Цель современной образовательной политики развитие личности каждого ребенка
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Другими словами образование всегда играло, играет и, конечно, будет играть ключевую роль в развитии и даже в сохранении человечества как такового.
Отметим, что важнейшей задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, гуманизации общества, роста культуры, это важная составляющая политики государства, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.
Обучение подрастающего поколения известно, как уже научно доказано, у различных видов животных, но лишь у человека такое обучение становится систематическим процессом, заботу о котором проявляет всё сообщество. Причём такое обучение в сочетании с воспитанием осуществляется специализированными усилиями, а разделение труда в этой сфере происходит на ранних стадиях развития человеческого опыта. Уже в условиях первобытнообщинного строя, как показывают этнографические и исторические исследования, практически у всех народов обучением детей занимаются назначенные для этого лица. У некоторых народов в целях обучения дети (чаще всего мальчики) с определённого возраста поселяются отдельно от родителей и занимаются исключительно учёбой. Во все эпохи та или иная часть населения (временами эта часть сокращалась, временами увеличивалась) имела и имеет доступ к образованию, но без системы образования человечество никогда не обходилось. Собственно, благодаря образованию в широком смысле и системе образования в более узком и происходило развитие цивилизации. Образование всегда сочетало обучение знаниям, умению, навыкам с воспитанием, т. е. готовило человека, прежде всего детей и молодёжь, к различным видам деятельности, способствуя при этом их социализации. В то же время в любую эпоху передовое образование создавало и создаёт наилучшие условия для поступательного развития общества.1
Термин «образовательная политика» достаточно широко применяется в различных документах и материалах, обозначая главным образом основные направления деятельности государства по решению наиболее важных задач и проблем, стоящих перед системой образования. В то же время в научных исследованиях отсутствует четкое понимание теоретико-методологических основ образовательной политики.
Образовательная политика включает три важнейших элемента. Во-первых, нормативно-правовую политику, как установку границ поведения субъектов образовательного процесса, компетенции. Во-вторых, культурно-идеологическую политику, т.е. ориентации общественного сознания, влияющие на выбор решения. В-третьих, финансовую политику – распределение и использование средств.
Исследователи на сегодняшний день выделяют две тенденции в осуществлении образовательной политики:
англо-американская ориентация, рассматривающая образование как личное дело каждого человека; система образования представляет собой индустрию образовательных услуг;
германско-русская ориентация, основанная на государственной ответственности за образование: доступность образования всем слоям населения.2
Управление системой образования согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании» призвано обеспечивать целенаправленность и организацию процессов в управляемом объекте. В этой связи «управление системой образования можно определить как специальную деятельность, в которой ее субъекты посредством решения управленческих задач обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемой подсистем (органов управления и образовательных учреждений) по достижению результативных целей системы и образовательных учреждений.
Обеспечение управления системой образования должно выстраиваться с учетом общих принципов педагогического управления, прописанных в законодательных актах Российской Федерации:
принцип научности, предполагающий ориентацию на достижения науки и практики, учет законов и закономерностей, которые независимо от субъекта проявляются и действуют в объектах управления;
принцип гуманизации, проявляющийся в создании благоприятных условий для развития личности педагогов и учащихся, удовлетворения их потребностей;
принцип демократизации, заключающийся в том, что в решении управленческих задач участвуют все заинтересованные органы и лица, существует возможность выбора решения;
принцип оптимальности и эффективности, выражающийся в соотношении затрат сил, ресурсов, времени и полученного результата;
принцип прогностичности управления, проявляющийся в ориентированности на «потребное будущее» внешней и внутренней среды образовательной системы;
принцип непрерывности, основанный на постоянном изучении состояния образовательного процесса, анализе факторов и условий, влияющих на его качество;
принцип обратной связи, заключающейся в регулярном получении системой управления информации об эффективности управленческих действий и о наличии либо отсутствии запланированного результата;
принцип главного звена, обусловленного выбором ведущих направлений деятельности, предполагающий выявление главных задач и эффективных способов их реализации;
принцип компетенции, основанный на овладении коллективом учреждения технологией управления;
принцип системности управления предполагает необходимость охвата процессом управления всей совокупности (объектов и субъектов) целостной системы образования.3
Согласно «Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» приоритетными направлениями в образовательной сфере были провозглашены приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг. На всех уровнях образования внедряются образовательные стандарты с целью обеспечения компетентностного подхода и взаимосвязи фундаментальных знаний и практических умений, что, в свою очередь, должно отразиться на системе аттестации работников образовательной сферы, а также на введении нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг и механизмов оценки качества и востребованности данных услуг потребителями.4
Одной из главных целей российского высшего профессионального образования является подготовка выпускников, конкурентоспособных на рынке профессий и труда. По мнению бывшего министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, только 15-20% отечественных высших учебных заведений способны конкурировать с лучшими зарубежными вузами.
Для достижения этой цели необходимо решение в первую очередь следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Российской системе образования необходимы широкая поддержка проводимой образовательной политики со стороны общественности, восстановление ответственной и активной роли государства в этой сфере. Все это позволит российскому образованию достойно конкурировать с системами образования передовых стран мира.
Литература
Автономов А.С., Гаврилова И.Н. Образовательная политика государства и развитие общества (на примере современной России) // Россия формирующаяся. 2011. № 10. С. 202-220.
Аллагулов А.М. Образовательная политика в России на современном этапе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2011. Том. 1. № 57. С. 68-72.
Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании» / отв. ред. В. И. Шкатула. М., 2001.
