Буклет по раннему развитию ребенка

Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.

 Основной вид деятельности детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей.  Поэтому, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.

 Происходит активное формирование речи:

– к 1,5 годам ребенок способен владеть 3040 словами;      

– к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения.

Формируется фразовая речь;

– к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».

 Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление.

Главной функцией данного возраста является восприятие.

 Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка.  

 Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

 В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:

 – 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),

– 8 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).

 Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

 Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е.  привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.

 Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

Дети младшего дошкольного возраста очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

 Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима. 

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что умственные способностей расширяются. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.   Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности

Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.  

Базовая потребность возраста.

 Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений.

Вам как родителям важно:

– Разговаривайте со своим ребёнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи;  

 – Чётко и ясно проговаривайте свои слова. Ребёнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребёнок;  

 – Развивайте мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи;

 – Примите участие в познавательном процессе сына или дочери. Вашему малышу вздумалось залезть на шкаф? – Лезьте и вы. Хочет вытащить ящик тумбы? – Помогите ему. Ребенок должен освоить максимум знаний, ведь от этого зависит его развитие.  

– Не запрещайте изучать мир. Если что-то ребенку нельзя брать, сделайте так, чтобы эта вещь не попадалась ему на глаза. Если так случилось, что ребенок взял молоток, любимую мамину тарелку, кошелек – позвольте ему рассмотреть предмет и только затем убирайте.  

 – При падениях не стоит сразу спешить на помощь. Вряд ли он сильно ударится, не стоит также опасаться переломов. Падение – неизбежный этап для развития ориентирования в пространстве, равновесия. Главная задача родителя – позволить самостоятельно преодолеть преграду.

E-mayl: Hatalyaaleksandrovnaefimova@yandex.ru

МБДОУ

детский сад № 29 «Улыбка»

г. Вязники

Особенности

развития детей

раннего возраста

Составила: воспитатель

1 квалификационной категории

Ефимова Наталья Александровна

Источник

к которой относятся похлопывание, потряхивание и т. д.

Читайте также:  Умка центр развития ребенка на сиреневом бульваре

Пример пальчиковой гимнастики-вибрации в песочнице:

Раскатились по дорожке разноцветные горошки.

Птички весело клюют, нам горошка не дают (похлопываем пальцами по песку – «дождик»).

Педагог поясняет, что на песке появились точки, они похожи на капельки дождя.

Капельки-дождинки упали на травинки.

Кап-кап капельки, кап-кап маленьки (похлопываем пальцами по песку – «дождик»).

На ладошки дети ловят капли эти.

Кап-кап капельки, кап-кап маленьки (педагог похлопывает пальцами по ладоням ребенка, которые лежат на песке).

Солнечные зайчики у меня в ладошке (похлопываем ладонями по песку).

Поиграю пальцами, покружу немножко (круговыми движениями растираем песок ладонями с сомкнутыми пальцами).

Много мы сейчас играли, наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

И играть опять начнем (ладони лежат на песке).

Как сожму я кулачок,

Да поставлю на бочок (ладони лежат на песке, сжимаем кулачки, ставим на ребро)

Кулачками постучу, быстро двигаться хочу.

Раз – кулак, два – кулак.

Я умею быстро так (похлопываем кулачками по песку, ускоряя темп).

Поиграли – отдохните!

Ваши пальчики встряхните (потряхиваем ладонями).

        Комплексное коррекционно-развивающее занятие с использованием элементов песочной терапии, направленное, с одной стороны, на профилактику развития вторичных осложнений, с другой – на оптимизацию двигательной активности ребенка раннего возраста может выглядеть следующим образом:

– чувства на ладошке

Солнышко яркое в небе сияло,

Лучами своими всех согревало (поглаживаем песок ладонями с разомкнутыми пальцами).

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли (нащупываем в песке игрушки-миниатюры: камешки-марблс).

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи (поглаживаем песок ладонями, собираем камешки).

– отпечатки

Скачут две лягушки – зеленные квакушки.

Комаров они поели, прогуляться захотели.

Шлеп-шлеп ножками, хлоп-хлоп ладошками (хлопаем ладонями с сомкнутыми / разомкнутыми пальцами по песку).

– прятки

Бежит лиса по мостику, метет перила хвостиком.

А навстречу зайчики – маленькие пальчики:

«Ой, боимся мы лису! Быстро спрячемся в лесу!» (растираем в разных направлениях и углубляем ладони в песок).

– пересыпание

Роет норку хитрый крот. Он копает огород.

Роет здесь и роет там. В середине, по бокам (набираем песок ладонями и пересыпаем из одного места в другое).

– рисование (рисуем линии, соответствующие тексту стихотворения).

