Буклеты для родителей развитие речи ребенка в семье
Дети седьмого года жизни
1) Продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.
2) Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.
3) Речь детей становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.
4) Дети способны самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
5) В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.
6) Дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).
7) Правильно произносят все звуки родного языка, четко и внятно произносят фразы; говорят громко, но в зависимости от ситуации могут говорить тихо и даже шепотом; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуются интонационными средствами выразительности.
Однако нужно учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жёстких границ.
Норма – это среднестатистический показатель.
МБ ДОУ «Детский сад № 29»
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Подготовила:
учитель-логопед
В. В. Вайзер
Дети третьего года жизни
1) Появляются родительный падеж, дательный, творительный и предложный.
2) Фразы становятся многословными.
3) Появляются соединительные союзы и местоимения.
4) Дети часто задают вопрос: «Что это?»
5) С удовольствием слушают и воспринимают несложные сказки, рассказы.
6) Часто дети говорят о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идёт гулять».
7) Дети часто переставляют слоги в словах, заменяют их, пропускают.
8) Нередко дети путают предлоги, падежные окончания, нарушают порядок слов в предложении.
9) Некоторые дети к 3 годам овладевают правильным произношением всех звуков речи, но чаще всего ещё не произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч и сонорные Л, Р.
10) Речь ещё недостаточно отчётлива, как бы смазана, смягчена (барабан – БАЛЯБАН).
11) Часто дети смягчают свистящие звуки (сани – СЯНИ), заменяют шипящие – свистящими (шайба – СЯЙБА) или звуками Т-Д (шуба – ТЮБА).
Дети четвёртого года жизни
1) В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи.
2) Классифицирует предметы, объединяет их в группы (посуда, одежда, овощи…).
3) Может неправильно употребляться ударение.
4) Допускаются перестановки, замены, выпадения слогов.
5) Большинство детей на четвёртом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые испытывают трудности с шипящими (Ш, Ж,) или сонорными (Р, Л,).
6) Может произносить звук то правильно, то неправильно.
7) По мере появления новых звуков ребёнок ими может заменять другие звуки (например, С на Ш, З на Ж, Л на Р).
8) Твёрдые согласные не должны смягчаться.
9) Хорошо понимает обращённую речь.
Дети пятого года жизни
1) Усваиваются цвета, числа (пересчёт).
2) К 5 годам начинает определять время по часам.
3) Овладевает падежами (родительный – дательный – творительный – предложный).
4) Появляются глагольные времена, многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.
5) Словотворчество.
6) Сочиняет и рассказывает сказки.
7) Исчезает смягчение согласных.
8) Реже пропускает звуки и слоги.
9) Учится выговаривать многосложные слова.
10) Точно воспроизводит слоговую структуру.
11) Определённая трудность – слова с большим количеством согласных звуков.
12) Речевой выдох стал длиннее.
13) Рифмует слова.
14) Речь насыщается прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами.
15) Всё чаще пользуется сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, обобщающими понятиями (одежда, обувь…).
Дети шестого года жизни
1) Может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове.
2) Активно пользуется обобщающими понятиями.
3) Доступно произношение слов сложной слоговой структуры.
4) Не допускает замен, пропусков и перестановок слогов.
5) Звук Р может заменяться на Л, либо произносится смычкой корня языка и мягкого нёба (велярный Р).
6) Могут быть не дифференцированы свистящие и шипящие звуки.
7) Всё чаще пользуется простыми распространёнными предложениями, сложносочинёнными и сложноподчинёнными.
8) Увеличивается объём сложных предложений.
9) При оформлении фразы ребёнок использует все основные части речи.
10) Растёт количество слов в предложении (5-6).
11) Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке.
12) Знакомится с буквами (но не учится читать!); учится соотносить звук и букву.
13) Учится складывать слоги из букв и читать их.
Источник
Благоприятная языковая среда в семье – условие развития речи детей. Чем больше ребёнок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.
Какие условия необходимо создать в семье для развития речи ребёнка?
1. В общении с ребёнком следите за своей речью.
2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности.
3. Не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами.
4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.
5. Не смейтесь над речью малыша.
6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
7. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. Такие записи не только помогут в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
8. Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук. Это ведет к развитию речи ребенка.
9. Объяснить ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.
Способность ребенка легко подражать речи взрослых благоприятствует формированию звуковой стороны речи: он учится правильно произносить звуки, внятно и отчетливо воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, интонационно выразительно, правильно пользоваться темпом.
