Цель развития ребенка это развитие его как целостной личности
Овсенев Р.Р.
Формирование целостной личности ребёнка
В современных условиях необходимо максимальное внимание уделять воспитанию человека. Бесспорно, что формирование личности начинается с раннего детства, и роль семьи имеет одно из самых главных значений. Но и роль школы огромна.
Для формирования целостной личности необходим симбиоз семья – школа – ребёнок. Срединное расположение учебного заведения неслучайно. Оно берёт на себя ответственность развивать всё то лучшее, что даёт ребёнку семья, корректировать отклоняющиеся модели воспитания, а так же формировать познавательные сферы личности, социально значимые качества и нравственность.
Конечно, в рамках одного класса и за счёт работы одного педагога сделать это невозможно, необходима единая воспитательная система учебного заведения, где учитель, классный руководитель являются неотъемлемыми её элементами. В гимназии такая система есть. Так средняя школа является правопреемницей начальной, развивая и совершенствуя в личности всё то положительное, что было заложено в первые годы обучения.
В своей работе я стараюсь сочетать воспитательные методы классного руководителя и учителя-предметника. Говоря о познавательной сфере личности, мною ведётся работа по вовлечению ребят участвовать в различных конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах. Зачастую приходится убеждать, опираясь на значимость данного участия для самого учащегося. Результат даёт о себе знать. Успешность ученика толкает его продолжение подобной деятельности, мотивирует. Походы в театры, экскурсии так же формируют потребности в расширении собственных знаний, поэтому обсуждение увиденного должно, на мой взгляд, стать традицией на классных часах. То есть, проявляется система урок – внеурочная деятельность – классный час.
Бесспорно, очень остро сегодня стоит проблема нравственности. И здесь необходимо стремиться следовать принципам государственной политики: формирование правового сознания (начиная со знания Устава гимназии, до собственных прав и законов государства) и воспитания толерантности. Значительную роль в этом оказывают уроки обществознания и тематические классные часы, например по правам ребёнка, проведённый социальным педагогом Кожевниковой А.А. (воспринят детьми очень позитивно)
Толерантность – понятие, которое не сходит с экранов телевизоров, звучит по радио, прописано в печатных изданиях. Уважительное отношение к представителям других национальностей, умение слышать и слушать мнение других людей формируется в совместных беседах, диспутах, круглых столах. И здесь огромную роль играет патриотическое воспитание: понятия чести, преданности, мужества.
Злободневно стоят вопросы межличностного отношения и ответственности человека перед самим собой и окружающими. И здесь так же необходимо вырабатывать определённые подходы к учащимся. В рамках новых ФГОСов, учащемуся необходимо больше предоставлять свободы деятельности. Учитель выступает как координатор, который направляет и корректирует деятельность ребят. При этом, необходимо подчёркивать важность совершаемых дел и поступков и ответственности за них. На мой взгляд, интересные, с практической точки зрения, советы по общению предлагает Ю.Б. Гиппенрейтер. Дружеское общение на позициях старшего товарища способствует развитию гармонично развитой личности.
Подводя итог, необходимо отметить следующее: для формирования личности гимназиста среднего звена обучения необходимы единая система воспитания в учебном заведении, преемственность с начальной школой, поощрения на активную познавательную деятельность и грамотно построенная форма диалога с учащимися.
Источник
Наша профессия – «воспитатель», мне кажется, это самая интересная, увлекательная, хотя и иногда неблагодарная работа в мире. Потому что, приходя каждый день на работу, мы вместе с детьми окунаемся в забытый мир детства, сами превращаемся в детей и начинаем познавать мир заново, глазами наших воспитанников. Принимая в группу детей, мы знакомимся с маленькой личностью, в ней уже есть и свое мнение, свои взгляды, убеждения и свои интересы.
