Буклет роль семьи в развитие способности ребенка
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Благополучие ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Влияние семьи:
- Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
- Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя и осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.
- Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
- Морально-психологический климат семьи – это школа отношений с людьми.
Заповеди семейного воспитания:
- Принимайте ребенка таким, какой он есть. (У разных детей разные потребности. Одни нуждаются в присмотре больше, чем другие).
- Никогда не приказывайте из прихоти. (Частое, зависящее от настроения родителей изменение правил приводите замешательство).
- Собственное поведение родителей – главный фактор в воспитании детей. (Даже ребенок своими поступками показывает, хороший он или плохой).
- Не принимайте решение в одиночку. (Чтобы в семье царило единство, родители и дети должны сотрудничать).
- Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие. (Бесполезно впадать в крайности, это может привести к беде).
- Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща. (Излишняя строгость лишает детей уверенности в себе, излишняя снисходительность может оказаться пагубной).
- Не допускайте излишеств в подарках детям. (Если родители учат детей дорожить материальными благами больше, чем духовными ценностями, это не принесет детям пользы).
- Следите за здоровьем ребенка.
Азбука воспитания:
- Никогда не говорите ребенку, что не будете его любить.
- Не будьте безразличными.
- В воспитании не должно быть слишком много строгости.
- Не балуйте детей.
- Не навязывайте своему ребенку какую-то определенную роль.
- Хорошее воспитание не зависит от количества денег.
- Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
- Воспитание и общение с ребенком не должно зависеть от вашего настроения.
- Уделяйте время своему ребенку каждый день, те открыты для общения с ребенком.
Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга!
Обижать не давайте!
Берегите друг друга!
Суету позабудьте.
И в минуту досуга
Рядышком вместе побудьте!
МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин
У родителей разные взгляды на жизнь, разные характеры, судьбы, но есть то, что всех объединяет – это дети.
Что надо сделать, чтобы дети были счастливы? Чтобы однажды можно было сказать: «Жизнь состоялась».
Что может быть важнее для родителя, чем дружба с собственным ребенком?
Разработал:
Педагог-психолог
I кв. категории Данилова С. А.
Ядрин, сентябрь 2019 г.
Источник
Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности:
Игровая деятельность — дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность — дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная — удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение — обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная (общение) —- объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная — активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности
Конструктивная — дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социальноличностного развития дошкольников.
Нравственные потребности начинаются:
1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого человека.
Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость – это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
проявлениям зла.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.
Если:
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть).
2. Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).
3. Ребенок живет в упреках, он учится. ..(жить с чувством вины).
4. Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).
5. Ребенка хвалят, он учится… (быть благородным).
6. Ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым).
7. Ребенок растет в безопасности, он учится… (верить в людей).
8. Ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя).
9. Ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым).
10. Живет в понимании и дружбе, он учится… (находить любовь в мире).
Пусть в этой жизни у детей всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок.
Источник
Правила
семейного воспитания
Что вы можете сделать, чтобы способствовать миру во всем мире? Просто идите к себе домой и любите свою семью. Мать Тереза
РОЛЬ СЕМЬИ
В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА
пос. Бабынино, 2019 г.
Три способа
открыть ребёнку свою любовь.
1. Слово. Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому, как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей.Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд. Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
Рецепт семейного счастья
Возьмите чашу терпения, влейте в неё полную чашу любви, добавьте две горсти заботы, плесните немного щедрости, посыпьте пониманием и уважением, подогрейте на искрах задорного детского смеха и украсьте семейными традициями!
Работа, хобби, увлечения
В счастливых семьях все члены работают или чем-то занимаются, у каждого есть увлечение, которое приносит радость.
Взаимные уступки
Умение уступать позволяет членам семьи избежать ссор и конфликтов, нужно считаться с мнением каждого.
Без жестких правил
В счастливых семьях живут по правилам, но есть—воздух свободы. Здесь присутствуют лёгкость в отношений, доверие, уважение, любовь.
Место для уединения
У каждого члена семьи есть место, где он может побыть один, в тишине, почитать, подумать.
Вечерняя трапеза
Все члены счастливой семьи обычно собираются за одним столом, ужинают и обсуждают новости, делятся впечатлениями, шутят.
