Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка
Методических разработок « Роль блоков Дьенеша в развитии сенсорных эталонов у детей младшей группы».
Цель: развитие сенсорных эталонов у детей младшей группы.
– Задачи:
Образовательные:
-развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум), объяснять сходства и различия объектов.
-развивать зрительное внимание, память;
-развивать ориентировку в пространстве;
– совершенствовать умение зрительно анализировать размер, цвет, форму предметов..
– Эффективность
Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
И эти слова проверены многолетними исследованиями великих учёных в области дошкольной педагогики.
В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребёнка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств.
А чтобы игра приняла развивающий и познавательный характер необходимо разрабатывать игровые технологии и применять их на практике. Игровые технологии могут быть направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей. Особое внимание нужно уделять игровым технологиям, направленным на сенсорное развитие, так как оно имеет огромное значение в развитии восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов окружающего мира.
Я предлагаю методические рекомендации по использованию блоков Дьенеша с целью развития сенсорных эталонов у детей младшей группы.
Методические рекомендации.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до восьми лет. Они представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) черырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники)
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Основные задачи в работе с блоками Дьенеша с детьми младшей группы:
– способствовать развитию умений различать и правильно называть основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); цвет; толщину;
– определять свойства фигур на ощупь;
– обобщать фигуры по одному, двум свойствам;
Работа с блоками позволяет развивать у детей мыслительные операции, познавательные процессы, воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
.
Все игры и упражнения с блоками Дьенеша, за некоторым исключением, разделяются в основном на три варианта.
Игры и упражнения первого варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством, второго варианта- сразу двумя свойствами.
Игры, которые можно проводить с детьми младшей группы с целью развития сенсорных процессов, используя блоки Дьенеша:
1. Игры и упражнения направленные на зрительное восприятие формы.
Дети зрительно выделяют форму, сопоставляют её, проверяют результат с помощью наложения и примеривания.
Предлагаемые игры: «Найди домик для фигуры», «Найди такую же фигуру», «Подбери ключик к замку», «Украсим ёлочку», «Льдинки».
С помощью этих игр можно добиться, чтобы образ восприятия формы стал образом представления. У детей нарушениями зренияс формирование представлений затруднено, поэтому очень важно правильно организовать этот процесс.
2. Игры с блоками Дьенеша для формирования представлений о цвете.
Дети с нарушением зрения учатся с помощью блоков пользоваться представлениями о цвете в повседневной жизни, оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.
Для развития цветовосприятия можно использовать такие игры: «Угостим мишку печеньем», «Покажи такую же фигуру», «Найди для куклы подарок».
3.Игры и упражнения, направленные на восприятие величины.
Величина понятие относительное : один и тот же предмет в сравнении с другим может восприниматься и большим, и маленьким. В то же время величина имеет разные параметры- высоту, длину, ширину, толщину. С помощью блоков Дьенеша дети зрительно сравнивают фигуры. В случае затруднения, можно проверить свой выбор путём наложения и приложения.. На этом этапе применяются такие игры: «Новогодние подарки», «Дорожки», «Раздели фигуры», «Собери бусы»
Приёмы, которые предлагаются использовать в работе с блоками Дьенеша, основываются на перспективное планирование.
Работу с блоками нужно начинать со второй младшей группы. В первую очередь предоставить детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установливают, что они имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.
Затем используются игры и упражнения , которые развивают у детей умения оперировать одним свойством.
На этом этапе можно предложить детям такие задания:
«Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету» (форме или размеру)
Варианты игр:
«Найди свой домик», «Муравьи», «Сделай узор», «Найди и назови».
На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения, которые развивают умения оперировать сразу двумя свойствами.
Задания для выделения блоков по двум свойствам:
«Найдите все такие фигуры, как эта по цвету и форме»;
«Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы»;
При работе с блоками Дьенеша эффективно использовать обручи. Есть два набора обручей, двух размеров и имеющие те же цвета, что и блоки Дьенеша. Их можно использовать как для игр за столом, так и для игр на полу.
Для работы с блоками Дьенеша есть уже готовые печатные игры. Но многие игры можно создать своими руками, так как для детей с нарушением зрения не подходят бликующие картинки, карточки с большим колличеством объектов, с ярким фоном. Для демонстрации на фланелеграфе необходимы увеличенные образцы, карточки с кодами. Предлагаем создать альбом, с помощью которого можно давать задания на выделения 1, 2 свойств фигур, без отрицания Большой интерес вызывают у детей игры с логокубом. Его можно использовать на разных стадиях работы, постепенно усложняя задания. Игры для логокуба: «Угощения для мишек», «Магазин игрушек», и т.д.
