Буклет ребенок с особенностями психофизического развития
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМНР
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ДЦП
РОДИТЕЛЯМ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫКА
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ЭТАП ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
МАЛЫШ И РЕЧЬ
КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МАССАЖ КАРАНДАШАМИ
КАК СДЕЛАТЬ ЗАНЯТИЯ КОМФОРТНЫМИ ДЛЯ ВАС И РЕБЕНКА
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯ,ВОСПИТЫВАЮЩИМ РЕБЕНКА С АУТИСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
ДЕТИ И ДЕВАЙСЫ
КОМПЬЮТЕР И РЕБЕНОК
БУКЛЕТ “РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ УМЫВАНИЯ”
ИГРА С ПРЕДМЕТАМИ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА
РЕБЕНОК С РАС
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАС
Уважаемые родители!
ЕСЛИ ВЫ ЖЕЛАЕТЕ ПОЛУЧИТЬ УСЛУГУ «СОЦИАЛЬНАЯ ПРЕДЫШКА»…
В ГУ «Червенский дом-интернат для детей-инвалидов и молодых инвалидов с особенностями психофизического развития» оказывается услуга «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕДЫШКА».
Социальная передышка – это короткий отдых для родителей или лиц, воспитывающих ребёнка с инвалидностью, на период
до 28 календарных дней 1 раз в год, с целью предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов, в то время, как их ребёнок будет находиться под опекой квалифицированных специалистов вышеназванного учреждения.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
1. Услуга «социальная передышка» оказывается на период
от одного до 28 календарных дней в году.
2. Услуга «социальная передышка» предоставляется детям-инвалидам с особенностями психофизического развития в возрасте
от 4 до 18 лет, нуждающимся в постоянном постороннем уходе или посторонней помощи, бытовом обслуживании и медицинской помощи.
3. Дети, поступающие в дом-интернат, обучаются в соответствии
с программой, получают медицинскую помощь, реабилитационные услуги, вовлекаются в культурно-досуговые мероприятия.
4. Стоимость одного дня услуги «социальная передышка» составляет – 4 руб. 32 коп.
5. При помещении ребенка на «социальную передышку»
все социальные гарантии родителям сохраняются: выплата пенсий
и пособий производится в полном размере.
6. Для получения услуги «социальная передышка» родителям (законным представителям) ребенка-инвалида необходимо обратиться
по месту жительства в управление по труду, занятости и социальной защите, предоставив следующие документы:
– заявление;
– паспорт гражданина Республики Беларусь или свидетельство о рождении ребенка;
– документ, подтверждающий полномочия законного представителя (паспорт, удостоверение опекуна);
– документы, подтверждающие право на льготы (свидетельство инвалида, пенсионное удостоверение);
– выписку из медицинских документов;
– медицинскую справку о состоянии здоровья, содержащую информацию о болезнях, об отсутствии контакта ребенка
с инфекционными больными;
– заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
7. При поступлении в дом-интернат предоставляются следующие документы:
– путевка из комитета по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома;
– паспорт гражданина Республики Беларусь или свидетельство
о рождении ребенка;
– документ, подтверждающий полномочия законного представителя (паспорт, удостоверение опекуна);
– документы, подтверждающие право на льготы (свидетельство инвалида, пенсионное удостоверение);
– выписка из медицинских документов;
– медицинская справка о состоянии здоровья, содержащая информацию о болезнях, об отсутствии контакта ребенка
с инфекционными больными, результаты анализов;
– заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
– 2 фотографии;
– психолого-педагогическая характеристика.
По возникающим вопросам обращаться по телефонам:
Директор- 80171455228
Заместитель директора по ВР -80171455227
Методист – 80171455221
Главный бухгалтер – 80171455229
Источник
Буклет для родителей “Этапы психофизического развития ребёнка от рождения до года”
Первый год жизни
(Психофизическое развитие ребенка)
(Слайд 1)
“Пусть наши дети вырастут лучше нас” — этот лозунг педагогики взаимности, описанной практическим психологом Р. Р. Кашаповым, может и должен стать вашим принципом в воспитании и развитии детей.
(Слайд 2)
В первый год жизни малыша родители с удивлением наблюдают, как быстро он растет. Нормально ли развивается кроха и как он меняется от месяца к месяцу? Узнать об этом помогут некоторые факты.
