот и подошел к концу наш праздник,
Хотим, ребята, вам сказать,
Что тяжела минута расставанья,
Не будем говорить «прощай»,
Мы всем вам скажем «до свиданья»
Ведущая 1:
Сегодня, ребята, мы вас поздравляем!
Вы в школу идёте учиться, дружить.
Успехов, здоровья вам всем пожелаем,
И свой детский сад никогда не забыть.
Ведущая 2:
— И в миг прощальный, но красивый,
Готов опять сюрприз в придачу:
Возьмите шарик свой счастливый,
Как знак свершений и удачи!
И пусть все беды унесет
Ваш шарик легкокрылый!
С ним начинайте свой полет,
Пусть будет он счастливым!
Детям раздают шарики
—————————————————————-
Источник