Личность это-человек, и в ней воплощается все то, что заложено природой и все то, что мы приобретаем в процессе жизни. В каждом ребенке уже заложены познавательные интересы, эмоциональные интересы, потребности, какие то переживания, суждения, поступки и действия. Сразу возникает от сюда вопрос, а можем ли мы , воспитатели, как то воздействовать на процесс формирования личности, который осуществляется во многом независимо от нас? Формирование личности – это сложный процесс, в него входит и анатомо-физиологические, психические, социальные условия, фактор наследственности. Это отношение к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. На формирование личности влияют – воспитание, социальная среда и наследственные задатки, и они начинают играть существенную роль в жизни. Дети наследуют от родителей анатомическое строение, обмен веществ, тип нервной системы и т.д.
У каждого ребенка есть приспособленность к определенному виду деятельности, чем к другой. Например, у меня в группе был мальчик, который очень любил рисовать. Когда с детьми мы рисовали, то он прорисовывал такие детали, которые многие дети не видели. Если мы рисовали какой то предмет, то он обязательно добавлял к нему еще ряд предметов, которые относились бы к этому предмету. Рисовал все очень аккуратно, прорисовывал все до мельчайших подробностей. Об этих способностях мы говорили маме, и она по его согласию отдала его в художественную школу, где в дальнейшем его работы на выставках занимали высокие места. Этих способностей в роду ни у кого не было, мама с трудом рисовала в школе. Зато он не любил математику, развитие речи. На этих занятиях ему было совсем не интересно. Но нашей задачей в детском саду является – всестороннее развитие личности по всем образовательным областям – познавательное развитие, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие и т.д.
Развитие личности ребенка идет через собственную деятельность ребенка по освоению действительности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. В процессе игровой, познавательной, предметной, учебно-воспитательной, трудовой, спортивной, художественной и других видов деятельности, на основе общения со сверстниками, с взрослыми людьми ребенок постепенно переходит к самостоятельной деятельности, к творческой активности, самовоспитанию. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, и на этой основе у детей начинают формироваться разнообразные способности и свойства личности. На каждом уровне своего развития ребенок занимает определенное место в системе доступных ему общественных отношений, начинает выполнять определенные функции, обязанности. Овладевая необходимыми для их выполнения знаниями, нормами поведения ребенок формируется как личность. Через отношения со сверстниками, со взрослыми ребенок начинает становиться личностью.
Я хочу привести пример, как я представляю себе целостный подход к формированию личности ребенка на примере рисования. Например, мы с детьми учимся рисовать дерево. Мы перед этим проводим с детьми ряд бесед – о деревьях ( какие бывают деревья, о разнообразии стволов, цвета, размера и формы листьев и т.д.). Где могут расти деревья, кто за ними ухаживает, какие плоды дают деревья, что надо для их роста. Мы уже в этот момент развиваем в детях познавательную активность, любознательность, дети получают определенные знания о природе, развиваем речь, память. Если мы рассказываем об уходе за ними, как ухаживают люди за ними весной (белим деревья), зимой на прогулке обсыпаем корни деревьев и т.д. Во время прогулок говорим, что нельзя ломать веточки, рвать листочки. В этот момент мы стараемся рассказать детям о бережном отношении ко всему живому, к чувству прекрасному (когда рассматриваем иллюстрации художников, как они изображают красоту деревьев), привлекаем детей к охране деревьев, растений, т.е. создаем широкие возможности для активного общения с природой, которое оказывает всестороннее воздействие на развитие детей. Во время рисования мы учим детей сидеть правильно, держать карандаш, правильному нажиму и т.д. Отводится определенное время для занятия , что мало того является хорошей подготовкой к школе, и к тому же к ответственности, усидчивости, к правилам поведения, установленным нормам.