Скачать буклет
Рождение ребенка многие врачи сравнивают с выходом космонавта в открытый космос. Действительно, девять месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в комфортных условиях постоянной среды обитания, в условиях невесомости, достаточного снабжения питанием и кислородом. И вот он оказывается в совершенно новых условиях — испытывает силу тяжести, воздействие более низкой температуры, света; и с первых же минут жизни он сразу же должен самостоятельно дышать, по-новому питаться, учиться регулировать температуру тела и т.п.
(Слайд 3)
В самом важном — первом году жизни — врачи выделяют несколько основных периодов развития детей: новорождённость, младенчество, грудной возраст.
(Слайд 4, 5)
В возрасте от 0 до 28-ти дней ребёнка принято называть «новорожденным». Самый трудный и ответственный период — первый месяц жизни. В эти дни он приспосабливается к новому для него способу дыхания и обычному воздуху, к новой пище, запахам, свету, прикосновениям, окружающим звукам, чувству тяжести собственного тела и многому другому. Ему очень трудно (то есть он очень трудится), осваивая наплыв новых и сильных ощущений, соотнося их с полученными ранее в утробе матери впечатлениями. Очень важно, чтобы родители и близкие люди помогли новорожденному в эти дни своей любовью, лаской, нежностью, общением, прикосновениями, заботой.
(Слайд 6)
С 28 дней до 2-3-х месяцев – время младенчества. К этому возрасту младенец уже освоился с обилием новых впечатлений и ощущений. Он становится «общественным существом»: по-своему понимает происходящее, по-своему отвечает на общение с ним окружающих, различает своих домашних и близких людей, больше двигается. Появляется «комплекс оживления» — приятные, радостные, ласковые минуты общения уже закрепились в памяти младенца, он начинает их предвкушать, узнавая и приветствуя тех, кто доставляет ему радость. Очень важно для ребёнка в этом возрасте – доброжелательное отношение и общение с ним взрослых людей, старших братьев и сестёр
(Слайд 7), (Слайд 8),
К третьему месяцу малыш:
- Поднимает голову на 45° (иногда на 90°) в положении на животе
- Разжимает и сжимает кулачки
- Опирается ногами, если держать его так, чтобы стопы касались плоской поверхности
- Тянется и достает подвешенные над кроваткой игрушки
- Следит за объектом, перемещаемым по дуге над его головой из стороны в сторону
- Пристально смотрит на лицо
- Улыбается при звуке голоса матери
- Начинает издавать звуки, подражая речи
(Слайд 9),
С 3-х месяцев до 1-го года — время, в которое общепринято называть младенца «грудным». Грудное молоко матери является основным видом питания ребёнка в это время, а нахождение рядом с грудью матери – наиболее приятное и безопасное для него место. Грудничок уже много двигается, к этому возрасту он вполне освоился с управлением своим телом. В эти месяцы малыш начинает сначала переворачиваться, затем – сидеть, ползать и ходить. Ведущим видом его деятельности становится эмоциональное общение со взрослым человеком по поводу предметов и игрушек. Это время развития понимаемой речи малыша.
Одна из особенностей ребенка этого возраста — интенсивное развитие эмоций. Когда вы наклоняетесь над кроваткой и разговариваете с малышом — он отвечает вам не только радостной улыбкой, но и продолжительным гулением, быстрыми движениями ручек и ножек. Это так называемый комплекс оживления, который можно считать одним из показателей здоровья.
Двигательные умения ребенка также совершенствуются, он целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, умеет поворачиваться со спины на живот, четко поворачивает голову в ту сторону, откуда он слышит голос родителей или какой-либо звук. С малышом уже можно играть в “прятки”, закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати, — эти игры доставляют ему большое удовольствие. Если у вас есть старшие дети, привлекайте их к уходу за малышом, к занятиям с ним. Это лучший способ избавить старшего ребенка от ревнивого чувства, которое нередко начинает мучить старших детей с появлением нового маленького члена семьи.
Ученым удалось доказать зависимость уровня интеллекта от количества тактильных ощущений. Дело в том, что каждое прикосновение к коже посылает в мозг импульс, стимулируя умственные процессы, поэтому, чем чаще прикасаться к малышу, ласково с ним разговаривать, обнимать его, тем выше будет его двигательная активность и эрудиция, тем раньше он начнет говорить и лучше усваивать информацию.