Обручальные кольца
В счастливых семьях супруги носят кольца. Это знак признания своей семьи и принадлежности родителей друг другу.
Семейное счастье
притча
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. “Что будет-то?”, – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них?
– У них-то все виноваты. А вот у нас все правы…
Источник
Роль семьи в развитии ребенка
Как нет в этом мире двух одинаковых людей, так и никогда вам не встретятся две одинаковых семьи. У каждого свои устои, понятия о правильной жизни, которые мы перенимаем у родителей, внося свои коррективы. Роль семьи в развитии ребенка просто невозможно переоценить, поскольку семья — это всеобъемлющий мир для малыша, в котором он живет, в котором развивается, у которого учится. Каждую семью можно рассматривать, как нечто целое, у чего есть свой тип характера. Одни готовы друг за друга и в огонь, и в воду, а в другой семье считают, что каждый человек должен добиваться всего в жизни сам.
1. Диктатура в семье
В такой семье есть определенные лица, считающие свое мнение непрекословным и всегда правильным. Зачастую это либо один из родителей, либо оба, и они подавляют волю более слабого члена семьи, то есть ребенка. Притесняется любая инициатива со стороны малыша, его желания, рвения. Многим такой стиль воспитания кажется правильным, поскольку детей нужно воспитывать, а не баловать, чтобы вырастить сильного и самостоятельного человека. Постоянное недовольство и угрозы родителей приводят к тому, что из ребенка вырастает лицемер, грубиян, обманщик, который ищет всевозможные выходы, лишь бы его очередной раз не ругали. Самооценка у таких детей сильно занижена, они не знают, что такое чувство достоинства, уверенность в себе, вера в себя. Родители думают, что они всегда правы, что ребенок еще слишком мал для высказывания своего мнения, но ребенок — тоже формирующаяся личность, и у него есть свои, пускай еще незрелые, мысли, и их нужно хотя бы выслушивать.
Однако диктаторский стиль воспитания игнорирует как мнение, так и любые интересы ребенка, принуждает малыша к тем действиям, которые необходимы родителям, и, в конце концов, психологическое и эмоциональное сопротивление ребенка против такого отношения к себе будет сломлено. К тому же родители не считают нужным объяснять ребенку, почему они дают ему такие указания. В итоге ребенок замыкается в себе, и нормальное общение ребенка с родителями нарушается — он ничего им не рассказывает, не делится секретами, в подростковом возрасте нередки конфликты по любому поводу.
2. Игнорирование в семье
В семьях с таким типом взаимоотношений дети живут сами по себе, и родители к их воспитанию практически не касаются. Это происходит чаще всего из-за того, что взрослые просто не хотят быть родителями — они «завели» ребенка ради забавы или ради наследника, но не готовы отдать ему большую часть своей жизни.
Дети, рожденные в неблагополучной семье, где родители только и думают с утра, где бы достать бутылку, лишены родительской любви и тепла. Фактически родители-то есть, но на самом деле они не принимают никакого участия в воспитании малыша. Зачастую ребенка воспитывает улица, но это не самый лучший пример для подражания, ведь у улицы законы суровы, и выживают там только сильные личности, но при этом им становятся неважными человеческие качества — им важно выжить в этом мире.
Ситуация с родительским невмешательством может быть и в богатой семье, если родителям некогда заниматься с детьми. Они все время на работе, в разъездах, обеспечивают материальную сторону жизни ребенка, а вот духовной он обделен. Этот тип воспитания называется еще гипоопекой, когда родителям безразличен их ребенок. И при этом он может делать все, что ему вздумается. Мы нередко можем видеть такую ситуацию в семьях богатых людей, и в итоге в подростковом возрасте мы наблюдаем неконтролируемую молодежь, которая выросла без внимания родителей.
3. Гиперопека в семье
Во многих семьях гиперопека является нормальным явлением — ребенку потакают во всем, разрешают все ради того, чтобы он был доволен. Любой каприз, любое желание, будь то материальное или духовное, родными исполняется в ту же секунду — бабушки бегут в магазин за сладким, мама спешит с завтраком в постель, в школу или в садик разрешают сегодня не идти, потому что чадо не хочет просыпаться. Причем родителям кажется это таким умилительным, особенно когда ребенок начинает становиться командиром в семье, и ведь родители действительно подчиняются только его капризам.