Рисуем березу и ель – дети сравнивают, обобщают, систематизируют, мы можем посчитать сколько деревьев уместилось на листе альбомном – математические способности. мышление. Во время рисования дети помогают друг другу, могут посоветовать, предложить краску, если у соседа по парте она закончилась, поделиться цветными карандашами – все это развивает в детях сопереживание, чувство доброты, оказание помощи. Так же мы читаем детям ряд произведений художественных о природе, деревьях, стихотворения о деревьях зимой, например С.Есенина, обсуждаем с детьми , как автор описывает красоту природы, «образы березок, что сначала стояли они голые, с черными ветками, а потом снег, мороз соткали для них волшебный зимний наряд». Этим самым мы воспитываем в детях художественный вкус, виденье прекрасного, любовь к художественной литературе, к искусству. В подготовительной группе мы подводим итог работы. Рассматриваем работы друг друга, обсуждаем. Что получилось, у кого лучше, кому надо еще потренироваться – это тоже в будущем детям пригодится, потому что не всегда в жизни получается все то что мы задумываем. Если мы начали рисовать, то обязательно должны закончить начатое дело, подождать остальных, убираем свое рабочее место. Это воспитывает в детях чувство ответственности, усидчивости, умение сосредотачиваться, а так же воспитывает в детях желание трудиться, помогать друг другу. Может я не права, но мне кажется, что все, что перечислено, в целом помогает в детях формировать личность .А целостный подход и заключается в том, что мы в детях воспитываем не одно какое то качество , мы воспитываем или начинаем воспитывать в детях все то из чего формируется личность – это отношение к близким, родным, к окружающему миру, адаптируем к условиям жизни, жизни в социуме, в обществе, в потребностях в общении, принятии норм и правилам жизни, к образу поведения, даем им определенные умения и навыки, которые в дальнейшем пригодятся им в жизни, отношение к труду, выражении своих мыслей и т.д. Потому что личность соединяет в себе познавательные интересы, эмоциональные, волевые процессы, потребности и т.д., и зависит она от сложившихся условий жизни и воспитания в семье , а так же от того как мы , воспитатели построим свой процесс воспитания и обучения. Но так же большую роль в формировании личности играет семья. И, мне кажется, она должна играть самую важную роль. Именно в семье у детей формируется основные черты характера, его привычки. И каким будет ребенок, зависит от отношений в семье между ее членами. Не бывает семей без проблем, без трудностей, сейчас практически все семьи неполные, бывают родители «выходного дня». И поэтому, чтобы вырастить полноценную личность в ребенке мы должны действовать как союзники (воспитатели и родители).В семье дети начинают уважать старших, заботится о больных, оказывать посильную помощь близким. В общении с родителями у детей формируются чувство долга, взаимопомощи.
Участниками воспитательного процесса являются – дети, воспитатели и родители. Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Мы постоянно проводим родительские собрания. На этих собраниях мы затрагиваем самые интересные темы для родителей. Часто собрания проходят в виде круглых столов. Важно представлять коллектив как единое целое, как большое целое, как большую семью. Собрания помогают узнать больше детей, общаясь с родителями, увидеть детей в разных ситуациях, то есть вся информация поможет нам воспитателям понять больше индивидуальные особенности детей, развивать способности детей. Все эти встречи, консультации очень важны, взаимное доверие, воспитатель советует, размышляем вместе с родителем, как поступить в той или иной ситуации, договариваемся о совместных действиях.
Поэтому, я считаю, что в формировании личности детей важную роль играет и семья. И если мы вместе с родителями будем работать рука об руку, то вместе мы вырастим детей, которыми мы будем гордиться в будущем.
Автор:
Сидорко В.Ю.
Источник
1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.
Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.
В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:
Он рано узнаёт себя в зеркале
Откликается на своё имя
Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”
При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.
Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.
3. Факторы,влияющие на формирование личности.
Источник
Татьяна Кушаева
Цели и задачи личностного развития дошкольника
Цели и задачи личностного развития дошкольника
Социально-коммуникативное развитие детей.
Данное направление является наиболее важным, в развитии детей дошкольного возраста. Данное направление, действительно очень важное, т. к. в настоящее время окружение и окружающий мир детей, ограничен, что влияет, на воспитанность детей, на их восприятие окружающей среды, многие дети не умеют правильно разговаривать, они выражают свои мысли, при помощи тех фраз, которые слышать в компьютерных играх, так же присутствует слой детей, которые растут в неблагополучных условиях, соответственно развитие таких детей заторможено, они не приспособлены к социому.
