Буклет на тему развитие ребенка
Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.
Основной вид деятельности детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.
Происходит активное формирование речи:
– к 1,5 годам ребенок способен владеть 3040 словами;
– к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения.
Формируется фразовая речь;
– к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».
Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление.
Главной функцией данного возраста является восприятие.
Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка.
Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.
В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:
– 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),
– 8 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.
Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.
Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
Дети младшего дошкольного возраста очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что умственные способностей расширяются. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности
Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.
Базовая потребность возраста.
Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений.
Вам как родителям важно:
– Разговаривайте со своим ребёнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи;
– Чётко и ясно проговаривайте свои слова. Ребёнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребёнок;
– Развивайте мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи;
– Примите участие в познавательном процессе сына или дочери. Вашему малышу вздумалось залезть на шкаф? – Лезьте и вы. Хочет вытащить ящик тумбы? – Помогите ему. Ребенок должен освоить максимум знаний, ведь от этого зависит его развитие.
– Не запрещайте изучать мир. Если что-то ребенку нельзя брать, сделайте так, чтобы эта вещь не попадалась ему на глаза. Если так случилось, что ребенок взял молоток, любимую мамину тарелку, кошелек – позвольте ему рассмотреть предмет и только затем убирайте.
– При падениях не стоит сразу спешить на помощь. Вряд ли он сильно ударится, не стоит также опасаться переломов. Падение – неизбежный этап для развития ориентирования в пространстве, равновесия. Главная задача родителя – позволить самостоятельно преодолеть преграду.
E-mayl: Hatalyaaleksandrovnaefimova@yandex.ru
МБДОУ
детский сад № 29 «Улыбка»
г. Вязники
Особенности
развития детей
раннего возраста
Составила: воспитатель
1 квалификационной категории
Ефимова Наталья Александровна
Источник
представлены буклеты для родителей “Возрастные особенности детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет с рекомендациями для родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации. Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ:
- Найди тень у картинки
- Подбери заплатку
- Добавь недостающий предмет
- Игра в противоположности
- Различные пирамидки
- Коробка с вкладышами
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ Сорокина Е.И.
Сеченово
2015
Ведущая потребность – в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность – игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция – восприятие.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
- кризис 3-х лет. формирование «системы Я».
- развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
- появление смысловой структуры сознания.
- ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
- развитие происходит через общение. с взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
- удерживает внимание 7-8 минут
- может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез. сравнение и обобщение.
- при новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
- помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении
- способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
- формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо.
- формировать умение действовать по правилам.
- формировать умение сопереживать, сочувствовать. формировать эмоциональную отзывчивость.
- способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.
Новообразования:
- усвоение первичных нравственных норм.
- самооценка.
- появление элементов партнерского общения.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
Восприятие:
цвета – узнавать, называть, соотносить красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый.
форма – узнавать, называть, соотносить круг, квадрат, треугольник.
величины – узнавать, называть, соотносить большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий.
эмоциональные состояния – узнавать, называть, соотносить радость, грусть, гнев.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ – описание предмета по известным признакам; выполнение заданий «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам); исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез: собирание картинки из 3 частей без опоры на образец и из 4 – со зрительной опорой.
Обобщение: по цвету, форме, величине, эмоциональному состоянию.
игрушки, животные, фрукты, овощи, одежда, обувь
Сериация
- по цвету — 3 оттенка;
- по величине — 5 предметов;
- по расположению в пространстве — 3 положения;
- серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся представлений по одному признаку .
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и
Предварительный просмотр:
Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение
- на основе изученных свойств;
- по материалу;
- по эмоциональному состоянию;
- времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт. Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
- по цвету — 4 оттенка;
- по величине — 5 предметов;
- по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
- по свойствам — 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ:
- Найди тень у картинки
- Пазлы
- Подбери заплатку
- Добавь недостающий предмет
- Игра в противоположности
- Различные лабиринты
- Обведи по точкам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Возрастные особенности детей 4-5 лет»
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ Сорокина Е.И.