На пятом месяце значительно увеличивается потребность ребенка в общении с взрослыми. Переодевая ребенка, купая его, готовясь к кормлению, мама и папа должны ласково приговаривать, объяснять малышу свои действия, называть окружающие предметы. Очень хороши известные прибаутки, поговорки: “С гуся вода, с Андрюши худоба”, “Дайте-ка пеленку вытирать Аленку” — ребенок таким образом постепенно погружается в стихию родной речи. Можно учить малыша играть в “Ладушки”, ударять в барабан, звенеть колокольчиком.
Если с ребенком регулярно заниматься гимнастикой, то на протяжении пятого месяца он хорошо осваивает самостоятельный поворот на живот и начинает учиться переворачиваться с живота на спину. Лежа на животе, малыш приподнимает торс, опираясь на кисти рук, или даже поднимает обе руки вверх, прогибая спину. При присаживании во время гимнастики он все более прямо удерживает спинку, но это еще не означает, что его уже можно сажать в детское креслице или тем более в подушки. При поддержке под мышки ребенок может слегка подпрыгивать, как бы пританцовывать на коленях у взрослого. Он четко поворачивает голову даже на тихий непривычный звук (например, шуршание бумаги), начинает повторять простые слоги.
К 5 месяцам малыш:
- Уверенно держит голову в вертикальном положении
- Переворачивается в одну сторону, обычно с живота на спину
- Тянется к предметам
- Узнает людей на расстоянии
- Внимательно слушает человеческие голоса
- Улыбается
- Визжит от восхищения
(Слайд 10)
На шестом месяце обязательны упражнения, развивающие мышцы спины, рук, ног, готовящие малыша к ползанию и ходьбе). Пощряйте ребенка манипулировать игрушками, например извлекать звуки из озвученных игрушек. Разнообразные движения рук способствуют дальнейшему познанию мира, стимулируют развитие активной речи. К 6 месяцам ребенок должен также уметь хорошо есть густую пищу с ложки и придерживать руками бутылочку, из которой его кормят. Если вы не делали этого раньше, на 6-м месяце уже обязательно начните вырабатывать у ребенка навыки опрятности. Если он проснулся сухим, подержите его над горшком, тазиком, поощряя соответствующими звуками.
На седьмом месяце ускоряется двигательное развитие ребенка — к концу месяца ребенок активно передвигается на четвереньках, ползет за игрушкой, размахивает ею и может бросить; Именно в этом возрасте малыш может, приподнявшись, упасть из высокой коляски или с дивана, на котором его оставили взрослые. Поэтому часть бодрствования ребенок вполне может проводить в манеже — лучше деревянном, с перильцами. Усиливающаяся подвижность расширяет возможности познания окружающего мира. Ребенок подолгу рассматривает окружающие предметы, манипулирует игрушками. Появляется важное умение прислушиваться и понимать речь взрослых. В ответ на вопросы: “где часы?”, “где лампа?” — малыш находит взглядом предмет, находящийся на постоянном месте, а затем — и в других местах комнаты; все более “придирчиво” он относится к посторонним людям.
К 7 месяцам малыш:
- Частично опирается на ноги при поддержке в вертикальном положении
- Перекладывает предметы из руки в руку
- Ищет упавший предмет
- Реагирует на свое имя
- Реагирует на слово «нет»
- Лепечет, комбинируя гласные и сочетания звуков
- В волнении ерзает в ожидании игры
- Играет в «прятки»
(Слайд 11)
На восьмом месяце большинство детей уже хорошо ползают, а многие, найдя опору, самостоятельно встают на колени, а затем и на ножки. Если ваш ребенок уже достаточно окреп и активно садится в кроватке сам, можно высаживать его на горшок, а не просто держать над горшком или тазиком, как вы это делали до сих пор. Будьте настойчивы, но доброжелательны, следите, чтобы горшок не был холодным, чтобы у ребенка не было неприятных ощущений — иначе можно надолго “отпугнуть” ребенка от горшка.
Малышу нужно не столько обилие игрушек, сколько умение с ними заниматься. Покажите ему, как можно катать мячик, раскачивать неваляшку, вкладывать колечки в мисочку и доставать их. Не сердитесь, если ребенок выбрасывает игрушки из манежа. Это для него очень важное дело — так совершенствуется координация движений, приходит понимание глубины пространства. Детские психологи рекомендуют уже в этом возрасте начинать вырабатывать адекватную сексуальную ориентацию малыша, т.е. одежда ребенка начинает различаться в зависимости от пола, мальчику часто говорят: “Ты у меня сильный (смелый)“, девочке — “Ты у меня красивая, ты моя помощница” — разумеется, это только начало правильного полового воспитания.