Рудакова Е.Н. Государственная образовательная политика: этапы становления и современное состояние // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2012. № 4. С. 170-175.
1Автономов А.С., Гаврилова И.Н. Образовательная политика государства и развитие общества (на примере современной России) // Россия формирующаяся. 2011. № 10. С. 202-220.
2 Аллагулов А.М. Образовательная политика в России на современном этапе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2011. Том. 1. № 57. С. 68-72.
3 Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании» / отв. ред. В. И. Шкатула. М., 2001.
4Рудакова Е.Н. Государственная образовательная политика: этапы становления и современное состояние // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2012. № 4. С. 170-175.
5
Источник
Евгения Толмачева
Построение образовательной политики дошкольной образовательной организации с учетом реализации ФГОС
Доклад
«Построение образовательной политики дошкольной образовательной организации с учетом реализации ФГОС ДО»
Уважаемые коллеги!
Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.
Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный спектр образовательных
услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования республики Мордовия и нашего района является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ.
На современном этапе развития общества повышение качества дошкольного образованиянеобходимо осуществлять по следующим направлениям:
• обновление содержания дошкольного образования в соответствии с современными направлениями развития
• образования, с учетом федеральных государственных стандартов;
• активизация творческого и личностного потенциала педагогов;
• внедрение менеджмента в деятельность руководителя детского сада.
ФГОС определяет новое представление о содержании и организации дошкольного образования,а именно:
1. Совокупность образовательных областей
2. Формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность подрастающего человека»;
3. Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.
Таким образом, предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития дошкольного учреждения. Важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов, является образовательная программа.
Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией авторского коллектива по руководством Т. И. Бабаевой в группах общеразвивающей и комбинированной направленности.
Цель деятельности нашего детского сада по реализации основной общеобразовательной программы: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования созданы условия осуществления образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования:
• программно- методическое обеспечение детского сада;
• кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);
• материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты, оборудование);
• предметно-пространственная развивающая среда;
• инновационная деятельность;
• информационно-технологическое обеспечение деятельности учреждения.
Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.
За короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации. Считаю,что всё это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.
Уверена,что качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы работы. В детском саду «Солнышко» проведены информационно – консультативные семинары, совещания при заведующем, педагогические часы, мастер – классы, тематика которых включала вопросы реализации ФГОС ДО.
Большое значение, на мой взгляд, имеет информационно – технологическое обеспечение деятельности детского сада, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости в работе. И здесь мне особенно хочется отметить,что наш детский сад активно занимается качественным и красочным продвижением и обновлением своего сайта в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ. Жизнь детского сада широко представлена и в публикациях газеты «Калтанский вестник».
В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и подготовки их к работе в режиме реализации ФГОС ДО созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации. Повысили квалификацию в КРИПК и ПРО -100% педагогов нашего ДОУ. Проходят профессиональную переподготовку в других регионах по дистанционной форме, по on-line форме через Интернет 25% педагогического коллектива.
Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация предметно-пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Думаю, следует сделать акцент на том, что дошкольное детство- это наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе – адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового, проявления отношения к миру.
Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды – ведь наше ДОУ типовое, поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения.Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изоб-разительной, театрализованной, исследовательской, а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей.Для раскрытия творческой уникальности каждого ребенка оборудованы специальные центры: природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя исследования живой природы; мини – изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, создателем уникальной поделки; центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада – центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.
Благодаря эффективному использованию финансовых ресурсов, у нас есть возможность приобретения дидактических и методических пособий, пополнения развивающей среды современным оборудованием и игрушечным инвентарём. В этом году по всем возрастным группам приобрели наглядные,дидактические материалы,игрушки для работы с детьми, частично пополнили выносное уличное оборудование,существенно обновили методическую базу детского сада.
Ещё одним важным сигментом повышения качества образования я считаю создание благоприятных условий пребывания ребёнка в детском саду и проживания в нём полноценного дошкольного возраста.
Силами сотрудников ведётся постоянная работа по благоустройству территории детского сада (регулярно проводится обрезка деревьев и кустов, упорядочиваются естественные теневые навесы,выкашивается трава, высаживаются и пропалываются цветы и др. ,что очень важно для привития воспитанникам чувства эстетики и красоты.
В нашем детском саду большое внимание уделяется полноценному питанию детей. В тёплый и холодный периоды времени в рацион воспитанников вводится естественная витаминизация посредством фруктов,овощей и салатов.
Чтобы повысить заинтересованность педагогических работников для участия в различных конкурсах, мы используем материальное стимулирование сотрудников, что даёт положительные результаты. В прошедшем учебном году наше дошкольное образовательное учреждение успешно принимало участие в республиканском конкурсе «Лгопед-профессионал»,в 2018г. мы заняли первое место в республиканском конкурсе по патриотизму «Растим патриотов России».В этом учебном году наш детский сад стал лауреатом республиканского смотра-конкурса «Зелёный огонёк» на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди образовательных организаций Республики Мордовия.
Я твёрдо уверена; всё,что окружает ребёнка в детком саду и дома-в семье,это инструмент его развития и,главное,чтобы этот инструмент не навредил маленькому человеку,а был правильно подобран. Считаю, что качество образования и качество жизни ребёнка-дошкольника-это единое целое.
Уже совсем скоро все учебные заведения радостно распахнут свои двери для самых больших жителей Планеты.
Уважаемые коллеги,в преддверии Нового года искренне желаю Вам ярких педагогических побед, крепкого здоровья, талантливых воспитанников, понимающих родителей, внимания со стороны государства, личностного и профессионального роста!
Источник