Сеченово
2015
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
- Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
- Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
- Повышенная познавательная активность.
- Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
- И нтерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
- Усложнение сюжетно-ролевой игры.
- Появление осознанности собственных действий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
- Создавать условия для развития творческого воображения.
- Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
- Создавать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
- Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Новообразования:
- Контролирующая функция речи.
- Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
- Появление элементов произвольности.
- Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
Восприятие
Эмоциональные состояния – узнает, называет, соотносит радость, гнев, удивление, испуг
Свойства предметов – узнает, называет, соотносит тяжелый — легкий, жесткий — мягкий, шершавый — гладкий, прозрачный — непрозрачный, горячий — холодный, светлый — темный, сухой — мокрый. По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д.)
Пространство – определяет местонахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте высоко-низко, слева-справа, впереди-сзади.
Время – соотносит события со временем его происшествия – утро, вечер, день, ночь, вчера, завтра, сегодня.
Память
Зрительная образная: объем — 5 предметов.
Слуховая образная: объем -4—5 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 5 слов.
Тактильная: объем — 4—5 предметов.
Внимание
Объем — 5 предметов.
Устойчивость — 15—20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично. Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок.
Предварительный просмотр:
- по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
серия из 5 последовательных картинок.
Классификация
По двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость — восторг, грусть, гнев – ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы.
Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявление элементов рефлексии.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ:
- Найди лишний предмет
- Найди пару
- Найди тень у картинки
- Пазлы
- Логические раскраски
- Подбери заплатку
- Добавь недостающий предмет
- Игра в противоположности (Антонимы)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Возрастные особенности детей 5-6 лет»
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ Сорокина Е.И.
Сеченово
2015
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
- Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
- Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
- В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
- Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
- Половая идентификация.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
- Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
- Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Новообразования:
- Предвосхищение результата деятельности.
- Активная планирующая функция речи.
- Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
Восприятие
Оттенков изученных эмоциональных состояний
Память
Зрительная образная: объем — 6 предметов.
Слуховая образная: объем — 6 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 6 слов.
Тактильная: объем — 6 предметов.
Внимание
Объем — 6 предметов.
Устойчивость — 20-25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью. Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком, и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий; «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез ,
Из 6 частей без образца и из 7-8 частей — со зрительной Опорой на образец.
Сравнение предметов
На основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка;
- дикие и домашние животные;
- растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
- вещи (головные уборы, одежда, обувь);
- рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые. Выполнение операции конкретизации на основе всех изученных обобщений.
Сериации
- по цвету — 5 оттенков;
- по величине — 7 предметов;
- по возрасту — 4 возрастные группы;
Предварительный просмотр:
выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
Сериация
По всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
Классификация
По существенным признакам.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам. Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ:
- Найди тень у картинки
- Пазлы
- Подбери заплатку
- Добавь недостающий предмет
- Игра в противоположности
- Различные лабиринты
- Обведи по точкам
- Логические раскраски
- Ребусы и головоломки
- Найди закономерность, продолжи ряд
- Волшебные клеточки и точки
- Развитие мелкой моторики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Возрастные особенности детей 6-7 лет»
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ Сорокина Е.И.
Сеченово
2015
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра
Ведущая функция — воображение.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
- Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
- Переход к младшему школьному возрасту.
- Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
- Повышенная чувствительность.
- Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
- Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
- Способствовать развитию мышления.
- Формировать произвольность всех психических процессов.
- Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
- Продолжать формировать этические представления.
Новообразования:
- Внутренний план действий.
- Произвольность всех психических процессов.
- Возникновение соподчинения мотивов.
- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
- Возникновение первой целостной картины мира.
- Появление учебно-познавательного мотива.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.
Слуховая образная: объем — 7 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 7-8 слов.
Тактильная: объем — 7 предметов.
Внимание
Объем — 7-8 предметов.
Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по трем и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез _ * ,
Из 9 частей без образца и из 12 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
Ребенок должен самостоятельно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Источник