Цель развития ребенка в музыкальной школе

Современный мир музыки представлен разными стилями и направлениями, причем не всегда они являются высокохудожественными: все чаще слушатель отдает предпочтение простым незамысловатым композициям с бессмысленным набором фраз. Низкосортные музыкальные произведения приводят к деградации культуры, большинство из них являются аморальными, пошлыми. Именно поэтому так важно формировать у детей высокие духовные потребности, воспитывать разносторонние художественные способности. А для этого необходимо обучать ребенка правильной музыке, к которой относятся народные произведения и классические композиции, т.е. высокохудожественные образцы музыки.

 

Как музыка влияет на ребенка?

Музыкальное воспитание – основа нравственного развития. От качества музыкального и нравственного воспитания зависит, насколько высока будет культура вашего ребенка в будущем. Кроме того, «правильная» музыка:

  • формирует эмоциональную сферу человека;
  • совершенствует мыслительную систему ребенка;
  • воспитывает чувственность и чуткость к красивому, дает понимание, что такое искусство, позволяет наслаждаться им.

Музыкальное развитие очень важно для дошкольника. Если в процессе обучения будет правильно развито музыкально-эстетическое сознание, в будущем ребенок будет иметь богатый духовный мир, его творческому потенциалу не будет предела. Ведь человек, которому показали мир во всех его красках, воспринимает окружающее совершенно иначе, он видит его многостороннее, полнее. Он живет в радость, получая удовольствие от мелочей. Приобщая ребенка к прекрасному миру музыки, мы воздействуем не только на его духовный мир, но и на общее его развитие.

В чем заключаются цели и задачи музыкального развития?

Основными целями музыкального воспитания являются:

  1. Всестороннее, а главное гармоничное развитие ребенка.
  2. Формирование умения внимательно слушать, воспринимать и отчетливо понимать музыкальные произведения.
  3. Воспитание эмоционального и чувственного восприятия музыки.
  4. Эстетическое воспитание.

Что касается задач, которые ставятся перед музыкальным воспитанием дошкольников, стоит отметить следующие:

  • формирование общих знаний о музыке;
  • воспитание интереса и любви к музыке;
  • обогащение впечатлений ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями;
  • приобщение к разным видам музыкальной деятельности (танцы, пение, ритмика, нотная грамота, игра на инструментах);
  • развитие общей музыкальности ребенка и совершенствование его исходных музыкальных данных;
  • развитие музыкального вкуса, воображения, творческой активности ребенка.

Успешность решения поставленных музыкальных задач зависит от того, какие приемы и методы воспитания были выбраны, какие виды и формы деятельности задействовались, какой репертуар был подобран.

Методы и приемы музыкального воспитания

Под методами музыкального воспитания понимают действия педагога, которые направлены на общее музыкальное и эстетическое развитие ребенка. Основываются они на взаимодействии педагога и ученика, хотя ведущая роль отводится именно взрослому. Каждый из методов направлен на воспитание в ребенке эстетической музыкальной чувственности, его эмоциональной отзывчивости, оценочного отношения, выразительности в исполнении композиций. Главными методами музыкального воспитания являются убеждение и регулярное упражнение в разнообразных видах музыкальной деятельности. Такая система помогает эффективному музыкальному развитию дошкольника. Однако педагогом могут быть выбраны и другие методы, которые зависят от конкретных целей музыкального воспитания.

Как и в других видах деятельности, в обучении музыке используют наглядный, словесный и практический методы.

НаглядныйСловесныйПрактический
При помощи ярких и красочных образов можно рассказать ребенку об окружающем мире, о чувствах людей, действиях животных. Наглядность может быть слуховой (прослушивание музыки), тактильной (ощущение волновых колебаний звучания музыки телом) и зрительной, которую следует сочетать со слуховой (певческие приемы, движения в танце, играх; портреты композиторов, изображения инструментов, видеофильмы к музыкальному произведению).Обращен к сознанию ребенка, является универсальным. Благодаря слову педагога дошкольник лучше понимает музыку, он становится творчески активным, заинтересованным, развивается его активный словарь, воображение. К словесному методу относят такие приемы, как объяснение (используется перед ознакомлением ребенка с новой мелодией, игрой, танцем и т.д.), пояснение (например, правил игры или движений танца, певческих техник), указания (уточняют выполнение различных действий), поэтическое слово (помогает глубже понять музыкальное произведение перед его прослушиванием), беседа (проводится после прослушивания композиции для уточнения и объяснения деталей мелодии, полученных ощущений), вопросы (уточняется характер композиции, ее форма, содержание и т.п.), замечания (используются, если ребенок отвлекся от поставленного вопроса; замечания должны быть корректными, но строгими).Под практическим методом понимают конкретную деятельность ребенка, направленную на обучение музыкальным способностям посредством упражнений. Практика – это закрепление теоретических знаний. Среди практических приемов – пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание танцевальных движений, ритма, нот.