1,2,3,4,5: буду пальцем рисовать.

Нарисую солнца круг,

Ну, и лучики вокруг.

Солнце лучики роняет

И дорожку согревает.

На солнышке травинки,

Выпрямляют спинки.

Вариантов проведения пальчиковых игр значительное множество и ограничивается только фантазией заинтересованного в результате специалиста. Безусловно, в этом виде деятельности есть свои традиционные и не традиционные формы подачи материала и приемы работы, но каждый специалист привносит свою уникальную лепту, что помогает поддерживать индивидуальный интерес каждого ребенка.

В настоящее время существует множество программ, содержащих различные задания и упражнения с использованием песка как сухого, так и мокрого (кинетического). Но все они объединены единой целью: не менять ребенка, а дать ему возможность быть собой.

Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи 

«КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО,

МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

305000, г. Курск, ул. Кирова, д. 7;   тел.: (4712) 51-14-75,  

305048, г. Курск, пр. Дружбы, д. 5, тел.: (4712) 57-20-85

https://www.pmc-kursk.ru

Составитель:

Ефремова Н.А., учитель-дефектолог

Курск 2019 

«Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию

и активизирует возможности самоисцеления,

 заложенные в человеческой психике»

К.Г. Юнг

На сегодняшний день существует множество методик, техник, методов и приемов, в том числе инновационных, позволяющих педагогам оказать адресную помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, где психокоррекционная работа играет важнейшую роль.

Песочная терапия – вид арт-педагогики, который включает в себя систему упражнений и игр с песком. Этому методу уже более ста лет, но его применение в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития и по сей день не теряет своей актуальности.

Одним из лучших способов формирования навыков у ребенка является игра, которая стимулирует его активное двигательное и психоречевое развитие.

Пальчиковые игры, организованные с речевым сопровождением, превращаются в маленькие, но познавательные сюжеты. У ребенка, не имеющего возможности активно говорить, руки становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он обозначает образы и сюжеты. Поэтому эффективность пальчиковых игр отмечают как специалисты педагогического и медицинского профиля, так и родительское сообщество.

Но по сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Поэтому, прежде чем проводить данный вид игры, следует знать, что в пальчиковых играх, как и в классическом ручном массаже, существуют основные приемы, их чередование и объем выполнения, что находится в прямой зависимости от состояния мышечного тонуса малыша.

Одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять легко, скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.

Пример пальчиковой гимнастики-поглаживания в песочнице:

Все котятки мыли лапки:

Вот так! Вот так! (поглаживаем песок ладонями).

А потом они устали,

Сладко-сладко засыпали (ладони статично лежат на песке).

Как у нашей кошки мягонькие ножки (ладони лежат на песке, поглаживаем рукой по руке),

А на мягких лапках – коготки царапки (разгребаем (глубокое поглаживание) песок пальцами).

Как у нашей мышки ножки-коротышки (ладони лежат на песке поглаживаем рукой по руке).

Ножки мышкины спешат к сырной корке – и назад (разгребаем (глубокое поглаживание) песок пальцами).

Киска с нитками играла, все клубочки размотала (разгребаем песок ребром ладони от себя).

Читайте также:  Визель аномалии речевого развития ребенка читать

Помоги, дружочек, намотать клубочек (сгребаем песок ребром ладони на себя).

Еще один прием – это растирание. В отличие от поглаживания давление на поверхность кожи усиливается, и рука как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку.

Пример пальчиковой гимнастики-растирания в песочнице:

Тишь да гладь, никого не видать (ладони спокойно лежат на песке),

Только легкая волна набежит издалека (поглаживаем песок ладонями).

Ладошками песочек быстро разотру (продольно растираем песок ладонями с сомкнутыми пальцами по поверхности песочницы),

Я среди песочка рыбок поищу.

Рыбка плавает в водице (набираем песок в ладони, перетираем между ладошек с сомкнутыми пальцами),

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла (набираем песок «щепотью», перетираем пальцами).

Рыбка хвостиком вильнула. Рыбка быстро уплыла.

Маленькие рыбки плавали в реке (поперечно растираем песок пальцами по поверхности песочницы),

Весело играли там, на глубине (глубоко, поперечными движениями, растираем песок ладонью с разомкнутыми пальцами, постепенно углубляем пальцы в песок).

И сказала рыбка: “Нырять здесь не легко,

Потому что очень-очень глубоко!”

Глубоко на дне речном,

Рак гуляет босиком (набираем песок в ладони, перетираем между ладоней с сомкнутыми пальцами):

Он натер сегодня пятку,

Целый день плясал вприсядку (набираем песок «щепотью», перетираем пальцами).