Перспективное планирование игр с логическими блоками Дьенеша.
Младшая группа
Месяц | Название игры | Цель игры | Описание игры |
Сентябрь | Мониторинг | Выявление уровня развития детей | |
Октябрь | «Давайте познакомим ся» | Познакомить с блоками Дьенеша, вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша. | Использование блоков Дьенеша по своему усмотрению. |
Ноябрь | «Найди такую же фигуру» | Развивать умения находить такие же фигуры по форме, закреплять знание формы. | Дети находят такие же фигуры по форме, как у педагога. |
Декабрь | «Пироги для мишки» | Развивать умения находить такие же фигуры по цвету, закреплять знание цветов | Дети находят такие же фигуры по цвету, как у педагога. |
Январь | «Подарки от Деда Мороза для зверят» | Развивать умения находить такие же фигуры по размеру, | Детям предлагается помочь Деду Морозу разобрать подарки для зверят ( такие же фигуры по размеру, как у педагога) |
Февраль | «Льдинки» | Развивать умения находить фигуры такие же по толщине. | Детям предлагается найти для пингвинов льдинки, чтобы они смогли построить заборчик вокруг своего домика ( такие же фигуры по толщине, как у педагога. |
Март | «Собери бусы для Лисички-Сестрички» | Развивать умения выделять фигуры по одному свойству | Детям предлагается собрать бусы для лисички из красных бусинок,( из больших, из круглых). |
Апрель | «Дорожка для Колобка» | Развивать умения выкладывать фигуры в определённой последовательности (большие и маленькие, красные и синие) | Ситуация: Колобок потерял дорогу домой. Детям предлагается помочь проложить дорожку до дома Колобка ( чередуя фигуры по цвету и форме, форме и размеру) |
Май | «Сделай узор на коврике» | Развивать умения анализировать расположение фигур в пространстве | Детям предлагается выложить орнамент по образцу педагога путём наложения. |
– Cписок использованных источников и литературы:
1. Авторская разработка.
2. Авторские фотографии.
3. Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян «Содержание медико-педагогической помощи» в ДОУ для детей с нарушением зрения., Москва, 1998г.
4. Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», Владос, Москва, 2007
5.Ф.Н.Блехер «Дидактические игры», Просвещение, Москва,1964
6. Л.С. Выготский « Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Вопросы психологии №6, 1966.
7.Н.П.Аникеева . «Воспитание игрой» кн. Для учителя. Просвещение, Москва, 1987
8. Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина , Н.Б.Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», Просвещение, Москва,1988.
9. Под редакцией JI. А. Венгера. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Просвещение,Москва, 1973.
10. Интернет- ресурсы: mdoy29.caduk.ru; igrovye_tehnologii_v_dou.docx; i.doy-malysh.ru.
Источник
Галина Аксенова
Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей раннего возраста
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений.
Тема. «В гости к куклам» (с использованием блоков Дьенеша) в группе раннего возраста.
Программные задачи
Закрепить в речи названия основных цветов (красный, синий, желтый, тренировать внимательность.
Закрепить знания детей о геометрической форме, треугольник. Учить распознавать формы треугольника в окружающей обстановке.
Классифицировать предметы по признаку величины «большой», «маленький».
Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, глазомер.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Материалы и оборудование
Блоки Дьенеша, альбом к блокам Дьенеша «Для самых маленьких»,
кот (мягкая игрушка, деревянные бусы для нанизывания, две дорожки
узкая и широкая. Музыкальное сопровождение Л. Бетховен «К Элизе»
Ход занятия
Воспитатель. Ребята сегодня к нам в группу пришел гость. Подойдем поближе и поздороваемся с ним.
Кто это, ребята? (ответ детей)
Воспитатель. – Верно, котик. Какой он?
Ответы детей (Большой, пушистый, серый).
Воспитатель. Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые!
Воспитатель. Глазки у нашего котика смелые, но очень грустные. Ребята спросите у него, что случилось, котик?
Дети спрашивают.
Кот. Я спешил в гости к кукле Кате и ее подружкам, хотел подарить им красивые бусы. Бежал по дорожке, но стало вдруг темно – солнышко спряталось! И я потерял коробочку с бусинками!
Воспитатель. Котик, мы тебе поможем. Ребята, нужно помочь солнышку выйти из-за тучки! Давайте выложим ему лучики, солнышко засияет, мы пойдем по дорожке и сможем найти бусы!
Воспитатель. Ребята, подойдите к столу. На столе лежат карточки, на которых нарисовано солнышко. Но у солнышка нет лучиков! Посмотрите, пожалуйста, какой формы лучики у нашего солнышка? (дети – треугольной формы)
Воспитатель. Мы с вами выложим лучики из треугольников. Треугольники у вас в коробочках разного цвета и величины. Возьмите, пожалуйста, по одному треугольнику.