Методы и приемы музыкальной деятельности должны определяться:

  1. Источниками получаемых знаний.
  2. Видами и учебными задачами художественной деятельности.
  3. Типами и этапами занятий.
  4. Задачами формирования творческих и художественных способностей.
  5. Возрастными особенностями детей.
  6. Индивидуальным подходом в обучении.

Каждый из основных методов состоит из определенного комплекса приемов, которые не только отвечают специфике этого метода, но и детализируют его, уточняют и конкретизируют. Сочетая различные методы и приемы в музыкальном воспитании, педагог может организовывать максимально интересные и эффективные занятия. Главное уметь творчески подходить к построению занятий, что поможет ребенку понять и усвоить музыкальное искусство в разы быстрее.

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник

Музыка оказывает влияние на настроение, формирование характера, а также на самочувствие человека. При прослушивании заводной и бодрящей музыки мы проникаемся ее энергетикой, хотим двигаться быстрее, совершать спонтанные поступки. Медленные, спокойные композиции расслабляют, способствуют отдыху и концентрации. Если правильно поставить цели и задачи, то музыкальное воспитание поможет при формировании духовно зрелой личности.

Цели и задачи музыкального воспитания:

  • Воспитание интереса к музыке.
  • Знакомить с понятиями ритма, изучать ноты.
  • Развитие слуха и эмоциональной отзывчивости, формирование голоса.
  • Развитие творческой активности.

Музыку можно и нужно использовать в воспитательных целях – она участвует в формировании развития личности, воздействует на развитие эстетических вкусов, предпочтений ребенка. Важно начинать музыкальное воспитание как можно раньше – обычно детей приобщают к песням и мелодиям еще в детском саду. В школе дети уже четко понимают, какой стиль музыки им по душе. Для них песни и мелодии являются способом самовыражения.

Рекомендуем: Музыкальное воспитание в детских садах.

Впечатления детства сильны и глубоки – пережитое в школьные годы ребенок запоминает на всю жизнь. Поэтому именно в детско-юношеском возрасте нужно обучать прекрасному, используя для этого музыкальные произведения. Дети обычно несерьезно относятся к урокам музыки в школе, для них эта дисциплина является развлечением между более серьезными, по мнению родителей, математикой, иностранными языками, физикой, химией.

Но одного интеллектуального развития, которое дают указанные выше предметы, мало для гармоничного становления личности ребенка. Уроки музыки формируют дух, эстетические взгляды на жизнь, заряжают энергией для изучения указанных выше важных предметов.

На школьных уроках пения музыкальное развитие детей не заканчивается. Мальчики и девочки слушают песни во внеурочное время, в юношеском возрасте участвуют в музыкальных субкультурах, посещают концерты любимых исполнителей.

Цели и задачи музыкального воспитания:

  • Воспитание интереса к музыке. С раннего возраста детям нужно давать прослушивать песни, соответствующие их возрасту. После прослушивания следует поинтересоваться, какие мысли и эмоции возникли. Отношение к исполняемым произведениям можно высказывать в письменной или устной форме, но это не должно выглядеть как экзамен или сочинение. Лучше строить доверительно-общительные уроки с детьми.
  • Знакомить с понятиями ритма, изучать ноты, давать навыки самостоятельного написания простейших музыкальных произведений. Нужно рассказать, как из нот составляется мелодия, какое значение имеет ритм, стиль. Важно ознакомить малышей с названиями и строением музыкальных инструментов.
  • Развитие слуха и эмоциональной отзывчивости, формирование певческого голоса.
  • Развитие творческой активности, использование выученных знаний на практике при организации праздников. Элементарные навыки пения, ритма, танца нужны каждому человеку для поддержания компании в процессе культурно-увеселительных мероприятий.