В такой семье вырастают неполноценные личности, которые считают, что все и везде им должны, а когда сталкиваются с реальным миром, бегут опять-таки к родителям, потому что самостоятельно решить проблемы не в состоянии. А в подростковом возрасте такой «птенец» поскорее захочет вылететь из слишком назойливого гнезда, чтобы учиться на своих ошибках.
4. Сотрудничество в семье
Это самый лучший тип семейный взаимоотношений, когда развитие личности в семье происходит правильно, на хорошем примере родителей, на любви и приятных отношениях между родителями. В такой семье цели и задачи общие, и стремятся к ним тоже вместе. В такой семье очень важны высокие нравственные ценности, и ребенка с самого детства приучают к помощи старшим, к простейшему этикету и правилам жизни.
Когда в семье к любому из его членов можно обратиться за помощью, не боясь, что тебе откажут, вряд ли вырастет эгоист, потому что помощь ближнему взращивает в ребенке отзывчивую и добрую личность. Когда родители любят и понимают своего ребенка, заботятся о нем, но делают это ненавязчиво, то и в будущем он будет прислушиваться к их мнению или хотя бы выслушивать, не говоря в ответ «мам, я уже взрослый». Воспитывая в ребенке самодостаточную личность, ему нужно не указывать на то или иное действие, а предлагать и аргументировать свои слова, чтобы он понимал, что его не принуждают, а дают дельный совет
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Ейский социально-реабилитационный центр развития для несовершеннолетних»
Роль семьи в развитии ребенка
Разработала социальный педагог С.В. Михалёва
г.Ейск
2018
Источник
Пословицы и высказывания о семейном воспитании
*Детей наказывай стыдом, а не кнутом
* Наказывать легче, воспитывать труднее
* Что у взрослого на уме, то у малого на языке
* Добрый пример лучше ста слов
* Родители трудолюбивы — и дети не ленивы
* Что посеешь, то и пожнешь
* Согласие в семье — достаток в дому,
Раздоры в семье — пропадать всему
* Вся семья вместе, так и душа на месте
* Верная указка — не кулак, а ласка
* Без ребенка в семье нет счастья
* За ребенком — присмотр, за деревом — уход
* При солнце тепло, при матери добро
* Человек без воспитания — тело без души
* Где любовь да совет, там горя нет
Не надо есть слишком быстро, брать в
МБДОУ д/с №96
«Сосенка»
г. Архангельск
2016
Влияние семьи на развитие ребенка
Буклет подготовили педагоги МБДОУ д/с №96 «Сосенка» Шереметьевская Анастасия Вячеславовна, Фефилова Людмила Леонидовна
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». Рассмотрим влияние семьи на ребенка.
1. Семья выступает как основа чувства безопасности. (отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях)
2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. (дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте)
3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. (влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта)
4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. (родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении)
5. Общение в семье становится образцом для ребенка. (общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи)
Отец и мать как воспитатели
Отец и мать – первые и самые любимые воспитатели своих детей.. По параметрам сходства поведения родителей выделяют типы мамы и папы. Так, психотерапевта А.И. Захарова интересуют типы мам с точки зрения их «содействия» развитию у детей неврозов и различных невротических реакций. Об этом можно прочитать в его книге «Неврозы у детей и подростков» (Л., 1988). Психологи выделяют четыре типа мам с разными стилями поведения (А.Я. Варга).
Спокойная уравновешенная мама – настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь.
Тревожная мама – вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка.
Тоскливая мама – вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями о себе, своем будущем. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью.
Уверенная и властная мама – твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту.
По этим же параметрам выделяются типы пап: психолог и детский врач А.И. Баркан предлагает свою типологию современных пап, стиль поведения которых не всегда благоприятно отражается на самочувствии ребенка.
«Папа-мама» – это по-матерински заботливый папа, который берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает.
«Мама-папа» – папа, который главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу.
«Карабас-Барабас» – злой, жестокий папа, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья.
«Крепкий орешек» – непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.
«Попрыгунья-стрекоза» – папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни – свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей.
«Добрый молодец», «рубаха-парень» – папа, который любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме.
«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» – папа, не имеющий своего голоса в семье, во всем вторящий маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.
Источник