– Кира, сколько треугольников ты взяла? (ответ ребенка)
– Кира, какого цвета твой треугольник? (ответ ребенка)
– Яна, сколько треугольников у тебя в коробочке? (ответ ребенка)
– Покажи мне треугольник красного цвета?
– Вероника, найди в своей коробочке маленький треугольник желтого цвета.
– Какого цвета твой треугольник?
(опрос детей)
Воспитатель. А сейчас нужно для каждого треугольника найти свое место. Не спешите, будьте внимательны.
Дети работают с карточками и блоками Дьенеша.
Воспитатель. Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам встать и показать, какие у солнышка лучики (физ. минутка). Музыкальное сопровождение Л. Бетховен «К Элизе»
Солнце вышло из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки!
Ручки в стороны потом
Мы по шире разведем.
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинки!
Воспитатель. Ну, вот, теперь и дорожки стало видно!
– Ребята сколько у нас дорожек? (ответы детей)
– Дорожки одинаковые или разные? (одна дорожка узкая, а другая широкая)
– Какие дорожки? (ответы детей)
Дорожки у нас не простые, они из геометрических фигур (треугольники). Из каких фигур составлены дорожки? (ответы детей)
Воспитатель. Вы готовы идти по дорожке искать коробочку с бусами?
Дети идут по широкой дорожке, находят коробочку на столе. В ней рассыпанные бусы, цветные шнурки.
Воспитатель. Ребята, бусы-то все рассыпались! Нужно их собрать на цветные шнурки.
– Возьми, Кира, шнурок зеленого цвета, собери на него бусы зеленого цвета. – Какого цвета я даю шнурок Яне? (ответ ребенка)
– Какого цвета бусы ты, Яна, на него соберешь? (ответ ребенка)
– У Миши будет шнурок желтого цвета. Миша соберет бусы желтого цвета.
– Ксюша, найди шнурок красного цвета. Ты будешь собирать бусы красного цвета.
– Какого цвета бусы собирает Ксюша? (ответ ребенка)
Дети собирают бусы.
Воспитатель. Я вам помогу – свяжу бусы, чтобы они не рассыпались. (связывает бусы). Вот теперь можно отнести бусы котику.
Дети вместе с воспитателем возвращаются к котику.
Воспитатель. Котик, мы нашли и собрали бусы!
Кот: какие молодцы! Приглашаю вас, ребята, пойти вместе со мной в гости к куклам! Согласны ребята? (ответ детей)
Дети идут в гости к куклам.
Источник
Педагогическая программа самообразования по теме
« Использование Блоков Дьенеша в развитии сенсорных способностей у дошкольников»
Воспитатель Донская.А.Г
Актуальность
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: “логические фигуры” (Фидлер М.), “логические кубики” (Копылов Г.), “логические блоки” (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: Объёмный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось своё название. Объёмный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной – логическими фигурами.
Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.
Дидактический набор “Логические блоки” состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, жёлтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в
2
плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции “не”, “и”, “или”. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Комплект логических блоков даёт возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже – по трём (цвету, форме
и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей.
Цель: развитие у детей (сенсорных способностей) познавательных интересов и творческих способностей.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к играм с блоками Дьенеша, желание действовать с ними.
- Развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий.
- Развивать творческие способности, воображение детей.
- Развивать умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры, предметы одежды и др.) по самостоятельно найденному основанию.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, посредством решения личностных затруднений
- Формировать элементарные математические и пространственные представления.
3
Возраст детей: с 2 до 3 лет; с 3 до 4 лет
Сроки реализации программы : 2 года
Принципы:
- принцип активности ребёнка в деятельности
- принцип новизны
- принцип сотрудничества
- принцип вариативности
- принцип систематичности и последовательности
- принцип индивидуализации
Формы работы:
- игра
- упражнение
- игры с альбомами
Методы:
- игровой
- диалогический
- Показ
– проблемная ситуация
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ:
-Формирование практических способов ориентировки: формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребёнок рассматривает знакомится ,запоминает,и узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально зрительно , методом выбора ,а потом на ощупь,
- Формирование восприятия цвета:Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сравнению цветов (дается инструкция: Дай такой же (по цвету) квадрат , кружочек и т. д.). На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем ребенок сам называет тот или иной цвет и классифицирует блоки по цвету.
- Формирование восприятия формы. Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры и упражнения (различения ,круга и их размеров и т.д ).