Музыкальное воспитание не должно заканчиваться школой. В образовательных учреждениях закладывается мощная основа воспитания, в дальнейшем оно продолжается благодаря СМИ, посещению музыкальных концертов, вечеров творчества.

Задачи музыкального воспитания

Это часть нравственного воспитания, ведь важно, чтобы дети стали в первую очередь хорошими людьми, а не грамотными физиками, математиками и полиглотами. Умение понимать песни, их смысл, ритмичность – признак элементарной эстетической культуры.

Поэтому можно выделить следующие основные задачи музыкального воспитания:

  • Развитие творческих способностей. При понимании ритма и смысла песен формируется правильное отношение к прекрасному.
  • Формирование общей культуры – прослушивая песни определенного времени, можно проникнуться духом той эпохи, лучше представить себе жизнь людей. Это особенно касается военных песен, составленных в сложное для народа время.

Для успешного решения задач, указанных выше, нужно правильно подбирать репертуар, использовать особые приемы в обучении, правильно строить уроки музыки. Но музыкальное развитие не заканчивается в стенах детского сада или школы, с песнями и мелодиями мы сталкиваемся ежедневно. Каждая из них оказывает положительное, негативное или нейтральное воздействие на психику и эмоциональное состояние.

Прослушивание приятных для человека песен активизирует умственно-познавательную деятельность. Важно рассказать, как можно использовать композиции для поднятия эмоционального духа и повышения продуктивности труда. Неспроста на пробежках люди слушают любимые музыкальные композиции – это заставляет с удвоенной силой рваться вперед, даже когда силы уже на пределе. С помощью песни, как и слова, можно вдохновить или опечалить. Нужно прививать любовь к песням, различным эмоциям, которые они вызывают.

Поэтому музыкальное воспитание не должно строиться вокруг зазубривания нот, ритмов, разных скучных терминов. Нужно просто рассказывать, как песня поможет в жизни. Для этого можно приводить убедительные примеры с фронта, когда для поднятия боевого духа к солдатам приглашают артистов, певцов и музыкантов. Солдатская песня заставляла смелее идти воевать, бесстрашно наступать на позиции врага.

Советуем каждому родителю уделять внимание музыкальному воспитанию детей, оно развивает как память, эстетические чувства, личность в целом.

Источник

Цель и задачи уроков музыки в начальной школе в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Цель музыкального образования в начальной школе. Развивающие задачи уроков музыки. Предметные, метапредметные и личностные результаты изучения музыки в начальной школе.

Глобальную цель обучения музыке младших школьников сформулировал Д.Б.Кабалевский, создатель программы по музыке для общеобразовательной школы, которая используется до сих пор. Цель музыкального воспитания младших школьников – формирование музыкальной культуры, как части духовной культуры человека. Несмотря на изменение условий жизни, образовательной политики, появления новых технологий, данная цель, безусловно является по-прежнему актуальной.

Однако требования ФГОС к музыкально-эстетическому развития личности ребенка, о которых мы говорили на прошлой лекции, диктуют необходимость корректировки постановки конкретных задач музыкального образования в младших классах. Как же реализовать данные требования конкретно на уроках музыки в начальной школе? Необходимо понять, какими знаниями, умениями и навыками конкретно должен обладать ученик после четырех лет изучения музыки в начальной школе.

Прежде всего, правильно спланированная система уроков музыки, должна способствовать развитию личности ребенка. В частности, самореализации в области творческих возможностей, готовности к самовыражению в области искусства, формированию ценностного нравственного стержня, адекватной самооценки.

Ознакомление с мировым искусство (в данном случае, с яркими примерами музыкального творчества) формирует те свойства и характеристики личности, на которые особенно обращает внимание ФГОС НОО: понимание целостной картины мира (в частности и художественной), патриотическое мировоззрение, понимание истоков толерантных взаимоотношений в многокультурном мировом сообществе, активизация способности креативно и продуктивно мыслить и рефлексировать.

Основной спецификой музыкального образования в младших классах прежде всего является формирование целостности в представлениях о музыкальной культуре, ее основаниях, образности. Подобранные в современных программах музыкальные произведения – русские и зарубежные, духовные и современные, народные и авторские – способствуют этому.