Обогащение словаря, расширение кругозора, развитие грамматически правильной фразовой и связной речи – вот задачи, которые родители могут и должны решать ежедневно. Для этого ничего не нужно организовывать специально. Стоит только настроиться на ежедневную работу и просто посмотреть вокруг себя.
Играя с малышом, можно поупражнять его в правильности согласования имён существительных с разными частями речи. Скажите: “Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал”. Возьмите куклу и спросите: ” Кто к нам приехал в гости?” Ребёнок должен дать полный ответ: “К нам в гости приехала кукла (кошка, собака)”.
Называя количество предметов, ребёнок употребляет слова “один”, “много”. Во время уборки игрушек необходимо обратить внимание ребёнка на то, куда “разбежались” игрушки: кубики лежат на полу; зайчик спрятался за шкаф; машина заехала под стол и. т. д. Взрослый говорит: “Давай всё расставим по местам: кубики сложи в коробку; зайчика посади между куклой и медведем; машину поставь на полку”. Затем спрашивает: “Что ты убрал? Куда поставил (положил)?”.
Как знакомить дошкольника с окружающим миром?
Гуляя, например, в парке, объясните ребёнку, из каких частей состоит дерево (ствол, корни, ветки, листья). Научите его узнавать наиболее распространённые породы деревьев (берёзу, липу и т. д.).
Когда вы приходите из магазина с покупками, не торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки продукт, задайте малышу вопросы: ” Что это?”; ” Какой он по цвету, по форме, по размеру?”; “Что можно приготовить из этого продукта?”; ” Как назвать одним словом?”. После возвращения малыша с прогулки можно спросить: кого/что он видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши/Маши? Добивайтесь, чтобы ребёнок давал полные, развёрнутые, подробные ответы.
И нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.
Игры дома
- «Игры на кухне»
- «Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
- «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
- На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка. «Давайте искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
- «Угощаю». “Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга”. Ребенок называет “вкусное” слово и “кладет” вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не “съедите”. Можно поиграть в “сладкие», “кислые”, “соленые”, “горькие” слова.
- Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи. «Приготовим сок». «Из яблок -сок….(яблочный); из груш -….(грушевый); из слив -….(сливовый); из вишни -….(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»
- «По дороге из детского сада (в детский сад)»
- “Я заметил”. “Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая”. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
- “Волшебные очки”. “Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.”
- «В свободную минутку»
Игра на обогащение словаря ребенка.
- “Доскажи словечко”. Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей…… (чирикает). Сова летает, а заяц….. (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади…. (жеребенок) и т.п.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 44 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Развитие речи дошкольника в семье
“Навык правильной речи,
как все добрые навыки,
приобретается в семье”.
(Е. И. Тихеева)
Санкт-Петербург
2020
Источник
Советы воспитателя
ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, “перекатывать” его из одной щеки в другую.
Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва “помогать” одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
Общие правила для всех методик развития речи:
говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;
каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в N-ый раз прочитать его любимую сказку.
не переходите на “детский язык” (не “сюсюкайте”) сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь – образец для подражания.
игра – основная деятельность ребенка. Поэтому все занятия с детьми раннего возраста, возможно проводить только в игровой форме.
Что должен уметь ребенок:
В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, – все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования.
В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий “правильности” развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и
мама, конечно, сможет “перевести” детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.В 5 лет ребенок еще может не выговаривать букву “р”. А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.
Советы логопеда
Дети старшего дошкольного возраста уже активно готовятся к предстоящему обучению в школе. Задача родителей — научить своего ребенка связно разговаривать, правильно выговаривать звуки и слова, строить законченные предложения.
Не все дети к моменту поступления в школу умеют связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые.
Не все дети в одинаковой степени быстро овладевают речевой наукой. У многих случаются сбои в запоминании, правильном произношении, а позднее — написании каких-либо звуков, букв.
Не стоит паниковать, если вы обнаружили у своего ребенка подобное отклонение. В этом нет ничего трагического, и все же ваше внимание потребуется здесь однозначно. Педагоги настаивают на своевременном устранении обнаруженных отклонений, в противном случае они могут повлечь за собой задержку умственного развития ребенка.
Не следует совершать распространенную родительскую ошибку, когда взрослые, умиленные лепетом малыша, подстраиваются под его произношение, коверкают звуки и слова.
Наоборот, следует тщательно проговаривать все слова, беседуя даже с маленьким ребенком: ведь он учится своим первым словам именно у вас, и если он начнет картавить или шепелявить —
виноватыми в этом окажутся родители, «сюсюкающие» с 2–3-летним малышом.
Советы логопеда
Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие ребенка: мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей.
Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.