Важным приемом в любом виде массажа является разминание, при котором происходит смещение и сдавливание мышц.

Пример пальчиковой гимнастики-разминания в песочнице:

Разровняли огород, где много овощей растет (разглаживаем песок ладонями с разомкнутыми пальцами).

В огороде у нас в ряд – восемь длинных гряд (глубоко поглаживаем песок ладонями с сомкнутыми пальцами).

В руки мы песок берем, по крупинкам перетрем (растираем песок между ладоней с сомкнутыми пальцами).

Наберем песок в ладошки и подержим так немножко (захватываем песок кулачками);

Отпускаем песок, делаем бугорок.

На бугорке я травку рву одной-другой рукой.

Смотрите люди на меня, помощник я какой (поочередно захватываем песок пальцами правой и левой руки: щепотный, пинцетный захват),

Теперь овощи сорвем и в лукошко соберем:

С веток овощи снимаю и в лукошко собираю.          

Будет полное лукошко, я пойду с ним по дорожке (поочередными хватательными движениями пальцами левой и правой руки собираем игрушки-миниатюры – овощи, спрятанные в песке).

Мы фонарики зажжем, а потом гулять пойдем.

Вот фонарики сияют, нам дорожку освещают (ладони лежат на песке, поочередно сжимаем и разжимаем кулачки).

Не менее важный массажный прием, в том числе и в пальчиковых играх – вибрация,

Источник

Играем с детьми раннего возраста!

 Часто ли мы играем с нашими маленькими детьми, знаем ли мы игры, которые не только заполняют досуг, приносят радость общения с малышом, но при этом совмещают элементы игры и учения? «Что ты больше всего любишь делать?». На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!». Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательно занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир.

Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Рассмотрим ситуацию: перед крохой выложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребенок первым делом? Конечно, возьмет их в руки, попробует на зуб, попытается куда-нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Взрослый же может показать малышу, как из треугольника и прямоугольника строится домик, обратит внимание на то, что все фигурки отличаются друг от друга, но даже разные изображения могут иметь что-нибудь общее, например, цвет и т.д. Взрослый показывает ребенку, как правильно собирать горошек (щепоточкой). «Молодец Антоша, берет пальчиками каждую горошинку. Вот так. Мы сейчас будем варить кашу».

После того, как горошины собрали в кастрюльку, взрослый показывает движения размешивания «каши» ложкой. «Ох, вкусная каша получилась у Антоши. На, Антоша, корми сам куклу!» Сегодня мы рассмотрим с вами игры, упражнения и занятия с малышами.

Правила организации игр Для того, чтобы игра принесла ребенку максимальную пользу, следует придерживаться ряда несложных правил, в основном они касаются организационных моментов игры. В раннем возрасте внимание детей неустойчивое, поэтому, планируя проведение какой – либо игры, учитывайте эту возрастную особенность и не затягивайте процесс – любая игра должна длиться не более 5 – 10 минут, иначе малыш утеряет к ней интерес и действие не получит логического завершения.Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед  приемом пищи. Если планируется занятие с использованием дидактических материалов, позаботьтесь заранее обо всех необходимых предметах, расположите их под рукой. Ведь маленький ребенок не станет ждать, пока вы найдете ту или иную картинку или сходите в магазин за клеем.

    Применяя готовые развивающие игры, не отдавайте их детям в постоянное пользование. После проведенного занятия вместе с малышом аккуратно  сложите и уберите игру до следующего урока.

    Приучайте малыша к аккуратности. Побуждайте его  приводить  территорию в порядок после каждого занятия. Кстати, уборку тоже можно провести в виде веселой игры.

Дидактические игры

 Игра «Бабушкин клубочек»

Взрослый сажает ребенка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на ребенка, улыбается,  ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, покатится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!»

Читайте также:  Развитие ребенка от 1 года до 3 лет комплект для родителей отзывы

Если ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: «Вот, Аня, поймала клубочек!» и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Учимся танцевать»

Взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку:

Маша любит танцевать, ножкою притопывать. Она любит песни петь, ладошками прихлопывать. Ножкою топ-топ, покружились топ-топ, Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.

Затем взрослый держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружится  вместе с ребенком.

В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу:

«Молодец, Танюша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружиться!»

Игра «Соберем колечки»

Взрослый показывает детям палочку с колечками. По счету «раз, два, три» взмахивает палочкой  и сбрасывает колечки. Кольца разлетаются по всей комнате. Взрослый просит детей собрать, принести колечки. Дети бегают, подползают, дотягиваются, приносят колечки, нанизывают на палочку. Затем  игра повторяется снова.

По мере усвоения игры количество детей, принимающих в  ней участие, может быть увеличено.