Возможность совершенно различной и весьма специфической деятельности в ходе уроков музыки – наблюдения, восприятия, размышления о явлениях искусства, разучивания и исполнения музыкальных произведений, игры на музыкальных инструментах и т.д обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся.

Важно также обратить внимание на следующие моменты при обучении младших школьников на уроках музыки:

– формирование личностного восприятия музыки, которое основывается на эмоционально-окрашенном отношении к ней через понимание ее характера, содержания, средств музыкальной выразительности;

– знакомство с произведениями величайших представителей музыкальной классики;

– ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями: музыкальными интонациями, значением песенности, танцевальности, маршевости, основами нотной грамоты, музыкальными инструментами и т.д.

При обучении музыке, особенно в начальной школе, задачи – образовательные, развивающие и воспитательные, не могут рассматриваться по-отдельности и должны решаться комплексно. ФГОС дает учителю свободу в самостоятельном выборе методов обучения, но при этом сбалансированное соотношение сочетание традиционных и инновационных технологий должно соблюдаться.

На основании всего вышесказанного распределим некоторые конкретные развивающие задачи применительно к содержанию музыкального искусства по трем группам: задачам личностного развития, познавательного развития, коммуникативного и социального развития.

Таблица 1

– духовное развитие личности;

– формирование личностного отношения к искусству;
– формирование адекватной самооценки относительно творческих (прежде всего музыкальных) способностей и желания самосовершенствоваться;

– формирование умения самостоятельно планировать творческие действия;

– развитие креативности, самостоятельности и оригинальности при решении творческих задач.

– развитие целостного восприятия картины мира;

– развитие видеть связь музыкальных явлений с жизнью;

– умение применять логические операции (анализ, сравнение, синтез) относительно музыкальных произведений (анализировать и сравнивать их; уметь объединять по признаку вида и жанра, группировать по определенным характеристикам);

– приобретение знаний об основных закономерностях использования графического обозначением музыки нотами и умение работать с ним;

– развитие умения прогнозировать и оценивать итоговый результат деятельности (в данном случае – художественной)

– приобретения навыков общения в диалоге;

– формирование умения работать в группе, команде (например, входе взаимодействия в пении, музицировании, танце);

Одним из важных показателей эффективности уроков согласно требованиям ФГОС НОО является достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Подробные определения данных понятий даются непосредственно в тексте ФГОС. Следует только отметить, что в своей работе настоящие педагоги-профессионалы всегда уделяли значительное внимание приобретению, развитию и закреплению тех умений и навыков, который отнесены во ФГОС к метапредметным результатам. Однако они впервые выделены в отдельное направление педагогической деятельности в российской педагогике. Подробнее о них мы еще будем говорить на Лекции №3.

Рассмотрим некоторые предметные, метапредметные и личностные результаты изучения музыки, которые должны показать учащиеся к окончанию младшей школы.

Таблица 2

– развитие интереса к различным видам искусства;

– формирование художественного вкуса;

– умение формулировать собственную оценку произведения музыкального искусства;

– понимание музыкального произведения, как способе выражения внутренних переживаний личности;

– четкое представление о роли музыки в человеческой жизни и художественной картине мира в целом;

– знание основных закономерностей музыкального искусства;

– элементарные умения и навыки при реализации содержания различных видов творческой деятельности;

– готовность  применять приобретенные знания во внеурочной и внешкольной творческой деятельности;

– участие в конкретных видах художественной деятельности (в спектаклях, литуратурно-музыкальных композиций, пение в хоре, участие в творческих фестивалях, конкурсах и т.д.)

– умение оценивать произведения различных видов искусства;

– ориентирование в многокультурном разнообразии;

– участие в культурной жизни класса, школы, города и т.д.;

– способность к воплощению творческих замыслов, понимание их целей и выбор путей решения проблем;

– использование знаковых, символических и речевых средств при решении коммуникативных и познавательных задач;

–  умение применять различные логические приемы (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация);

–  умение планировать,  контролировать, корректировать и оценивать свои учебные действия;

–  участие в совместной деятельности на основе  сотрудничества, поиска  компромиссов,  распределение функций и ролей;

– умение воспринимать окружающий мир в его  природном, культурном, социальном и художественном  многообразии.

– сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству;

– умение реализации музыкально-творческого потенциала;
– позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Источник