Разговариваем по телефону
Возраст: 2-3 года.
Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.
Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.
Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.
Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами “да” и “нет”, постепенно вводя более сложные вопросы.
Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.
Отвечаем на вопросы
Возраст: 2-4 года.
Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.
Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет.
Советы логопеда
Что бывает…. Какое бывает…
Возраст: от 3 лет.
Начните игру словами:
“Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…” и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную – с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)
Или наоборот:
“Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… ” и так далее о других предметах или живых существах.
“А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?”
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
Что будет, если… Возраст: от 3-4 лет.
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос – ребенок отвечает.
“Что будет, если я встану ногами в лужу?”
“Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?” и так далее.
Советы логопеда
Что сначала, что потом
Возраст: от 3-4 лет.
Познакомьте ребенка с понятиями “сначала” и “потом” на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, “запутывайтесь”, произносите “неправильные” фразы, в которых нарушена последовательность действий или
нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,
сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастает большой кот…
Поменяйтесь ролями – ребенок начинает, вы продолжаете.Что можно делать с …
С чем можно делать…
Возраст: от 3-4 лет.
Вы начинаете:
“Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…”, “Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще…” – ребенок продолжает.
Или:
“Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…”, “Пить можно воду, молоко, сок, а еще…”.
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…
Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями – ребенок начинает, вы продолжаете.
Советы логопеда
Что где? Кто где?
Возраст: от 3-4 лет.
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ – на кухне, или более развернутый – на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом “отправиться” в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…
Что внутри?
Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом – стол,
шкаф – свитер,
холодильник – кефир,
тумбочка – книжка,
пузырек – лекарство,
кастрюля – суп,
дупло – белка,
улей – пчелы,
нора – лиса,
автобус – пассажиры,
корабль – матросы,
больница – врачи,
магазин – покупатели.
Угадай, кто это?
Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь).
«Советы для родителей»
Воспитатель
Чулисова И.В.
Если ребенок кусается
Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбуждение, гнев. Иногда ребенку не хватает слов, и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие, ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.
Как предотвратить проблему
Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит: “Дай, дай”. Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой». «Катя скажет: “Нет, нет”. Это значит, Катя не хочет кушать».
Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться — подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки. Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили, и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили, и достаточно резко скажите «кусаке»: «Это же больно!». Ваше лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Будьте лаконичнее, чтобы «кусака» не получил от вас слишком много внимания.
Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, в чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте поймать тот момент, когда малыш еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно!». Если ребенок готов кусаться от отчаянья — у него отняли игрушку, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: “Дай”». Если ребенок кусается в какое-то определенное время (перед сном или обедом) — подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом дайте ему кусок морковки, кочерыжки.
Играем на кухне
Вот уж самое НЕ место для игры, так это кухня, можете сказать вы. А мы с вами, конечно, не согласимся.
Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне — приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?
Общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?
• Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
• Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
• Поможем научиться терпению.
• Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.
• Дадим понять, как заботимся о своей семье.
• Освоим современный способ обучения и развития ребенка — обучение естественным образом.
• Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным (практико-ориентированным).
• Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют.
Правда, полезные результаты? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.
«Вкусные слова»
Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку. Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.
Играем на кухне
«Охота на слова»
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.) На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.
«Помощники» Как можно одним словом назвать прибор, который … варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)? «Готовим сок» Образуем слово: «Из яблок получается сок… (яблочный), из груш — (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из…». Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок
получается из… (моркови), редечный — из…»
«Покупки» Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:
*В каких из этих предметов «живет» звук «Р«? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каР- РРРтошке или в капусте? В яблоках или в пеРРРРси- ках? В аРРРРбузе или в дыне? В луке или в огуРРРР- цах?»
*В каких словах есть звук «Л»? (ТареЛка, Ложка, поЛ- ка, виЛка, кастрюЛя).
*Назови все, что НЕ надо будет готовить — варить или жарить.
*Что для тебя здесь самое вкусное? *Что самое тяжелое (легкое)?
«Раскладываем и пересчитываем»
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов (столько сколько).
«Охотимся на цифры и буквы»
Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?
А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?»
Играем на кухне
«Придумывалки»
Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про… старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы)».
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела бы превратиться?»
«Охота на слова»
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.) На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и
«охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.
«Помощники» Как можно одним словом назвать прибор, который … варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)? «Готовим сок» Образуем слово: «Из яблок получается сок… (яблочный), из груш — (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из…». Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из… (моркови), редечный — из…»
«Раскладываем и пересчитываем»
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное
количество приборов (столько сколько).
«Охотимся на цифры и буквы»
Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?
А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?»
Источник