Поэтому первоочередная цель ФГОСа, это социализация детей, развитие их культурного и социального образования.
Данная цель направлена на:
Привитие социальных норм и ценностей, принятых в обществе;
Привитие культуры общения со взрослыми и сверстниками;
Привитие самостоятельности, целеустремленности в действиях;
Развитие у детей отзывчивости и эмоциональности;
Привитие групповой работы, взаимодействия со сверстниками;
Это основные формы и принципы, реализации социально-коммуникативного развития, в сфере применения ФГОС.
Формы образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию дошкольников.
Формы социально-коммуникативного развития бывают нескольких видов, индивидуальные и групповые. Данные формы пересекаются в своей реализации. Образовательная деятельность строится непрерывной в течении всего дня, дети все свое время вовлечены в образовательный процесс, это игровые ситуации, творческие игры, беседы с воспитателем, речевые тренинги. Так же самостоятельная деятельность детей, она выглядит, как самостоятельные игры, помощь в быту, чтение и декламирование стихов, игра в развивающие игры.
Социально-коммуникативное развитие, это формирование умений ребенка в природе, в быту и социуме, поэтому как воспитателям, так и родителям, обязательно требуется поддерживать в ребенке желание помогать взрослым, это не каприз ребенка, это возможность познания новых эмоций и умений, приобретение новых навыков, и применение теоретических знаний на практике в окружающем их мире.
Самый простой способ социально-коммуникативного развития ребенка, это воспитание в виде игры.
Социализация детей в обществе.
Взрослые, сами практически утратили взаимосвязь с игрой, еще в конце 80 годов, семьями садились вечерами и играли в настольные игры, как взрослые, так и дети, взрослые с удовольствием поддерживали игры детей. То в настоящее время, практически ни в одной семье, не встретить, когда родители проводят вечера со своими детьми, играя в муравьишку, математическое домино, или в монополию. Родители сами разучились играть, они не могут самостоятельно выбрать какую игру взять для игры, и отговариваются что у них есть более серьезные занятия, чем играть в игры.
На данный момент, большинство родителей считают, что для игры нужна хорошая игрушка, которая заменить партнера, отсюда и появляются у детей, говорящие игрушки, которые обучают детей считать, помогают изучить буквы, но родители не понимают, если с данной игрушкой они и ребенок будут играть вместе, то ребенок будет воспринимать данный материал быстрее и с большим удовольствием.
В нынешней системе воспитания, дети и взрослые разделены, дети не включаются в трудовые отношения, ни привлекаются в решение бытовых вопросов, при этом детей лишают еще и игровой деятельности. Все это ребенку заменили интерактивные игры, компьютер и телевизор, при этом у ребенка начинает формироваться взрослая и зрелая личность, многие родители умиляются, какой умненький у меня сыночек или дочка, лучше меня развирается в том или ином, и совершенно не думают о том, что у ребенка просто крадется его детство.
Ребенок черпает информацию из мультфильмов, компьютера, аттракционов, редко из театра, цирка, при чем взрослые в этом не принимают участие, данные направления, дают информацию и впечатления.
Даже в городе, идут ограничения в игре, застройки, скученность населения, убогие игровые площадки, практически изолируют детей друг от друга, детям негде побегать и придумать подвижные игры, т. к. почти все дворы заставлены машинами, и дворы используют как проезжую часть. Если раньше дети играли в казаки-разбойники, салочки, вышибалы, догонялки, то сейчас для них нет пространства, да и детей в таком количестве во дворах набирается не так много.
В системе общества, место ребенка меняется, отсутствует деятельность, включающая ребенка в социум, что очень отражается на восприятии ребенка.
Список использованной литературы:
1. Краснощекова Л. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Ростов н/Д.: Феникс.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия Развития, 1996.
3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
4. Романов А. А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: «Принт», 2000.
5. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: Академия Развития, 1996.
6. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2004.
Источник