(Слайд 12)
Обычно на 9-10 месяце жизни малыш уже уверенно сидит без опоры с прямой спиной, из этого положения самостоятельно встает на ножки, придерживаясь за опору (кроватка, манеж) и шагает вдоль нее, перебирая ручками. Очень важная сфера — развитие движений кисти и пальцев. Обученный ребенок вкладывает игрушки одна в другую, разбирает простую пирамидку. Появляется способность взять небольшой предмет двумя пальцами: большим и указательным — это необходимый этап на пути к формированию координации тонкой моторики.
9 -10 месяцев
Прилагает усилия, чтобы достать игрушку, которая находится вне досягаемости
- Протестует, если отнимают игрушку
- Ползает на четвереньках
- Сам встает
- Стоит, держась за кого-либо или за что-либо
- Говорит «мама» или «папа», не понимая различия
(Слайд 13)
Последние 11-12 месяцы первого года жизни — пора интенсивного психического развития ребенка и совершенствования движений. Ваш малыш все заметнее овладевает вертикальной позицией — он довольно устойчиво стоит, держась за опору одной рукой, а другой может свободно действовать — например, доставать игрушки с полок, открывать ящики, дверцы тумбочек. Будьте осторожны! Не оставляйте ребенка без присмотра. Дети этого возраста активно стремятся овладевать ходьбой, любят, когда их водят за ручку. Надо, конечно, доставлять ребенку это удовольствие. Следите только за его осанкой, чтобы он не “обвисал” и не горбился, водите то за правую ручку, то за левую. Все более сложными становятся игрушки малыша, он может разбирать и пытаться собирать матрешку, крупный пластмассовый детский конструктор, катает мяч, возит машину за веревочку. Возбудимых детей хорошо успокаивают мягкие, пушистые игрушки (их, разумеется, так же как и пластмассовые игрушки, необходимо мыть регулярно с применением дезсредств). Наступает время знакомства с крупными картинками, детскими книжками-раскладушками.
Координация движений совершенствуется и в играх. Малыш подолгу сосредоточенно открывает и закрывает матрешку или какую-нибудь коробку, умеет поставить кубик на кубик.
К 12 месяцам малыш:
- Садится из положения лежа на животе
- Идет, держась за мебель; может пройти один-два шага без поддержки
- Стоит без поддержки в течение нескольких секунд
- Правильно называет «папу» и «маму»
- Пьет из чашки
- Хлопает в ладоши и машет рукой «до свидания»
(Слайд 14)
Итак, первый год жизни — начало всех начал, важная веха на пути всего последующего эмоционального, физического и психического развития. Первый год жизни детей является и начальной школой родительского чувства, и школой бескорыстной, щедрой любви, когда мать и отец учатся постигать психологический код поведения ребенка, без слов понимать его чувства и переживания и находить с ним эмоциональный контакт.
(Слайд 15) Как в дальнейшем сложатся отношения родителей и детей, какой эмоциональный и духовный мир между ними возникнет, в немалой степени зависит от первого года жизни детей.
Источник
«Разные возможности – равные дети»
Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития
Пожалуйста, помните, что:
- “Особые” дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
- Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это – основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
- Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним – но не вместо него!
- “Особые” дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… Не упускайте эти возможности, – не прячьте их/не прячьтесь от них!
- У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии “необычного” ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
Все люди разные. Одним “медведь на ухо наступил”, у других “память дырявая”, у третьих – нестандартный набор пальцев, четвертые ходят только с палочкой… – и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:
- Преодолевайте страх и отчаяние
- Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
- Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.
Общие стратегии нормализации жизни семьи:
- Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
- Не скрывайте ничего от близких, держите их в курсе проблем вашего ребенка.
- Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
- Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
- Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов – типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
- Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
- Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.
- Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.
- Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников). Найдите себе отвлекающий момент – разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
- Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя. А дети пропадают совсем. К сожалению, есть масса примеров. И не увлекайтесь курением – это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это ваш ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
- Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь – пусть все знают – ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ –
С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!
Источник