Игра «Цыплята и наседка»

Взрослый  собирает  детей за веревкой, надевает шапочки-маски цыплят на детей, объясняет, что цыплятки пойдут из домика на улицу искать зернышки.

Дети и взрослый подлезают под веревку, начинают собирать небольшие шарики, по команде взрослого «Большая птица!» дети прячутся в домик.

Птицей может быть другой взрослый, он пытается поймать детей. Затем роль птицы можно дать активному   ребенку.

Игра «Попади в цель»

 Учим малыша захватывать предмет всей ладонью, бросать в цель, удерживая равновесие.

Взрослый показывает ребенку пластмассовую корзину, наполненную ватными шарами. Вместе рассматривают шары: круглые, мягкие. Шарами можно играть. Взрослый рассыпает шары по полу и предлагает малышу собрать их снова в корзину. При этом показывает, как нужно правильно брат шар пальцами и бросать, целясь в корзину.

 Игра «Самолетик—самолет»

Взрослый показывает, как играть в «самолет»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает руки вверх – вдох, делает поворот в сторону. Произнося «ж – ж – ж», выдох, стоит прямо, опустив  руки,  – пауза и т.д.  затем  взрослый побуждает детей подражать движениям, читает стишок:

Самолетик – самолет

Отправляется в полет

Жу, жу, жу,

Жу, жу, жу,

Постою и отдохну.

Разводит руки в стороны ладонями вверх,

Делает повороты вправо,

Влево и выдох.

Встает прямо, опустив руки.

Игра «Бабушкины очки»

Взрослый предлагает ребенку поиграть с пальцами, демонстрирует положение пальцев: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам и произносит потешку: «Бабушка очки надела и внучку Сашеньку (Машеньку) рассмотрела».

Потом предлагается ребенку выполнить упражнение по подражанию действиям взрослого.

Игра «Вышел пальчик погулять»

Взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики любят гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, демонстрирует, как «топает» пальчик по дорожке, затем «прыгает» по кочкам. Предлагает ребенку повторить позицию пальцев и «протопать» каждым мальчиком сначала по дорожке, затем по «кочкам». При этом произносится потешка:

Пальчик топал по дорожке, топ-топ, топ-топ, Топать стал второй немножко, топ-топ, топ-топ. Третий пальчик топал долго, топ-топ, топ-топ, А четвертый только раз — топ, Вот большой спешит по кочкам, Будет слушаться он нас! Топ-топ, топ-топ. Повторяем наш рассказ!

Игра повторяется с пальцами другой руки. В конце игры малыш вместе с взрослым и самостоятельно повторяет слова: «Топ-топ, топ-топ».

  Детей учим положительному  эмоциональному отношению к лепке из теста, пластилина: делаем  «Крошки для курочки» (учим отщипыванию),«Баранки для матрешки» (раскатываем в колбаски) «Булочки» «Витамины для куклы» ( раскатываем шарики и приплющиваем)

Формируем  интерес к рисованию

Занятие «Салютики»Взрослый капает жидко разведенную краску на лист и показывает ребенку, как нужно дуть на пятно, краска разбрызгивается — «Салют!».

Затем взрослый предлагает ребенку самому капнуть краску другого цвета и подуть, радуются, хвалит ребенка.

 Занятие «Ягодки для птички»

Нам понадобятся краски, ватные тампончики на палочке, заводная игрушка-птичка.

Взрослый предлагает угостить птичку ягодками, показывает, как рисовать ягодки, примакивая тампончик с краской к бумаге. Говорит, что ягодки вкусные, красные, показывает, что рисовать нужно, заполняя весь лист бумаги, хвалит детей, что они нарисовали много ягод, затем заводит птичку, она бегает по столу, «клюет», взрослый хвалит детей, что они накормили птичку, затем дети прощаются с птичкой, птичка благодарит детей.

Игру можно усложнять, предлагая детям нарисовать зернышки, семечки для курочки, птички с натуры, затем по представлению.

Формирование интереса к аппликации

Занятие «Цветочки»

Взрослый предлагает сделать подарок для мамы: «Подарим ей цветы». Показывает, как нужно отрывать бумагу. Сминать в ладошке, опускать в клейстер, и приклеивать на картон. Затем показывает, как нужно дорисовать стебельки. Любуется работой малыша, вместе дарят маме. Важно, чтобы мама очень эмоционально порадовалась, поблагодарила ребенка.

В такой же технике можно сделать цветной коллаж из фантиков.

 Уважаемые родители! Не забывайте хвалить ребенка, и он   с удовольствием будет выполнять все ваши задания, радуйтесь результатам вашей работы вместе!

Источник