4. Формирование восприятия величины. Различие и закрепления понятий большой – маленький проводиться при помощи различных игр,– упражнения на конструктивную деятельность используя картинки из альбомов «Маленькие логики» и т.д
4
Основные этапы программы
Акты учебного | Этапы | Деятельность | Деятельность | |
цикла | технологии | детей | педагога | |
Ориентировочно- | Предварительный | Обеспечивает | ||
мотивационный: | доступность игр | |||
совместная | для детей, их | |||
постановка задачи, | привлекательность | |||
мотивация на | ||||
Ориентационный | Наблюдает | Предлагает | ||
предстоящую | вниманию ребёнка | |||
деятельность | игру | |||
Наблюдает | ||||
Инициирует | ||||
желание ребёнка | ||||
поиграть через | ||||
наблюдение за | ||||
игрой взрослого | ||||
Поисково – | Содержательно – | Рассматривает | Предлагает | |
исследовательский | операционный | игры | ребенку игры | |
практический: | Интересуется | более легкие, не | ||
педагог приводит | ими | доходя до трудных | ||
детей к | (ориентируясь на | |||
самостоятельному | возраст, уровень | |||
постижения нового | развития ребенка, | |||
материала | Осуществляет | его интерес) | ||
свободную | Обеспечивает | |||
игровую | сменяемость видов | |||
деятельность | деятельности | |||
Ребёнка за счёт использования разнообразных игр | ||||
5 |
Рефлексивно- | Ценностно – | Оценивает | Осуществляет |
оценочный акт: | волевой | получившейся | позитивную |
осознание | результат с | оценку реально | |
недостаточности | образцом | достигнутых | |
имеющихся в | успехов ребенка в | ||
распоряжении | сочетании с | ||
способов | предвосхищающим | ||
умственных | настроем на новые | ||
действий или | действия | ||
знаний | Обеспечивает | ||
эффект новизны, | |||
на основе уже | |||
известного | |||
(предлагает | |||
Организует | |||
физическую | |||
разминку, | |||
двигательную | |||
активность в | |||
непринужденной | |||
обстановке |
6
Планируемый результат:
Достижения детей:
Работа над программой профессианального самообразования по данной теме
поможет мне сформировать у детей умение
- эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу;
- успешно выделять и учитывать цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырѐх разновидностей;
- Быть активными , инициативными и любознательными;
-развивать самостоятельность и творческие способности.
Достижения педага
У меня как у педагога сформируются основы педагогического
мастерства,профессионализма и творчества:
-Умение анализировать научно -методическую литературу,повышение своих
теоретических и практических знаний,умений и навыков;
-Овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения
детей дошкольного возраста
Умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои
достижения на ,применять полученныезнания на практике.
Календарно – тематическое планирование
№ | Игра, цель | месяц |
1 | «Цвет, классификация по одному признаку». | Октябрь |
«Какой это цвет?» | 1 | |
Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, | неделя | |
желтый. | ||
2 | «Что нам привѐз Мишутка?» | 2 |
Цель: способствовать развитию умения выделять в | неделя | |
геометрических фигурах признак цвета, различать и называть | ||
основные цвета. | ||
3 | Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» | 3 |
Цель: закреплять умение различать и называть основные | неделя | |
цвета. | ||
4 | Игра на внимание «Найди пару» | 4 |
Цель: закреплять умение различать и называть основные | неделя | |
цвета. | ||
5 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». | Ноябрь |
«Какой это формы?» | 1 | |
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, | неделя | |
выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, | ||
треугольник. | ||
6 | «Что нам привѐз Зайчишка?» | 2 |
Цель: способствовать развитию умения выделять в признак | неделя | |
формы, различать и называть основные геометрические | ||
фигуры. | ||
7 | Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный | 3 |
мешочек» | неделя | |
Цель: закреплять умение различать и называть | ||
геометрические фигуры по заданному признаку формы, | ||
развивать тактильные ощущения. | ||
8 | Игра «Отгадай фигуру» | 4 |
Цель: способствовать развитию умения давать | неделя | |
характеристику фигуры по условному обозначению | ||
(схематическое изображение геометрических фигур). | ||
8 |
9 | Игра «Продолжи дорожку» | Декабрь |
Цель: закреплять умение различать и называть | 1 | |
геометрические фигуры, используя схематическое | неделя | |
изображение геометрических фигур, выполнять действия, | ||
согласно определенному правилу. | ||
10 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». | 2 |
«Какого размера фигуры?» | неделя | |
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, | ||
выделяя признак величины. | ||
11 | «Угости матрешек печеньем» | 3 |
Цель: способствовать развитию умения различать | неделя | |
геометрические фигуры по заданному признаку величины | ||
12 | Игра «Укрась елки игрушками» | 4 |
Цель: способствовать развитию умения различать | неделя | |
геометрические фигуры по заданному признаку величины, | ||